Сделай Сам Свою Работу на 5

французский художник и скульптор, лидер течения фовистов

Анри Эмиль Бенуа Матисс

Дата рождения: 31 декабря 1869
Место рождения: Ле-Като-Камбрези
Дата смерти: 3 ноября 1954 (84 года)
Место смерти: Симье

французский художник и скульптор, лидер течения фовистов

БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО

Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri ?mile Beno?t Matisse) родился в Ле-Като-Камбрези на севере Франции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, торговец зерном, держал лавку. Мать увлекалась росписью керамики.

 

Автопортрет в полосатой футболке. 1906г. Холст, масло

В 1882–1887 годах Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. В 1887 году он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. В августе 1888 года, после окончания учёбы, 18-летний Анри получил право работать по этой специальности. Он возвратился в маленький городок Сен-Кантен и стал работать помощником адвоката.

В 1889 году у него случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Тогда юный Анри впервые начал рисовать — во время двухмесячного пребывания в больнице он копировал цветные открытки. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертёжников текстильной промышленности.

В 1891 году Анри снова приехал в Париж. Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бугро — мастера салонного искусства.

В 1893 году он перешёл в Школу изящных искусств, где занимался в мастерской у Гюстава Моро. Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Там он познакомился с юным Альбером Марке и Жоржем Руо, а также с Камуэном, Мангеном и бельгийским художником Эвенепулом. После смерти своего учителя (Моро умер в 1898 году) Матисс ушёл из академии.

В 1894 году модель Матисса Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту († 1982). Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж).



Лето 1896 года он проводил на острове Бель-Иле, вместе с Эмилем Бери, своим соседом по лестничной площадке. Здесь же он познакомился с австралийцем Джоном Питером Расселом. Друг Родена, коллекционер произведений Эмиля Бернара и Ван Гога, с которым он работал на протяжении десяти лет, Рассел подарил Матиссу два рисунка Ван Гога.

В 1896 году Матисс выставляет четыре картины в Салоне Национального общества изящных искусств и вскоре избирается членом-корреспондентом этого общества. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе.

Матисс «ЧИТАЮЩАЯ» салон 1896г.(?)

В те годы французская публика уже смирилась с импрессионизмом. Даже самые консервативные критики приняли это течение как данность. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Матисс также копировал их манеру письма. С 1890 по 1902 года он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901).

«ФРУКТЫ И КОФЕЙНИК» 1898г

 

 

Матисс «БУЛЫЛКА СХИДАМА» 1896г

 

«ПОСУДА И ФРУКТЫ» 1901г

В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. Am?lie Noellie Parayre). У них родилось два сына: Жан в 1899, и Пьер в 1900.

Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 году посетил Матисса в Сен-Тропезе, из-под кисти Матисса появился первый шедевр — «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905). Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов.

«РОСКОШЬ, ПОКОЙ И НАСЛАЖДЕНИЕ» 1904-1905гг

Когда в 1905 он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художниками, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк, их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику, и Луи Воксель, один из критиков, дал художникам ироничное прозвище «Fauves» («дикие»).

Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 году Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол — красная гармония», 1908). Его представление о монументальном, декоративном искусстве нашло высшую форму отражения в двух больших настенных картинах, написанных в доме русского коллекционера Сергея Щукина: «Танец» (1909/1910) и «Музыка» (1910) — на обеих изображены красные тела.

 

«ГАРМОНИЯ В КРАСНОМ» 1908г

 

 

«ТАНЕЦ» 1909-1910г ЭРМИТАЖ «МУЗЫКА»1910г ЭРМИТАЖ

Первый хоровод появился в раннем полотне художника "Радости жизни". Эта тема нашла свое развитие 4 года спустя, когда Матисс приступил к работе над гигантскими панно "Танец" и "Музыка", заказанными известным русским коллекционером и меценатом С. И. Щукиным. Но еще до того, в 1907 г. мастер исполнил деревянный рельеф с пляшущими нимфами и несколько авторских ваз на тот же мотив. После этого Матисс приступил к созданию монументального полотна для московского особняка Щукина.

 

«РАДОСТИ ЖИЗНИ»

 

"Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола... Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив". Ярко-красные фигуры, кружащиеся в безумном хороводе, не только привели в восторг заказчика, но и принесли заслуженную славу создателю картины. Не случайно почти четверть века спустя Матисс вновь возвращается к теме танца.

Матиссовские панно "Танец" и "Музыка", которые на выставке парижского Осеннего салона в 1910 году произвели скандальную сенсацию, были заказаны тогда уже известному во Франции художнику русским промышленником и коллекционером С. Щукиным, который пригласил Матисса в Москву, познакомил с В. Брюсовым, В. Серовым, Н. Андреевым, дал возможность увидеть старинные русские иконы, от которых французский художник пришел в восторг.

Вот как представлялась Матиссу идея этих двух полотен: "Я представляю себе входящего посетителя. Перед ним раскрывается первый этаж. Ему предстоит идти дальше, сделать усилие, ему надо внушить чувство бодрости. Мое первое панно изображает танец, хоровод на вершине холма. Во втором этаже находишься уже внутри дома, здесь царит дух тишины, и я вижу сцену музыки с внимательными слушателями..." Виделась Матиссу и третья сцена, воплощавшая полный покой.

Главной задачей для него было добиться целостности этих станковых картин, мало связанных с архитектурно-декоративным ансамблем. В обоих композициях чувствуется эхо фовистских композиций Матисса, сделанных под непосредственным впечатлением от народных французских танцев, виденных им на юге Франции.

После того как на Осеннем салоне "Танец" и "Музыка" вызвали скандал, С. Щукин отказался их забрать и объяснил это нескромностью в проработке некоторых фигур. У него в доме как раз поселились молоденькие девушки, и он не хотел их смущать. Однако через некоторое время он все же передумал. Матиссу, правда, пришлось положить немного красной краски на фигуру мальчика-флейтиста, чтобы скрыть признаки пола. Сейчас панно Матисса "Танец" и "Музыка" экспонируются в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

 

Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913), последнее из которых он осуществил совместно с художником Шарлем Камуаном, стало появление ярких, излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913).(?)

В 1913 году Матисс вернулся из Марокко. В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но его не взяли по состоянию здоровья. Мать осталась на оккупированных немцами территориях, брат попал в плен, сыновей призвали в армию, все друзья, в том числе Дерен и Брак, ушли на фронт.

В 1917 году Матисс окончательно перебрался на юг Франции, поселившись поначалу в пригороде Ниццы. Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии, сложившейся не без влияния ранее не замеченного кубизма, и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного.

 

«ЛОБОВОЕ СТЕКЛО» 1917г

 

После войны Матисс провёл зиму в Ницце, а в 1921 году переселился туда окончательно. Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски» — в ней он изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой — балконом, перилами и т. п. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.

 

 

 

1928г

 

 

В 1930 году американец Элберт Барнз, известный коллекционер работ Матисса, заказал настенную декорацию для своего частного музея. При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу, из которой вырезал нужные формы. В середине 30-х в своих многочисленных работах маслом и книжных иллюстрациях Матисс раздвигал границы картин — формы уходили в пространство за рамкой. Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940).

Парижский танец" был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника. А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает "вырезать"). Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками. Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой. Последний этап - нанесение краски на холст - проходил с помощью маляра, действовавшего по указанию художника.

Произведения, исполненные в технике декупажа, считаются шедеврами позднего и очень позднего Матисса. Будучи уже больным старичком, прикованным к постели, он не выпускал из рук ножниц и постоянно требовал цветной бумаги.

 

«ТАНЕЦ»1933-1934гг

 

 

«РУМЫНСКАЯ БЛУЗА» 1940г

 

В 1941 году Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемые Papiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. В 1943 году он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков (закончена в 1947). В 1944 году его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления.

«КОВБОЙ» Из серии, Джаз”

1944–1947. Цв. бумага

 

The Circus Из серии, Джаз”

1944–1947. Цв. бумага

 

«ИКАР» Из серии, Джаз”

1944–1947. Цв. бумага

«КЛОУН» Из серии, Джаз”

1944–1947. Цв. бумага

«ИКАР» Из серии, Джаз”

1944–1947. Цв. бумага

 

 

«ПОХОРОНЫ ПЬЕРО» Из серии, Джаз”

1944–1947. Цв. бумага

 

 

«ЦИРКОВАЯ ЛОШАДЬ» Из серии, Джаз”

1944–1947. Цв. бумага

 

 

Афиша выставки А. Матисса. 1953. Цв. литография

(НЕ ДЛЯ КНИГИ ДЖАЗ!)

«Женщины и обезьяны.» 1952. Цв. бумага

(НЕ ДЛЯ КНИГИ ДЖАЗ!)

 

«Печаль короля.» 1952. Цв. бумага

(НЕ ДЛЯ КНИГИ ДЖАЗ!)

 

 

«Попугайчик и сирена.» 1952. Цв. бумага

(НЕ ДЛЯ КНИГИ ДЖАЗ!)

 

Распущенные волосы. 1952. Цв. бумага

(НЕ ДЛЯ КНИГИ ДЖАЗ!)

 

В период 1946—1948 годов краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами..

 

«Красный интерьер,

натюрморт на синем столе» 1947г

 

 

«Египетский занавес» 1948г

 

 

Как график, работая пером, карандашом, углем, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперирует главным образом линией, тонкой, иногда прерывистой, иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон [серия "Темы и вариации", уголь, перо, 1941; иллюстрации: к "Стихам" Малларме, к "Пасифае" де Монтерлана, к "Стихам о любви" Ронсара].

 

 

А. А. Матисс Иллюстрации

к Пасифае А. Де Монтерлана 1944г

Бегущая женщина. 1930–1932. Иллюстрации к стихотворениям Стефана Малларме. Офорт

 

 

Женщина и апельсины. 1953.

Тушь, цв. бумага

 

Женская голова. Портрет Л, Н. Д. 1935

 

Женская полуфигура. Портрет Л. Н. Д. 1935.

Уголь

Женщина с распущенными волосами. 1944

 

Одалиска с мавританским креслом, 1928. Тушь

 

 

К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф "Обнажённая женская фигура со спины", бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих).

 

Обнаженная женская фигура со спины.

Первый вариант. 1909. Бронза

 

рельеф "Обнажённая женская фигура со спины"

, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих.

 

 

Головка сына Пьера. Бронза

Последняя работа Матисса - оформление интерьера (в том числе витражи) "Капеллы чёток" в Вансе, близ Ниццы (1953). В конце 40-х Матисс создавал витражи для часовни Розового Венца в Вансе, которая была спроектирована и построена на его деньги.

 

 

3 ноября 1954 года художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет.

Интерьер главной мастерской А. Матисса в „Режима“ в Ницце с цветными наклейками „Большое украшение стены с масками1953

 

 

Интерьер мастерской А. Матисса, выходящей на север, в „Режина” в Ницце с цветными наклейками, Женщины и обезьяны„Бассейн”. 1952

 

ДРУГИЕ РАБОТЫ МАТИССА

 

Анри МАтисс ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ 1905г

Гос худ муз Копенгаген

 

 

«МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА» 1911г

Музей изобразительных искусств им.Пушкина,Москва

«ТАНЖЕР» 1912г где-то

 

«САТИР И НИМФА» 1909г

«Булонский лес» ок. 1902 ГМИИ

 

 

«Люксембурский сад» ок1902г Эрмитаж

«Посуда на столе» 1900г Эрмитаж

 

 

«Марокканец»

«Игра в мяч»

 

«Красные Рыбы» 1911г ГМИИ им Пушкина

 

Натюрморт с раковиной 1940г ГМИИ им Пушкина

Анри Матисс АЛЖИРКА 1909г центр Пампиду Париж

 

 

 

Женщину в зеленой шляпе

 

 

 

Розовый Обнаженная. 1935.

Холст, масло. Музей искусств Балтимора



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.