Сделай Сам Свою Работу на 5

III. Изучение новой темы.





Тема: «Пернатые изобретатели»

Учебник: Окружающий мир, Вахрушев А.А. Часть 1, 3 класс

Цели:

1) Образовательная:

- формировать первичное понятие о птицах как группе животных;

- дать представление о разновидностях птиц, их строении, среде обитания, питании, образе жизни;

- познакомить учащихся с многообразием птиц;

- научить детей выделять признаки сходства и различия у птиц.

2) Развивающие:

- развитие наблюдательности как важнейшей компетенции младших школьников при работе с наглядным материалом;

- развитие логических УУД: анализ при выделении признаков сходства и различия у птиц; сравнение при рассмотрении разных подгрупп птиц; обобщение при формулировке понятия «птицы».

- развитие самостоятельности при выполнении заданий;

- развитие коммуникативных УУД при работе

3) Воспитательные:

- воспитание экологической культуры;

- воспитание познавательного интерес школьников.

Оборудование для учителя: иллюстрации разных групп птиц (презентация), модели самолетов, перья курицы, карточки с заданиями для каждого ученика.

Подготовительная работа: знакомство учащихся с птицами разных групп, некоторые иллюстрации разных групп птиц; подготовка учеников с сообщениями.



ХОД УРОКА.

 

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Индивидуальный письменный опрос.

КАРТОЧКА №1.

1. Отгадай загадку и запиши ответ.
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но -ах!
Удрала, а хвост в руках. _________________________
2. Продолжи фразу: «Холоднокровные животные – это….»

 

КАРТОЧКА №2.

1. Отгадай загадку и запиши ответ.
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. ________________________
2. Из-за чего пресмыкающиеся получили такое название? Запиши ответ: ______________________________________________________________

 

КАРТОЧКА №3.
1. Отгадай загадку и запиши ответ.

Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ________________.

2. Отметь галочкой древних пресмыкающихся и подпиши их названия:

 

 

КАРТОЧКА №4.

1. Какое животное, когда оно в опасности, оставляет свой хвост, а само убегает?

2. Раздели предложенных пресмыкающихся на группы: гадюка, зеленая ящерица, гигантская черепаха, крокодил, уж, нильский крокодил, серый варан, среднеазиатская черепаха, хамелеон, красноухая черепаха, питон, аллигатор, кайман, игуана, геккон.



 

КАРТОЧКА №5.

1. Прочитай текст и отгадай пресмыкающееся: «Эти животные живут в воде, ловят рыбу или подстерегают пришедших на водопой животных. Зубы у них очень остры и могут прокусить даже стальной лист».

2. Рассмотри картинки. Запиши названия пресмыкающихся.

Индивидуальный устный опрос.

- Расскажи о пресмыкающихся.

- Расскажи о змеях и ящерицах.

- Расскажи о крокодилах и черепахах.

 

Фронтальный устный опрос.

Учитель: Чем покрыты пресмыкающиеся?

Дети: Чешуёй.

Учитель: Какова температура тела у пресмыкающихся?

Дети: Они холоднокровные, температура тела зависит от температуры окружающей среды.

Учитель: А почему рептилии в основном не впадают в спячку? Где они чаще встречаются?

Дети: Они живут в жарких странах с сухим климатом.

Учитель: Как повышение температуры окружающей среды влияет на обмен веществ и жизнедеятельность пресмыкающихся?

Дети: Чем выше температура, тем быстрее происходят обменные процессы и жизненная активность повышается.

Учитель: Как часто могут питаться пресмыкающиеся?

Дети: Очень редко.

Учитель: А с чем это связано?

Дети: Мало двигаются, мало затрачивают энергии, поэтому едят редко, запаса им хватает надолго.

Учитель: Как дышат пресмыкающиеся?

Дети: Только легкими, а кожа – сухая.

Учитель: А как дышат водные черепахи? Крокодилы? Ведь они живут в воде?

Дети: Тоже легкими, но иногда выплывают и набирают воздух.



Учитель: Как размножаются пресмыкающиеся?

Дети: Откладывают яйца на суше.

 

III. Изучение новой темы.

1) Актуализация знаний.

Учитель: Ребята! Давайте разгадаем зоологический кроссворд, который вы видите на доске.

    1.                      
  2.                        
                           
3.                          
                           
  4.                        
                           
  5.                        
                           
                           
                           
  6.                        
                           
                           

 

1. Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца. (Пресмыкающиеся)

2. Животные, состоящие из одной клетки. (Простейшие)

3. Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями. (Насекомые)

4. Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Дышат с помощью жабр. Передвигаются с помощью плавников. Откладывают икру. (Рыбы)

5. Животные с восемью конечностями, плетут паутину. (Паукообразные)

6. Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими и кожей. Откладывают икру. (Земноводные)

Учитель: Хорошо, ребята! Молодцы!

Учитель: Скажите, а другие группы животных есть?

Дети: Думаем, что мы не все группы животных изучили.

 

2) Постановка проблемной ситуации.

Учитель: Ребята! Давайте отгадаем несколько загадок и разберемся, какую группу животных мы будем сегодня изучать.

а) Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

Дети: Дятел.

б) И петь не поёт,

И летать не летает.

За что же тогда

Его птицей считают?

Дети: Страус.

в) Скажи ты мне, какой чудак

И днём и ночью носит фрак?

Дети: Пингвин.

Учитель: Итак! О ком мы будем говорить на уроке?

(На доске изображения дятла, страуса, пингвина.)

Дети: О птицах.

Учитель: Как звучит тема урока в учебнике? Стр. 104.

Дети: Пернатые изобретатели.

Учитель: Как вы думаете, что значит изобретать?

Дети: Придумывать что-то новое, неизвестное ранее.

Учитель: А почему пернатые?

Дети: Перья есть только у птиц.

Учитель: Попробуйте дать определение: птицы – это…

Дети: Птицы – это пернатые животные, которые умеют летать.

Учитель: А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных вы знаете?

Дети: Очень многие насекомые, большинство птиц, летучие мыши.

Учитель: Ребята! У меня три модели самолета:

  • обычный из бумаги,
  • из бумаги, но с укороченной площадью крыльев,
  • из тяжелого картона.

Учитель: Как вы думаете, какой из самолетов полетит дальше?

(Предположения детей.)

Учитель: Проверим на практике правильность предположений.

(Учитель по очереди запускает самолеты, учащиеся наблюдают и предлагают свои варианты ответов, затем учитель формулирует вывод и проговаривает его).

Учитель: Вывод: вы были правы. Для полета тело должно быть лёгким и иметь большие крылья.

Учитель: Итак! На какие вопросы мы должны ответить на уроке?

Дети: Какие приспособления нужны птицам для полета?

Учитель: А к чему должны были приспособиться птицы?

Дети: К воздушной среде.

Учитель: Опираясь на картинки, изображенные в учебнике, выскажите ваши предположения, какими должны быть птицы, чтобы летать?

Дети: Птицы должны иметь обтекаемую форму. У них должны быть крылья. Птицы должны быть сильными и лёгкими.

Учитель: Хорошо, ребята! Молодцы!

 

3) Решение проблемной ситуации.

Учитель: Чем птицы отличаются от других животных?

Дети: У птиц есть перья.

Учитель: У каждого из вас на парте есть рисунок (карточка №1) строения пера, а также перья курицы. Рассмотрите их.

(Дети рассматривают.)

Учитель: Как человек использует перья птиц?

Дети: Пуховики, подушки, перины, одеяла.

Учитель: Какие качества пера использует человек при изготовлении этих изделий?

Дети: Перо легкое, удерживает тепло, мягкое.

Учитель: Почему парашютист падает?

Дети: Сила притяжения Земли.

Учитель: Как парашютист замедляет падение?

Дети: Раскрытый парашют опирается на воздух.

Учитель: А теперь скажите, как птицы используют оперение крыльев и хвоста?

Дети: Опираются на воздух.

Учитель: На доске (экране) вы видите изображение движения крыла. Рассмотрите его.

(Дети рассматривают.)

Учитель: Возьмите карточки №2, на них изображены виды перьев, под картинками подпишите название перьев (пуховое, маховое, рулевое, покровное).

Учитель: А теперь давайте отгадаем загадки о птицах (отгадки и иллюстрации на доске или на экране по щелчку)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)

Братьев погубила,

Мамку не любила,

Мачеху забыла,

Деток не кормила (кукушка)

Летом маленькие воры,

А зимою - крохоборы.

На крыше за трубой,

Трещат наперебой (воробьи)

Летит пташка чудесница,

Весны ранняя вестница:

В горле песня-веселье,

В роще – дом-новоселье (скворец)

Ходит на рыбалку

Не спеша, вразвалку,

Сама себе удочка,

Сама себе лодочка (утка)

Пусть я птичка невеличка,

У меня друзья привычка-

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда (снегирь)

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

Птичка летит низко,

Значит дождик близко (ласточка)

Сел на елку, на сучок,

Бороды торчит клочок.

Как летун он плоховат,

А порою глуховат (глухарь)

Учитель: Ребята! Как вы думаете, на какие группы можно разделить этих птиц?

(Предположения детей.)

Учитель: Птиц можно разделить на перелетные, оседлые и кочующие.

Учитель: Какие птицы в первой группе?

Дети: Перелетные.

Учитель: Почему их называют перелетными?

Дети: На зиму улетают в теплые края.

Учитель: Как вы думаете, зачем птицы улетают на зиму?

Дети: Из-за временного отсутствия корма.

Учитель: Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядным птицам, то есть таким, для которых насекомые – основная пища, зимой прокормиться невозможно. Многие птицы все лето питаются семенами разных трав, кустарников, деревьев. Но большая часть семян, созревая, падает на землю и скрывается под снегом.

Учитель: Какие птицы во второй группе?

Дети: Оседлые.

Учитель: Как вы думаете, почему их так называют?

Дети: Осели на одном месте.

Учитель: Почему снегирь в третьей группе?

Дети: Кочующая птица, перелетает с места на место в поисках пищи. Закончив гнездовые дела, они собираются в небольшие стайки – и в путь, корм искать. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются.

Учитель: Верно! Снегирь - птица 2008 года по решению международного союза орнитологов.

Учитель: К кочующим птицам в Сибири относятся свиристели и сойки.

Учитель: Как вы можете помочь зимующим птицам?

(Ответ детей.)

Учитель: Для дальнего полета птицам необходимо много силы. Самолеты заправляют топливом. А как птицы запасают энергию для дальних полетов?

(Ответы детей.)

Учитель: Энергия запасается в жировых отложениях и используется как топливо.

Учитель: Перелетные птицы имеют ряд приспособлений. Они могут накапливать жир, а их мышцы обильнее снабжены кровью. Все предки курицы неперелетные, поэтому мы встречаем у неё белое мясо (без капилляров), нежирное. Напротив, у утки все предки перелетные, Поэтому её мышцы обильно снабжены кровью (мясо темное), а под кожей имеются большие запасы жира.

Учитель: Что весной происходит в жизни птиц?

(Ответ.)

Учитель: Как можно помочь перелетным птицам?

(Ответ.)

Учитель: Давайте посмотрим, какие гнезда бывают у некоторых птиц.

(У орлов, городской ласточки, печника, скворца, дятла, большой поганки, альбатроса, тупика, ласточки – касатки (деревенской ласточки), ласточки береговушки. – по щелчку на экране изображения гнезд.)

Учитель: Яйца откладывают и пресмыкающиеся, и птицы, чем они отличаются?

Дети: Первые не насиживают яйца и не заботятся о потомстве, другие насиживают яйца и оба родителя заботятся о птенцах.

Учитель: Возьмите карточки №3. Найдите птенца и его родителя (курица, утка, орел, лазоревка).

Учитель: На какие две группы и по какому признаку можно разделить этих птиц?

Дети: Курица-гусь, лазоревка-орел. Домашние и дикие.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.