Сделай Сам Свою Работу на 5

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ (1848 – 1926).





В.М.Васнецов родился в Вятском крае, в селе Лопьял Уржумского уезда, в семье Михаила Васильевича Васнецова – сельского священника. Вскоре семья переехала в село Рябово. Михаил Васильевич, сам образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. С 10 лет зиму Васнецов проводил в Вятке, где учился вначале в духовном училище, а затем в духовной семинарии.

В Вятке юноша начал серьезно заниматься художеством. Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского куфедрального собора. Занятия изобразительным искусством настолько его увлекли, что Васнецов решил поступить в Академию художеств в Петербурге. С разрешения и благословения отца он ушел с предпоследнего курса семинарии и в начале августа 1867 г. отправился в Петербург.

Первый год Васнецов не учился в Академии по недоразумению. Зиму 1867-1868 годов он занимался в Школе Общества поощрения художеств, где преподавал И.Н.Крамской. Начав в следующем году учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, Суриковым, Куинджи, Поленовым, Антакольским. Занятия в Академии, несмотря на необходимость отвлекаться от них ради поисков заработка, шли успешно. В 1870 г. Васнецов получил Большую серебряную медаль на студенческой выставке. В том же году умер его отец. На иждивении Васнецова оказался 16-летний брат Аполлинарий. Необходимо было усиленно думать о заработке. В эти годы он выполнил около 200 иллюстраций к Народной азбуке, Солдатской азбуке, Русской азбуке для детей, иллюстриции к сказкам «Конек-Горбунок» и «Жар-птица».



В 1874 г. Васнецов впервые принял участие в Третьей выставке передвижников с картиной «Чаепитие в трактире». Критика писала: « Как типист Васнецов, бесспорно, будет одним из лучших русских художников.»

А его тянуло в далекое прошлое, к тем временам, которые остались только в памяти народа – в былине, в песне, в сказке. Выбрать новый путь в искусстве помогла художнику Москва, в которую переехал в конце 1878 г. Москва на каждом шагу напоминала о старине. Кремлевские соборы, старые улочки и дома, монастыри – все привлекало художника. Здесь он взялся за большую картину «После побоища Игоря Святославича с половцами».



«В сказ сказках и песнях жила мечта народа о счастье», - говорил Васнецов. Разные сказки рассказывал Виктор Михайлович, но наверное, самая добрая и самая грустная его сказка – про Аленушку.

«АЛЕНУШКА» (1881 г.). В лесной глуши спряталось студеное озеро. Стеной стоят темные ели, тонкие осины роняют в воду желтые листья. На камне над черной водой горюет сирота Аленушка. Не с кем Аленошке слова сказать, не кому горе выплакать. Один глубокий омут слышит ее горькие жалобы. Да лес вокруг грустит вместе с ней – деревья сохнут, трава блекнет, цветы вянут. Васнецов рассказывает сказку по своему. Он не старается передать в точности историю про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Он вспомнил все сказки про детей-сирот – бедных, обиженных, несчастных и всегда добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ рассказывает о них с любовью. И Васнецов передал эту любовь в картине про Аленушку, которая застыла «камушком на камушке», горюет у холодного озера в осеннем лесу Саввы Ивановича Мамонтова, сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком.

Наиболее ярко особенности дарования Васнецова проявились в оформлении спектакля «Снегурочка» по пьесе Островского, поставленного в январе 1882 г. на домашней сцене Абрамцевского кружка.

Неожиданно для художника Снегурочка стала не только самым «задушевным» его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декорационном искусстве второй половины 19 века. Столь же крупный успех сопутствовал и оформлению художником оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (1885 г.) в русской Частной опере С.И.Мамонтова. Композитор и художник пришли к пьесе Островского в поисках художественных средств, необходимых для воссоздания поэтического мира народной мифологии. В результате возникло то единство драматического, музыкального и зрительного строя спектакля, которое сделало «Снегурочку» как бы идеальным воплощением идеи «единства искусства».



В.М. Васнецов принял участие в создании первого спектакля театра – «Русалка» Александра Даргомыжского. Созданный художником образ подводного царства был настолько выразительным, что эта сцена пользовалась неизменным успехом, вызывая бурные аплодисменты зрителей, на всех представлениях оперы.

Но главным творением художника были и остаются его «БОГАТЫРИ» (1881-1898). Картина писалась 17 лет. Трудно найти равную ей по популярности. Каждый с детства знает ее – трех всадников на могучих конях, грозную богатырскую заставу, стоящую на страже родной земли. Монументальна, полна эпического размаха живопись огромного полотна. Художник воссоздает предельно-конкретные образы былинных витязей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Картина воспринимается сразу, единым взглядом, производя незабываемое целостное впечатление мощи и величия. «Богатыри были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом, который меня вырастил, воспитал, вооружил уменьем», - говорил о главном труде своей жизни художник.

Сказочность, легендарность пронизывает и образы его стенописей, его монументальной живописи. В 80-90-е годы Васнецов вместе с другими мастерами работал над росписями и иконами Владимирского собора в Киеве. Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. При этом во всей полноте был выражен национальный тип русской красоты. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора.

В.М.Васнецов почти не писал портретов по заказу, а изображал только близких ему людей, поэтому все его портреты проникнуты чувством глубокой симпатии и привязанности.

«ПОРТРЕТ АППОЛИНАРИЯ МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА» (1972 г.). Это один из самых ранних портретов художника. Юноша в темно-коричневой одежде с белой полоской воротника оттеняющей лицо. Виктор Михайлович рано заметил и оценил творческую натуру брата, талант которого он бережно развивал. А.М.Васнецов впоследствии стал одним из замечательных художников-пейзажистов и художественных критиков.

«ПОРТРЕТ ВОЛОДИ, СЫНА ХУДОЖНИКА» (1899 г.). Володя, которому в то время было 10 лет, написан в красном театральном костюме стрельца с синими накладками и золотыми пуговицами. Он сидит в резном кресле, на фоне узорчатого занавеса. Типично «васнецовское» удлиненное лицо с прямым носом, задумчивые серьезные глаза широко раскрыты. Мальчик строг и сосредоточен. Впоследствии Владимир Викторович Васнецов (1889- 1953) стал одним из основателей кафедры ихтиологии биолого-почвенного факультета Московского университета.

Для всех деятелей русской культуры, размышлявших о путях развития национального искусства, Васнецов был одной из ключевых фигур в процессе перехода от эпохи передвижничества к искусству начала 20 века и, конечно же, одним из главных деятелей русской художественной культуры 19 века, чье творчество помогают понять его же слова: «Я всегда только и жил Русью!»

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН (1860-1900).

И.И.Левитан родился в небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника. Он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив. Исаа и к Ильич родился в небогатой еврейской семье, отец его был железнодорожным служащим. Рано потеряв отца и мать, Левитан остался без всяких средств к существованию. Его детство и юность были полны лишений и унижений.

Художнику начал свой путь в Московском училище живописи ваяния и зодчества, где учился у А.К.Саврасова. Свои первые пейзажи Левитан посвятил природе подмосковья («Осенний день. Сокольники.», «Мостик. Саввинская слобода».)

«ВЕСНА. БОЛЬШАЯ ВОДА.» (1879 г.). На холсте – прелестный разлив, о котором тосковал и мечтал художник вдали от родины. Ясное, голубое небо и голубая вода, и тонкие юные березки по колено в воде и отражение их в ее чистом зеркале. Эта вода, кажется, умоет землю, сделает ее радостной и счастливой».

После окончания училища дальнейшее совершенствование живописного мастерства Левитана происходит на Волге. Могучая русская река вдохновила его на создание наиболее значительных произведений. Левитан стал непревзойденным певцом волжских просторов («Свежий ветер. Волга.»).

Пейзажи созданные Левитаном вошли в историю русского искусства как лирические «пейзажи настроения». В своем проникновенном искусстве Исаак Ильич воплощал бесконечную красоту человеческих переживаний вызванных от общения с природой. Многообразие состояний русской природы, то по-весеннему обновленной, то по-осеннему хмурой и грустной, передает в своих пейзажах художник. Через свои образы природы И.И.Левитан выражал свои глубокие, сложные, не существования, о судьбе человека в мире. Но вера в жизнь, в будущее побеждала и появлялись произведения воплощающие мечты о счастливой жизни, какой она должна быть.

«ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН» (1892 г.). Как и ряд других пейзажей Левитана – это пейзаж сочиненный. Художник как бы приглашает нас войти в мир природы напоенный светлой, тихой, спокойной радостью. Поражает его особенная трепетная тишина. Все залито расплавленным золотом заходящего солнца. В зеркальной глади полноводной реки отражаются плывущие в голубом небе облака и тихая обитель среди осеннего леса. Своим вдохновенным произведением Левитан хотел подарить людям радость, напомнить о прекрасном, которое несла в себе жизнь, раскрыть органическое единство человека и природы.

В каждом уголке природы Левитан умел найти что-то заветное, сокровенное. Он говорил, что мало хорошо написать землю, небо, воду – надо передать в пейзаже чувство, которое объединит, свяжет воедино в одно целое землю, воду, небо и человека. Природа и человек для Левитана одно целое. Человек – часть величественной и прекрасной природы. И природа величественна и прекрасна, потому что такой видит ее человек.

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» (1895 г.). Белые стволы и пылающая листва берез, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава холодная синь реки. Бодростью заряжает такой погожий осенний денек. Здесь праздник золота и синевы. И грусть от того, что кончится праздник, а за ним – увяданье, черно-белый зимний сон. И радостная уверенность, что потом, впереди, снова зелень и синева, потому что природа вечно живет и всегда прекрасна.

создал художник за свою короткую, но яркую жизнь. Он спешил жить и работать. Картины писал страстно и увлеченно, добиваясь ясности выражения замысла, простоты и совершенства. Все творческое наследие Левитана – образ Родины в наиболее высоком значении этого слова.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.