Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальные группы и социальные слои





Понятие социально-классовой структуры имеет два аспекта. С одной стороны, оно предполагает рассмотрение не только социаль­ных классов, как это происходит в случае изучения классовой струк­туры, но и всех объективно существующих в обществе социальных слоев и групп. Тем самым подчеркивается принадлежность ее к бо­лее широкому типу структур. С другой стороны, это понятие задает направление и глубину анализа социальной структуры, показывая, что ядром ее являются массы, составляющие социально-классовую структуру и занимающие по отношению к социальным слоям и группам определяющее положение. Деление общества на классы в истории,—подчеркивал В. И. Ленин,—должно стоять перед нами , ясно всегда как основной факт8.

Понятие социальной группы следует отличать от понятия малой группы, имеющей широкое употребление в социологии. Под со­циальными группами в социологии понимаются большие группы людей, и, прежде всего классы. Но к социально-классовой структуре относятся не только большие группы, имеющие все признаки клас­са, но и «классово-подобные» социальные группы. Примером такой группы может служить в социалистическом обществе интеллигенция. Понятие «слой» в марксистской социологии также коренным образом отличается от понятия «слой» («страта») в буржуазных теориях социальной стратификации. Классы и социальные группы состоят из социальных слоев, которые отличаются друг от друга по тем же социально-экономическим признакам, что и классы. Так, в условиях социализма вследствие социально-экономической неодно­родности труда существуют, например, квалификационные слои ра­бочих, внутри социалистической интеллигенции выделяется слой работников, занятых организаторским трудом, и т. д. Процесс преодоления социально-классовых различий идет одновременно, как процесс стирания граней между основными социальными группами , я как процесс усиления социальной однородности рабочего класса, колхозного крестьянства, народной интеллигенции и одновременно процесс усиления социальной однородности общества, взятого в целом.



В социально-классовом составе общества главное место отводит­ся общественным классам. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большейчастью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, бла­годаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»9.



В кратких определениях классов социологи нередко ограничива­ются указанием на отношение к средствам производства. Однако это не означает, что можно пренебрегать другими признаками. В ус­ловиях зрелого социалистического общества важно учитывать, что существующие социально-классовые различия не сводятся к разли­чиям между формами общественной собственности на средства производства, так как рабочий класс и основная масса колхозного крестьянства по этому критерию уже не отличаются друг от друга.

Основные направления сближения классов и социальных групп на этапе развитого социализма следующие:

дальнейшее сближение всех классов и групп, трудящихся по их отношению к средствам производства;

сближение классов, групп и слоев, трудящихся по характеру тру­да и тем самым по роли в общественной организации труда;

сближение всех социальных групп социалистического общества и слоев внутри них в сфере распределения.

Социологические исследования изменений в социально-классовой структуре неотделимы от исследований изменений в структуре со­циально-профессиональной. Социальные и профессиональные разли­чия в сфере разделения труда имеют разные критерии, но основой тех и других выступают виды выполняемого людьми труда.



Преодоление существенных различий, вытекающих из социаль­но-экономической неоднородности труда, и, прежде всего различий между умственным и физическим трудом, не ведет сразу и непо­средственно к преодолению профессионального разделения труда. Различия профессиональные, т. е. по конкретному содержанию тру­да при примерно равной его сложности и одинаковом вознагражде­нии за него, встречаются и при социализме. На первых этапах вто­рой фазы коммунистического общества, когда каждый член обще­ства достигнет всестороннего развития, а общество сможет равно удовлетворять растущие потребности своих членов, различия про­фессионального порядка, вытекающие из необходимости углублен­ной специализации людей в определенной сфере (техники, медици­ны, искусства и т. д.), будут необходимы, но они уже не будут различиями социальными.

Перерастание социалистических общественных отношений в ком­мунистические ведет к изменениям в социальной структуре обще­ства. Эти изменения связаны, в частности, с перемещениями — пе­реходами людей из одних классов, социальных групп и слоев в дру­гие, перемещениями из деревни в город и обратно, изменениями социального положения вступающей в жизнь молодежи сравнитель­но с положением родителей и т. д. Все эти процессы называются социальными перемещениями.

Общественное разделение труда

И социально-профессиональная структура общества

На каждой исторически преходящей ступени общественного раз­вития человеческий труд расчленяется на отдельные виды, направ­ленные на удовлетворение различных общественных потребностей.

Тем самым порождается та или иная социальная организация труда. Производительные силы определяют характер общественного разде­ления труда, которое отражается в соответствующих производствен­ных отношениях. Важной характеристикой общественного разделе­ния труда является отраслевое разделение труда. В рамках отраслей происходит разделение труда между предприятиями, учреждениями. Разделение труда между трудовыми коллективами и их членами является основой формирования соответствующих мест работы.

Социология изучает социальные последствия разделения, труда. Исследование социальных проблем общественного разделения труда осуществляется многими отраслями социологического знания, преж­де всего социологией промышленности (индустрии), социологией сельского хозяйства, социологией науки и т. д., а также при изучении социальной структуры и образа жизни.

Общие формы разделения труда исследуются социологией города и деревни, а также при изучении социальной структуры общества. В социологии профессий рассматриваются проблемы, связанные с профессиональным, а также отраслевым разделением труда. Эта отрасль социологического знания исследует результаты профессио­нального разделения труда (структуру занятий, соответствующие профессиональные группы и их взаимосвязи в обществе). Изучение профессиональной группы может охватить весьма широкий спектр социальных явлений, включая особенности образа жизни и лич­ности.

Социология профессии включает в себя пять относительно неза­висимых разделов: исследование места роли профессионального раз­деления труда в общественном его разделении; занятий как резуль­тата профессионального разделения труда; профессиональной группы и ее характеристик; образа жизни профессиональной группы, личности и профессии.

Социально-этническая структура общества.

Этносоциология

Социологическое исследование этнической структуры в отличие от исторического, этнографического ставит своей целью выявление ее социальных характеристик, т. е. определение закономерных свя­зей элементов этой структуры с социально-классовым, социально-демографическим составом, с процессами социальной мобильности.

Основными элементами этнической структуры выступают на­ции — исторически сложившиеся, устойчивые общности людей, воз­никшие на основе единства происхождения, территории, экономиче­ской жизни, культуры, языка, самосознания и народности, выделя­ющиеся главным образом на основе единства языка, культуры, са­мосознания, территории.

Термин «национальность» употребляется в двух значениях — как обозначение принадлежности человека к той или иной нации, народности (например, во время переписей населения, в паспорте и т. д.) и как обозначение этнокультурного образования безотносительно к территории и общей экономической жизни (например, Украинцы безотносительно к тому, где они проживают — в Украин­ской ССР, других республиках СССР или в Канаде, США и т. д.). Применительно к людям других национальностей, не принадлежа­щих к нации, дающей наименование союзной или автономной рес­публики, употребляют термин инонациональные группы (армяне, азербайджанцы, украинцы и др. в Грузии).

Этносоциология (этническая социология) изучает национальное многообразие социальных процессов и явлений, социальную обусловленность национальных изменений, этнокультурные явления (язык, культура, национальное самосознание) в их социальном разнообра­зии — в различных социальных группах и ситуациях, т. е. взаимодействие социального и национального в современной жизни.

Особенность этой отрасли социологического знания в том, что здесь принимаются во внимание как общие социально-экономиче­ские и социально-политические условия в стране, так и специфиче­ские условия в локальной среде — в различных по типу, городах и селах, в конкретной этнической среде, а также в производственных коллективах, в семье, в соседском окружении и т. д. Учитываются также различные ситуации межнациональных контактов — напри­мер, ситуация, при которой длительный исторический период кон­тактируют национальности со сходной социальной структурой (ска­жем, эстонцы и русские в городах Эстонии), или ситуация быстрого сближения национальностей по социальной структуре (города Молдавии, Узбекистана и др.).

Одной из основных проблем этносоциологии является изучение социальной структуры наций и народностей. На основании анализа материалов всесоюзных переписей населения и результатов пред­ставительных опросов среди людей разных национальностей выясняются тенденции изменений в социальном составе и социальной мобильности наций.

В этносоциологических исследованиях рассматривается социаль­ная структура непосредственно контактирующих народов (напри­мер, эстонцев, русских и представителей других национальностей в Эстонской ССР, молдаван, русских, украинцев, гагаузов, болгар и др. в Молдавской ССР), выясняется не только социально-классовый состав наций и его изменения, но и внутриклассовая композиция, социальные перемещения, сходство и различия в социальных груп­пах, дается представление как о социальных интересах, трудовой, общественно-политической деятельности, так и о культурных за­просах, особенностях быта и психологии социально-профессиональ­ных групп. В поле изучения этнической социологии попадают явле­ния культуры, быта и психологии, в которых национальные особенности проявляются в большей мере, чем в других сферах обще­ственной жизни, что совпадает с задачей изучения национальных, в том числе этнических, культурно-бытовых процессов, националь­ного самосознания. Не случайно поэтому значительное место в этносоциологии занимает исследование развития и сближения куль­тур народов СССР.

Богатейшее разнообразие культурной жизни народов, сочетание в ней интернациональных и национально-специфических черт дополняются многовариантностью языковых процессов. Практически во всех этносоциологических исследованиях проблеме языковых взаимодействий, рассмотрению национально-русского двуязычия, значению для социальной активности людей и межнациональных отношений уделяется важное место.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.