Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ





Лекция (2 час.)

Методология как учение о методе. Понятие о методе науки. Методология и методы изучения психического - предмет экспериментальной психологии. Естественно-научный и гуманитарный методологические подходы познания человека. Классификация методов естественно-научной и гуманистической психологии.

Направления научных исследований в психологии. Структура и этапы научных психологических исследований. Психологический эксперимент. Психологическое измерение. Психологическое тестирование. Тестовые нормы. Этические принципы проведения исследований на человеке.

 

Экспериментальная психология. УрГППУ, 2004.

Общие представления о науке. Научное исследование. Проблема, теория и гипотезы как основные компоненты научного исследования

Экспериментальная психология – это область научного знания, раскрывающая теорию психологического эксперимента: его планирование, обработку результатов и их представление[1]. Современная экспериментальная психология рассматривается как проекция общенаучной методологии организации исследования на предметную область психологии[2]. Именно общенаучный характер исследовательских приемов познания психической реальности обеспечивает статус психологии как самостоятельной научной дисциплины.



Приведенное понимание экспериментальной психологии предполагает рассмотрение:

· науки как особой способа познания и общей характеристики научного метода;

· основных особенностей научного исследования, включая принципы его планирования, этапы, структурные составляющие, типологию;

· основ теории измерения, а также обработки результатов исследования и их представления в принятых в науке формах.

Общие представления о науке. Научное исследование

Наука – это один из способов познания окружающего мира. Существенным признаком научного познания является то, что наука пытается выработать объективное знание о действительности и проверить объективность получаемых знаний.

Понятие “наука” включает в себя (1) деятельность по получению нового знания, оформляемого в виде научного исследования и (2) результат этой деятельности — сумму полученных научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира (Большая советская энциклопедия, 2003).



Деятельность по получению нового знания – научное исследование – подчиняется определенным правилам, “нормативу” называемому научный метод.

Современный научный метод основывается на опыте, а науку характеризует, прежде всего, сам метод, а не сущность изучаемого предмета. В современной науке, в том числе и в психологии традиция получения новых знаний с опорой на опыт называется эмпиризм (греч. empeiría – опыт).

Таким образом, исследование в науке – это процесс получения новых объективных знаний о действительности, основанный на строгом стандарте, нормативе – научном методе.

Нормативность научного исследования включает ряд необходимых и последовательных этапов:

1. Постановка проблемы.

2. Выдвижение гипотезы (гипотез).

3. Планирование исследования.

4. Проведение исследования.

5. Обработка данных и их обсуждение.

6. Подтверждение или опровержение гипотезы (гипотез).

7. В случае опровержения выдвинутой гипотезы – формулирование новой гипотезы.

Приведенная структура научного исследования показывает, что содержание получаемого в науке знания является переменной величиной, а метод, способ его получения – константой.

Таким образом, любое научное исследование включает ряд обязательных этапов (табл. 1).

Таблица 1

Этапы научного исследования

№ этапа Наименование и содержание этапа
I Подготовительный этап. Состоит из изучения научных данных по исследуемой проблеме, определения цели, задач, рабочей гипотезы и выбора методов исследования
II Этап сбора эмпирических данных. Реализует конкретную стратегию исследования и представляет собой ряд последовательно включаемых звеньев экспериментальных заданий
III Этап количественной и качественной обработки данных. Включает применение методов математической статистики для обработки эмпирических данных и их качественный анализ
IV Интерпретация результатов исследования и формулирование выводов

 



Различаются два взаимосвязанных уровня научного исследования: эмпирический и теоретический. На первом в ходе опыта устанавливаются новые факты и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для определенной предметной области науки закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать будущие события.

Научные исследования классифицируют по их характеру[3]:

· фундаментальное исследование направлено на познание реальности без уче­та практического эффекта от применения знаний.

· прикладное исследование про­водится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

По цели проведения выделяют:

· поисковые исследования, направленные на получение принципиально новых резуль­татов в малоисследованной области;

· критические исследования, осуществляемые в целях опроверже­ния существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность;

· уточняющие — устанавливающие границы, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности;

· воспроизводящие — точно повторяющие эксперимент предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.

 

Проблема, теория и гипотезы как основные компоненты научного исследования

Научная проблема

Постановка проблемы — начало любого исследования. Проблема — объективно возникающий в ходе познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Философский энциклопедический словарь, 1989).

Проблемы порождаются изменчивостью мира и внутренней активно­стью самих людей, их постоянным изменением.

Основания порождения проблемы:

· недостаточность информации для описания или объяснения реальности.

· противоречивость уже имеющейся информации, описывающей или объясняющей какую-либо часть реальность.

Выделяют следующие этапы постановки проблемы:[4]

1) выявление нехватки в научном знании о реальности или его противоречия;

2) описание проблемы на уровне обыденного языка;

3) формулирование проблемы в терминах определенной научной дисциплины.

Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает воз­можность переключаться из одной научной области со своей специфической терминологией в другую. Например, причины агрессивности поведения людей можно искать не в психологических факторах, а в биогенетических, и решать проблему методами общей или молекулярной генетики.

Таким образом, постановка проблемы сужает диапазон поиска ее возможных решений и позволяет сформулировать гипотезы исследования.

Следует отметить, что экспериментальная психология, в отличие от других научных дисциплин, характеризуется такой фундаментальной особенностью как признание за собой невозможности решения определенного круга проблем (Л.Я. Дорфман, 2000).

1. Экспериментальная психология не решает метафизические проблемы как проблемы высокой, избыточной степени абстракции, например, “Что первично мозг или психика?” и т.п. В экспериментальной психологии уровень абстракции решаемых проблем ниже, исследовательские вопросы сформулированы конкретнее.

2. Экспериментальная психология не решает проблемы ценностного порядка – проблемы “что хорошо, а что плохо”.

3. Экспериментальная психология не решает проблемы вне конкретной теории. Например, существует два вопроса: “Какова структура личности?” и “Черты личности – экстраверсия-интроверсия и нейротизм – взаимосвязаны между собой?”. Экспериентальная психология решает второй вопрос, поскольку черты личности можно наблюдать косвенно по поведенческим реакциям, а личность в целом наблюдать невозможно.

Таким образом, до тех пор, пока исследовательские вопросы не определены (1) в терминах конкретных понятий, (2) в русле определенной теории и (3) конкретных инструментов (методик) измерения, они останутся метафизическими и не будут иметь эмпирического решения. Отсюда следует, что научная проблема, в отличие от житейской, формулируется в терминах (1) определен­ной научной отрасли, (2) конкретного теоретического контекста.

Из вышеизложенного следует, что постановка проблемы требует обращения к той или иной теории.

 

Теория

Теория – это внутренне непротиворечивая система знаний о какой-либо части реальности (предмете теории). Функции теории: (1) объяснение существу­ющих данных, (2) прогнозирование новых наблюдений и инициирование дальнейших исследований.

Существует множество форм теоретического (неэмпирического) знания: теории, концепции, зако­ны, принципы, классификации и типологии, модели, схемы и т.п.

Структура теории включает в себя следую­щие основные компоненты: 1) исходную эмпирическую основу (факты, эмпиричес­кие закономерности); 2) базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают предмет теории; 3) логику теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории; 4) множество выведенных в теории утверждений, которые состав­ляют основное теоретическое знание[5].

По способу построения различают аксиоматические и гипотетико-дедуктивные теории. Первые строятся на системе аксиом, необходимых и достаточных, недока­зуемых в рамках теории; вторые — на предположениях, имеющих эмпирическую основу, факты.

В частности, Л. Хьел и Д. Зинглер выделили следующие аксиоматические положения, лежащие в основе различных психологических теорий о природе человека: свобода – детерминизм; рационализм – иррационализм; биологическое – социальное; познаваемость – непознаваемость и др[6].

Теории предусматривают существова­ние предположений,прогнозов или предви­дений, называемых гипотезы.Они определяют направление научного исследова­ния и дают возможность проверки и усовершенствова­ния теории.

 

Гипотеза

Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифи-цируемости – если в ходе эксперимента она опровергается, и верифицируемости – если в ходе эксперимента она подтверждается.

Гипотезы классифицируют по уровню обобщенности выдвигаемого предположения:

· теоретические гипотезы – предположения, сформулированные в понятиях высокой степени обобщенности, вследствие чего недоступные эмпирической проверке;

· эмпирические гипотезы – предположения, сформулированы в понятиях, доступных эмпирической проверке.

По содержанию эмпирические гипотезы разделяют на гипотезы о наличии[7]: А) явления; Б) связи между явлениями; В) причинно-следственной связи между явлениями. Проверка гипотез типа А заключается в установлении наличия или отсутствия какого-либо факта. Например, существуют или не существуют феномены экстра­сенсорного восприятия, есть ли феномен “сдвига к риску” при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти?

Гипотезы типа Б — это предположения о связи между явлениями. Например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измери­тельного исследования, которое называется корреляционным исследованием. Его результатом является установление линейной или нелинейной связи между двумя явлениями или обнаружение отсутствия таковой.

Гипотезы типа В — это предположения о причинно-следственных связях. Например, гипотеза о влиянии силы мотивации на успешность выполнения задания или ситуаций “успеха” и “неудачи” на самооценку. Именно эти гипотезы считаются собственно экспериментальными и проверяются в ходе экспериментального исследования.

Теоретические и эмпирические гипотезы также называют научными гипотезами. Помимо научных выделяют статистические гипотезы — предположения в отношении неизвестного параметра, сформулированные на языке математической статистики.

Поскольку для доказательства любой закономерности можно привести множество объяснений, отсюда все научные гипотезы переводят в статистические. Процедура проверки статистических гипотез сводится к оценке сходств и различий, а количество статистических гипотез в любом эмпирическом исследовании ограничивается двумя: H0 – гипотезой о сходстве и H1 – гипотезой о различии. Как правило, подтверждение первой гипотезы свидетельствует о верности статистического утверждения H1, а второй — о принятии утверждения H0 — об отсутствии различий[8].

Таким образом, теоретическая и эмпирическая гипотезы служит для организации эксперимента, ста­тистическая — для проведения процедуры сравнения регистрируемых параметров. Статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации полученных эмпирических данных. Эмпирическая гипотеза — первична, статистическая — вторична.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты тео­ретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.

 

Классификация методов психологического исследования. Общенаучные эмпирические методы исследования в психологии. Частнонаучные психологические методы исследования. Классификация методов психологического исследования

Метод (от греч. μετοδοζ – путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности[9].

Психологические методы исследования – это основные приемы и средства получения научных знаний о психической реальности.

Наиболее признанной является классификация методов, предложенная Б.Г. Ананьевым, который в свою очередь опирался на классификацию болгарского ученого Г. Пирьова[10]. Б.Г. Ананьев выделил четыре группы методов в соответствии с основными этапами организации и проведения научного исследования.

1. Организационные методы.Данная группа представляет методы, применяемые на протяжении всего исследования и представляющие различные подходы к его организации в целом. К организационным методам относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный методпредполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например, выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированности ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т.д.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности.

2. Эмпирические методы. Группа методов непосредственного или опосредованного сбора эмпирических данных о предмете исследования. Это, прежде всего, такие общенаучные методы исследования как наблюдение и эксперимент, а также методы, свойственные психологической науке – частнонаучные методы, такие как тесты, опросники, анализ отдельного случая, биографический метод и другие.

Классификация эмпирических методов психологии в зависимости от цели эмпирического психологического исследования приведена в таблице 2.

3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный–математико-статистическая обработка данных и качественный – дифференциация данных по группам, их анализ.

4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический – анализ феномена в плане его развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п. и структурныйвыявление связи между психическими феноменами.

Таблица 2

Классификация эмпирических методов психологии
в зависимости от цели исследования

Цели эмпирического исследования Общенаучные эмпирические методы исследования в психологии Частнонаучные эмпирические психологические методы
описание · метод наблюдения · метод опроса (беседа, анкетирование, тестирование) · метод экспертных оценок · метод анализа процесса и продуктов деятельности · биографический метод
объяснение · метод корреляционного анализа · экспериментальный метод

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.