Сделай Сам Свою Работу на 5

Пограничные нервно-психические расстройства.





Более выраженной формой снижения психической адаптации являются пограничные нервно-психические состояния. Эти расстройства существенно отражаются как на психическом складе личности, так и на возможности целенаправленного реагирования. При этом деятельность в целом продолжается оставаться нормальной, однако рамки приспособительной активности значительно сужаются, появляются качественно и количественно новые формы адаптивных реакций, что при умеренных физических и психических нагрузках приводят к более выраженным поведенческим нарушениям, чем при акцентуациях характера. Основными формами пограничных нервно-психических расстройств являются:

-психопатии

-психогении (реактивные состояния)

-психический инфантилизм

-последствия закрытых травм головного мозга

-токсикомании и начальные стадии психических заболеваний.

 

Организация работы по психологическому

Обеспечению адаптации военнослужащих к воинской

Среде и условиям службы по призыву.

Личность каждого военнослужащего наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Этапы психической адаптации, общие для всех военнослужащих, будут зависеть в смысле успешности их протекания от личностных качеств каждого из них. И на этапе переадаптации успех также будет обусловлен набором определенных качеств и свойств личности, которые являются главным условием, определяющим развитие процесса адаптации по одному из двух возможных путей. То есть, индивидуальные возможности каждого человека к успешной адаптации различны, от весьма высокой способности к быстрой и успешной реализации своего адаптационного потенциала до полной невозможности адаптироваться к данной среде (потенциальная склонность к дезадаптивным состояниям).



Исходя из этого, основным звеном и начальным этапом работы по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих срочной службы является диагностика или оценка адаптивной способности личного состава. Она основана на изучении индивидуальных особенностей каждого военнослужащего, уровне его мотивации к военной службе, биографических данных, социального окружения до службы и т.д.



Диагностика должна проводиться как на этапе острых психических реакций входа, то есть практически с прибытием пополнения, так и в процессе службы воинов периодически. Если в первом случае это будет оценка адаптационных способностей (потенциала) военнослужащих, то в последующем - это оценка уровня адаптированности. Другими словами констатация факта того или другого состояния. Этот вид диагностики рекомендуется использовать:

- по истечении первых 4-6 месяцев пребывания военнослужащих в части, (так как примерно в это время завершается этап переадаптации) и затем не реже одного раза в полгода службы;

-при резком изменении условий службы или характера воинской деятельности ( при переводе военнослужащего из одного подразделения в другое, назначением на другую должность или специальность, при усложнении задач воинской деятельности и повышения их значимости и т.п.)

- при неблагоприятных стечениях обстоятельств в личной жизни отдельных военнослужащих и других условиях.

Однако самым важным этапом диагностики является оценка адаптационных возможностей личности в первые дни службы и пребывания в новых, непривычных условиях существования.

Использование на этапе диагностики тестовых методик позволяет распределить всех испытуемых на 3 основные группы:

1. группа лиц, склонных к дезадаптивным состояниям

2. военнослужащие с удовлетворительными адаптационными способностями

3. военнослужащих с высокими адаптационными способностями.

Наибольший интерес военного психолога вызывает группа военнослужащих, склонных к дезадаптационным состояниям, как объект непосредственной активной психологической поддержки. В работе с этой группой последовательно выделяют следующие этапы:



1. определение типа дезадаптивного поведения;

2. оценка степени обусловленности дезадаптации субъективным переживаниям условий службы или же психопатологическими отклонениями в развитии личности;

3. на основе этих двух этапов работы - определение конкретных методов и средств профилактики дезадаптивных состояний или же коррекция дезадаптации;

4. выработка рекомендаций командирам по оказанию психолого-педагогической помощи данной категории их подчиненных.

В качестве методов объективного контроля за протеканием адаптационного процесса используются: наблюдения, беседы, оценочные характеристики командиров и другие психодиагностические методики, опросные методики в виде анкет, разработанные непосредственно в войсковой части, исходя из конкретных условий службы в ней.

Основной целью этого направления в работе является своевременное выявление военнослужащих, чья переадаптация угрожает вылиться в неустойчивую нервно-психическую деятельность и оказания им своевременной психологической поддержки и помощи путем психокоррекции, индивидуальных занятий по психоэмоциональной регуляции, помощи в рациональном переосмыслении сложившейся ситуации и личных проблем.

Особое и наиболее перспективное направление в работе по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих срочной службы занимает снижение уровня влияния психогенных факторов войсковой среды и профилактика дезадаптивных состояний.

 

Психопрофилактика и психокоррекция

Дезадаптивных состояний.

Как правило признаки НПН обнаруживаются в первые месяцы службы (в периоде адаптации). Адаптация к военной службе сопряжена с перестройкой всего уклада жизни и обычно сопровождается выраженным эмоциональным напряжением. К новым факторам, воздействующим на молодого воина, относятся: другой ритм жизни, строгий уставной распорядок дня, требования воинской дисциплины, соблюдение субординации, значительные физические и психические нагрузки, необходимость приобретения специальных военных знаний и навыков, освоение нового круга обязанностей, определенные бытовые неудобства, иногда смена временного пояса, непривычные климатические условия, географическое местоположение и т.д.

Таким образом, процесс адаптации к военной службе является нагрузкой, проверяющей приспособительные и компенсаторные возможности организма молодого воина, надежность его психической деятельности. У лиц с НПН процесс адаптации протекает медленнее и труднее. Наиболее важными факторами, способствующими развитию НПН у военнослужащих в период адаптации, является:

-слабая предшествующая психологическая подготовка к военной службе

-психотравмирующие конфликты

-характерологические особенности молодых воинов.

Прогнозирование возникновения и своевременное распознавание НПН зависят от умения психолога правильно анализировать факторов риска НПН, приводящие к возникновению этого состояния, а также от знания наиболее информативных, диагностических ценных признаков.

 

Таблица № 2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.