Сделай Сам Свою Работу на 5

Деятельность православной церкви





Этноконфессионльная ситуация на современном этапе.

За последние десятилетия (1980 - 1999 гг.) религиозно-этническое самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. Этому способствовала, прежде всего, демократизация общественной жизни в 90-е гг. В религии стали видеть гарантию стабильности, порядка, незыблемости духовных устоев общества, возрождение национальных традиций народа. “Религиозному Ренессансу” способствовал также пересмотр отношений между церковью и государством.

Религиозная деятельность всех конфессий в Беларуси особенно активизировалась с конца 80-х годов нашего века. Об этом свидетельствуют, например, социологические исследования. Так в 1989 г. к числу атеистов относили себя 65 % опрошенных, то в 1994 г. их насчитывалось только 32% (т.е. на 30 % меньше). Среди респондентов значительно увеличилось количество верующих — с 22 % до 43,4 % в 1994 г. При этом религиозность среди женщин была выше, чем среди мужчин (54,6 % против 33,3 %). Среди старших возрастных групп доля верующих среди женщин была в 1,5-2 раза выше, чем среди мужчин. Среди молодежи склонность к религии распределилась между полами фактически равномерно. Исследования в начале 90-х годов показали, что абсолютное число респондентов, считающих себя верующими, отождествляет себя с той или иной конкретной религией, в том числе с православием — около 70 % , католицизмом — 15-20%, протестантизмом — около 2 %. К 1998-1999 г.г. эти цифры несколько изменились, в том числе, в сторону увеличения количества православных и верующих в целом.



Религиозность населения

Исследователи современной конфессиональной ситуации в Республике Беларусь отмечают две тенденции, характерные для современного периода. В традиционных верах это зависимость уровня религиозности от социально-демографической характеристики — (с ростом образовательного уровня снижается степень религиозности), нетрадиционные же формы религии получили распространение среди людей достаточно образованных и молодых. Так, к настоящему времени религиозность в разных демографических группах значительно возросла — у молодежи (25,3%) и у людей старше 60 лет (44,4 %). Наиболее высокий уровень образованности и число молодых верующих у протестантов (30 %). В православной и католической церквях преобладают женщины старшего и среднего возраста (соответственно — 64,2% и 70,5 %). Распространение религиозных общин в Беларуси имеет четко выраженную внутреннюю границу, которая разделяет Беларусь на две части: восточную и западную. Эта граница совпадает с государственной границей СССР и Польши до 1939 г. При этом в западных землях Беларуси традиционно сохраняется более высокий уровень религиозности (около 70-80 % населения — верующие).



Географическое распространение конфессий

За тридцатилетний период (с 1970 по 1999 г.) в Беларуси значительно увеличилась численность религиозных общин. В 1970 г. наибольшее количество общин было зарегистрировано в православной церкви (380). Территориально, основная и большая часть приходов была сконцентрирована в Брестской, Гродненской и западных частях Минской и Витебской областей (т.е. на землях бывшей Западной Беларуси в границах до 1939 г.). На восточную часть Беларуси в 1970 г. приходилось около 20% от всего количества православных приходов (соответственно храмов, священников, верующих).

Римско-католический костел насчитывал в 1970 г. около 100 религиозных общин (парафий), основная часть которых была сосредоточена в Гродненской области. Меньшее количество парафий было зарегистрировано в Брестской (14), западных районах Минской (17) и Витебской (10) областях. Все католические общины Беларуси в 1970 г. были расположены на все тех же землях бывшей Западной Беларуси). В столице, в Гомельской, Могилевской и в большинстве районов Витебской и Минской областей католических парафий зарегистрировано не было.



268 религиозных общин протестантов (ЕХБ, пятидесятников и адвентистов) в 1970 г. территориально располагались почти по всей Беларуси, однако наибольшая часть (около 70%) их была сконцентрирована в Брестской и западных районах Гродненской и Минской областей (т.е. в пределах ранее очерченного региона бывшей Западной Беларуси).

Среди религиозных общин других конфессий (всего общин около 26) преобладали по численности объединения старообрядцев или староверов (около 24%), которые были расположены в Витебской, Гомельской и Минской областях. По одной общине в 1970 г. имели иудеи (Минск) и мусульмане (Ивье).

Изменившиеся к середине 90-х г.г. социально-политические отношения в Беларуси в значительной степени переориентировали отношения людей к свободе совести и обусловили рост религиозности среди населения.

В 1994 г. количество православных приходов увеличилось до 860 и составляло как и ранее преобладающее большинство по сравнению с численностью общин других конфессий. Картографирование размещения новых православных общин показывает, что большинство из них (до 70%) образовались в пределах ранее упомянутого региона бывшей Западной Беларуси.

Аналогичную картину показало и картографирование католических парафий, количество которых увеличилось в 1994 г. до 330. Наибольшая концентрация до 80% их приходится на Гродненскую, Брестскую и западные районы Витебской и Минской областей. В 1994 г. католические общины были зарегистрированы уже и в восточных областях Беларуси, и во всех крупных городах. Однако в процентном отношении количество парафий в западных областях Беларуси значительно преобладает над численностью их на остальной территории республики.

Еще более значительно к 1994 г. возросло количество протестантских общин (около 440), которые были зарегистрированы во всех областях Беларуси, но численно преобладали в Брестской и Минской.

Возродилась греко-католическая или униатская церковь (9 общин в 1994 г.).

Количество общин других конфессий возросло к 1994 г. до 100. Значительно увеличилось количество общин мусульман (14) иудеев (11), в меньшей степени староверов (28). Официально зарегистрировались к этому времени ранее преследуемые или вообще неизвестные религиозные направления и секты — свидетелей Иеговы, мормонов, кришнаитов, бахаистов, и др. Особенности этих новых религиозных течений в их малочисленности, нетрадиционности и бытовании преимущественно среди населения крупных городов — Минска, Витебска, Гомеля, Могилева и др.

Тенденции роста количества общин верующих в Беларуси продолжились и в период 1994—1998 гг. В настоящее время в республике зарегистрировано: 1081 православный приход (860 — в 1994 г.), 399 католические парафии (330 — в 1994 г.), (838) протестантских общин (440 — в 1994 г.). Количество униатских общин возросло до 13 (9 — в 1994 г.).

Всего в Беларуси в настоящее время зарегистрированы общины около 26 различных конфессиональных направлений. Подавляющее большинство верующих — христиане: православные, католики и протестанты. За последние десятилетия наблюдается существенный рост количества всех христианских общин почти в одинаковых пропорциях. Так, с 1970 по 1999г, количество православных общин возросло в 3 раза; католических и протестантских — более чем в 3 раза. Судя по росту общин, по количеству верующих в последние годы, преимущество в этом процессе остается за православной церковью.

Деятельность православной церкви

С 1986 по 1999 гг. государство передало православным общинам более 350 культовых сооружений (церквей), закрытых до этого для богослужения. В 1989 г. были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в 1990 г. — восстановлена Гомельская и основана Брестская епархиальные кафедры, в 1991 г. основаны Новогрудская и Гродненская, а в 1992 г. — Туровская и Витебская кафедры. Вместе с Минской все десять епархий входят в состав основанного в 1989 г. Белорусского Экзархата Русской Православной церкви. Другое официальное название Белорусского Экзархата — Белорусская православная церковь (БПЦ). Руководство ею осуществляет Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

В настоящее время в Беларуси действуют свыше 900 православных церквей, около 90 находятся в стадии строительства. В 90-х гг. начался процесс возрождения монастырей. Так в 1992 г. в восстановленный в Полоцке Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Полоцкий монастырь снова стал очагом просвещения и милосердия, каким его создала еще в XII в. причисленная к лику святых, игуменья Ефросиния. Сейчас в Беларуси насчитывается пять мужских и восемь женских православных монастырей. Двенадцать православных братств проводят работы по строительству и ремонту храмов, оказанию благотворительной помощи одиноким престарелым людям, уходу за больными, организации братских певчих хоров, библиотек, воскресных школ, осуществлении издательской деятельности.

Большую работу проводят и семь православных сестричеств. Сестры милосердия проводят значительную миссионерскую деятельность, ухаживают за престарелыми одинокими людьми, больными, работают, например, в Институте травматологии и ортопедии, детском отделении Первой клинической больницы.

В организациях Белорусской православной церкви насчитывается более 1000 священников и их количество постоянно растет соответственно количеству приходов (общин). Территориально наибольшее количество православных общин находится в Брестской области (299), затем — в Минской (240), наименьшее — в Могилевской (67). Для подготовки священников с 1989г на базе Жировицкого Свято-Успенского мужского монастыря действует Минская духовная семинария. Сейчас это высшее религиозное учебное заведение, куда имеют право поступать желающие из всех бывших республик СССР. При семинарии действуют также воскресная школа и регентский класс. Профессию регента и псаломщика получают также выпускники Минского и Витебского духовных училищ.

С 1995 г. начала свою работу Минская духовная академия. В 1993 г. при Европейском гуманитарном университете в Минске открыт богословский факультет, деканом которого является митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Кроме богословия в программу обучения входит изучение истории церквей и христианских конфессий, педагогика, психология, литература, искусство. Изучаются также два современных зарубежных и четыре древних языка. С 1995 г. специальность “Теология” получила квалификацию государственной.

БПЦ с каждым годом расширяет свою издательскую деятельность. В настоящее время выходят 4 журнала, 10 газет, церковные календари и другая религиозная литература. Наиболее крупные издания — журнал “Вестник Белорусского Экзархата”, газеты “Церковное слово” и “Преображение”. Регулярно выпускаются местные епархиальные “Вестники” в Минской, Могилевской, Гродненской и Полоцкой епархиях. Укреплению взаимодействия церкви с научной интеллигенцией способствуют ежегодные Минские епархиальные чтения – конференции-семинары.

Одним из наиболее значительных событий в жизни БПЦ последних лет стало воссоздание Креста Ефросинии Полоцкой (точная копия знаменитого креста работы мастера XII в. Лазаря Богши. Этот Крест с огромными почестями был освящен и доставлен в Крестовоздвиженский собор Полоцкого Спасо-Ефросиньевского монастыря в сентябре 1997 г. Восстановление святыни белорусского народа стало символом национального единения.

Белорусы и православие

Среди православных явно преобладают представители коренной нации — белорусы. Белорусы также составляют основной демографический массив на территории республики и в других массовых конфессиональных сообществах (среди верующих православных, католиков и протестантов на долю этнических белорусов выпадает соответственно — 83%, 56% и 73% от всего демографического массива населения Республики Беларусь).

Кроме этнических белорусов православную веру в Беларуси исповедуют также представители многих различных этнокультурных общностей, среди которых преобладают русские и украинцы.

Русские и православие

Русские — самая многочисленная национальная общность в Беларуси. По переписи населения 1989 года в Республике Беларусь проживает более 1,3 млн. русских (около 13% от всего населения республики). Следует заметить, что “Русью”, “русинами”, “русичами” называли себя коренные православные жители нашей территории еще с Х-ХIII вв. Однако в период второй половины XVII — начале XIX в. наметились некоторые особенности среди русских и белорусских религиозных и общественных деятелей в трактовке понятия “русские”. С конца XVIII в. в русской историографии и публицистике понятие “русские” стало отождествляться только с великороссами или же только с православными, составляющими паству Московской Патриархии. Этнические русские проживали в Беларуси на протяжении всей ее истории (даже в периоды вхождения последней в ВКЛ и РП).

Количество русского населения в Беларуси стало увеличиваться наиболее интенсивно в период после П мировой войны за счет переселения в Беларусь рабочих, специалистов различных областей народного хозяйства, науки, искусства, партийных и комсомольских деятелей. Живут в Беларуси и гораздо ранее укоренившиеся здесь группы и семьи русских, например староверы, потомки интеллигенции и чиновничества, оседавшего здесь с конца XVIII в. Расселены русские в Беларуси большей частью дисперсно, четко выраженные анклавы отсутствуют, однако наиболее значительные их группы представлены в восточных регионах (Витебская, Могилевская, Гомельская области), в столице республики и крупных промышленных центрах, где они составляют до 20 и более процентов населения.

Преобладающее большинство русского населения в значительной степени аккультурировано в белорусском этническом окружении, однако сохраняют свое национальное самосознание, в т.ч. самоназвание и язык, а верующие — религию. Основными мотивами этнической самоидентификации являются происхождение, язык и традиционная религия (т.н. “русская вера” — православие).

В социально-политическом и национальном аспектах русскому населению открыты широкие возможности и перспективы для реализации собственных этноконфессиональных и культурно-языковых потребностей. Русский язык наравне с белорусским является государственным языком. В республику поступает российская пресса, выходят местные русскоязычные периодические издания, книги, существуют русскоязычные театры, на русском языке ведутся передачи радио и телевидения, осуществляется обучение в школах и ВУЗах.

Русские и староверы

Некоторыми религиозно-культурными особенностями среди русского населения Беларуси выделяются этноконфессиональные группы русских старообрядцев (староверов), которые придерживаются православных канонов, бытовавших в России до реформы патриарха Никона в середине XVII в. Проживают они, главным образом, в Гомельской, Витебской, Минской областях. Основное поселение компактного проживания г. Ветка в Гомельской области. Со временем русские старообрядцы заимствовали некоторые особенности языка и культуры коренного местного населения и особенно в городах. Однако и по настоящее время их, компактно проживающие в Беларуси, группы, обладают специфическими религиозно-бытовыми особенностями. Староверы не входят в состав русской православной церкви. В 1991 году в Беларуси были официально зарегистрированы 23 общины русских старообрядцев, в 1998 г. — уже 36 общин. Из 36 общин 20 сейчас находятся в Витебской области. Общины делятся на так называемые “поповские”, которые относятся к Белокриницкой церкви и “беспоповские” (г. о. федосеевского и филиппоновского направлений). По данным современных исследований, староверы, в большинстве своем, относятся к старшей возрастной группе. Однако старообрядчество также подверглось процессам модернизации последних десятилетий. Это повлияло на появление у русских староверов Беларуси более светского образа жизни и мировоззрения, отразилось на ослаблении культурно - бытовой изоляции, религиозного фанатизма и нетерпимости.

Украинцы

Среди других проживающих в Беларуси национально — культурных групп православной веры, более всего численно представлены украинцы. Они составляют третью по численности после русских и поляков группу Беларуси (по данным последней переписи 290 тыс. человек или 2,9 % населения. Основной наплыв украинского населения с четко выраженным самосознанием пришелся на XVIII — XX в.в. Наиболее многочисленные его группы в начале XX в. проживали в Пинском, Кобринском, Брестском, Гомельском, Речицком, Бобруйском и Быховском поветах. В послевоенные годы в Беларусь переселялись, главным образом, городские жители — специалисты в различных областях промышленности, чиновники, интеллигенция, деятели искусства и культуры.

Характер расселения украинцев на Беларуси в целом дисперсный, однако в Пинском, Кобринском, Брестском, Столинском, Гомельском и некоторых других южных полесских районах существуют довольно компактные ареалы. По вероисповеданию большинства жителей, которые относят себя к украинцам — православные, но вместе с тем есть также католики, униаты и протестанты (баптисты, пятидесятники).

В тех группах украинцев, которые переселились на Беларусь в послевоенные годы, национальное самосознание выражено определенно четко и репрезентативно мотивировано рядом этнических признаков, главным из которых является язык (иногда место происхождения, родственные связи). Именно они создали несколько лет назад республиканское общественное объединение Ассоциацию украинцев Беларуси “Ватра”. Наряду с общепросветительной деятельностью ассоциация имеет еще и собственно национальные цели: распространение знаний по истории и культуре Украины и украинцев, популяризация в своей этнической среде украинского языка, различных периодических и книжных изданий. В состав “Ватры” входят несколько локальных объединений (“Заповiт”, “Обрiй” и др.), которые организованы и действуют в местах наиболее компактного проживания украинцев в Брестской, Гомельской и Минской областях. Взаимоотношения украинцев и белорусов добрососедские, миролюбивые. На почве национальных различий конфликтов не наблюдается даже на уровне бытовых отношений.

.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.