Сделай Сам Свою Работу на 5

Шкала оценки эмоциональной направленности личности

Восприятие искусства, степень воздействия и «последействие» художественного текста во многом определяются особенностями эмоциональной сферы личности, в том числе эмоциональной направленностью.

Эмоциональная направленность – тенденция, характер и содержание эмоциональных предпочтений, эмоциональная «доминанта», связанная с мотивацией личности.

Изучение эмоциональной направленности предоставляет возможность глубже понять внутренний мир человека, его потребности, особенности воздействия художественных произведений на эмоциональную сферу, а следовательно, более эффективно организовать процесс эстетического воспитания и художественного образования.

Существуют различные классификации видов эмоций и чувств, возникающих в процессе художественной коммуникации. Одна из наиболее дифференцированных и обоснованных классификаций предложена Б. Додоновым[11], который дифференцирует следующие группы эмоций:

1. Коммуникативные.

2. Альтруистические.

3. Романтические.

4. Интеллектуальные.

5. Гедонистические.

6. Деятельностные (практические).

7. Глорические (эмоции успеха).

8. Пугнические (эмоции борьбы, преодоления, «эмоции воли»),

9. Эстетические.

10. Эвристические (эмоции творчества).

На основе этой классификации и построена Шкала эмоциональной направленности.

Инструкция. Внимательно прочитайте перечень эмоциональных состояний и ранжируйте их в порядке значимости для вас, расположите эти переживания в порядке ваших предпочтений: первым напишите номер того переживания, которое вы больше всего любите испытывать. Последним напишите переживание, которое вы вовсе не любите испытывать. У вас должен получиться ряд из 10 номеров. Вертикальной чертой отделите номера тех переживаний, которые вы явно предпочитаете всем остальным.

1. Чувство необычного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой обстановке (романтические).

2. Подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда ви­дишь, что добиваешься успешных результатов (эмоции деятельности).



3. Удовлетворение, гордость, когда можешь доказать свою Ценность или превосходство над соперником, когда тобой искренне восхищаются (глорические).

4. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни (гедонистические).

5. Радость и удовлетворение, когда удается сделать что-либо хорошее для близких тебе людей (альтруистические).

6. Интерес, наслаждение при познании нового» при знакомстве с поразительными научными фактами. Радость при уяснении сути явлений, подтверждение твоих догадок и предположений (интеллектуальные).

7. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности (волевые чувства, эмоции борьбы, преодоления).

8. Радость, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей (коммуникативные).

9. Чувство прекрасного, возникающее при восприятии природы, искусства (эстетические).

10. Радость при решении творческих задач, радость «открытий» («Эврика!»), наслаждение процессом творчества, удовлетворение при нахождении нестандартных оригинальных идей (эвристические).

Обработка полученных данных предполагает качественный анализ результатов. Их можно использовать при составлении.

6. Цветовое моделирование музыки(тест М Люшера в интепретации

Т. Барышевой)

Правомерность использования цветового метода с целью определения эмоциональных состояний в ситуации восприятия музыки подтверждается, с одной стороны, рядом экспериментальных работ, в которых подчеркивается связь цвета с эмоциями, возможность цвета воздействовать на эмоциональную сферу человека (в том числе ребенка) и вызывать определенные эмоциональные состояния (Г. Фрилинг, К. Ауэр, Обонаи, Люшер, М. Дерибере, А. Крылов, В. Сочивко, В. Ворсобин, В. Жидкина, Л. Ольшанникова, В. Мухина, Н. Серов, А. Мелик-Пашаев), с другой стороны, исследованиями, в которых разрабатывается идея единства цвета и музыки как средств эмоциональной выразительности (И. Ванечкина, Б. Галеев).

Для диагностики эмоциональных переживаний в процессе восприятия музыкальных произведений могут быть использованы несколько вариантов методики цветовых предпочтений:

1. Выбор цвета из предложенных (в данном случае целесообразно использовать набор цветового теста М. Люшера).

2. Выбор цветовой композиции.

3. Создание собственной цветовой композиции.

Для того, чтобы метод цветовых предпочтений «действовал» эффективно, необходимо сформировать у детей осознанное отношение к цвету как средству эмоциональной выразительности. Для этого необходимо создание проблемной ситуации: учитель рассказывает детям сказку о волшебной комнате, которая обладает чудесным свойством: «Когда в эту комнату входит человек, то комната сразу расцвечивается в те цвета, которые соответствуют настроению вошедшего в нее человека. Как вы думаете, какие цвета соответствуют печали? А радость какими красками мы нарисуем?» и т.д. Практика показала, что созданная таким образом установка является эффективной не только для младших школьников, но и для детей более старшего возраста.

Одной из самых сложных задач в комплексном исследовании эмоций является «фиксация» их процессуальной природы. Однако необходимость использования экспериментальных методик, диагностирующих динамику эмоциональных переживаний при восприятии музыки, обусловлена не только природой самих эмоций, но и спецификой музыки как вида искусства, содержание которой раскрывается во времени как интонационный процесс. Глубина понимания музыкального произведения во многом и определяется осознанием и адекватным переживанием логики развития эмоциональных состояний, смоделированных в музыке, сменой образов, настроений, сопоставлений различных «характеров».

Зафиксировать процесс развития эмоциональных переживаний и особенности осознания детьми структурной логики музыкального текста в единстве материально-звуковой и семантической организации в самом общем виде может один из вариантов цветового метола – цветовое моделирование музыки, построение (конструирование) детьми в момент звучания музыки цветовой «линии ее развития» с помощью разноцветных фигур. Использование данного метода предполагает подготовку испытуемых к проведению эксперимента и в плане осознания выразительных возможностей цвета, и в плане знаний о музыкальной форме как процессе развития.

Одним из самых доступных и обоснованных вариантов цветового метода является «малый» цветовой тест М. Люшера. Тест включает 8 различных цветов: серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый и черный. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента испытуемых.

Методика проведения эксперимента

Детям после прослушивания музыкального произведения предлагается «стать» художниками и с помощью «волшебных» цветов «нарисовать музыку» (8 основных цветов предлагает учитель). Затем дополнить композицию «своими красками».

Такое сочетание «обязательных» для выбора цветов и свободное «сочинение» собственных позволяет, с одной стороны, с достаточной точностью анализировать результаты с помощью психологических интерпретаций цветов и их сочетаний, с другой – увидеть индивидуальные черты цветовых моделей музыки, некоторые «нюансы» основных эмоциональных значений, а также создать творческую атмосферу занятий.

Значения основных цветов в тесте М. Люшера.

Серый (0) – эмоционально нейтрален, лишен каких-либо стимулирующих и психологических тенденций. Если ребенок моделирует музыкальное произведение серым цветом, вероятно, что восприятие музыки блокировано, эмоционального контакта с музыкальным звучанием не возникло, музыка оставила ребенка безучастным и равнодушным. Экспериментальные данные показали, что «серые модели» музыки чаще возникают у детей с неразвитой эстетической эмпатией или в состоянии интенсивной тревожности. Стрессовая ситуация в жизни ребенка иногда также не позволяет «переключить» эмоциональную сферу в «другую тональность».

Синий (1) цвет в тесте М. Люшера означает полное спокойствие, удовлетворенность. Созерцание этого цвета оказывает умиротворяющее действие на центральную нервную систему. Кровяное давление, частота пульса и дыхания понижены. В то же время психологически возрастает тенденция к чувствительности, ранимости, гармонии. Синий цвет связан с самоанализом, самоуглублением. Это цвет рефлексии и потребности в коммуникативных чувствах (эмпатических переживаний).

В «Философии искусства» Г. Шеллинг, используя символику чистого синего цвета, говорит: «Безмолвие является необходимым условием красоты, подобно покою невозмутимого моря». Ассоциативно синий цвет соответствует спокойной водной глади, глубине и бесконечности космического пространства.

Основное содержание синего цвета – эмоциональная чуткость, сензитивность. «Синие модели» музыки свидетельствуют о возникновении эмоционального контакта с музыкальным произведением, сильного и глубокого эстетического сопереживания, коммуникативных чувств. Когда синий цвет и различные его оттенки доминируют в цветовой композиции, можно предполагать, что при восприятии данного музыкального произведения у ребенка возникла потребность в эмоциональном покое, отдыхе, гармоничное, позитивное отношение. «События» его переживания развиваются плавно, ровно, безмятежно.

Зеленый (2) – цвет символизирует «физиологическое состояние эластичной напряженности». Психологически это выражается в деятельной воле, упорстве, уверенности, автократизме, твердости, постоянстве и сопротивляемости изменениям. Зеленый цвет связан с волевыми проявлениями личности, целеустремленностью. Это цвет глорических чувств (эмоций успеха, достижений, самоутверждения). Он ассоциируется с юностью, с жизненной возможностью.

Эмоциональное содержание цветовых моделей музыки, в которых преобладает зеленый цвет – гордость, величественность, суровость, напряженность, сдержанность, мужественность и достоинство.

Красный (3). В тестем М. Люшера используется красный цвет с примесью желтого, придающего ему оранжевый оттенок.

По данным многочисленных экспериментов, красный цвет активно изменяет физиологические параметры жизнедеятельности: ускоряет пульс, повышает давление, увеличивает частоту дыхания. Психологически красный цвет символизирует состояние «расходования энергии». Это проявляется в эмоциональной активности, импульсивных реакциях, целеустремленности, стремлениях к созиданию, творческой деятельности.

Красный, как и зеленый цвет, связан с проявлениями волевых чувств и эмоций успеха, деятельности достижений. Однако в отличие от эгоцентрической направленности зеленого, красный цвет ориентирован «вовне», на мир.

Цветовые композиции, в которых преобладает красно-оранжевая гамма, свидетельствуют о позитивном и активном характере эмоциональных состояний, возникающих в ситуации восприятия музыки. Музыкальное произведение в данном случае стимулирует потребность действовать.

Желтый (4) – самый светлый в тесте цвет. Подобно красному, желтый на физиологическом уровне повышает кровяное давление, частоту пульса и дыхания, однако в отличие от красного желтый цвет производит впечатление легкости, радости. Основные характеристики этого цвета — яркость, лучезарность, рефлексивность. Ассоциативно желтый цвет соответствует радушному теплу солнца, образ которого у всех народов мира связан с лучшими надеждами, счастьем, жизнелюбием. Желтый цвет выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, беззаботность. Эмоциональное содержание – полная надежд изменчивость, «интеллектуальный оптимизм» (Н. Серов).

В цветоаналитической психологии предпочтение желтого означает стремление к независимости, к расширению горизонта восприятия, познанию тайн бытия, смысла жизни.

Желтые композиции музыки свидетельствуют о пробуждении у ребенка познавательной сферы, активизации интеллектуальных чувств. Желтый цвет – это стремление «вперед», целеустремленность, движение к новому, неизведанному, современному, развивающемуся. Это – поиск приключений, «альтернативных ситуаций», увлеченность, изменчивость и непредсказуемость.

Фиолетовый (5) цвет имеет самостоятельное значение, но вместе с тем сохраняет свойства обоих цветов, его составляющих, – красного и синего. Эмоционально фиолетовый – цвет амбивалентный. В нем объединены импульсивность, торжество и победность красного и глубина и уравновешенность синего. Это, по М. Люшеру, мистический и таинственный союз, волшебство, утончённость, зачарованность, восхищенность, мечта, ставшая реальностью.

Фиолетовая гамма композиции, как результат восприятия музыки, означает состояние романтической зачарованности, появления эстетических чувств. Музыка в данном случае – волшебный мир, таинственный, полный загадок и очарования.

Фиолетовый цвет, по данным М. Люшера и Ф. Еробле, является одним из самых предпочитаемых цветов у детей младшего подросткового возраста. Из 1600 школьников 75% предпочли фиолетовый всем остальным цветам. В этом проявляется детская незрелость переживаний, своеобразное отношение к жизни, где воображаемое и действительное слиты. Учителю необходимо учитывать эти факты при интерпретации цветового моделирования. В некоторых случаях фиолетовая модель музыки может свидетельствовать не о переживании музыки, а о «предпочитаемом цвете».

Коричневый (6). В тесте М. Люшера этот цвет желто-красный, только более темного цвета. Импульсивная живость красного и желтого вследствие этого уменьшается, становится спокойнее. Коричневый утрачивает экспансивный творческий порыв и активную жизненную силу цветов, его составляющих. Коричневый – цвет пассивный. Коричневые модели музыки, как правило, негативны по эмоциональному знаку, связаны с ощущением дискомфорта, опасности и тревоги. Если объективная эмоциональная гамма моделируемого музыкального произведения – иная, в этих случаях правомерна констатация конфликтного с эмоциональным содержанием музыки эмоционального диалога или отрицательного отношения к данному произведению, «неприятие» музыки.

Черный (7) – самый темный цвет. У всех народов этот цвет символизирует идею небытия, исчезновения, предела, за которым ничего больше нет. Эмоциональное содержание чёрного цвета – переживание стресса, глубокой неудовлетворённости. Необходимо учитывать также, что черный цвет оказывает влияние на любой цвет, который находится в одной группе с черным в цветовой композиции музыки. В одних случаях этот цвет подчеркивает и усиливает свойства другого цвета, как, например, в сочетаниях: черный – синий, черный – зеленый. В других вариантах черный «создает» конфликтные группы. Например, сочетание черного и желтого указывает на ту или иную форму «экстремального», амбивалентного по знаку, конфликтного по содержанию переживания

Условные обозначения: 0 – серый, 1 – синий, 2 – зеленый, 3 – красный, 4 – желтый, 5 – фиолетовый, 6 – коричневый, 7 – черный.

· (-) – отрицательный полюс переживаний,

· (+) – положительный полюс переживаний,

· (-+) – амбивалентное переживание.

 

Домини­рующий цвет Цветовые пары Валентность Эмоциональные значения
Серый 0-1 (-) «Пессимистическое раздумье», интровертированность, потребность в покое, отдыхе, инертность.
  0-2 (-) «Пассивное противодействие», сопротивление активному воздействию, нежелание контакта, аналитическая оценка, регидность восприятия
  0-3 (-) Внутреннее напряжение и конфликт раз­нонаправленных тенденций – спонтанной активности и избегания эмоциональной вовлеченности.
  0-4 (-) Столкновение эмоциональной неустойчивой вовлеченности с необходимостью самоконтроля и ограничением контакта.
  0-5 (-+) Пассивно-созерцательная позиция, сензитивность, тонко нюансированная чувствительность, ирреальность и субъективность оценок, идеализация объекта. восприятия, эмоциональная незрелость, ранимость, эстетическая ориентированность, утонченность оценок
  0-6 (-) Пассивное беспокойство, inteora, сниженный фон настроения, плохое самочувствие.
  0-7 (-) Неприятие ситуации, отрицание, эмоции гнева, сниженный фон настроения и активности, угнетенность.
Синий 1–0 (-) Спокойствие, бесконфликтность, «горизонтально» развивающееся переживание, «размышление».
  1–2 (+) Интеллектуальные эмоции, детализированность, аналитичность восприятия, чувство достоинства. самоуваженияю
  1–3 (-+) Конфликт разнонаправленных тенденций: сдержанность – это значит, есть что сдерживать, конфликт эмоционального импульса с повышенным контролем над чувствами   импульса с повышенным контролем нал чувствами
  1–4 (-+) Экзальтированность, эмоционально неус­тойчивая реакция, неадекватная стимулу по интенсивности переживания
  1–5 (-+) Пассивное созерцание, «поэтизированное переживание», сентиментальность, эстетическая ориентированность.
  1–6 (-) Пассивная тревога, незащищенность, страх.
  1–7 (-) Неустойчивый пассивный протест, несбалансированность, угнетенность, негативное отношение к ситуации..
Зеленый 2–0 (-) Чувство изолированности, сопротивление воздействиям.
  2–1 (+) Эмоции деятельности, познавательный интерес
  2–3 (+) Волевые стенические эмоции, глористические чувства (эмоции успеха), целеустремлённость, желание доминировать, высокая активность переживания.
  2–4 (-+) Противоречивое сочетание романтических чувств и рациональных оценок.
  2–5 (-+) Художественная, эстетическая ориентация, синтетическое восприятие, мотивация творчества.
  2–6 (-) Тревожная неуверенность, дискомфорт.
  2–7 (-) Агрессивность, гиперстеническая реакция с ярко выраженным чувством протеста.
Красный 3–0 (-) Неудовлетворенность, противоречивое эмоциональное состояние, активно-пассивный паттерн, внутренний конфликт.
  3-1 (+-) «Сдерживаемая страстность», конфликт разнонаправленных тенденций, потребность в коммуникативных эмоциях, в гармонии. Стремление к впечатлениям, гедонизм.
  3-2 (+) Сочетание стенических чувств, активность, мотивация деятельности, успеха, волевые эмоции.
  3-4 (+) Яркость, полнота эмоциональной реакции, увлеченность, оптимизм, широкий спектр интересов, выраженные коммуникативные чувства, эмоциональный контакт.
  3-5 (-+) Активное творческое восприятие, эмо­ционально-динамический патерн представляет собой оптимальные условия для проявления творческой активности, индивидуальная независимая позиция.
  3-6 (-) Высокая активность, фрустрация, дискомфорт, повышенная тревожность.
  3-7 (-) Гиперстеническая реакция, «давление авторитетов», импульсивность, ситуация отвергается.
Желтый 4-0 (-) Эмоциональная напряженность, негативное угнетенное состояние.
  4-1 (-+) Внутренний конфликт, конфронтации противоположных эмоциональных значений, биполярность переживания.
  4-2 (+) Стенический тип реагировании, активно выраженная эмотивность, эмоциональные характеристики желтого усиливаются тенденциями, свойственными зеленому, эмоциональная основа для эффективной деятельности.
  4-3 (+) Активное переживание, стеничность, эмоции успеха, деятельности, мотивирующее достижения, повышенная эмотивность, мотивация самореализации, не последовательность, мобильность эмциональных отношений.
  4-5 (-+) Повышенная эмотивность, художественные эмоции, мотивация творчества, ранимость, чувство внутренней свободы эйфория.
  4–6 (-) Эмоционально неустойчивая напряженность, подавленное чувство свободы, Самореализации.
  4–7 (-) Негативное настроение, ситуация оценивается как экстремальная.
Фиолетовый 5–0 (-+) Мотивация бегства» в мир фантазий, мечты, собственных переживаний.
  5–1 (-) Гипостеническая реакция, пассивно-созерцательное состояние, потребность в гармоничных отношениях.
  5–2 (-+) Сентизивность к изменениям, восприимчивость к эстетическим проявлениям, пассивность.
  5–3 (-+) Экзальтированность, увлеченность, повышенная эмотивность, творческая моти­вация.
  5–4 (-+) Художественный стиль восприятия, благоприятная основа для развития творческой одаренности, артистизм, экзальтированность, иррациональность, интуитивное постижение смысла.
  5–6 (-) Обостренная чувствительность к воздействиям, тревожность, неустойчивость, высокая интенсивность переживания.
  5–7 (-) Эмоциональная напряженность, неудов­летворенность ситуацией, которая субъективно оценивается как навязанная, диссонанс, оценки ситуации как «неэстетической».
Коричневый 6–0 (-) Повышенная чувствительность к негативным воздействиям, страх, тревожность.
  6–1 (-) «Пассивное страдание», страх одиночества, повышенная тревожность, актуализация потребности в теплых отношениях, скованность и неадекватность чувств.
  6–2 (-) Сдерживаемая раздраженность.
  6–3 (-) Стресс, неудовлетворенность, чувствительность.
  6–4 (-) Повышенная тревожность, эмоциональное напряжение, неустойчивость настроения.
  6–5 (-) Неудовлетворенность.
  6–7 (-) Крайне негативная реакция, разочарованность
Черный 7-0 (-) Пессимистическая оценка ситуации, со­противление воздействиям, которые вос­принимаются как давление, обреченность.
  7–1 (-) Пассивно-негативное состояние.
  7-2 (-) Гнев, агрессия.
  7–3 (-) Гиперстенический тип реагирования, аффект, повышенная импульсивность, избыточная возбудимость.
  7-4 (-) Агрессивная реакция, направленная на себя, протест против ситуации, безвыходность
  7-5 (-) Напряженность, протест против реальной ситуации.
  7-6 (-) Непримиримость, разочарование, диссонанс.

Таблица интерпретации эмоциональных значений цветовых пар в тесте М. Люшера.

 

 


[1] Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. – СПб., 2005.

[2] Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: в 2 ч. – М.,2003, – ч.2. С.178.

[3] Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. – СПб., 2005. С. 298.

[4] Компетентностный подход в педагогическом образовании. / Под ред. проф. В.А. Козырева проф. Н.Ф. Радионовой. – СПб., 2005.

[5] Педагогическая практика. Справочник. – М., 2002.

[6] Педагогическая практика. Справочник. – М.,2002.

[7] Педагогическая практика. Справочник. – М.,2002.

[8] Ильина Е.Р. Музыкально-педагогический практикум: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2008.

[9] Ильина Е.Р. Музыкально-педагогический практикум: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2008.

[10] Изард К. Эмоции человека: Пер с англ. – М., 1980.

[11] Додонов Б.М. Эмоции как ценность. – М., 1978.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.