Сделай Сам Свою Работу на 5

Качество бумаги, в зависимости от её состава.

Подготовка основы под живопись.

Основой для масляной живописи могут быть: дерево, холст, металл, картон, оргалит, ДВП, бумага. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки.

Виды основ.

Дерево.

Дерево в качестве основания под живопись использовалось с древнейших времён.( Например , роспись деревянных саркофагов в Египте 21-18 в.в. до н. э.)В западноевропейской живописи деревянные основания использовали вплоть до конца 17 в., уже наряду с холстом.( особенно небольшого и среднего формата).Но и крупноформатные тоже встречались( например, грандиозные алтарные картины Рубенса).

Дерево употребляется в виде досок, цельных или склеенных. Обычно это породы деревьев, наиболее распространённые в данной местности. На Руси это липа ( её древесина вязкая и мягкая, мало коробится и растрескивается, но легко загнивает и любима жучками – точильщиками), сосна, ель, лиственница, ольха, берёза, дуб.

Нидерланды :дуб, бук, реже ель и липа

Северная Франция и художники Нижнего Рейна:дуб

Южная Франция :тополь, орех, хвойные породы

Средняя и Верхняя Германия : липа и дуб, реже – хвойные.

Испания:тополь , сосна.

Италия :тополь, реже – орех, липа и др.

Твёрдые породы деревьев, как правило, больше насыщены смолистыми веществами и менее подвержены грибковым заболеваниям и воздействиям жучков – древоточцев, а также растрескиванию.

Мягкие( типа липы, тополя, каштана) мало коробятся, но сильно поражаются жучками.

Лучшими деревьями считаются те , которые растут на сухой и твёрдой почве. Древесина деревьев, растущих на болотистой почве очень непрочна и непригодна для живописи.

Ствол нужно выбирать прямой и ровный, с малым количеством сучьев.

Толщина досок в разное время была различной. Например, фаюмские портреты на очень тонких досках ( 2 мм-10 мм), христианские иконы 6-7 вв и старинные русские иконы – на досках 10-12 мм. Итальянцы во времена Ренессанса любили писать на толстых досках. Мастера северных школ, писавшие часто на твёрдом дубе небольшого и среднего размера картины, придерживались толщины досок 8-10 мм.



Приготовление досок для живописи считалось настолько серьёзным делом, что правительство Нидерландов нашло нужным монополизировать его и взяло на себя эту заботу: лучшие столяры занялись изготовлением досок из безукоризненного и сухого дерева. Было даже запрещено под угрозой штрафа, кому бы то ни было писать на досках, изготовленных не в правительственных мастерских. ( Этот закон строго выполнялся в эпоху расцвета школы голландской живописи.)

Рубка леса производится зимой, так как в это время года органическая жизнь дерева замирает, а потому меньше возможности заражения и порчи древесины. Затем сушка около 1 года в естественных условиях.( лучше сразу распилить на нужную длину). Затем распил на доски нужной толщины, которые затем опять сушат при комнатной температуре. Медленная сушка лучше быстрой. Можно в конце просушить в сушильных печах при температуре 100 градусов.( это предотвращает гниение, грибковые заболевания и уничтожает жучков).

Подготовка дерева под живопись довольно сложна. Его нужно выварить в воде или в масле, просушить, пропитать антисептиком или олифой для защиты от жучков, правильно склеить между собой доски, хорошо загрунтовать( грунт- левкас), укрепить шпонками или паркетажем от коробления. Хорошо также наклеивать на доску паволоку ( редкий холст или ткань), которая придаёт грунту прочность. Доску проклеивали тёплым клеем 2-3 раза. Перед наклейкой ткань погружали на несколько часов в клей, после чего, слегка отжав, накладывали на доску , расправляли и приглаживали.

Раньше применяли в качестве основы древесину, долго находящуюся в воде без доступа воздуха: обломки старых кораблей, свай, доски от старых бочек и т. д. ( из него уже удалены растительные соки и смолы).

Склеивать меж собой желательно доски из одного бревна. При соединении досок в щиты следили, чтобы направление годичных колец переменно чередовалось в каждой доске. Это значительно снижает вероятность коробления.( Так как доска обычно выгибается в сторону ядра).Кроме простого склеивания досок в щиты, их ещё дополнительно укрепляли шпонками, планками, перекладинами, шипами. Шпонки врезались в дерево без клея и гвоздей, чтобы древесина при набухании могла смещаться одна по отношению к другой, не образовывая разрушения волокон. Иногда в доски врезались с тыльной или лицевой стороны дополнительные шипы различной формы( « сковородники» , « ласточки» , « карасики»).

Основные свойства некоторых пород деревьев , используемых для оснований под живопись.

Дуб.

Семейство буковых .Известно около 600 видов ( В России 19). Древесина его очень прочна во всех отношениях и не поддаётся загниванию в воде.

Липа.

В северном полушарии около 25 видов( в России 10).Древесина мягкая, почти белая, легко обрабатывается, достаточно однородная. Не имеет ядра. Южные липы с белой древесиной и тонким волокнистым строением, северные с жёлто-красной древесиной.

Сосна обыкновенная.

В России около 10 видов сосен.

Древесина с розовым или буроватым ядром и с желтовато- белой заболонью. Трудно загнивает.

Ель.

Около 45 видов ( в России 10).Древесина ели слабее сосновой, сучковата, строгается хорошо только по направлению волокон. От сырости загнивает, но в сухом воздухе сохраняется хорошо.

Лиственница.

Семейство сосновых. Всего 20 видов ( В России 11 видов) В основном в Восточной Сибири и на Алтае. Древесина с красно-бурым ядром и узкой белой заболонью хорошо сохраняется в воде и земле. Древесина очень прочная, но легко растрескивается и может коробится при высыхании. Дерево легко строгается и не подвергается червоточине.

 

Металлы.

Они превосходят все другие основы по прочности, но имеют ряд недостатков:

1) Расширяются и сжимаются от тепла и холода, что способствует образованию трещин и осыпанию красочного слоя;

2) Поверхность металлов плохо связывается с грунтом и красками ввиду непроницаемости металлов для масла ( перед работой нужно придать поверхности однообразную шероховатость механическим или химическим путём);

3) Тяжесть ( а следовательно, ограниченность в размерах);

4) Неэкономичность.

 

Каждый из металлов имеет свои особенности:

Медь.

Часто использовалась, несмотря на то, что она сильно окисляется.

Иногда использовалась вместо золота.

Живопись на медных пластинках 18 века сохранилась хорошо.

Цинк.

Более других металлов расширяется и сжимается под влиянием температуры, поэтому краски на нём держаться плохо, к тому же свинцовые и медные масляные краски на нём чернеют.

На цинке хорошо писать красками с растворимым стеклом ( и красками Кейма.), которые хорошо связываются с цинком и прочно держатся на нём.

Свинец.

Быстро окисляется, тяжёл, мягок.

Железо.

Мало пригодно для живописи, хоть и дёшево., так как оно очень быстро окисляется и ржавеет даже под слоем краски.

Олово.

Весьма пригодно для живописи ( применялось с 17 века)

Окисляется с трудом.

Ввиду своей мягкости всегда используется с подкладкой из дерева и т. п.

Алюминий.

Живопись ложится на его поверхность хорошо и крепко на ней держится даже при колебаниях температуры.

Алюминий покрывается на воздухе бесцветным окислом, который, однако не влияет на краски.

Золото.

Употребляется в виде листовой позолоты, имеющей ничтожную толщину, а потому имеет лишь оптическое значение в живописи, где своим просвечиванием в тонких слоях придаёт последним особую теплоту тона.

Оргалит.

Легко грунтуется, прочен, но нужна окантовка и защита от влаги ( смол- масляным составом, восковым, олифой)

При значительных размерах требуется подведение жёсткого глухого подрамника или паркетажа.

ДСП.

Не нужен паркетаж, но требует защиты от влаги ( пропитка воском, олифой, варёным маслом, защита углов.)

Возможен большой размер ( max 5х 3 м.)

Холст.

Очень популярен в связи с его сравнительной дешевизной, лёгкостью и портативностью.

Используют льняную, пеньковую, джутовую ткани. Лучшими можно считать льняную и пеньковую. Ткань должна быть плотной, с ниткой однородной толщины, лишённой узлов и других неровностей.Она не должна сильно растягиваться.

Недостатки холста:

1) Легко подвергается механическим повреждениям;

2) Обратная сторона доступна действию сырости и газов.

Холсты, в качестве основания для живописи, стали регулярно применять в 15 веке в Италии. В странах Северной Европы холсты стали использовать широко лишь в 17 веке, продолжая пользоваться гладкими деревянными основаниями.До этого холсты наклеивали на деревянные основания в качестве паволоки. Тем не менее известны случаи написания картин на холсте и в древние времена.( По словам Плиния , один из портретов Нерона размером в 130 футов был написан по его приказанию на холсте.)

До 1786 года , когда в Англии был изобретён ткацкий станок, все холсты были ручной работы.

До 19 века в станковой живописи художники использовали только льняные и конопляные ткани.

С 19 века , когда технические и технологические требования к живописи снизились, художники стали применять ткань из хлопка, джута и даже шерсти, что принесло немало вреда живописи.

В одно и тоже время в Европе писали и на тонких и на грубых холстах, как полотняного, так и саржевого плетения ( у саржевого переплетения уток проходит не под нитью основы, а под несколькими, в отличие от полотняного переплетения. Вследствие такого переплетения возникают косые( диагональные) линии саржи.)

До конца 16 в. преобладали тонкие льняные холсты.

В Италии в конце 16-17 в.в. использовались чаще грубые редкие полотняные холсты.

В Испании и др. странах Европы применяли плотные холсты саржевого плетения.

Голландские художники 17 в. писали на тонких полотняных холстах.

 

Тициан, Тинторетто, Веронезе, писали на грубом пеньковом холсте саржевого плетения.

Русские художники 18 в. применяли и тонкие и грубые льняные ткани. В 19 в чаще мелкозернистые холсты( льняные и пеньковые) полотняного переплетения.

С конца 19 в чаще на грубых холстах( особенно крупные работы.)

 

Картон.

Лёгок, портативен, дёшев, но размокает в воде, коробится. Ломаются углы, небольшие размеры. Грунтовать его необходимо с двух сторон во избежание искривления. Желательно прикрепить к подрамнику. Иногда на картон наклеивают холст.

В торговле имеется тряпичный картон серого цвета и древесный светложёлтого цвета.

Тряпичный картон плотный и эластичный.

Древесный – ломок и рыхл.

Хороший прессованный тряпичный картон при соответствующем грунте с успехом может заменить дерево.

Бумага.

Очень разнообразна по своей структуре и видам, толщине. Лучшие её сорта гораздо прочнее картона.

Перед работой её можно покрыть синтетическим лаком, например, акрил- фисташковым или ретушным).

Требует последующей дублировки.

Точное время начала изготовления бумаги не установлено, однако известно, что в Китае во 2-1 в.в. до н. э. производили бумагу из шёлка, бамбука. Всякого тряпья и другого исходного материала.

Европа же секрет изготовления бумаги узнала гораздо позже( до 7в для письма использовали папирус).

Техника бумажного производства в Древнем Китае достигла высокого совершенства. Для получения равнопрочной бумаги во всех направлениях. Её делали многослойной, придавая перпендикулярное направление волокнам в каждом слое при помощи специальной лопаточки.

В 8 веке Арабы узнали рецепт производства бумаги от пленных китайцев. Из Туркестана бумага распространилась по Сирии, Египту, Персии и перешла в Южную и Западную Европу.

В 1154 году в Испании была изготовлена первая в Европе бумага. Из Испании производство бумаги перешло во Францию, где её начали вырабатывать в 1189 году.

В Италии в Генуе ( 1235г)

Постепенно производство бумаги стало распространятся на север- В Германию(14 в.),Голландию (конец 16 в.) , Англию ( конец 17 в.)

Появление бумаги в России - конец первой половины14 в. Впервые бумага появилась в Новгороде, ввозимая ганзейскими купцами. Сначала ввозилась из Италии, затем из Франции ( высокого качества).

С 16 в. в Россию ввозится Голландская бумага.

Несколько бумажных фабрик было построено при Петре !, но бумага там была не очень высокого качества. И только в середине 17 в. было налажено производство бумаги в России.

 

Качество бумаги, в зависимости от её состава.

Тряпичная бумага может сохраняться несколько веков, она очень прочная.

Бумага из целлюлозыначали вырабатывать в 70 гг. 19 в.

Трудно достичь полной очистки древесной целлюлозы, в ней всегда остаются хотя бы мельчайшие частицы инкрустирующих веществ, которые вредят её качеству и прочности.

Бумагу часто изготавливают из нескольких компонентов ( древесная целлюлоза, тряпки и проч.) От процентного соотношения этих компонентов зависит качество бумаги.

 

Бумага является очень хорошим материалом для живописи. Особенно удобна для этюдов. Известно, что многие художники иногда писали на бумаге ( Леонардо да Винчи, А. Иванов и др. )Масляная живопись на бумаге очень прочна, не даёт трещин даже спустя столетия. Но для прочности её лучше дублировать на жёсткое основание.

 

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.