Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды контрастов, их составляющие.





Отличительные черты композиции в живописном произведении.

Базовые принципы композиции

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. И действительно, если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего "Охотники на снегу", П. Гогена "Бонжур, мосье Гоген" и В. Сурикова "Боярыня Морозова" (ил. 1-3) что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта и т. п., целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.

Не случайно в качестве примеров предложено рассмотреть такие разные по живописной манере произведения. Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.



Слово "композиция" в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения.

Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать - значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Порой словом "композиция" называют картину как таковую - как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином "композиция" как законченное произведение искусства.



В другом случае термин "композиция" означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.

Отличительная особенность ковровой композиции.

Понятие ритма, его составляющие элементы.

Влияние цвета на восприятие картины.

Понятие колорита. Влияние внешних факторов на колорит.

Колорит изображения— общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

Внешнее выражение колорита — живописность и красочность цветовых сочетаний в произведении.

Колорит теснейшим образом связан с цветом в живописи. Однако при внимательном рассмотрении вопросов цвета и колорита выясняется их существенное различие: совокупность цветов картины еще не определяет колорита. Среди произведений живописи не трудно найти такие, которые содержат примерно одни и те же цвета, но колористически оказываются несхожими. Колорит определяется как система цветов, но система и сумма — это не одно и то же. Система закономерна, обладает единством, целостностью, поэтому важно понять, чемобусловлено цветовое единство системы, в силу каких признаков она воспринимается едино-целостно. Этот вопрос и составляет одну из основных задач работы.

 

Колоритв изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. К. служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа. Характер К. связан с содержанием и общим замыслом произведений, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера. Исторически сложились две колористические тенденции. Первая связана с применением системы более или менее ограниченных количественно локальных цветов, а часто и с символическим значением цвета (например, в средневековом искусстве). Для второй характерны стремление к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, использование Тона, Валёра иРефлекса. К. может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых тонов) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета — ярким, сдержанным, блёклым и т.д. В каждом конкретном произведении К. образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. Задачи К. зависят от вида искусства, материала и функций произведения. В скульптуре и архитектуре система цветовых отношений обычно называется полихромией.



Основные отличия построения объемной композиции от плоскостной.

Виды контрастов, их составляющие.

 

КОНТРА́СТ — резкое различие, противоположность. В искусстве композиции вместе с нюансом(минимальным различием) составляет пару выразительных "материалов-средств". Служит целям подчеркивания, акцентации отдельных элементов. Визобразительном искусстве используются контрасты разного рода: линий, объемов, масс, тонов, силуэтов, текстур, фактур. Контрасты связаны с определенными средствами гармонизации:отношениями величин, симметрией-асимметрией, метром иритмом. Контраст зрительно усиливает качества формы. В колористике существуют понятия одновременного и последовательного контраста. Одновременным контрастом называют закономерность психологии зрительного восприятия цвета, основанную на компенсаторных свойствах глаза. Она заключается в том, что какой-либо цвет окрашивает окружающие его тона в дополнительный тон. К примеру, рядом с красным все вокруг будет казаться слегка зеленоватым (особенно это заметно, если красный помещен на нейтральный белый фон). Рядом с желтым усиливаются фиолетовые тона, с оранжевым —голубые. Два дополнительных цвета, расположенные рядом, всегда кажутся ярче. Сильнее эта закономерность сказывается на границах цветовых пятен. То же справедливо и для тонов ахроматического ряда: белое рядом счерным кажется еще белее, черное рядом с белым — чернее. Один и тот же серый тон около белого выглядит темнее, около черного — светлее. Холодные тона рядом с теплыми по контрасту кажутся еще холоднее, теплые рядом с холодными — еще теплее. Эту закономерность хорошо знали древние художники, выгодно оттеняя один тон другим. Выразительность тональных контрастов демонстрирует византийское искусство — мозаики ифрески, где важное значение имеют цветные контуры изображения. Одновременный контраст цветов использовался в средневековых витражах, книжной миниатюре и цветных эмалях . Позднее, в искусстве Итальянского Возрождения и в академической живописи XVI—XVIII вв., большее внимание художники стали уделять не контрастам, а нюансам, позволявшим тонко моделировать объемную форму средствами цвета и света. В середине XIX в. к свойствам одновременного контраста цветов вернулись французские импрессионисты и постимпрессионисты. Последовательный контраст тонов воспринимается иначе, чем одновременный, продолжительно — во времени. Если мы некоторое время будем смотреть на красный цвет, то при переводе взгляда на белый фон мы будем видеть его не белым, а окрашенным в дополнительный к красному зеленоватый тон. После голубого белый будет казаться оранжевым. На тона, расположенные рядом с желтым, будут ложиться фиолетовые "тени", желтый рядом с красным будет окрашиваться зеленым. Закономерности одновременного и последовательного тональных контрастов должны учитывать живописцы в своей работе, их игнорирование делает живопись "грязной", губит цвет, а сознательное использование позволяет значительно увеличивать выразительность красок, что важно, поскольку их светосила слабее цвета в природе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.