Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные отличия в работе зоопсихолога и дрессировщика.

Внешнее выражение эмоций у различных видов животных.

Эмоции представляют собой объективное переживание физиологических изменений ,происходящих в собственном организме .Это психическое состояние организма ,отражающее значимость действующих на него объеков и ситуаций с т.з. существующих потребностей организма.

Считается ,что человеку и животному присущи эмоции как:страх,гнев,радость,грусть,отвращение,и удивление. Помимо базовых эмоций существуют и более сложные – например гордость Считается ,что эти эмоции точно так же являются комбинацией основополагающих эмоций.

Внешнее выражение эмоций:

1.Наблюдатели за дельфинами видели, как плавая синхронно, прыгая и плавая наперегонки, дельфины выражают радость бытия. Очевидно, что многим животным нравится играть, и они используют любую возможность для игр с себе подобными. Можно объяснить с эволюционной точки зрения то, что щенкам нравится играть, потому что это помогает им развить навыки, которые впоследствии им пригодятся.

2.В.Вюрсиг описал брачные игры среди китов около полуострова Вальдес, в Аргентине. Во время брачных игр самец и самка дотрагиваются друг к другу своими плавниками, поглаживают друг друга, переплетают хвосты, плавают вместе, выпрыгивают из воды одновременно. Матери, перевернувшись на спину, поднимают детенышей на живот.

3. Английский приматолог Джейн Гудейл, которая провела много лет среди шимпанзе, смогла наблюдать в них эмоции и чувства различного характера, самое крайнее любопытство и самая крайняя нежность, самая разрушительная агрессия и скорбь по поводу потери близкого члена семьи. Один пример: Флинт, молодой и здоровый шимпанзе, был очень зависим сентиментально от своей матери, матриарха Фло, которая умерла в возрасте 50-ти лет. Флинт очень переживал, и был в не состоянии принять ее смерть. Он отказался оставить труп матери, долгое время сидел рядом, держа ее за руку и издавая жалобный стон. Флинт оставлял труп только на ночь, чтобы забраться в гнездо, где он был рядом с матерью в ту последнюю ночь, когда она умерла. Он оставался в гнезде, неотрывно глядя на труп. Он был так удручен, что даже отвергал еду, которую ему приносили его братья и сестры. Он худел все больше. Через три недели Флинт свернулся клубочком и умер.

4. Собаки и волки выражают свои чувства посредством широкого репертуара поз и звуковых сигналов, а также лицевой мимики и запахом. Волки лают, чтобы оповестить о присутствии чужаков на территории. Собаки, когда засекают присутствие незнакомцев, начинают беспокоиться и оповещают об этом громким и продолжительным лаем. Волки воют, чтобы собрать стаю и направить ее во время охоты. Члены стаи, находящиеся вдали друг от друга, сближаются и начинают выть хором, что усиливает социальные отношения в группе перед атакой. Собаки, оставшись одни, тоже воют, собирая свою «стаю» (их человеческого хозяина). Кроме того, они скулят, когда им причиняют боль, когда они разозлены и в то же время напуганы, они угрожающе рычат. Если их агрессивность увеличивается, они подбирают губы и показывают клыки, не переставая рычать. Движения хвоста тоже очень хорошо передают эмоциональное состояние. Хвост собаки очень выразителен. Когда ей страшно, она поджимает хвост и держит его меж задних ног, не позволяя своим анальным железам выделять сигналы. Таков также жест подчинения, который принимают волки, когда проходят рядом с доминантом. И, наоборот, когда собака чувствует себя уверенно и агрессивно настроенной, она жестко поднимает хвост. Если она довольна, но неуверена (что часто бывает в присутствии хозяина), она мягко повиливает хвостом.


 

Мотивация и ее механизмы. Факторы ,влияющие на мотивационное состояние.

Любая поведенческая активность животного имеет свои причины и беспричинного поведения не бывает . Источники поведенческой активности или побудительные мотивы поведения – это потребность ,эмоции и мотивация.

Потребность – это физическая нуда в чем-либо ,испытываемая животным.

Различают 3 основные гр. Потребностей.:

1. Потребности жизнеобеспечения(витальные потребности ) направлены на сохранение организма. К ним относят пищевую,питьевую,оборонительную потребности,сон,двигательная нагрузка и пр.

2. Зоосоциальня –обеспечивает сосуществование животного с другими животными и способствует не только сохранению индивидуума,но и сохранению вида . К ней относятся родительская ,территориальная потребности,постоение иеархических отношений.

3. Потребности саморазвития( т.н. «идеальные» ориентирваны на будущее,подготовка организма к возможным условиям существования.К ним относят потребность в свободе , имитационную (подражательную ) потребность,потребность в игре .

Возникающая потребность вызывает изменение поведения,только достигая опр.уровня. При этом в ц.н.с. развиваются такое состояние и такие процессы ,которые организуют и поддерживают нужное поведение .Это состояние н.с.называют мотивацией.

Мотивация – психическое состояние ,направляющее повежение животного на удовлетворение возникшей потребности . Потребность и мотивация ,которые реализовались через поведение ,называются доминантными ,а становятся они таковыми через «конкуренцию» потребностей. Во время конкуренции организм проводит оценку наличных потребностейс точки зрения ихважности и стоимость их удовлетворения. Таким образом Мотивация – это процесс организации поведения с учетом всех наличных потребностей.Важную роль в формировании мотивации играют эмоции. Возникновение ,наличие и удовлетворение потребностей всегда сопровождаются эмоциональными реакциями.Структуры мозга ,отвечающие за формирование эмоций у млекопитающих объединены под названием «лимбическая система» ( мозолистое тело ,гиппокамп ,поясная извилина,миндалина ,ядра таламуса и гипоталамуса и пр.)

Мотивацию часто определяют какпроцесс ,эмоционально окрашивающий потребность и формирующий поведение животного ,направленное на удовлетворение этой потребности.

В мотивации выделяют 2 фазы :

1. Регистрация возникшей потребности

2. Запуск поведенческой реакции и реализация ее до получения результата

Обычно мотивацию называют по соответствующей потребности ( пищевая,игровая,оборонительная)

Значение мотивации для управления поведением животных,обучения и дрессировки . Способы создания мотивации .

Без мотивации не может быть поведения , а значит и удоалетворение потребностей. Мотивация является причиной целевого поведенческого акта животного. Возникновение мотивации запускает поведенческий акт и побуждает животное искать возможности и способы удовлетворения потребности . При отсутствии таковых в арсенала врожденного поведения приобретать путем обучения .

На формирование мотивации действует специфическая эмоциональная окраска . все эмоции оладают «подкрепляющим» действием . При возникновении мотивации эмоции обычно имеют отрицательную эмоциональнуюокраску ,но по мере достижения результата меняют свой знак на положительный или нейтральный . Положительными эмоциями нередко сопровождается и само движение к результату –удовлетворению потребности . Невозожность ее удовлетворить приводит к отрицательному эмоциональному состоянию –фрустрации.

Ведущую роль в формировании мотивации играет гипоталамус (отдел промеж.мозга) Разрушение /электростимуляция его центров в экспериментах приводило к исчезновению/возникновению различных мотивационных состояний и поведенческих реакций.

В мотивации выделяют 3 компонента

1. Побуждение (мотивационное возбуждение)

2. Направление «опредмечивание»-опр.цели мотивации ,источника удовлетворения потребности.

3. Способ – конкретные действия ,направленные на достижение предмета мотивации.

Значение мотивации заключается в том ,что они подготавливают организм к определенному ,целенаправленному виду деятельности и поддерживают необходимо долгое время эту деятельность до удовлетворения вызвавшей ее потребности.

Основные отличия в работе зоопсихолога и дрессировщика.

Зоопсихолог-специалист, изучает поведение животных как первопричину психического отражения, точнее, весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного. Иными словами, зоопсихолог никогда не ограничивается изучением лишь одного поведения без анализа его психического аспекта.

Дрессировщик-инструктор, человек, владеющий необходимым объемом теоретических и практических знаний о дрессировке с учетом породных и типологических особенностей собак, а также конкретных требований различных видов дрессировки.

Любой порядочный дрессировщик, по сути, учитель, преподаватель. Без этого дрессировка по определению неполноценна.

Роль зоопсихолога сравнима, пожалуй, с ролью психоаналитика, цель которого понять причины определенного поведения и некоторых поступков собак с целью их корректировки, еще одно главное отличие между дрессировкой и практической зоопсихологией – работу с поведением и психическими процессами.

Дрессировщик воздействует на конкретную форму поведения по системе «разрешено-запрещено». Зоопсихолог изменяет вероятность возникновения причин того или иного поведения. Мы рассматриваем не столько желательные или нежелательные действия животного, а допустимые варианты их корректировки. В этом случае возможность выбора разных путей исправления поведения резко возрастает. На практике реализуется тот вариант, который устраивает владельца и не приводит животное в стрессовое состояние.

 

 

Источники : Методичка по зоопсихологии ( Ипполитова и прочие товарищи)



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.