Сделай Сам Свою Работу на 5

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ (1848 – 1916).





Будущий великий русский художник родился в г.Красноярске 12(24) января 1848 г. в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова. В 1856 г. В.Сурикова определили в Красноярское приходское училище, а год спустя он был переведен в первый класс уездного училища, где и состоялась встреча во многом определившая его дальненйший жизненный путь. Учителем рисования в уездном училище был Николай Васильевич Гребнев, получивший художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Это ему русская культура в первую очередь обязана тем, что он не просто заметил интерес юного Сурикова к искусству, но всячески способствовал развитию его дарования. Постоянные разговоры об искусстве, о великих художниках, копирование с гравюр старых мастеров, а так же работа с натуры были своеобразнрой подготовкой к поступлению в Перербургскую Академию художеств, ставшую уже тогда целью и заветной мечтой Сурикова

Годы его юности легкими, однако, не назовешь. После смерти отца (1859 г.) семья Суриковых оказалась в трудном материальном положении, матери будущего художника пришлось сдать верхний этаж дома жильцам. В 1864 г. Суриков поступает на государственную службу, он был зачислен в штат Енисейского губернского управления на мелкую канцелярскую должность. Но занятий искусством не оставлял, более того, его опыты все больше и больше привлекали к себе внимание местных знатоков и ценителей. В декабре 1867г. красноярский губернатор П.Н.Замятин обратился в Совет Императорской Академии художеств с просьбой о приеме Сурикова учеником Академии. В Петербург вместе с официальным прошением были посланы его рисунки. Совет Академии дал положительный отзыв о способностях юноши, его отъезд в столицу решен.



Время пребывания Сурикова в Академии художеств совпало с высоким подъемом русского демократического искусства. В 1875 г. Совет Академии выдал Сурикову диплом на звание классного художника первой степени.

В 1877 г. В.И.Суриков приехал в Москву и остался здесь навсегда. В Москве он обрел большое личное счастье – 25 января 1878 г. он женился на Елизавете Августовне Шаре. Именно Москва помогла его окончательному творческому самоопределению как исторического живописца.



Главные картины Сурикова – это и главные вехи его жизни.

«УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ» (1881 г.). Ранее утро. Красная площадь. Сюда на простых телегах привезли обреченных на смерть стрельцов, одетых в простые белые рубахи с зажженными свечками в руках. Рядом с ними их матери, жены, дети, но ни они, ни их близкие, никто не просит пощады у царя. Множество людей теснится на Лобном месте с высоты которого дьяк только что огласил указ о казни мятежных стрельцов. Откинулся на спинку телеги стрелец в синем кафтане, сломленный пытками, он, однако, не просит пощады у Петра, как не молит о ней и только что простившийся с женой и маленьким сыном осужденный. Поддерживаемый офицерами-гвардейцами, он уходит в сторону виселиц. Взгляд находит следующую пару фигур – рыжебородый в красном колпаке и кланяющийся народу. Рыжебородый – само воплощение гнева, протеста. Его пылающий взор, энергичное движение руки – все говорит, что ни душевные, ни физические силы его еще не иссякли. Нечто подобное можно сказать и о кланяющемся стрельце, который мужественно отдает свой прощальный поклон народу – не царю! И наконец в центре группы стрельцов – чернобородый – мрачный, излобленный. Уводимый на казнь стрелец идет мимо сидящего на белом коне Петра. Истошный крик его стрельчихи – это последний отголосок горя и скорби. Молодой царь надменно, презрительно смотрит в сторону стрельцов. Его сподвижники-бояре, иностранцы не просто наблюдают, но стараются осмыслить происходящую у них на глазах трагедию, которая еще не вылилась в непосредственную кровавую расправу. В картине нет изображения самой казни. Художник остановил трагедию на самой высокой точке ее накала. Не победу одних над другими, а «торжественность» последних минут перед казнью ему хотелось передать в своей картине. Суриков поместил стрельцов перед храмом Василия Блаженного, а Петра, его соратников, четкий строй преображенцев – на фоне кремлевской стены, тем самым еще более усугубляя пропасть, и без того разделявшую Русь уходящую с молодой Россией будущего 18 века.



Привезенная в Петербург, картина была единодушно принята на 9 Выставку художников передвижников. Создание ее поставило молодого художника на очень заметное место в русском искусстве 80-х годов 19 в., а деньги (8 тыс. рублей) полученные от П.М.Третьякова, позволили и в будущем, не заботясь о «хлебе насущном» создавать свое.

«МЕНШИКОВ В БЕРЕЗОВЕ.» (1883 г.). «Меншиков в Березове» из всех суриковских драм наиболее «шекспировская, по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим». Предельная психологическая напряженность картины поднимает драматический финал еще недавно столь блистательной судьбы ближайшего сподвижиника Петра Первого Александра Даниловича Меншикова до масштабов исторической трагедии. Глубокое, поистине трагическое впечатление производит на зрителя сцена, изображенная художником в картине. Погруженные в глубокое раздумье люди, теснясь друг к другу, сидят вокруг стола в низкой полутемной избе. Громадная фигура одетого в серый нагольнный тулуп Меншикова заняла в картине центральное место. Сжатая в кулак, лежит на колене его левая рука, большая, мозолистая, сильная… и бессильная вместе, хотя и сверкает на пальце дорогой перстень – символ былого богатства и величия. Изображая его старшую дочь Марию, Суриков не столько стремился воссоздать образ исторического лица, сколько расскрыть тему угасания человека. Юная княжна прекрасна, но лицо ее болезненно бледно, бескровные губы плотно сжаты, печален взгляд ее больших темных глаз, а мучительный надлом бровей говорит о том, что и ее ни на миг не покидает горькая дума. Близок к первым двум персонажам третий, образ юноши, одетого в офицерский мундир – это 14-летний сын Меншикова Александр. Всех троих как общий фон объединяет темный левый угол избы. Образ четвертого персонажа картины младшей княжны Александры разработан Суриковым в отличном от прочих эмоциональном ключе. Одетая в нарядное платье и меховую душегрейку, она читает большую старинную книгу, и этот хорошо освещенный предмет зримо отделяет ее от остальных членов семьи. Думается, что в противовес глубокой драме переживаемой старшими, она - воплощение светлого, отрадного начала. Итак, герои картины и объединены и одновременно разобщены – такова трагическая диалектика жизни.

Картину приобрел все тот же П.М.Третьяков. Деньги полученные за нее давали возможность осуществить давнишнюю мечту поехать за границу, познакомиться с европейскими городами и музеями, с творениями великих мастеров прошлого.

«БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА» (1887 г.). Долгим и трудным стал путь Сурикова к этому величайшему творению. Народ, «толпа», без которых Суриков не понимал «действия отдельных исторических личностей» стали главными героями его искусства еще в «Стрельцах», но теперь у них наконец – то появился свой вождь – боярыня Морозова. Для своей картины Суриков избрал тот момент, когда Морозову, после жестоких пыток отправляют в заточение в Боровской монастырь. Скованную цепями, на простых санях, ее везут по заснеженной московской улице. В последний раз прощаясь с народом, бросая в провожающую толпу слова веры и ободрения, она высоко подняла вверх првую руку, пальцы которой сложены старообрядческим двуперстием. Ее бледное, вдохновенное лицо обращено к людям. Морозова – композиционный смысловой центр картины. Нелегко дались художнику образы его героев. Юродивый – оборванный, в тяжелых веригах, с чашей для подаяния у босых ног, он мужественно повторяет крамольный жест боярыни. Не менее важны были художнику и все другие персонажи картины.: и те, кто «против» Морозовой, как посмеивающийся ехидным «дребезжащим» смехом попик и его сосед во все горло хохочущий купец, и те, кто «за нее». Последних значительно больше. Это княгиня Евдокия Урусова, идущая рядом с санями, это и персонажи «женского цартсва Морозовой». Старуха в узорчатом платке смотрит на нее скорбным материнским взглядом, а юная боярышня с состраданием и страхом, молодая монахиня, возможно тайная сторонница Морозовой. Девушка в синей шубке и желтом платке кланяется ей в след торжественным поклоном. Сидящая на снегу нищенка робко тянется к саням, все, что связано с Морозовой для нее священно. Народ «безмолствует», но не молчит, сочуствие страдающей героине, выразительнице его чаяний – вот его мнение, его «приговор». Показанная на 15 Выставке передвижников картина «Боярыня Морозова», как и два предыдущих его полотна, была приобретена Третьяковым за 15 тыс. рублей.

Исторические полотна Сурикова – это и «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», «Степан Разин». Портретные работы Сурикова – это целый пласт его творческого наследия. Чаще он писал женские портреты. Особый интерес представляют автопортреты Сурикова, написанные им в разные периоды его жизни.

В.И.Суриков вошел в русское искусство как вкликий исторический живописец. Его творчество наряду с творчестом И.Е.Репина – вершина реализма. Вобрав в себя лучшие традиции русской живописи, обогатив ее новыми открытиями, оно стало школой для многих поколений художников.

 

 

 

«

 

 

 

 

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.