Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 8: Туристско-рекреационное районирование

 

Исследование любого пространственного процесса имеет вполне логическое завершение: выявление соответствующих районов и их типов. Наука о районировании имеет достаточно давнюю историю и большие достижения. Исследователи выявляют (именно выявляют, а не выделяют умозрительно) объективно существующие районы, исходя из задач изучения и самого объекта этого изучения. Широко распространено физико-географическое (природное) районирование, основанное на выявлении объективно существующих природных комплексов. В последнее десятилетие большое значение приобрело природно-ресурсное районирование. Этно-конфессиональные районы демонстрируют территориальную, этническую, национальную и конфессиональную дифференциацию проживающих в данной стране пародов. Социальная дифференциация населения находит свое выражение в социально-географических районах. Очень важна научная категория - экономический район. Существует немало разных определений этого понятия (впрочем, как и для других районов, названных выше). Но, как правило, эти определения базируются на двух главных показателях - системы господствующих в районе производственных отношений и специализации его хозяйства. Для любых научно выявленных районов существенны два общих признака: а) место в региональной иерархии, б) тип. Действительно, существуют районы разного порядка; при этом район более высокого порядка (ранга) делится на определенное число районов более низкого порядка (ранга), которые нередко называют подрайонами. В этой иерархичности районирования - его внутреннее единство. При этом при «спуске» по иерархической лестнице уменьшается степень генерализации и возрастает детализация при характеристике особенностей района. Что касается типа района, то он в концентрированной форме отра-жает его суть, всю систему его главных особенностей. Сказанное относится и к туристским районам. В настоящее время сложилась определенная иерархия туристских районов (сверху вниз): туристско-рекреационная зона, туристский макрорайон, туристский мезорайон, туристский микрорайон, туристский объект. В современной географии развивается и концепция формирования туристско-рекреационных систем. Как отмечает Е. Ю. Колбовский, «собственно проектирование туристско-рекреационных систем в регионах базируется на выделении различных композиционных, функциональных и планировочных элементов. Среди таких элементов представляется целесообразным выделить композиционные типы: 1. АРЕАЛЫ регионы сосредоточения туристско-рекреационных и санаторно-курортных ресурсов. 2. ЯДРА - функционально-экономические и градостроительные центры районов и зон. 3. ОСИ - ландшафтно-маршрутные коридоры, связывающие между собой ареалы и ядра в единый территориальный каркас. 4. ЛОКУСЫ - точечные элементы функционально-планировочной структуры, связанные с отдельными памятниками, турбазами, домами отдыха, поселениями и т. д.». "В разных районах земного шара, в разных странах формируются потенциально-туристские районы (ПТР) с разной степенью аттрактивности. При этом аттрактивность может быть обусловлена разными факторами: природными, культурно-историческими, социально-экономическими, этно-конфессиональными. Чаще всего аттрактивиость обусловливается всем комплексом факторов, и в этом случае такие комплексно-аттрактивные районы особенно привлекательны для туристов и туристского бизнеса. Весьма любопытна мысль Ю. А. Веденина о роли создания аттрактивности миротворчества, которое он считает главным направлением в формировании туристских ресурсов. «.. .Туристский потенциал местности, - пишет он, - может быть измерен через многообразие и распространенность носителей, рассказывающих о красоте, историческом и литературном богатстве региона, расположенных в нем поселений» и продолжает: «...В любом регионе, поселении, уголке природы может быть создан полноценный туристский ресурс. Это существенным образом меняет стратегию развития туристской области и значительно расширяет роль географии. Задача рекреационной географии и туристского рерсурсоведения заключается сейчас не только в том, чтобы найти и оцепить новые ресурсы в местах, до сих пор не освоенных туристской отраслью, а обогатить туристский потенциал уже освоенных мест, обустроенных туристскими учреждениями, доступными для потенциальных туристов». Однако не всякий потенциально-туристский район становится действительно туристским. Потенциально-туристский район превращается в туристский при проведении большой организационной работы и при условии вложения достаточно крупных средств в развитие туристской инфраструктуры. Речь идет о развитии гостиничного комплекса (отели, кемпинги, туристские базы, мотели и пр.), а также транспорта (дороги, подвижной состав, в горных районах - разного рода подъемники и пр.). Исходя из изложенных соображений, можно подойти к определению понятия «туристский район» (ТР). Туристский район - это территория, обладающая определенными признаками аттрактивности и обеспеченная туристской инфраструктурой и системой организации туризма. (Аттрактивность – основное системное свойство рекреационных ресурсов, природных и культурно-исторических объектов, свидетельствующее об их рекреационной ценности) Туристские районы отличаются следующими основными признаками: 1. Время возникновения, исторические особенности формирования. 2. Природные, населенческие, историко-культурные, социально-экономические предпосылки формирования. 3. Уровень развития туристской инфраструктуры. 4. Туристская специализация На основании этих признаков и может быть построена классификация туристских районов. Она может быть очень детальной, но общая схема представляется достаточно экономной. По времени возникновения туристские районы могут быть классифицированы следующим образом: I. Районы давнего туристского освоения (до XIX в.) И. Районы нового туристского освоения (Х1Х-начало XX вв.). III. Районы новейшего туристского освоения (вторая половина XX в.). IV. Районы туристского освоения последних лет. По предпосылкам формирования (видам аттрактивности) могут быть выявлены следующие типы районов: 1. Природно-аттрактивиые. 2. Этнографически-аттрактивные. 3. Историко-культурно-аттрактивиые. 4. Экономически-аттрактивные. 5. Комплексно-аттрактивные. Среди природно-аттрактивных районов особо должны быть выделены природно-оздоровительные (курортные, лечебные). По уровню развития туристской инфраструктуры могут быть отмечены районы с: а) высокоразвитой инфраструктурой; б) среднеразвитой инфраструктурой; в) низко-развитой инфраструктурой. Наконец, исходя из предложенной выше функциональной типологии туризма, можно выявить типы районов по их туристской специализации: A. Районы познавательного, или экскурсионного туризма. Б. Районы рекреационного, или оздоровительного туризма. B. Районы научного туризма. Г. Районы фестивального туризма (с его подразделениями). Д. Районы религиозного туризма. Е. Районы ностальгического туризма. Ж. Районы делового туризма. 3. Районы сельского туризма. Эта классификация нуждается в нескольких примечаниях: 1) Имеется много смешанных типов туристской специализации (познавательно-рекреационный, познавательно-фестивальный и др.). 2) В отличие от других туристских районов, районы научного и фестивального туризма обычно не являются постоянными. Нахождение в них туристов носит скорее эпизодический характер. 3) Районы ностальгического туризма связаны с определенной политической конъюнктурой и поэтому нередко представляют собой временное явление. 4) В большой мере конъюнктурны районы делового туризма, особенно осваиваемые торговцами - «челноками» в ходе шоп-туров. Исходя из приведенных частных классификаций, можно определить и тип туристского района. Например, Швейцарские Альпы -природно-аттрактивный район давнего туристского освоения с высокоразвитой туристской инфраструктурой преимущественно рекреационно-оздоровительного туризма. Используя систему символов (индексов), можно обозначить этот район следующей «формулой»: 11аБ. Туристский район Парижа можно охарактеризовать «формулой»: 13аА, что обозначает - туристский район давнего освоения с историко-культурной аттрактивностью, высокоразвитой инфраструктурой и преобладанием познавательного и экскурсионного туризма. Конечно, желательно выявление подтипов районов, поскольку среди приведенных критериев есть много внутренних различий, например, природно-аттрактивными могут быть и Средиземное море, и Альпы, что, конечно, для характеристики туристских районов далеко не одно и то же. Предложенная «формула» позволяет охарактеризовать туристские районы в самой краткой форме, хотя, конечно, и очень обобщенно. В том случае, если «формулы» совпадают, можно говорить о том, что сравниваемые районы относятся к одному и тому же типу. Следовательно, при организации туристских туров есть возможность выбора из числа однотипных районов. Конечно, туристская карта мира очень разнообразна и не существует двух абсолютно идентичных районов. Для некоторых районов и отдельных государств туристско-рекреационная сфера представляет собой отрасль хозяйственной специализации. Иными словами, в отдельных странах, районах, городах туризм представляет собой ведущую или одну из ведущих отраслей хозяйства. Для решения вопроса о том, является ли туризм в данном районе, городе отраслью хозяйственной специализации, можно прибегнуть к хорошо известным коэффициентам (индексам) специализации (К, и К2): В том случае, когда коэффициенты К, и К2 больше 1, туристско-рекреационную сферу можно считать отраслью специализации района (города). Таким же путем можно выявить роль туризма и рекреации внутри социальной сферы района. Определить долю туристско-рекреационной сферы проще всего, пользуясь показателями структуры занятости. Существует тесная связь туристских районов разного ранга с туристско-рекреационными комплексами (ТРК). «ТРК - сложное хозяйство, куда входят лечебные и оздоровительные учреждения..., обслуживающие предприятия и сопутствующие отрасли (предприятия торговли и общественного питания, бытовые, культурные и спортивные учреждения, экскурсионные объекты, дорожно-транспортная сеть, сувенирное производство и др.). Каждый ТРК имеет свою историю формирования, присущую ему стадию развития, свою характерную структуру и внутреннюю территориальную организацию. Каждому из них принадлежит свое особое место в географическом разделении труда. Основной движущей силой в развитии ТРК является потребность общества в рекреационном обслуживании». Во многих (но не во всех) случаях границы ТРК совпадают с границами туристских районов. Дальнейшее изложение и посвящено характеристике туристско-рекреационных зон, туристских макрорайонов и их типов. В отдельных случаях рассматриваются (или называются) туристские мезорайоны.




 

КСР

(1 вопрос = 5 баллов

1. Информационные технологии в рекреационной географии и оценке

рекреационного потенциала территории.

Туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Успешное развитие туризма оказывает влияние на такие ключевые сектора экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. Таким образом, создание развитой туристской индустрии имеет большое значение и как одно из эффективных направлений структурной перестройки экономики Украины.

 

Сложившийся в последние годы стихийный украинский рынок туристских услуг, в целом, при отсутствии координирующего начала находится в кризисном состоянии, и украинские объекты, несмотря на огромный рекреационный потенциал страны, до сих пор не включены в постоянные международные туристские цепи. Одна из причин подобного противоречия заключается в отсутствии надежной и достоверной информации о состоянии рынка и привычного для западного клиента сервиса, базирующегося на всех возможностях, обеспечиваемых современными средствами связи. Особенности реализации туристского продукта не позволяют говорить о полноценном рынке без соответствующего информационного обеспечения. Именно информационные потоки обеспечивают связи между производителями туристических услуг. Они идут не только в виде потоков данных, но выступают так же в форме услуг и платежей. Услуги, например ночевка в гостинице, аренда автомобиля, комплексные туры и места в самолетах не пересылаются турагентам, которые в свою очередь не хранят их до тех пор, пока не продадут потребителям. Передается и используется информация о наличии, стоимости и качествах этих услуг. Точно так же реальные платежи не переводятся от турагентов турпоставщикам, а комиссионные – от турпоставщиков турагентам.

 

Поэтому туризм – как международный, так и внутренний, - сфера растущего применения информационных технологий. Система информационных технологий, используемых в туризме, состоит из компьютерной системы резервирования, системы проведения телеконференций, видеосистем, компьютеров, информационных систем управления, электронных информационных систем авиалиний электронной пересылки денег, телефонных сетей, подвижных средств сообщения и т.д. При этом необходимо отметить, что эта система технологий развертывается не туристическими агентствами, гостиницами или авиакомпаниями каждым в отдельности, а всеми ими. Более того, использование каждым сегментом туризма системы информационных технологий имеет значение для всех остальных частей. Например, системы внутреннего управления гостиницей могут быть связаны с компьютерными глобальными сетями, которые обеспечивают, в свою очередь, основу для связи с гостиничными системами резервирования, которые, уже в обратном направлении, могут быть доступны туристическим агентствам через их компьютеры. Следовательно, здесь имеем дело с интегрированной системой информационных технологий, которая распространяется в туризме. Становится ясно, что в туристической индустрии распространяются не компьютеры, не телефоны, и не видеотерминалы сами по себе – здесь функционирует система взаимосвязанных компьютерных и коммуникационных технологий. Кроме того, отдельные компоненты туристической отрасли тесно взаимосвязаны друг с другом – ведь многие турпроизводители вертикально или горизонтально вовлечены в деятельность друг друга.

 

Рассматривая роль информационных технологий в сфере регионального туризма, следует помнить, что предполагаемые разработки и планы развития туризма должны давать ответы на следующие вопросы: как следует оценить состояние туристической сферы и основные проблемы ее развития; какие основные направления туризма более всего отвечают интересам региона, куда и во что эффективнее всего вкладывать деньги; как улучшить имидж и увеличить привлекательность региона для туристов; как за счет развития туризма стимулировать социально-экономическое развитие региона.

 

Развитие индустрии туризма способствует снижению уровня безработицы в регионе, значительному увеличению поступлений в местные бюджеты, благоустройству территорий. Однако развитие туризма в регионах Украины затрудняется плохим состоянием туристской инфраструктуры, отсутствием целенаправленной политики, социально-экономической нестабильностью, тем более что грядущее введение визового режима со стороны ближайших соседей не добавляет популярности. Существующие проблемы информационного обеспечения туристского бизнеса на региональном уровне можно было бы решить путем использования в планировании и управлении туризма туристских (ТИС) и географических информационных систем (ГИС).

 

Анализ международного опыта создания и функционирования туристских и географических информационных систем показывает, что эти системы могут рассматривать как, своего рода, статистический пакет – незаменимый инструмент в туристском бизнесе в регионе при планировании, исследованиях и маркетинге.

 

2.Туристско-рекреационные ресурсы: понятие, классификация, характеристика, методы оценки.

 

Как отрасль хозяйства и род деятельности рекреация относится к той группе отраслей и родов деятельности, которые имеют ярко выраженную ресурсную ориентацию.

 

Важнейшей составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, могущие быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий.

 

Рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, на формирование рекреационных районов и центров, на их специализацию и экономическую эффективность. Но это влияние не прямое. Оно опосредуется социально-экономическими факторами и, прежде всего, объемом и структурой рекреационных потребностей.

В качестве природных предпосылок рекреации выступают, прежде всего, природно-территориальные и аквальные комплексы различных рангов, их компоненты и отдельные свойства, в том числе такие, как аттрактивность, контрастность и ритм ландшафтов, возможность преодоления препятствий, географическая специфика, экзотичность, уникальность или, наоборот, типичность, размеры и формы природных объектов и их визуально-географическое положение.

Следует отметить, что термин «рекреационные ресурсы» в научный обиход вошел сравнительно недавно. В 50-60-е годы он в научной литературе не встречался. Очевидно, появление этого понятия следует относить к 1968-1971 гг. Именно в эти годы Ю.К. Ефремов в одной из своих работ к рекреационным ресурсам рекомендовал относить места отдыха и туризма, живописные пейзажи, красивые и декоративные виды организмов. В этом же году В.Б. Нефедова предложила рассматривать в качестве рекреационных ресурсов такие элементы природы, как геологическое строение, рельеф, климат, поверхностные и подземные воды, растительность и почвы. Три года спустя Б.Б. Родоман рекомендовал относить к рекреационным ресурсам только те элементы географической среды, которые могут быть использованы для отдыха. Известный ученый А.А. Минц отмечал, что основными критериями, от которых зависит включение тех или иных элементов природы в состав естественных ресурсов, являются: техническая возможность, экономическая необходимость (потребность) и целесообразность использования, а также определенный уровень изученности.

Далее, в течение последующих трех десятилетий, экономисты, географы и ученые других специальностей постоянно уточняли содержание этого понятия. Однако, в научных публикациях этих лет понятию «природные ресурсы», как правило, сопутствует понятие «природные условия». Однако авторы вообще не разграничивают эти понятия, используя их как синонимы, а другие считают, что природные ресурсы входят составной частью в природные условия и, следовательно, являются более узким понятием по отношению к последним. Некоторые из авторов отмечают, что природные условия часто ограничивают возможности использования ресурсов или же, наоборот, способствуют их эффективному использованию, но не могут компенсировать их отсутствия.

 

В связи с этим для всей совокупности определений природных условий достаточно справедливым может оказаться одно общее: природные условия – это разнообразные природные явления, тела или природные процессы, существенные на данном уровне развития технологии производства туристского продукта, но непосредственно не участвующие в этом процессе.

 

Это значит, природные рекреационные ресурсы, с одной стороны, входят в состав природной среды в качестве ее компонентов (водные ресурсы – часть гидросферы, минеральные ресурсы – часть литосферы), с другой стороны они – составная часть социально-экономической жизни общества. При этом, природные тела, явления, процессы и отдельные элементы рельефа часто выступают то как условия рекреационной деятельности, то как ресурсы. Это имеет решающее значение для понимания механизма превращения природных условий в ресурсы.

Так, например, исходя из определения «природные ресурсы» вообще, говорить о климатических ресурсах в частности можно лишь в том случае, если известна продолжительность периода с комфортными для рекреационной деятельности погодными условиями, проявляющимися на конкретной площади. Только в этом случае мы можем считать, что перешли от понятия «климатические условия» рекреационной деятельности к понятию «рекреационно-климатические ресурсы». Например, морской пляж, не будучи предварительно исследован и оценен с точки зрения возможного его использования, является природным объектом, элементом ландшафта, одной из форм рельефа аккумулятивного берега. Но как только специалисты определили количество возможных посещений этого пляжа в течение летнего периода (число дней с температурой воды +17оС и выше), данный пляж может рассматриваться как рекреационный ресурс.

 

Таким образом, природные рекреационные ресурсы – это природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма.

 

Данное определение по своей сути справедливо и для культурно-исторических рекреационных ресурсов (памятники архитектуры, истории, этнографии и др.). К тому же оно не противоречит и определению «туристские ресурсы», приведенному в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Культурно-исторические ресурсы включают в себя:

· материальные – все средства производства и материальные ценности общества (памятники истории и культуры, предприятия всех отраслей народного хозяйства), могущие удовлетворять познавательные потребности людей;

· духовные – достижения общества в государственно-общественной жизни, науке, культуре, искусстве.

 

Емкость рекреационных ресурсов определяется исходя из нормативов:

· нагрузка антропогенная, нормы которой определяются применительно к различным биогеоценозам в различных природных зонах доля прогулочного, пешеходного туризма и экскурсионной деятельности в целях недопущения нарушения экологического состояния природной среды;

· нагрузки предельно допустимые – антропоэкологические нормативы, нарушение которых приводит к нарушению устойчивости геосистем разного уровня, необратимым изменениям в состоянии здоровья человека.

С емкостью природных ресурсов связано понятие «рекреационный потенциал».Рекреационный потенциал – отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов. Можно также определить рекреационный потенциал как способность территории принять определенное (предельное) количество рекреантов, при котором не происходит нарушения состояния природного и экологического равновесия.

 

В настоящее время имеется необходимость составления территориальных балансов отдыха – современного и перспективного, с помощью матрицы, где по одной из осей расположены районы «потребления отдыха» с разбивкой внутри каждого района на возрастные и социальные группы населения, а по другой – районы «производства отдыха» с разбивкой на формы рекреации. Данная методика была разработана более 20 лет назад и на настоящий момент является актуальной и необходимой процедурой.

Более того, необходим рекреационный кадастр – систематический свод данных, включающих количественную опись природных объектов и явлений рекреационного назначения. Он должен содержать географическую характеристику, данные о динамике, степени исследованности объекта или явления, рекомендации по использованию, необходимые меры по охране. Первые попытки составить кадастр туристских объектов России были предприняты А.И. Зориным – представителем научной школы Российской международной академии туризма.

Наряду с хорошо разработанным в отечественной науке понятием рекреационных ресурсов существует и успешно развивается своеобразное учение о туристских ресурсах, которое, тем не менее, встречает рациональную критику со стороны ряда ученых-географов страны (А.М. Сазыкин, А.С. Кусков и др.).

Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов. Суть туристских ресурсов – объекты туристского интереса, которые потенциально способны удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов – туризм не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связан с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.

Туристские ресурсы создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями, в которых она действует – совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений.

Туристские ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, как товар, требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом плане туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования.

Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Однако часть из них, имеющие особое значение, отнесены к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.

В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться самые различные природные ресурсы.

Туристская территория или акватория – вид комплексного туристского ресурса – географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах и кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах.

Подводя определенный итог всему вышесказанному, приведем теперь наиболее часто употребляемые в научном обиходе дефиниции туристских ресурсов.

Туристские ресурсы – природно-климатические, социокультурные, исторические, и архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма (М.Б. Биржаков, 2004). Туристские ресурсы – природные, исторические и социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию физических сил. (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).

Туристские ресурсы фиксируются в кадастре.Кадастр туристских ресурсов представляет собой обобщенную (экономическую или экологическую) потребительную (стоимостную или балльную) оценку туристских ресурсов. Кадастр обязательно должен быть представлен в региональной или тематической формах.

Существуют также и другие разновидности рекреационных и туристских ресурсов. В частности, выделим в своей работе такие виды ресурсов как природные лечебные и туристские информационные. Природными лечебными ресурсами являются рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения, относящиеся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Туристские информационные ресурсы представляют собой информацию о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученную туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени.

Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма является туристский интерес и туристское впечатление.

Туристским интересомявляется перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, априори частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса.

К объектам туристского интереса относятся достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребности туристских услуг и/или туристского продукта и/или тура, адекватно прямым или спутным целям тура.

Однако для того, чтобы эти объекты были бы реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которая обеспечит: доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий именно в эту местность и к этому объекту; достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности; размещение; питание; развлечение.

Под туристским впечатлениемследует пониматькомплекс эмоций, в общем случае положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристских услуг (работ), приобретения туристских товаров, потребления туристского продукта.

Туристское впечатление возникает при совершении экскурсии, посещении красивых природных ландшафтов, посещении аттракционов, ресторанов, проживании в отеле и др. Туристское впечатление о туристских ресурсах и туре в целом складывается из многих компонентов. Поскольку туризм, в основной своей направленности, предназначен для удовлетворения потребности человека в отдыхе и развлечении, то человек, покупающий туристские услуги, естественно планирует или подразумевает получение положительных эмоций в процессе познания, оздоровления, осуществления приключений и др.

 

Для использования природных условий и ресурсов необходима их оценка. Процедура оценивания состоит из таких обязательных этапов:

1. Выделение объектов оценки – природных комплексов, их компонентов и свойств;

2. Выделение субъекта, с позиции которого ведется оценка;

3. Формулирование критериев оценки, которые определяются как масштабом и целью исследования, так и свойствами субъекта;

4. Разработка параметров оценочных шкал градаций. Шкалы показывают оценочные отношения между субъектом и объектом. Каждая ступень является показателем интенсивности взаимодействия свойства данного объекта с состоянием субъекта. Пятиступенчатая шкала оценки предпосылок для рекреации включает следующие градации: наиболее благоприятные; благоприятные; умеренно благоприятные; малоблагоприятные; неблагоприятные.

Существует три основных типа оценивания природных ресурсов: медико-биологический, психолого-эстетический и технологический.

Медико-биологический типотражает воздействие природных факторов на организм человека, их комфортность. Ведущую роль при этом играет оценка рекреационных климатических ресурсов.

Под климатом понимают многолетний режим погоды, свойственный для данной местности. Его воздействие на человека может проявляться через конкретную погоду, под которой понимается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных метеорологических явлений (состояние нижнего слоя тропосферы в данное время на определенной территории).

Особое внимание уделяется состоянию организма человека как ответной реакции на погодные условия. Климатологи и курортологи при оценке климата большое значение придают не только физическим сторонам погоды, но и ее эмоциональному фону.

При комплексном методе оценки используется система условных (эффективных) температур. Ими характеризуется комплексное воздействие метеорологических элементов: температуры воздуха, относительной влажности, скорости ветра, солнечной радиации и длинноволнового излучения. Комплексный показатель, характеризующий воздействие температуры и влажности, называется эффективной температурой (ЭТ); температуры, влажности и скорости ветра – эквивалентно-эффективной температурой (ЭЭТ); температуры, влажности, скорости ветра и солнечной радиации – радиационно-эквивалентной температурой (РЭТ).

С представлением об условных температурах связано понятие "зона комфорта", которая для многих людей лежит в пределах от 17 до 23°С. Вне ее человек ощущает охлаждение или перегревание. Зона комфорта для активных рекреантов лежит в пределах 12-16° ЭЭТ.

Другой эффективный метод медико-биологической оценки климатических ресурсов – метод комплексной климатологии, исходит из влияния всего комплекса метеорологических условий на организм человека, в том числе "погоды суток", "погоды момента", контрастности смен погоды. Использование "погоды суток" мотивировано суточным ритмом функций организма человека, зависящих от суточного хода погоды.

Все многообразие погоды анализируется с помощьюклассификации, выделяющей 16 классов погоды, которые в свою очередь, образуют три группы: безморозной погоды (8 классов), погоды с переходом температуры воздуха через 0°С (2 класса) и морозной погоды (6 классов). Наиболее благоприятны для человека все классы погод, когда днем много солнца, велик приход видимых и ультрафиолетовых лучей, хорошая освещенность и окружающие ландшафты особенно привлекательны. В соответствии со значением контрастной изменчивости выделяют следующие режимы погоды: очень устойчивый (до 25%), устойчивый (25-34%), изменчивый (35-50%), сильно изменчивый (более 50%).

При оценке воздействия на организм условий погоды большое внимание уделяется теплообмену тела с окружающей средой, так как, в конечном счете, состояние организма во многом определяется теплоощущением. Поиски объективной оценки влияния погоды на тепловое состояние человека привели к такому критерию как степень напряжения терморегуляторных механизмов организма, которая определяется либо по изменению средней взвешенной температуры тела человека, либо по изменению величины потоотделения. В зависимости от средневзвешенной температуры с учетом теплоощущения встречающиеся типы погод были разделены на 9 категорий – от крайне холодной до очень жаркой.

Комфортное состояние – наиболее приятное тепловое ощущение, когда человек не чувствует ни жары, ни холода – возникает при средневзвешенной температуре кожи 31-33°. При жаркой погоде напряжение терморегуляторных механизмов организма характеризуется величиной потоотделения, а при холодной погоде – величиной средневзвешенной температуры кожи. Используется также метод опроса группы испытуемых об их субъективной оценке различных климатических факторов.

Припсихолого-эстетической оценке ис



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.