Сделай Сам Свою Работу на 5

Специальные упражнения, предназначенные для развития плавности движений руки в процессе письма

КАЛЛИГРАФИЯ


В основу деления на группы берется общность движения по форме, сложность движения и направление его по часовой или против часовой стрелки. В каждой последующей группе изучаются какие-то новые элементы движения и повторяются уже изученные в предыдущих группах.

 

I. Группа букв: __________________________________

 

Эту группу составляют самые простые по начертанию буквы, вклю­чающие основное и соединительное движения. Письмо букв и и ш осуществляется движением против часовой стрелки, в буквах же И,Ш начальный элемент осуществляется движением по часовой стрелке, далее они пишутся так же, как строчные и, ш, т. е. движением против часовой стрелки. В эту же группу входят как подгруппа строчные буквы п, т, р, г, в которых преобладает движение по часовой стрелке, однако последний элемент закан­чивается движением против часовой стрелки.

 

II. Группа букв: _________________________________

 

Все буквы пишутся движением против часовой стрелки. Новым является начальное движение и написание петли против часовой стрелки. Оно легче для письма в буквах я, Я и несколько сложнее при письме буквы А.

 

III. Группа букв: _________________________________________

 

Новым движением в этой группе букв является написание петли по часовой стрелке и начальный элемент в буквах Ч, ч. Остальные движения были отработаны на предыдущем этапе.

 

IV. Группа букв: ________________________________________

 

Включает полуовальные и овальные буквы, пишущиеся движением против часовой стрелки.

 

V. Группа букв: __________________________________________

 

В двух вариантах соединений включает овалы и полуовалы с петелькой, осуществля­ющиеся движением против часовой стрелки.

 

VI. Группа букв: _________________________________________

 

Включает комбинированные движения как по часовой, так и против часовой стрелки и овалы.

 

VII. В эту группу входят буквы: _______________________________

 

Новым для этой группы букв является написание полуова­лов и овалов движением по часовой стрелке.

 

VIII. В эту группу входят буквы: ___________________________

 

Новым для этих букв является письмо элемента, идущего сверху вниз и соединяющегося с последующими буквами нижним поворотом или небольшой петлей: ___________________

 

Новым также является письмо верхних элементов в буквах:

 

______________________________________________________

В плавном безотрывном письме буквы пишутся одним нерасчленимым на части движением.

 

Элементы строчных букв:

— прямая черта;

— черта, выходящая вниз за строку;

— черта с закруглением внизу;

— черта с закруглением вверху;

— начальный элемент букв л, м, я;

— черта с закруглением вверху, и внизу;

— средний элемент буквы ж;

— петли, выходящие вниз за строку;

— петля, выходя­щая вверх за строку;

— короткая петля;

— другие пе­тельные образования (петли, узелки);

— элемент буквы к;

— элемент буквы б;

— горизонтальная черта;

— ова­лы;

левые полуовалы;

— правые полуовалы;

— верхний элемент буквы й;

— точки буквы ё;

— началь­ный элемент букв ч и ъ.

Элементы заглавных букв:

— прямая черта;

— черта с закруглением внизу впра­во;

— черта с закруглением внизу влево;

— черта с за­круглением внизу и вверху;

— начальный элемент букв Л, М, Я, А;

— начальная черта в буквах Н, К, Ю;

— горизонтальная черта;

— петли на линии строки;

— верх­няя петля в букве Н;

— петля буквы A;

— петли ниже линии строки;

— овалы

— левые полуовалы;

— средний элемент буквы Ж;

— правые полуовалы;

— верхний элемент букв Б, Г, П, Т, Р.

С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику.

Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороныграфическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.

Графические навыки письма – это один из видов двигательных навыков, в формировании которых очень много общего с другими двигательными навыками. Однако, в отличие от других, особенность графических навыков заключается в том, что они обслуживают умственные навыки (чтение, счет, орфографию) и формируются одновременно с ними. Поэтому успешное овладение графическими навыками письма зависит от прочного овладения навыками чтения и грамотного письма.

Специальные упражнения, предназначенные для развития плавности движений руки в процессе письма

 

Возможность увеличения скорости письма зависит от способ­ности совершать легкие, свободные движения, что можно характе­ризовать как плавность письма. Чтобы развить большую свободу и гибкость движения пальцев и кисти при письме, обычно проводят­ся упражнения в виде росчерков, петель, соединений и пр. Их можно проводить как письмо в воздухе по написанному на доске, плакате, требуя от детей «писать» то пальцами, то кистью в зависимости от предлагаемого рисунка, его размера, по мере развития руки, воспроизводить письменно.

Упражнения рекомендуется организовать так, чтобы они имели более широкий диапазон воздействия на письмо учащихся. Здесь помогут знания учителя о том, на развитие каких движений направлено каждое предла­гаемое им упражнение. Одни из них способствуют развитию подвижности кисти руки сверху вниз и обратно или слева напра­во и обратно, другие развивают подвижность пальцев и т. д. Это первое направление их организации.

Упражнения такого типа для I—II классов представлены в рисунках 1—8.

Рис. 1.

Упражнения для движения кисти слева направо и справа на­лево без перерывов. Такие упражнения выполняются в воздухе над рисунком в прописях или по нарисованному на доске с большого расстояния.

 

Рис. 2

Упражнения для движения кисти справа налево и обратно с включением пронации, т. е. полувращательных движений кисти.

 

 

Рис. 3

Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх (крупный рисунок). Те же движения пальцев выполняются при письме букв, включающих прямую черту — п , т, р(мел­кий рисунок).

 

 

Рис. 4

Упражнения для движения пальцев и кисти, пронация (крупный рисунок).

 

 

Рис. 5

Упражнения для движения кисти и предплечья (крупный рисунок), движения пальцев и кисти (мелкий рисунок). Движе­ния против часовой стрелки выполняются при письме букв ш, и, е, в и др.

 

 

Рис. 6

Упражнение, выполняемое движением по часовой стрелке, в письме букв с петлями.

 

Рис. 7

Упражнения для движения сверху вниз или снизу вверх по часовой и против часовой стрелки. Движения кистью и пальцами выполняются при письме букв В, з, 3, е, Е.

 

Кроме того, для определенной группы букв подбираются спе­циальные упражнения, подготовляющие руку к совершению особых движений для успешного письма этих букв. Так, в бук­вах ц и щ основной важный для отработки правильного напи­сания элемент — петля. Как зрительное, так и двигательное представление этого элемента подготовляется в таком упражне­нии:

 

 

Рис.8.

Учитель на доске изображает этот узор крупным и мелким планом. Потом объясняет и показывает детям, что крупный рисунок выполняется движением кисти в воздухе (одновременно учитель обводит этот узор указкой), предварительно показав, как его обводить движением кисти с ручкой в руке. Затем после выполнения первого упражнения учитель показывает, как пальцами с ручкой в руке обводится нижний элемент узора. Движения руки при выполнении упражнений свободные, сме­лые. Этим упражнением подготавливается правильное движение руки при написании петли, создается верный двигательный и зрительный образ выполнения этого движения (написания петли), развиваются движения кисти и пальцев. Не имея перед собой результата написания, ученик не боится совершать неверные движения. Упражнения такого типа для I—II классов представле­ны в рисунках 9—12.

 

Рис. 9

Упражнения для вращательного движения против часовой стрелки для кисти (крупный рисунок) и пальцев и кисти (мелкий рисунок).

Выполняются при письме букв, включающих овалы: о, а, ю, д, ф

 

 

 

Рис. 10

Упражнения для движения, напоминающего сматывание и разматывание клубков.

 

 

Рис. 11.

Упражнения для движения кисти с включением пронации и рисунок рыбки одним движением. Рисунок чешуи, глаз — упраж­нения для пальцев, выполняются при письме букв з, ж, х, Е, еи др.

 

 

Рис. 12

Упражнения для движения кисти и пальцев по часовой и против часовой стрелки.

Помимо того, что учитель организует эти упражнения для развития определенных движений и создания двигательного и зрительного образа какого-то элемента буквы, он должен проду­мать и порядок введения таких упражнений от более доступных к более сложным.

При работе над улучшением формы букв в письме учащихся, кроме упражнений, воспроизводящих какие-то движения в письме отдельных букв (например, овала, петли), вводятся некоторые дополнительные элементы, не составляющие буквы, но либо способствующие лучшему пространственному размещению букв, либо улучшающие наклон отдельных элементов:

 

 

Такие упражнения включаются в процесс письма. Вводить подобные упражнения следует также от более простых к более сложным. Имеется в виду усложнение не только по форме, но и по исполнению. Поэтому уже в I классе можно вводить упраж­нения по обведению (в воздухе свободными движениями) узоров на доске, над данными в прописях узорами. Во II классе, помимо таких упражнений, дети прописывают несложные вспомо­гательные петли, опорные черты, изображают «скелеты» букв и т. д. В III и IV классах те упражнения, которые ранее выполнялись в воздухе, могут выполняться уже в письме. Помимо этого, при письме букв включаются различные росчерки-петли, способствующие развитию не только легкости и свободы движения руки в различных направлениях, но и связности письма, что также положительно влияет на его ускорение. Примеры росчерков даны на рисунках 12—13.

 

Рис. 13

Рисование (или выполнение в воздухе по готовому рисунку) лент с листочками. Быстрая и ритмичная смена направления движения способствует развитию быстроты и плавности движений при письме. Может выполняться в крупном плане.

 

Рис. 14

Различные росчерки от простых к более сложным. Выполняют­ся письменно, в основном в III—IV классах, способствуют раз­витию плавности движений.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.