Организация лечебно-профилактической помощи в хирургическом отделении стационара
Оказание стационарной помощи населению
Больницы – ключевой элемент системы здравоохранения и основная точка приложения реформы в этой сфере. На долю больниц приходится значительная часть бюджета системы здравоохранения (до 70%) в России. В больницах работают до половины всех врачей и три четверти медсестер. Благодаря своей ключевой роли больницы оказывают большое влияние на всю отечественную систему здравоохранения. Помимо лечения пациентов, больницы ведут исследовательскую и учебную работу.
В России ведущими больничными учреждениями данного направления являются больницы различного уровня от сельских участковых больниц, где оказывается преимущественно стационарная квалифицированная помощь до региональных больниц и высокотехнологичных специализированных центров. Это ЛПУ, обеспечивающее квалифицированное и специализированное обслуживание населения на основе достижений современной медицинской науки и практики.
По виду, объему и характеру оказываемой медицинской помощи и системе организации работы больница может быть:
· по профилю – многопрофильной и специализированной;
· по системе организации – объединенной или не объединенной с поликлиникой;
· по объему деятельности – различной коечной мощности.
Основные задачи больницы:
1. Оказание высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи населению.
2. Внедрение в практику обслуживания населения современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
3. Развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения и ухода за больными, повышение качества и культуры работы.
4. Санитарно-гигиеническое воспитание населения.
5. Привлечение общественности к разработке и проведению мероприятий по лечебно-профилактическому обслуживанию.
Во главе больницы стоит административно-управленческий аппарат в лице главного врача, главной медсестры, заместителей главного врача по медицинской части, по поликлинике, по работе с сестринским персоналом, по административно-хозяйственной части и др.
По режиму работы стационары городских больниц делятся на стационары с круглосуточным пребыванием больных, дневные стационары и стационары смешанного режима работы.
Мощность и структура отдельных типов стационарных учреждений увязывается с численностью обслуживаемого населения при условии: величина отделения должна быть оптимальной (40 – 60 коек), но не менее 30 однопрофильных.
Основными структурными подразделениями стационара являются: приемное отделение, профилированные лечебные отделения, отделения специальных видов лечения, отдельные диагностические службы и др.
Приемное отделение стационара больницы может быть централизованным (для всей больницы) и децентрализованным (для отдельных профильных структурных ее частей). Основными задачами приемного отделения больницы являются:
1. Прием больных, постановка диагноза и решение вопроса о необходимости госпитализации.
2. Регистрация больных.
3. Медицинская сортировка больных.
4. Оказание при необходимости неотложной медицинской помощи.
5. Санитарная обработка больных (в ряде случаев).
Штаты приемного покоя устанавливаются в зависимости от коечной мощности больницы и ее профиля.
Лечебные отделения стационара связаны с общими для больницы вспомогательными медицинскими и хозяйственными службами, а в крупных больницах – с общими для больницы клиническими и другими лабораториями. Штаты медицинского персонала отделения устанавливаются в зависимости от числа коек, типа и профиля учреждения. Основными в штатной структуре отделения стационара являются должности заведующего отделением, врача-ординатора, старшей медсестры, медсестры, сестры-хозяйки и др.
Основными учетными документами в стационаре (отделении стационара) служат:
1) документация процедурного кабинета:
· «Журнал учёта процедур» (форма №029/у);
· «Журнал врачебных назначений»;
· «Журнал учета взятия крови для биохимических исследований»;
· «Журнал учета взятия крови на RW»;
· «Журнал регистрации переливания трансфузионных сред, крови и кровезаменителей» (форма №009/у);
· «Лист регистрации переливания трансфузионных сред» (форма №005/у);
· «Журнал учета работы сухожарового шкафа»;
· «Журнал учета качества предстерилизационной очистки»;
2) документация поста медицинской сестры:
· «Журнал сдачи дежурств»;
· «Журнал сдачи шприцев»;
· «Журнал регистрации больных, направленных на: массаж, биохимический анализ крови, сахар и протромбиновый индекс, общий анализ крови, R-графию, УЗИ и т.д.»;
· «Журнал по санитарно-просветительской работе»;
· «Журнал движения больных»;
· «Стационарный журнал»;
· «Температурный лист» (форма №004/у);
· «Лист основных показателей состояния больного, находившегося в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии» (форма №011/у);
3) основные документы врача:
· «Медицинская карта стационарного больного» (форма №003/у);
· «Направление скорой медицинской помощи»;
· «Направление амбулаторно-поликлинического учреждения»;
· «Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного» (форма №027/у).
В России так же сформированы показатели оценки стационарной медицинской помощи:
1. Число коек на 10000 населения.
2. Уровень госпитализации населения в расчете на 1000 жителей.
3. Число коек на 1 должность (в смену) врача (среднего медицинского персонала).
4. Укомплектованность стационара врачами (средним медицинским персоналом).
5. Среднее число дней работы койки в году (занятость койки в году).
6. Средняя длительность пребывания больного на койке.
7. Оборот койки.
8. Среднее время простоя койки.
9. Летальность при определенном заболевании.
10. Общебольничный показатель летальности и др.
Организация лечебно-профилактической помощи в терапевтическом отделении стационара
Терапевтическое отделение стационара ведет прием больных с любой нозологической формой внутренних болезней.
Основные задачи, осуществляемые терапевтическим отделением:
· обеспечение населения высококвалифицированной специализированной помощью;
· оказание первой и неотложной помощи больным;
· систематическое освоение и внедрение в практику новых эффективных методов и средств профилактики, диагностики и лечения;
· широкое применение в комплексной терапии лечебного питания, физических методов лечения, лечебной физкультуры и др. методов восстановительного лечения;
· учет и анализ заболеваемости населения; анализ эффективности работы персонала и качества оказываемой лечебно-профилактической помощи; изучение исходов и отдаленных результатов лечения;
· повышение профессиональной квалификации врачей, среднего медицинского персонала;
· проведение мер по распространению санитарных знаний.
Терапевтическое отделение стационара имеет в своем составе палаты для размещения больных, кабинеты заведующего отделением и старшей медсестры, ординаторскую, сестринский пост, процедурный кабинет, кабинет функциональной диагностики, столовую, помещение хозяйственного назначения и т.д.
Работу в отделении возглавляют заведующий отделением - осуществляющий непосредственное руководство медицинским персоналом отделения и несущий полную ответственность за качество и уровень медицинской помощи, и старшая медсестра - осуществляющая непосредственное руководство работой медсестер и младшего медицинского персонала.
Непосредственную лечебно-диагностическую работу проводят врачи и медицинские сестры.
Сестра-хозяйка отделения находится в подчинении старшей медсестры, руководит работой санитарок, организует проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий.
Документация терапевтического отделения и показатели оценки его деятельности идентичны таковым в стационаре.
Организация лечебно-профилактической помощи в хирургическом отделении стационара
Стационарная хирургическая помощь оказывается в хирургических отделениях трёх видов: общего профиля, специализированных и высокоспециализированных (центрах). Общехирургические отделения организуются в составе районных и городских больниц. Они обеспечивают основными видами квалифицированной стационарной хирургической помощи большую часть населения страны. Здесь лечат различные заболевания, среди которых более 50% приходится на острую хирургическую патологию и 20-40% на повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата.
Специализированные отделения открываются в областных, городских больницах и обслуживают от 50 тыс. до 3 млн населения. Они предназначаются для оказания больным хирургической помощи по соответствующей специальности. В основе организации специализированных отделений лежат аналогичные принципы, способствующие концентрации больных по определённому признаку:
· по заболеванию одной системы органов - отделения хирургии сосудов, хирургии лёгких, проктологические, урологические и т.п.;
· по нозологическим формам, с учётом локализации - ожоговые отделения, хирургии мочеполового и костно-суставного туберкулёза и т.п.;
· по разделам хирургической патологии - онкологические отделения, неотложной хирургии, гнойной хирургии и т. п.;
· по особенностям методик операций - пластическая хирургия;
· по возрастным особенностям - детская хирургия.
Цель деятельности хирургического отделения: оказание своевременной квалифицированной и специализированной хирургической помощи населению.
Задачи хирургического отделения:
1. обеспечение населения высококвалифицированной специализированной стационарной медицинской помощью;
2. проведение обследований и лечения хирургических больных;
3. систематическое освоение и внедрение в практику новых эффективных методов диагностики и лечения;
4. широкое применение в комплексной терапии лечебного питания;
5. проведение мероприятий по повышению качества обслуживания, содержания и ухода за больными хирургического отделения;
6. изучение исходов болезни и отдаленных результатов лечения;
7. периодическое повышение профессиональной квалификации медицинского персонала;
8. целенаправленная санитарно-просветительская работа со всем населением через средства массовой информации.
В хирургическом отделении обычно организуются палаты для размещения больных, перевязочная, процедурный кабинет, операционный блок. Операционный блок хирургического отделения является централизованным и состоит из двух зон: «стерильной» и «чистой». В «стерильную» зону включены операционные, предоперационные, наркозные, стерилизационные, моечные комнаты. В «чистой» зоне расположены санпропускник с душевыми установками, кабинеты медперсонала, бытовые комнаты.
Послеоперационные палаты рекомендуется размещать в отдельном изолированном отсеке при операционном блоке, или в составе отделения анестезиологии и реанимации, или изолированно в составе палатного хирургического отделения.
Руководят хирургическим отделением заведующий отделением и старшая медицинская сестра.
Документация хирургического отделения идентична таковой в других отделениях стационара. Однако дополнением является «Журнал записи оперативных вмешательств в стационаре» (форма №008/у).
Специфическими показателями деятельности хирургического отделения стационара являются:
1. Хирургическая активность.
2. Частота послеоперационных осложнений.
3. Послеоперационная летальность.
4. Структура оперативных вмешательств.
5. Длительность пребывания оперированных в стационаре.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|