Сделай Сам Свою Работу на 5

В1. Сенсорное развитие, сенсорное воспитание, их взаимосвязь





Методика сенсорного воспитания детей раннего возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В1. Сенсорное развитие, сенсорное воспитание, их взаимосвязь

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение, восприятие, способность ощущения) - развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и т.п.; развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами [1].

Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. Таким образом, развиваются все виды восприятия, т.е. начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.



Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений [5].

Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Понятие «сенсорная культура» как результат усвоения общепринятых представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов было введено М. Монтессори. Оно опирается на усвоение сенсорных эталонов, которые выделены для всех 5 органов чувств (эталон = образец = мерка, термин введен А.В.Запорожцем). Ознакомление с сенсорными эталонами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду [2; 6].

Таким образом, зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина считали, что сенсорное воспитание, направлено на обеспечение полноценного сенсорного развития [7].



Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: сенсорноевоспитание - целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия и представления); сенсорное развитие ребенка - развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. С одной стороны, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности.

В2. Задачи и содержание сенсорного воспитания детей с ТНР

Цель сенсорного воспитания - сформировать у детей умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.

Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям.

Т. о., сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с деятельностью [3].

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи:

Период Задачи
Первый год жизни Обогатить ребенка впечатлениями (создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины)
Второй-третий год жизни Научить выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине
Начиная с четвертого года жизни Формировать сенсорные эталоны. Далее знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине между элементами ряда, состоящего из множества предметов. Одновременно учить детей способам обследования предметов: группировке по цвету и форме, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению более сложных глазомерных действий
Основная задача сенсорного воспитания дошкольников с нарушениями речи: формировать у детей представления о сенсорных эталонах
Особая задача: развивать аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму, выделять измерения величины [1].

Задачи сенсорного воспитания дошкольников с ТНР:



1. развитие зрительного восприятия: учить детей узнавать знакомые предметы, игрушки, находить их в разных местах комнаты; в процессе игры с куклой учить детей перемещаться в пространстве; предлагать находить парные предметы, сравнивать их, соотносить их с изображением, соотносить парные рисунки; побуждать детей выполнять разные действия с предметами - совместно, сопряжено, по подражанию; соотносить действия на рисунке с реальными действиями;

2. восприятие цвета: учить распознавать цвет, находить предметы определенного цвета в окружающей обстановке, выбирать предметы одного цвета из ряда других; учить классифицировать предметы по цвету, знакомить с названиями цветов – красный, желтый, синий, зеленый;

3. восприятие формы: учить различать плоскостные формы – квадрат, треугольник, круг путем обводных движений и объемные формы – куб, призма, параллелепипед на ощупь; учить использовать прием наложения для соотнесения предметов по форме; учить выбирать круг, квадрат, треугольник по образам на основе зрительного восприятия и тактильных ощущений; знакомить с названиями круг, шар;

4. восприятие величины: учить детей различать предметы по величине; брать большие предметы двумя руками, маленькие – одной; учить детей составлять пирамидку из трех колец, трехместные матрешки, мисочки; знакомить со словами большой, маленький;

5. восприятие пространственных отношений: знакомить детей со словами вверх, вниз; учить детей воспринимать пространственное расположение предметов по вертикали, раскладывать мелкие предметы вверху и внизу по отношению к линии, складывать игрушки на верхние и нижние полки; формировать представления о том, что предметы могут иметь разное пространственное размещение;

6. тактильно – двигательное восприятие: учить детей воспринимать форму и величину предметов на ощупь, обводными движениями; учить выбирать знакомые и плоские фигуры на ощупь, по образцу и по слову; знакомить с материалами;

7. развитие слухового восприятия: учить детей различать шум и тишину; знакомить детей со звуками бытовых предметов, природы, улицы; учить определять направление звуков в пространстве; учить различать звучание музыкальных инструментов, вырабатывать соответствующие двигательные реакции на их звучание;

8. вкусовая и обонятельная чувствительность: формировать у детей вкусовые ощущения сладкого и соленого; во время приема пищи обращать внимание детей на то, что еда отличается по вкусу; учить детей различать запахи употребляемых продуктов, используемых предметов [12].

Содержание сенсорного воспитания дошкольников с ТНР

Содержание сенсорного воспитания включает признаки и свойства предметов, которые ребенок с ТНР должен постичь на протяжении дошкольного детства.

Содержание Суть
Традиционное содержание (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева и другие) Знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. Задача - повышение чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности). Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (твердый, пушистый, шершавый, холодный, горячий, горький, сладкий, тяжелый, снизу - сверху, близко - далеко, справа - слева)
Ориентирование во времени Ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.
  Речевой (фонематический) слух Способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения
Музыкальный слух Умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии

Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания - ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов, т.е. традиционное содержание. Оно должно быть согласованно с содержанием детской деятельности [9].

Направления сенсорного развития детей с ТНР

Направление сенсорного развития Содержание
Развитие зрительного и осязательного восприятия форм Различение, называние, классификация, трансформация форм
Развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений Понимание, называние, ориентирование, трансформация
Развитие зрительного и осязательного восприятия величин Различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине
Развитие зрительного восприятия цветов Различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета

Также сенсорное развитие включает: формирование музыкального слуха и совершенствование звукового анализа речи.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой [10].

Значение сенсорного воспитания:

· овладение детьми способами чувственного познания мира;

· овладение детьми наглядно – образным мышлением;

· совершенствование всех видов детской деятельности;

· формирование относительной самостоятельности в познавательной и практической деятельности детей [8].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.