Сделай Сам Свою Работу на 5

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ

ПРОЦЕССЕ

 

Одной из необходимых предпосылок и исходных условий реальной демократии является массовое участие граждан в процессах формирования и отправления власти. При этом речь идет о гражданах, юридически и политически просвещенных, способных делать ответственный и осознанный выбор правителей и контролировать власть имущих. «Заземлять» государство и заставлять его служить обществу. Как пишет в этой связи известный французский политолог Р.Арон, «западные страны не смогли бы жить в условиях той демократии, которая там существует, если бы граждане не ведали о правилах, по которым этот режим действует». Если же такие знания отсутствуют, то, следовательно, нет и необходимого для реальной демократии качества массы. А раз нет качества массы, то нет и качества «вождей». И, вместо участвующей демократии, построенной на свободном и ответственном волеизъявлении народа, мы имеем дело с так называемой «управляемой» или «манипулятивной» демократией, при которой политически невежественный, политически непросвещенный народ предстает в виде «стада». А облаченные властью «манипуляторы» и их ассистенты - «политтехнологи» и «пиарщики» - в роли его «пастуха».

Именно такой предстает нарождающаяся демократия в России -стране, в которой, говоря словами В.А.Гиляровского, традиционно были, и все еще остаются «две напасти: внизу - власть тьмы, а наверху -тьма власти». И подавляющее большинство людей (причем не только из «низов», но и из «верхов») не имеет самого элементарного минимума современных политических и правовых знаний. Будучи, по этой причине, абсолютно не способными свободно и сознательно самоопределиться в своем выборе властей, не поддаться обману и самообману в политике.

Самое тревожное в этой ситуации то, что таким же политически неграмотным вступает в гражданскую жизнь молодое поколение россиян, становясь в значительной своей массе легкой жертвой всякого рода манипуляций - социальных, национальных, политических, нравственных и т.д., - зачастую с криминальным оттенком. С этим же фактором тесно связан и очень расхожий в молодежной среде миф о том, что можно прожить и без политики. Речь идет о политической индифферентности и пассивности, игнорировании выборов, неучастии в демонстративных политических акциях, сознательном отключении от каналов массовых политических коммуникаций, безразличном отношении к типу политической власти и облику тех сил, которые олицетворяют ее.

Показательно, что даже самые передовые слои и группы молодежи, стремящиеся как можно полнее овладеть «премудростями» рыночной экономики, далеко не всегда отдают себе отчет в том, насколько при

этом важны не только экономические, но и политические знания. Что политика и экономика, хотя и самостоятельные, но в то же время тесно взаимосвязанные и взаимозависимые сферы общественного бытия. Что без соответственного политико-правового обеспечения, без создания благоприятной общественно-политической среды в России никогда не будет рынка (по крайней мере, в его современных цивилизованных формах). А раз не будет рынка, то никогда не будет и рыночной политической демократии с ее неизменным приматов прав и свобод личности, общественного контроля за власть имущими и т.д.

Осознание такой диалектики требует серьезного изучения не только естественнонаучных и специальных дисциплин. Для честолюбивой, творчески самореализующейся личности очень значимо и приобретение необходимого минимума современных политических знаний. С тем, чтобы иметь достаточно четкое представление о природе и сути политического регулирования общественной жизни, его структурно-функциональных основах, характер и пределах распространения на экономическую и социальную сферы и т.д. Широкие возможности в этом плане представляет курс политологии как теоретико-прикладной науки, посредством которой человек «вводится» в политику. В эту важнейшую сферу общественной жизнедеятельности, которая отличается большим своеобразием и во многом все еще остается загадочной для непосвященных граждан.

По своему содержанию политология представляет собой особую междисциплинарную область обществоведческого знания, дающую системное представление о политико-властной организации и функционирования общества. Это своего рода «физика» политики, содержащая свободные от идеологических ограничений и эгоизма классовых интересов ответы на вопрос о том, как устроены различные политические системы, кто и каким образом отправляет в них власть, кому и в каких пределах эта власть служит и пр. При этом политология опирается на выводы и интегрирует знания таких самостоятельных дисциплин, как политическая философия, политическая социология, политическая психология и др.

Политология не только теоретико-познавательная, но и прикладная наука. Прикладники-политологи, используя богатый арсенал политико-социологических методов сбора, анализа и обработки информации с использованием самых современных компьютерных технологий, всесторонне исследуют реальную политическую жизнь и политическую конъюнктуру. «Выдают» в качестве конечного общественно потребляемого продукта объективные экспертно-аналитические оценки и рекомендации по решению практических задач. А также разновариантные (краткосрочные и долгосрочные) прогнозы будущего развития событий. Не случайно, политологию очень часто называют «зеркалом политики», куда отправляющие власть государственные мужи смотрятся для того, чтобы разглядеть «лицо» своей политики и ужаснуться или обрадоваться его отражению.

Политология - это и мировоззренческая дисциплина. Осваивая содержащиеся в ней общецивилизационные, в значительной степени деидеологизированные политические знания, человек становится политически грамотным, приобретает способность рационально-критически осмысливать политические явления и процессы, свободно самоопределяться и самоидентифицироваться в условиях политического выбора и т.д. Существенно и то, что одновременно усваиваются азы кодекса политического поведения и волеизъявления, присущего демократически организованному обществу,

Именно эти цели начального политического образования студентов преследует курс «Политология», который в качестве одного из базовых в структуре социально-гуманитарных дисциплин введен во все учебные планы подготовки специалистов высшей квалификации вне зависимости от избранной специальности. Ибо, как утверждали еще Платон и Аристотель, без политических знаний не только нет полноценной личности, но, в конечном счете - и хорошего общества.

Основной задачей дисциплины является изучение политико-властной организации и функционирования общества во всем многообразии структур и форм проявления. В результате изучения дисциплины студент должен иметь четкие представления о том:

- что такое политика, и какова ее роль в жизнедеятельности общества. Почему без политики и вне политики общество существовать не может;

- какую роль в политике могут и должны играть такие ее социальные субъекты, как личность и группа, элита и масса, лидеры и их последователи;

- как устроены и функционируют различные политические системы и политические режимы, какие существуют между ними различия с точки зрения форм и способов правления;

- в чем суть и содержание демократии как формы и способа правления, и каковы ее основные принципы, и непреходящие общечеловеческие ценности;

-что собой представляет государство как центральный институт политической власти и верховный менеджер-управляющий общественными делами;

-какое место в иерархии разделения властей занимают парламент, институт президентства, система исполнительных и надзорно-контролирующих инстанций и др.;

- в чем заключается общественная значимость и важность деятельности политических партий и организованных групп интересов и групп давления;

- в чем суть и содержание таких понятий, как политическое сознание и политическая культура. В каких формах ортодоксального и девиантного поведения они проявляются;

- какие существуют способы управления и урегулирования неизбежных для любого общества социально-политических конфликтов и кризисов и др.

Изучение курса «Политология» тесно связано с другими

дисциплинами социально-гуманитарного блока, как общими, так и общепрофессиональными. Для успешного усвоения учебного материала студент должен знать пропущенные через отечественные реалии:

Историю Отечества, особенно в части, касающейся истории политических и экономических модернизаций России, начиная с петровских реформ и заканчивая нынешними.

Основы макроэкономики как важнейшей составляющей экономической науки, раскрывающей значимость крупномасштабных экономических явлений и процессов в жизнедеятельности социума

Основы философии как науки о фундаментальных принципах человеческого бытия, создающую предельно обобщенную картину мира и места человека в нем

Основы социологии как науки о законах становления, функционирования и развития общества как социально стратифицированного множества социальных слоев и классов и их взаимоотношений друг с другом

Основы социальной психологии как науки о закономерностях индивидуального и массового поведения и деятельности людей, обусловленных их включенностью в различные (неравные друг другу) общности (социальные, демографические, профессиональные, территориальные и т.д.)

Основы конституционного права РФ в части, касающейся политической организации общества и правового регулирования политико-властных отношений и политической деятельности и др.

Изучение курса «Политология» предусматривает чтение лекций и проведение практических занятий. Что касается лекций, то в них раскрываются ключевые темы курса на основе синтеза теории и практической политики. При этом акцент делается на изложение накопленного в западных странах опыта демократического устройства общественной жизни и возможностях его использования в специфических условиях России. При организации практических занятий применяются такие интерактивные средства и методики, как деловые игры, разбор и анализ проблемных ситуаций, ситуационное моделирование и прогнозирование и т.д. с использованием ресурсов Интернета

Текущий и промежуточный контроль за ходом усвоения дисциплины осуществляется в форме тестирования по отдельным темам курса. Рубежный контроль проводится в виде итогового многовариантного теста. Тесты строятся как с ниспосылаемым каждому вопросу «меню» вариантов, так и без этого «меню», т.е. представляют собой открытые вопросы в форме незаконченных предложений, ориентированных на знания категориального и понятийного аппарата.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема №1.Цели, задачи, содержание и объём курса политологии, исторические вехи возникновения и становления политической науки

Требования к изучению дисциплины, основные исторические вехи возникновения и развития политической науки

Тема №2.Содержание, структура и место политической науки в комплексе общественных дисциплин

Содержание, объект и предмет политологии. Структура политической науки. Функции политологии. Уровни, категории и методы политологии

Тема №3.Сущность и функции политики как особой государственно-властной сферы общественной жизни

Объективные и субъективные факторы, обусловливающие необходимость политики как искусства государственного управления и способа производства законных социальных приказов и предписаний. Основные функции политики как «искусства жить вместе, искусства единства во множестве». Классификация субъектов политики и их типологическая характеристика. Содержание и специфика взаимоотношений политики с другими сферами общественной жизни (экономикой, идеологией, моралью).

Тема №4. Политическая власть как институциональное средство и наиболее концентрированное выражение политики

Понятие власти и его интерпретация в различных политологических школах. Характеристика власти через призму таких ее структурирующих элементов, как объект и субъект, источники и ресурсы, функции и цели и т.д. Основные формы и способы проявления властных отношений. Сущность, содержание и отличительные признаки политической власти. Легальность и легитимность власти. Основные критерии и классические типы легитимности по М.Веберу.

Тема №5.Социально-классовые слои и группы, масса и личность как субъекты и объекты политики

Основные критерии социально-классовой дифференциации общества и типологии социально-классовых структур. Механизмы формирования и реализации слоевых и групповых интересов и их зависимость от характера и типа политики. Система социального представительства. Роль и место в политике интеллигенции, предпринимателей, народных масс. Суть и содержание политической социализации личности. Основные типы политически социализированной личности и их характеристики.

Тема №6.Индивидуальное и групповое политической лидерство Лидерство как центральный элемент процесса групповой организации и жизнедеятельности. Личностная теория лидерства. Поведенческий подход к лидерству. Лидерство как функция ситуации. Особенности индивидуального политического лидерства. Основные типы лидеров и проблема культа личности. Феномен политической элиты и современные подходы к анализу элитарности. Функциональные роли политической элиты и механизмы ее воспроизводства и рекрутирования. «Открытая» и «закрытая» политическая элита.

Тема №7. Политические системы и политические режимы Понятие политической системы и ее структурообразующие

элементы. Каналы и механизмы взаимодействия политической системы и внешней среды. «Опоры» политической системы и требования к ней

со стороны социума. Типологизация политических систем и проблемы функциональной эффективности. Тоталитаризм как система всепоглощающего властвования. Основные «родовые» признаки авторитаризма. Демократия как ценность и форма государственного устройства. Базовые принципы и критерии демократического режима. Специфика становления и развития демократии в современной России.

Тема №8. Государство как центральный институт политической системы

Сущность государства как верховного социального арбитра и менеджера-управляющего общественными делами. Три ветви государственной власти и их функциональные характеристики. Место парламента в системе разделения властей. Общие черты и различия между президентскими и парламентскими республиками. Понятие правового государства и основные принципы его организации. Проблемы передачи власти в современном обществе. Институт выборов и типы избирательных систем. Особенности РФ как государства со смешанной (президентско-парламентской) формой правления.

Тема №9. Политические партии и группы давления Сущность и содержание политического плюрализма. Структурные элементы и основные принципы организационного построения партии как политического института. Функциональные роли и цели партии как организации, ориентированной на власть. Современные классификации политических партий. Типология партийно-политических систем. Отличительные признаки организованных групп интересов и их функциональное предназначение. Происхождение и сущность лоббизма. Основные институциональные и неинституциональные формы лоббистской деятельности. «Прямой» и «косвенный» лоббизм. Особенности становления и развития многопартийности и лоббизма в РФ.

Тема №10.Политическое сознание и политическая культура Сущность, структурные элементы и функции политического сознания. Содержательные черты и специфика формирования обыденного и научно-теоретического политического сознания. Место и роль в структуре политического сознания политической идеологии. Сравнительный анализ либерализма и консерватизма, правого и левого радикализма. Содержательный анализ понятие политической культуры и политической субкультуры. Основные типы политической культуры и их типологические характеристики. Особенности отечественной политической культуры и возможности (перспективы) демократического обустройства России.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

 

1. Историческая периодизация формирования и становления политической науки.

2. Парадигмы политической мысли.

3. Структура политической науки.

4. Предмет, методы и функции политологии.

5. Сущность политики: концептуальные подходы, трактовки понятия.

6. Классификация политики.

7. Структура и основные функции политики.

8. Социальные и институциональные субъекты политики и их типологическая характеристика.

9. Соотношение политики с другими областями общественной жизни (экономикой, идеологией, правом, моралью).

10. Понятие власти и его интерпретация в различных политологических школах.

11. Источники, субъекты и объекты власти.

12. Политическая власть: признаки, ресурсы, процесс.

13. Политическое господство, легальность и легитимность власти. Типология легитимности по М.Веберу.

14. Социальные группы и общности как субъекты политики.

15. Социальная мобильность и маргинальность.

16. Система прямого и опосредованного представительства социальных интересов в политике.

17. Личность и политика. Соотношение биологических, психологических и социальных факторов в процессах становления личности.

18. Сущность и содержание политической социализации личности и факторы, ее обусловливающие.

19. Диапазоны участия личности в политике и ее основные политически социализированные типы.

20. Лидерство: сущность, объективные и субъективные предпосылки, основные концепции.

21. Особенности и типология индивидуального политического лидерства.

22. Сущность и основные теории политических элит.

23. Типология, способы рекрутирования и смены элит.

24. Политическая система: понятие, основные концепции. Характеристики политических систем.

25. Структура и свойства политической системы.

26. Функции и возможности политической системы.

27. Типология политических систем.

28. Политический режим: сущность, элементы, признаки (характеристики).

29. Тоталитарный политический режим.

30. Авторитарный политический режим.

31. Демократический политический режим.

32. Исторические этапы и основные теории происхождения государства.

33. Основные признаки и атрибуты государства.

34. Типология государств.

35. Функции государства, формы и методы их реализации.

36. Формы государственного устройства.

37. Формы правления.

38. Правовое социальное государство.

39. Место и роль государства в политической системе общества.

40. Политический плюрализм. Положительные и отрицательные стороны многопартийности.

41. Сущность и определение политической партии в различных традициях и концептуальных подходах.

42. Основные признаки современных политических партий. Структура партии.

43. Цели и функции политических партий.

44. Типология политических партий.

45. Партийные системы. Сравнительный анализ и типологизация.

46. Функции партийных систем.

47. Группы интересов (группы давления). Типология заинтересованных групп.

48. Функции групп давления, их возможности и ресурсы.

49. Лоббизм: понятие, положительные и отрицательные стороны.

50. Лоббизм как вид профессиональной деятельности. Типология лобби.

51. Лоббизм и коррупция.

52. Политическая культура: сущность, структурно - функциональная характеристика.

53. Типология политической культуры.

54. Политическое сознание: сущность, структура и функции.

55. Уровни и типы политического сознания.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1.Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Логос, 2005. - 488 с.: ил.

2. Политология : Учебник / А.А. Горелов. – 3-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2008 – 312 с.

3.Кретов, Б.И. Политология: Учеб. Пособие для вузов/Б.И. Кретов. – М.: Высш. шк., 2005. – 446 с.

4.Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 511 с.

5.Политология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 367 с.

 

Дополнительная:

1.Муштук О.З., Цыбульская М.В. Политология. Учебно-

практическое пособие. М.: МЭСИ. 2000.

2. Мальцев В.А. Основы политологии. Учебник для вузов. М.: 2004.

3.Муштук О.З. Бизнес и политика. Курс практической политоло-

гии. М.: 2005.

4. Основы политологии. Курс лекций. В трех частях. Под редакци-

ей Муштука О.З. М.: 2006.

5.Общая и прикладная политология. Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.

6.Панарин А.С. ПОЛИТОЛОГИЯ. Западная и Восточная традиции: Учебник для вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 2000.- 320 с.

7. Хейвуд, Эндрю. Политология: Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Вельского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 544 с. — (Серия «Зарубежный учебник»)

8.Категории политической науки. Учебник. Автор концепции и руководитель авторского коллектива А.Ю. Мельвиль.: М.: - РОССПЭН, 2002. – 656 с.

9.Дёмин Г.И.Политология: Альбом схем. – М.: Издательство «Палеотип»: Издательско-торговый центр «Маркетинг», 2002. – 92 с.

 

РЕСУРСЫ INTERNET

1. Полит. ру. - www.polit.ru

2. Национальная служба новостей - www.nns.ru

3. Политцентр - www.polit.kulichki.net

4. www.gazeta.ru и др.

5. http://studlib.com/

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.