III. Изучение новой темы.
Тема: «Пернатые изобретатели»
Учебник: Окружающий мир, Вахрушев А.А. Часть 1, 3 класс
Цели:
1) Образовательная:
- формировать первичное понятие о птицах как группе животных;
- дать представление о разновидностях птиц, их строении, среде обитания, питании, образе жизни;
- познакомить учащихся с многообразием птиц;
- научить детей выделять признаки сходства и различия у птиц.
2) Развивающие:
- развитие наблюдательности как важнейшей компетенции младших школьников при работе с наглядным материалом;
- развитие логических УУД: анализ при выделении признаков сходства и различия у птиц; сравнение при рассмотрении разных подгрупп птиц; обобщение при формулировке понятия «птицы».
- развитие самостоятельности при выполнении заданий;
- развитие коммуникативных УУД при работе
3) Воспитательные:
- воспитание экологической культуры;
- воспитание познавательного интерес школьников.
Оборудование для учителя: иллюстрации разных групп птиц (презентация), модели самолетов, перья курицы, карточки с заданиями для каждого ученика.
Подготовительная работа: знакомство учащихся с птицами разных групп, некоторые иллюстрации разных групп птиц; подготовка учеников с сообщениями.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1) Индивидуальный письменный опрос.
КАРТОЧКА №1.
1. Отгадай загадку и запиши ответ. Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но -ах! Удрала, а хвост в руках. _________________________ 2. Продолжи фразу: «Холоднокровные животные – это….»
КАРТОЧКА №2.
1. Отгадай загадку и запиши ответ. Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел. ________________________ 2. Из-за чего пресмыкающиеся получили такое название? Запиши ответ: ______________________________________________________________
КАРТОЧКА №3. 1. Отгадай загадку и запиши ответ.
Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет ________________.
2. Отметь галочкой древних пресмыкающихся и подпиши их названия:
КАРТОЧКА №4.
1. Какое животное, когда оно в опасности, оставляет свой хвост, а само убегает?
2. Раздели предложенных пресмыкающихся на группы: гадюка, зеленая ящерица, гигантская черепаха, крокодил, уж, нильский крокодил, серый варан, среднеазиатская черепаха, хамелеон, красноухая черепаха, питон, аллигатор, кайман, игуана, геккон.
КАРТОЧКА №5.
1. Прочитай текст и отгадай пресмыкающееся: «Эти животные живут в воде, ловят рыбу или подстерегают пришедших на водопой животных. Зубы у них очень остры и могут прокусить даже стальной лист».
2. Рассмотри картинки. Запиши названия пресмыкающихся.
Индивидуальный устный опрос.
- Расскажи о пресмыкающихся.
- Расскажи о змеях и ящерицах.
- Расскажи о крокодилах и черепахах.
Фронтальный устный опрос.
Учитель: Чем покрыты пресмыкающиеся?
Дети: Чешуёй.
Учитель: Какова температура тела у пресмыкающихся?
Дети: Они холоднокровные, температура тела зависит от температуры окружающей среды.
Учитель: А почему рептилии в основном не впадают в спячку? Где они чаще встречаются?
Дети: Они живут в жарких странах с сухим климатом.
Учитель: Как повышение температуры окружающей среды влияет на обмен веществ и жизнедеятельность пресмыкающихся?
Дети: Чем выше температура, тем быстрее происходят обменные процессы и жизненная активность повышается.
Учитель: Как часто могут питаться пресмыкающиеся?
Дети: Очень редко.
Учитель: А с чем это связано?
Дети: Мало двигаются, мало затрачивают энергии, поэтому едят редко, запаса им хватает надолго.
Учитель: Как дышат пресмыкающиеся?
Дети: Только легкими, а кожа – сухая.
Учитель: А как дышат водные черепахи? Крокодилы? Ведь они живут в воде?
Дети: Тоже легкими, но иногда выплывают и набирают воздух.
Учитель: Как размножаются пресмыкающиеся?
Дети: Откладывают яйца на суше.
III. Изучение новой темы.
1) Актуализация знаний.
Учитель: Ребята! Давайте разгадаем зоологический кроссворд, который вы видите на доске.
1. Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца. (Пресмыкающиеся)
2. Животные, состоящие из одной клетки. (Простейшие)
3. Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями. (Насекомые)
4. Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Дышат с помощью жабр. Передвигаются с помощью плавников. Откладывают икру. (Рыбы)
5. Животные с восемью конечностями, плетут паутину. (Паукообразные)
6. Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими и кожей. Откладывают икру. (Земноводные)
Учитель: Хорошо, ребята! Молодцы!
Учитель: Скажите, а другие группы животных есть?
Дети: Думаем, что мы не все группы животных изучили.
2) Постановка проблемной ситуации.
Учитель: Ребята! Давайте отгадаем несколько загадок и разберемся, какую группу животных мы будем сегодня изучать.
а) Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
Дети: Дятел.
б) И петь не поёт,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?
Дети: Страус.
в) Скажи ты мне, какой чудак
И днём и ночью носит фрак?
Дети: Пингвин.
Учитель: Итак! О ком мы будем говорить на уроке?
(На доске изображения дятла, страуса, пингвина.)
Дети: О птицах.
Учитель: Как звучит тема урока в учебнике? Стр. 104.
Дети: Пернатые изобретатели.
Учитель: Как вы думаете, что значит изобретать?
Дети: Придумывать что-то новое, неизвестное ранее.
Учитель: А почему пернатые?
Дети: Перья есть только у птиц.
Учитель: Попробуйте дать определение: птицы – это…
Дети: Птицы – это пернатые животные, которые умеют летать.
Учитель: А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных вы знаете?
Дети: Очень многие насекомые, большинство птиц, летучие мыши.
Учитель: Ребята! У меня три модели самолета:
- обычный из бумаги,
- из бумаги, но с укороченной площадью крыльев,
- из тяжелого картона.
Учитель: Как вы думаете, какой из самолетов полетит дальше?
(Предположения детей.)
Учитель: Проверим на практике правильность предположений.
(Учитель по очереди запускает самолеты, учащиеся наблюдают и предлагают свои варианты ответов, затем учитель формулирует вывод и проговаривает его).
Учитель: Вывод: вы были правы. Для полета тело должно быть лёгким и иметь большие крылья.
Учитель: Итак! На какие вопросы мы должны ответить на уроке?
Дети: Какие приспособления нужны птицам для полета?
Учитель: А к чему должны были приспособиться птицы?
Дети: К воздушной среде.
Учитель: Опираясь на картинки, изображенные в учебнике, выскажите ваши предположения, какими должны быть птицы, чтобы летать?
Дети: Птицы должны иметь обтекаемую форму. У них должны быть крылья. Птицы должны быть сильными и лёгкими.
Учитель: Хорошо, ребята! Молодцы!
3) Решение проблемной ситуации.
Учитель: Чем птицы отличаются от других животных?
Дети: У птиц есть перья.
Учитель: У каждого из вас на парте есть рисунок (карточка №1) строения пера, а также перья курицы. Рассмотрите их.
(Дети рассматривают.)
Учитель: Как человек использует перья птиц?
Дети: Пуховики, подушки, перины, одеяла.
Учитель: Какие качества пера использует человек при изготовлении этих изделий?
Дети: Перо легкое, удерживает тепло, мягкое.
Учитель: Почему парашютист падает?
Дети: Сила притяжения Земли.
Учитель: Как парашютист замедляет падение?
Дети: Раскрытый парашют опирается на воздух.
Учитель: А теперь скажите, как птицы используют оперение крыльев и хвоста?
Дети: Опираются на воздух.
Учитель: На доске (экране) вы видите изображение движения крыла. Рассмотрите его.
(Дети рассматривают.)
Учитель: Возьмите карточки №2, на них изображены виды перьев, под картинками подпишите название перьев (пуховое, маховое, рулевое, покровное).
Учитель: А теперь давайте отгадаем загадки о птицах (отгадки и иллюстрации на доске или на экране по щелчку)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Братьев погубила,
Мамку не любила,
Мачеху забыла,
Деток не кормила (кукушка)
Летом маленькие воры,
А зимою - крохоборы.
На крыше за трубой,
Трещат наперебой (воробьи)
Летит пташка чудесница,
Весны ранняя вестница:
В горле песня-веселье,
В роще – дом-новоселье (скворец)
Ходит на рыбалку
Не спеша, вразвалку,
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка (утка)
Пусть я птичка невеличка,
У меня друзья привычка-
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда (снегирь)
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
Птичка летит низко,
Значит дождик близко (ласточка)
Сел на елку, на сучок,
Бороды торчит клочок.
Как летун он плоховат,
А порою глуховат (глухарь)
Учитель: Ребята! Как вы думаете, на какие группы можно разделить этих птиц?
(Предположения детей.)
Учитель: Птиц можно разделить на перелетные, оседлые и кочующие.
Учитель: Какие птицы в первой группе?
Дети: Перелетные.
Учитель: Почему их называют перелетными?
Дети: На зиму улетают в теплые края.
Учитель: Как вы думаете, зачем птицы улетают на зиму?
Дети: Из-за временного отсутствия корма.
Учитель: Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядным птицам, то есть таким, для которых насекомые – основная пища, зимой прокормиться невозможно. Многие птицы все лето питаются семенами разных трав, кустарников, деревьев. Но большая часть семян, созревая, падает на землю и скрывается под снегом.
Учитель: Какие птицы во второй группе?
Дети: Оседлые.
Учитель: Как вы думаете, почему их так называют?
Дети: Осели на одном месте.
Учитель: Почему снегирь в третьей группе?
Дети: Кочующая птица, перелетает с места на место в поисках пищи. Закончив гнездовые дела, они собираются в небольшие стайки – и в путь, корм искать. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются.
Учитель: Верно! Снегирь - птица 2008 года по решению международного союза орнитологов.
Учитель: К кочующим птицам в Сибири относятся свиристели и сойки.
Учитель: Как вы можете помочь зимующим птицам?
(Ответ детей.)
Учитель: Для дальнего полета птицам необходимо много силы. Самолеты заправляют топливом. А как птицы запасают энергию для дальних полетов?
(Ответы детей.)
Учитель: Энергия запасается в жировых отложениях и используется как топливо.
Учитель: Перелетные птицы имеют ряд приспособлений. Они могут накапливать жир, а их мышцы обильнее снабжены кровью. Все предки курицы неперелетные, поэтому мы встречаем у неё белое мясо (без капилляров), нежирное. Напротив, у утки все предки перелетные, Поэтому её мышцы обильно снабжены кровью (мясо темное), а под кожей имеются большие запасы жира.
Учитель: Что весной происходит в жизни птиц?
(Ответ.)
Учитель: Как можно помочь перелетным птицам?
(Ответ.)
Учитель: Давайте посмотрим, какие гнезда бывают у некоторых птиц.
(У орлов, городской ласточки, печника, скворца, дятла, большой поганки, альбатроса, тупика, ласточки – касатки (деревенской ласточки), ласточки береговушки. – по щелчку на экране изображения гнезд.)
Учитель: Яйца откладывают и пресмыкающиеся, и птицы, чем они отличаются?
Дети: Первые не насиживают яйца и не заботятся о потомстве, другие насиживают яйца и оба родителя заботятся о птенцах.
Учитель: Возьмите карточки №3. Найдите птенца и его родителя (курица, утка, орел, лазоревка).
Учитель: На какие две группы и по какому признаку можно разделить этих птиц?
Дети: Курица-гусь, лазоревка-орел. Домашние и дикие.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|