Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные стадии социализации.





 

Имеются разные мнения относительно границ социализации и количества стадий. Относительно границ социализации есть две основных точки зрения. Одни полагают, что процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого ранне­го детства, завершается периодом достижения социальнойзрелостии вступления в стадию профессионально-трудовой деятельности.

Говоря о стадиях социализации, нужно иметь в виду три главных критерия: время физического и социального созревания; особенности доминирующих видов деятельности; основные социальные институты (или «агенты») социализации. В соответствии с этими критериями выделяют следующие стадии социализации.

 

1. Первичная стадия социализации, или стадия адаптации. Эту стадию можно подразделить на три этапа.

 

· Младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на данном этапе – общение. Основными агентами социализации в этот период выступают семья и ближайшие родственники.

· Детство (от 3 до 6 – 7 лет). Здесь основной формой деятельности становится игра, причем прежде всего ролевая. Например, ребенок учится, «примеривает» себя на различные социальные роли – мамы, папы и т.д. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации – дошкольное образовательное учреждение. Таким образом количество социальных институтов постепенно возрастает. Переход от моноинституциональной к полиинститутциональной соци­ализации бывает весьма трудным и мучительным для ребенка.



· Подростковый возраст (от 6 – 7 до 13 – 14 лет). В период этого этапа происходит несколько значительных перемен, перело­мов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меня­ется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто про­должает сохранять значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жиз­ни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению при­ходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, на­кладывающее особую печать на процесс социализации.



 

Обобщим признаки этой стадии. Данный период объединяет в себе возраст человека от момента рождения до нижних границ подросткового возраста. На данном этапе происходит усвоение социального опыта некритически, адаптация, приспособление и подражание.

 

2. Стадия индивидуализации.

 

Период, имеющий нижней границей подростковый возраст (13 – 14 лет) и характеризующийся известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение уче­ния и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других – в 23 – 25 и даже позже. Основной фор­мой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серь­езную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и – чаще всего – начинает­ся половая жизнь. В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет решающее значение в процессе социализации. Необходимо отметить на данном этапе снижающееся значение семьи, сохраняющееся – учреждений образования и резко возрастающее – социальной микросреды, товарищеского окружения.

Подчеркивая важность каждого этапа социализации из тех, что уже рассмотрены и будут рассмотрены, нужно отметить особое значение данного этапа социализации. Он как бы подводит итог, завер­шает «восходящую» траекторию социализации и создает предпосылки для перевода развития личности в состояние физической, психологиче­ской и социальной зрелости, определенной стабильности.



Зрелость – это самостоятельность личности в решении основных вопросов жизни. К критериям зрелости могут быть отнесены следующие возможности: самостоятельно зарабатывать, обеспечивать себя средствами к существованию; самостоятельно выбирать тот или иной путь в жизни, способ и характер профессиональной деятельнос­ти; жить и быть независимым от родителей или других родственников; самостоятельно распоряжаться заработанными средствами.

 

3. Стадия интеграции.

 

Стадия, характеризующая такой период жизни человека, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция происходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то возможны следующие варианты: сохранение непохожести и проявление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; изменение себя по принципу «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

 

4. Трудовая стадия.

 

Эта стадия охватывает весь период зрелости человека (хотя демографические границы «зрелого» возраста условны), его трудовой деятельности. Характеризуется высокой активностью в профессиональной сфере, созданием семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. Про­исходит полное раскрытие личностного потенциала. Этому могут спо­собствовать основные институты социализации – производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образо­вание и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессио­нально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, об­щественно-политическая, досуговая, деятельность общения.

 

 

5. Послетрудовая стадия.

 

Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его последующим поколениям. К этой стадии относится период, когда происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание. Большое значение в процессе социализации имеет переключение человека на иные формы деятельности, которые становятся для него доминантными и приносят глубокую удовлетворенность. В течение последней стадии социализации личности особую роль играют социальные институты, связанные с возможностью ее социальной защиты и оказания ей морально-психологической помощи. Нужно также отметить, что роль семьи становится все более значимой для человека, принимает значение как на первых стадиях социализации.

 

 

10. Адаптация студента первокурсника к обучению в высшей школе.

Вступая на порог нового учебного заведения, ученик первокурсник,испытывает определенный страх. В психологии есть даже термин «учебная фобия», что означает - страх перед посещением НЗ. Нередко идет речь не столько о страхе перед новым, но и о страх выхода из дома, развод с другим заведением, с родными, к которым ребенок привязан. Происходит так называемый процесс адаптации.

А адаптация, как мы все с вами знаем, (лат. Adapto - приспосабливаю) - это процесс активного приспособления организма или личности к меняющимся условиям среды.

Существует мнение, не испытывают боязни перед НЗ уверенные в себе, активные и любознательные дети, которые пытаются самостоятельно решать проблемы обучения и налаживать взаимоотношения со сверстниками.

Кроме боязни идти к НЗ часто появляется страх изменения системы обучения в сравнении со школьным форматом. В основе этого также есть боязнь новых опросов, исследований и анкетирований, страха быть осмеяным, сделать ошибку, сказать неправильный ответ. Как правило, боятся дети с высоким уровнем тревожности. Больше всего они боятся отвечать «на аудиторию», делать групповые работы.

К тому же, к проблемам перехода к новым условиям обучения добавляется так называемый «переход к взрослой жизни», который многие из учеников воспринимает, как разрешение многого из того, чего раньше не разрешалось - вредные привычки, агрессивное, наглое поведение, пропуски занятий, нецензурные выражения, для парней - «мужские» выяснение отношений, для девушек «развязное» поведение и т.д.

Исследования позволяют констатировать, что психодиагностикаадаптационных возможностей студентов первого года обучения очень важна, потому что дезадаптации может сказаться ухудшением работы познавательной сферы, изменения в эмоционально-чувствительной сфере.

В течение обучения в ВУЗЕ, молодой человек проходит через несколько этапов социализации. Определяющим среди них является этап адаптации к новой социальной ситуации развития, то есть - первый курс (семестр). От того, какие механизмы приспособления и жизнедеятельности в новых условиях будут выбраны и закреплены личностью, зависит стиль и результативность будущей профессиональной самореализации человека. Поэтому указанные выше задачи и направления работы куратора целесообразным конкретизировать рассмотрением основных психологических проблем адаптации, которые переживают первокурсники.

Наибольшие трудности заключаются в изменении социальной позиции при переходе со школьного социума, изменении способов учебной деятельности.

Обязательным условием успеваемости студента есть освоение новых для него качеств учебного процесса. На первом курсе складывается коллектив, формируются навыки, умения.

Для диагностирования трудностей и выяснения причин дезадаптации первокурсников проводят пилотажное социально-психологическое исследование.

При всем разнообразии уточняющих деталей общим есть то, что адаптациярассматривается как приспособление личности к существованию в социуме согласно требований и норм.

В пяти учебных заведениях был проведен опрос всех студентов первых курсов. Наиболее представительной (272 с 391 опрошенного) оказаласьстуденческая община Технологического института (ТЕ). Опрашивали такжестудентов Института последипломного образования, городских филиалов Екомену и Межрегиональной академии управления персоналом, а также музыкального училища. Это дало возможность сравнить особенностиадаптационного процесса в разных учебных заведениях города. Предметом внимания исследователей были организационные и социально-психологические проблемы. Среди организационных выделялись те трудности учебного характера, которые возникают у первокурсников через разницу в особенностях учебного процесса школы и ВУЗА. Прежде всего, это нехватка некоторых умений: самостоятельной работы, конспектирования, работы с информацией, распределения времени, внимания и т.п. Через эти особенности можно предсказать степень вмешательства учебного заведения в ход адаптации.

Другой группой проблем были вопросы психологического характера. Прежде всего, это известный синдром первокурсника, когда он испытывает состояние близкое к стрессу, или даже кризиса. Не менее важным остается влияние мотивации первокурсника к обучению. Именно здесь и проявляется готовность и способность личности к переходу на другие, более подходящие для освоения высшего образования, формы поведения.

Поскольку адаптация первокурсников становится реальной проблемой при новых отношениях между студентами и ВУЗАМИ, то не всегда осознается, что решение проблем адаптации предстает еще одной, часто латентной, функцией института высшего образования.

При этом истинные причины трудностей для студента становятся недоступными. Причина в том, что в ходе адаптации происходит объективное занижение самооценки личности, которую субъективно студент не хочет признать. А снижение самооценки происходит, прежде всего, через то, чтостудент не владеет новыми способами обучения, которые эффективны именно для получения высшего образования. Его учебная работа по принципам школьного образования оказывается недостаточно эффективной и рациональной. Другой ответ, о напряжение и усталости, по сути, не причина, а следствие. Потому что усталость может быть результатом нескольких факторов, среди которых недостаточная результативность усилий, которые не соответствуют новым требованиям обучения в высшей, а не средней школе. Когда дела идут на лад, то усталость, как правило, исчезает. Сама успешная деятельность и ее результат могут быть мотивом к обучению. Не следует исключать такую причину, как неумение распределять время.

 

 

11.Требования к личности специалиста с высшим образованием.

Проблема воспитания будущих специалистов с высшим образованием приобретает сейчас особую актуальность. Дело в том , что технический прогресс автоматически не ведет к духовному прогрессу . Сегодня целью общества ( а потому и всех звеньев образования ) должно стать духовное совершенствование человека для перехода человечества на новый виток эволюционного развития от человека разумного к человеку духовной. В связи с этим повышается значимость воспитания молодого поколения. Однако сейчас во всех звеньях образования существует неоправданная автономность обучения и воспитания. Задача сегодняшнего дня - изменить национально - мировоззренческую миссию школы - от школы знания и научной осведомленности в школу культуры и духовности. Высшая школа как храм науки должна быть и храмом высокой культуры. Будущий специалист с высшим образованием должен овладеть как систему профессиональных знаний , умений и навыков , так и приобрести высокую культуру , стать представителем передовой части общества - элиты. Он должен быть интеллигентом , то есть не только « знающим , понимающим » , но и с высокой культурой поведения . Реализовать эту задачу возможно лишь при условии единства трех составляющих образования - обучения, развития и воспитания. Однако есть некоторая разница в роли обучения и воспитания в становлении личности специалиста : Обучение действует на индивидуально - исполнительный содержание деятельности , формирует знания , умения и навыки. Воспитание же формирует отношение , смыслы деятельности . Если же обучение не опирается на смыслы деятельности , которые должны быть сформированы воспитанием , то оно малоэффективно в становлении личности . Для обучения определенным образом присущи принуждения . Например , если получишь « неудовлетворительно » не будет стипендии или не получишь диплом. Действует даже соперничество ( « Я не хуже других »). В воспитании же должны действовать и действуют несколько иные психологические механизмы . Например , изучить тему (чтобы получить положительную оценку ) - не обязательно означает любить этот предмет ; не нарушать дисциплину ( потому что могут наказать ) - не является проявлением уважения к преподавателю как человека . В деятельности преподавателя обучения и воспитания неразделимы (Г. С. Костюк ) . Поэтому обучение , образование - это основной , хотя и не единственный путь воспитания . Возникает вопрос: как совместить учебу и воспитание в целостном процессе становления личности специалиста ? Задача воспитания всегда включает в себя задачу организации специальной ведущей деятельности , которая служит воспитательной цели. В студенческом возрасте - это учебно - профессиональная деятельность , которая включает в себя взаимодействие трех взаимосвязанных блоков: Операционно - действенный блок - это система целей , действий и операций , формирующих профессиональные знания , умения и навыки. Блок потребностей , мотивов и интересов - это двигатель деятельности , побудительная сила , которая придает деятельности энергии. Блок межличностного и делового педагогического общения преподавателя и студентов . Изменения , происходящие в одном из блоков , вызывают изменения в других . Они могут быть конструктивными или деструктивными . Учебно - профессиональная деятельность - новая для студентов . Чтобы она выполняла ведущую роль и в воспитании личности , нужно найти предмет , который бы отвечал личным потребностям , или надо воспитывать новые потребности , которые способны порождать мотивы будущей профессиональной деятельности . «Задача не только передавать знания , но и оттачивать совесть (а это результат воспитания ) . Совесть - это орган смысла жизни и деятельности личности »( В. Франкл ) . Воспитание в широком смысле слова - совокупность воздействий , обеспечивающих передачу социокультурного опыта - нравственных норм и ценностей. На современном этапе высшего образования воспитания , в широком смысле , рассматривается в двух аспектах : воспитание творческой личности будущего специалиста (педагога , медика , инженера и др. . ) И воспитание высоконравственной , толерантной личности с высокими гражданскими качествами. Требования социума к образованному человеку как личности определяются историческим его развитием . Например , от личности русского дворянина XIX века требовались такие качества : ответственность за то, что происходит в государстве ; уважительное отношение к людям ; приоритет этического (морального ) значение поступка перед его практическими результатами ; безупречное владение собой ; уверенность в своей привлекательности (высокая самоценность ) ; определенный « кураж » , храбрость с оттенком манерности [ А. С. Муравьева « Как воспитывала русского дворянина » ] . А. И. Солженицын дает такую ​​характеристику представителю интеллигенции 20- х годов XX века : «Это открыто светлый интеллект , это свободный и безобидный юмор , это легкость и широта мысли , непринужденность разговора. Это воспитанность , изысканность вкусов , хороший язык - плавно согласована , без засмичуваних словечек . У одного немного музицирования , в другой - живопись , и у всех - духовный отпечаток на лице ». Теперь в Украине также попытки определить образовательный стандарт для выпускника школы и специалиста с высшим образованием. Так , в Законе Украины « О высшем образовании» определено , что специалист с высшим образованием должен иметь профессиональные , мировоззренческие и гражданские качества. На это делает также «Национальная доктрина развития образования в Украине » : «Национальное воспитание должно осуществляться на всех этапах обучения детей и молодежи , обеспечивать всестороннее развитие , гармоничность и целостность личности , развитие ее способностей и дарований , обогащение на этой основе интеллектуального потенциала народа , его духовности и культуры , воспитания гражданина , способного к самостоятельному мышлению , общественного выбора и деятельности , направленной на процветание Украины ». Эта задача конкретизированы в проекте «Программы развития образования в Украине на 2005 - 2010 гг » : Формирование творческой , духовно богатой личности , с национальным сознанием , патриотическими чувствами. Современное образование должно работать на высшие достижения человека , связанные с развитием его личностного потенциала . Должна происходить гармонизация профессионального и духовного оптимума субъекта . Таким образом , социальная культура была и является центром и средой развития личности . Воспитательному процессу надо придать национальной направленности. Образование в нашей стране должна утверждать украинские национальные идеи , способствовать развитию украинской культуры , национального сознания и самосознания. Для молодого украинского государства очень важным является воспитание у молодого поколения чувства любви к Украине и ответственности за ее судьбу , национального достоинства и патриотизма. Воспитание как средство и процесс достаточно важно для общества , поскольку соединяет прошлое , настоящее и будущее , передавая духовные достояния от одного поколения к другому. Процесс воспитания работает прежде всего на будущее. Оно имеет особое значение , потому что является важным средством сохранения национальной тождественности и самобытности . Поэтому проблеме воспитания молодежи всегда уделялось большое внимание. Так , Я. А. Коменский отмечает : « Пренебрежение к воспитанию является гибелью людей , семей , государств и всего мира». П. Щербань пишет: « ... сколько раз мы слышим разговоры о нашем возрождения. Что же возрождается? Украинская нация ? Национальный дух ? Родной язык , образование , экономика , народные традиции , христианская мораль? Возрождаются прежде бедность , а с ними раздор , самозневага и самоедство , заработки , преступность , пьянство , проституция и самоубийство ». Таким образом , лучшая форма борьбы с бездуховностью и агрессивностью - противопоставить им духовность и культуру нации , народа , культуру его поведения и труда. Надо начинать не с бытия , а национального сознания , одухотворения жизни и трудового процесса . Именно поэтому воспитание молодежи ( в том числе и будущих специалистов с высшим образованием) сейчас приобретает особую актуальность. Воспитание - это процесс , с помощью которого молодое поколение усваивает социальные (духовные ) ценности предыдущих поколений. Главными принципами украинского национального воспитания являются принципы демократизации и гуманизации образования , единство национального и общечеловеческого . Однако провозглашение принципа демократизации образования не означает , что ученик или студент имеет полную свободу и не имеет никаких обязанностей и ответственности ни перед кем . Абсолютной свободы не существует для людей , живущих вместе в группе , потому что она превращается в « безумие гибельной свободы » ( А. С. Пушкин ) , « в произвол » (Ф.М. Достоевский). Философ А. Ильин высказывает мнение , что свободу можно рассматривать только в системе общественных ценностей , социальных норм бытия: свобода веры является свобода фанатизма ; свобода совести не есть свобода от совести ; свобода любви не есть свобода и право на разврат ; свобода творчества не свобода лени и безответственности ; свобода убеждений не свобода беспринципности и др. . Кто так понимает свободу , тот заслуживает , чтобы у него ее забрали. К сожалению , у нас продолжают воспитывать молодежь как « свободную » от каких-либо обязанностей перед семьей , коллективом , обществом и Украине . Что ограничивает внешнюю свободу человека в обществе? Во-первых , социальные нормы , требования , законы , которые четко сформулированы и существуют в виде вербально запрограммированных нормативов (правила этики ) поведения для каждого члена определенного сообщества (общества) . Во-вторых , каждый человек должен понимать необходимость норм и иметь внутренний контроль над их выполнением , способность регулировать свои потребности , страсти , противопоставлять им духовную силу. По норме должно открываться ценностные отношения личности к личности. Выводы относительно задач воспитания можем сделать из этих положений ? Человек должен жить в системе тех ценностей , которую хотим в нее сформировать . Воспитывать гуманное человека негуманными методами - абсурд. Нравственность может воспитываться только созданием условий , «внутри которых человек привыкает совершать и действовать морально так же непринужденно , как и умываться утром» (Е. Ильенков ) . ( Как пример , результаты опроса детей 5-6 лет. На вопрос « можно дракой решать спор ? » 100 % ответили : «Нет » , но только 3 % из них объяснили: «Если драться , то другому будет больно» , остальные же 97 % - « нельзя драться , потому накажут или дадут сдачу » ) Законы - это ограничения, которые необходимы также и в нравственной сфере , однако они должны развивать самоограничения. Если есть только запрет - происходит взрыв , напряжения ( лаксации ) . Человек пытается отбросить это требование. Поэтому нужно учить молодежь , что есть добро , а что есть зло .


12.Психологические особенности студенческой группы и её структура.

Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек и особенности других референтных групп. Поведение людей в группе отличается от их индивидуального поведения. За счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям поведение членов группы становится схожим, однако возможно и обратное влияние. Отдельный член группы, как личность, может оказывать мощное влияние на всю группу в целом. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, выдвижения лидеров, распределения групповых ролей и т.п. Все эти процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Поэтому очень важно понимать и учитывать особенности студенческой группы при организации учебной деятельности.

Исследователями выявлено, что уровень успеваемости и положение студентов в учебной группе зависит от уровня сформированности межличностных отношений в ней. Доказано, что студенту легче учиться в группе с более дифференцированной и более устойчивой структурой взаимоотношений. Деятельность студенческой группы выступает той основой, на которой складываются взаимоотношения между ее членами.

Таким образом, знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптации и успешно сформировать студенческий коллектив. Поэтому очень важным моментом является преобразование студенческой группы в коллектив, и приобщение недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

Студенческая группа, как и любая другая малая группа, может расти и развиваться. В своей концепции группового развития Л.И. Уманский выделяет следующие критерии развития группы: нравственная направленность группы; организационное единство; групповая подготовленность в определенной деловой сфере и психологическое единство группы. По данным параметрам так же можно выявить уровни развития студенческой группы.

С точки зрения Ю.М. Кондратьева, говоря о становлении студенческой группы, необходимо, главным образом охарактеризовать первый, третий и пятый курсы. Это обусловлено тем, что группы первокурсников могут быть оценены как группы «становящиеся», учебные группы третьекурсников – как группы относительно «зрелые», а учебные группы пятикурсников могут быть условно обозначены как группы «умирающие», т.е. окончательно завершающие свою жизнедеятельность.

По мнению же С.А. Багрецова большую роль в развитии группового субъекта играет общение. Общение и деятельность – самостоятельные формы групповой активности, но они тесто связаны между собой.

Отмечается, что «субъективность группы в сфере общения проявляется в стремлении её членов принадлежать к ней не формально, а психологически иметь близкую психологическую дистанцию друг с другом, свою общность, участвовать в совместных действиях, испытывая при этом положительные эмоции.

Становление учебной группы, как субъекта общения создает внутренние предпосылки для дальнейшего ее превращения в субъект деятельности и взаимоотношений. «Взаимоотношения в малой группе – сложное образование. В их структуру входят формальные и неформальные, деловые и личные, лидерские, референтные отношения». И на этой основе выделяются свойства группового субъекта взаимоотношений: сплочённость, как приверженность к группе ее членов, референтность и соподчиненность.

Основываясь на подходах Ю.М.Кондратьева и С.А. Багрецова, можно дать следующую характеристику основных этапов развития учебных групп в вузе:

Первый курс. Группа выступает как субъект общения. На высоком уровне развиты эмоциональная и волевая стороны. Проявляется направленность на формирование кооперативного типа взаимодействия. Начинает формироваться групповое сознание и самосознания, а также перцептивное единство. Наблюдаются средние показатели психологической дистанции. Ещё не сформированы целенаправленность и мотивированность, то есть отсутствуют единые цели, нет общего побуждения к совместной деятельности. Отсутствует чёткое распределение задач, функций, обязанностей, прав и ответственности. Наблюдается отсутствие лидеров, но большое количество аутсайдеров (это объясняется недостаточным знанием ценностных ориентаций и личностных особенностей друг друга). Деловое лидерство преобладает над эмоциональным.

Высокостатусные первокурсники при оценке и сравнении своих соучастников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. Среднестатусные первокурсники стараются не различать себя с высокостатусными, но в это время подчёркивают свою несхожесть с аутсайдерами». Низкостатусные первокурсники, легко различают статусное неравенство между высокостатусными и среднестатусными, не признают своё несходство с неофициальными лидерами.

Второй курс. Группа выступает как сформированный субъект совместной деятельности. Адаптационные процессы уже завершены, но целенаправленность и структурированность ещё развиты недостаточно. Доминирует не общение, а взаимоотношения, что является характеристикой групп с низкой эффективностью. При этом взаимоотношения не обязательно благополучны.

Факт поступления в вуз укрепляет веру студентов в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности.

Третий курс. В это время начинается деление на специализации, что способствует усилению учебного процесса, увеличению групповых форм учебной работы. В группах доминируют интегративные процессы, что создаёт психологическое и организационное единство в группах. Теперь доминирует фактор общения. На этом этапе группу можно охарактеризовать как сформировавшийся субъект совместной деятельности. Снижается референтность учебных групп для их членов. Складывается авторитет официальных лидеров.

Высокостатусные третьекурсники, так же как и высокостатусные первокурсники, при оценке и сравнении своих участников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. В то же время в ряде случаев неофициальные лидеры и условиях «зрелых» групп при оценке соучастников подчёркивали свою схожесть с некоторыми среднестатусными студентами (группа поддержки конкретного неофициального лидера) и низкую несхожесть с конкретными, такими как они высокостатусными членами группы – конкурентами. Среднестатусные студенты третьекурсники являются явными приверженцами способа оценивания соучастников через призму их принадлежности к тому или иному интрагрупповому статусному слою. «Аутсайдеры» проявляют ещё большую готовность рассматривать своих соучастников через призму статусной принадлежности, чем их среднестатусные одногрупники.

Четвёртый курс. Доминируют взаимоотношения, перестраиваются отношения по симпатиям, носящее более индивидуальный характер, что связано с приближающимся окончанием обучения в вузе. Субъектность групп в сфере деятельности выражена слабо.

Пятый курс. Субъектность групп в общении выражена слабо. Направленность на общение отсутствует. Перцептивное единство, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность снижены. Наблюдается выраженная критичность в самовосприятии групп пятикурсников, что выражается в занижении групповых самооценок. Система взаимоотношений в группах постепенно распадается. Повышается привлекательность собственных групп, пятикурсников удовлетворяют группы, не предъявляющие к ним высоких требований, допускающую низкую сплочённость, позволяющие каждому из них достигать собственные цели и реализовать собственные интересы, независимо от своей общности, обеспечивающие психологическую независимость.

Высокостатусные и среднестатусные пятикурсники, являясь членами завершающих свою жизнедеятельность студенческих сообществ, ориентируются на интрагрупповую статусную иерархию, оценивая своих соучастников лишь в тех случаях, когда дело касается «аутсайдеров». Низкостатусные студенты этих групп вообще не учитывают при одиночном сравнении соучастников наличие интрагрупповой неформальной статусной иерархии.

Таким образом, нужно подчеркнуть, что на каждом уровне развития, студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней. Группа может проявлять себя либо субъектом общения, либо субъектом взаимоотношений, либо субъектом деятельности, а также возможны сочетания.

Также отношения между членами группы во многом зависят от климата в группе, поэтому важно изучить социально-психологический климат каждой группы и выяснить по каким параметрам определяется его благоприятность.

 

 

13.Психологические механизмы эффективного взаимодействия преподаватели с аудиторией.

Синонимом профессионализма преподавателя часто считают способность быть полноценным субъектом собственной научно-педагогической деятельности и развивать субъектный потенциал студент а. Задача развивающего обучения — предоставление студент ове помощи в становлении его как субъекта учебно-профессиональной деятельности, субъекта саморазвития. Поэтому преподаватель должен прилагать специальное усилие для организации педагогического взаимодействия, основанная на субъект-субъектных отношениях, определяет эффективность его педагогической деятельности и способствует развитию субъектности всех участников педагогического процесса. Для анализа этого явления используют понятие полисубъектный взаимодействие.
Общения принципу субъект-субъектного взаимодействия требует от каждого участника таких качеств:
- Воспринимать собеседника как индивидуальность со своими потребностями и интересами;
- Проявлять заинтересованность в партнере, сопереживать (эмпатия) его успехам или неудачам;
- Признавать право партнера на несогласие, на собственное мнение, на выбор поведения и ответственность за свой выбор.
Поскольку партнеры действуют в социальных контактах не изолированно друг от друга, а совместно (иначе контакта не будет), то коммуникативный акт можно назвать фазами взаимонаправленности на партнера, его взаимоотображения, взаимоинформирования друг друга и взаемовидключення. Содержание этих фаз контакта определяет уровень общения. Есть такие уровни общения (по А. Б. Добрович):
1) Конвенционный уровень , который является полноценным человеческим общением. Содержанием такого общения является то, что человек испытывает потребность в контакте, у нее появляется установка на внешнюю коммуникацию («поговорить бы с кем-нибудь»), которая усиливается наличием реального партнера. Каждый из партнеров чувствует актуальную роль другого и свою актуальную роль глазами партнера. Фаза взаимоинформирования может проходить спокойно, а может иметь форму конфронтации. Также и фаза взаемовидключення может происходить в атмосфере равенства партнеров и их обостренного внимания друг к другу.
2) низкий уровень общения называют примитивным . На этом уровне общения собеседник не партнер, а объект, нужен или лишний; если он нужен, им надо обладать, если мешает — оттолкнуть от себя. На первой фазе такого общения или собеседник рассматривается как «предмет для слушания», которому заранее отказывают в праве высказывать собственное мнение, или отсутствует желание с ним говорить, отвечать на его вопросы. На фазе взаимоотображения актуальна роль партнера не осознается, восприятие его глобальное, с использованием оценочных шаблонов (хороший — плохой, свой ​​- чужой и т.п.). Что касается самого себя, то «примитивный» партнер наивно думает, что собеседник его видит таким, каким он сам себя воспринимает или за кого себя выдает.
Отношение к партнеру без каких-либо внутренних ограничений определяется тем, нравится ли он (проявление симпатии), не нравится (проявление антипатии). Выражение симпатии к собеседнику в случае пристройки «снизу» льстивое, в случае пристройки «сверху

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.