Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Возникновение и основные этапы развития Российской прокуратуры

Направление подготовки: 030900 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Курс – 4

Семестр – 8

Всего часов – 108

Лекции – 14 час.

Практические занятия – 44 час.

Самостоятельная работа – 48 час.

Форма отчетности: зачет – 8 семестр.

Смоленск 2015


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация бакалавр) доцентом кафедры права к.ю.н. М.Г. Фроловым.

Программа одобрена на заседании кафедры

от «___» _сентября________2015 года, протокол № 1

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения учебной дисциплины………………………………………4

2.Место учебной дисциплины в структуре ООП…………………………….5

3. Требования к результатам освоения дисциплины…………………………7

4. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………9

4.1. Программа курса……………………………………………………………9

4.2. Тематический план………………………………………………………...19

5. Лекции………………………………………………………………………..21

6. Практические занятия….……………………………………………………23

7. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету………………...47

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…..49

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины…..52

10. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины…………54

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения учебной дисциплины (курса) – получение студентами более глубоких знаний о сущности прокурорской деятельности, истории возникновения и развития органов прокуратуры в России, законодательстве, регулирующем деятельность прокуратуры, формах, средствах и методах осуществления прокурорского надзора, закономерностях развития общественных отношений в сфере прокурорского надзора, проблемах эффективности этой деятельности, ее перспективы и т.д.

Задачи дисциплины:

- овладение студентами системными знаниями о сущности деятельности органов прокуратуры, принципах ее организации и функционирования;

- выработка умений анализировать и толковать основные положения нормативных актов, регулирующих деятельность органов прокуратуры;

- более глубокое закрепление полученных в рамках ранее изученных учебных дисциплин знаний о роли, сущности и порядке реализации различных отраслей прокурорского надзора;

- формирование у студентов глубокого уважения к отечественному законодательству и общепризнанным нормам и принципам международного права, международным договорам, другим нормативным актам, регламентирующих деятельность органов прокуратуры.

На изучение дисциплины отводится 106 часов, при этом основная нагрузка студента приходится на его самостоятельную работу.

Необходимый студенту материал для изучения содержится в учебниках и других источниках, указанных в списке основной и дополнительной литературы.

В ходе практических занятий с использованием активных и интерактивных форм обучения (ролевых игр, разбора конкретных ситуаций) следует углубить понимание наиболее сложных теоретических и прикладных проблем прокурорского надзора, рассмотренных в ходе лекций, и сформировать навыки и умения использования обучающимися полученных знаний в профессиональной деятельности.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

 

Дисциплина «Прокурорский надзор» относится к вариативной части профессионального цикла.

Приступая к изучению дисциплины «Прокурорский надзор» студент на основе ранее изученных дисциплин должен знать место прокуратуры в системе государственных органов власти, иметь представление об основных полномочиях органов прокуратуры, ее системе и структуре.

Прокурорский надзор является отраслью правовой науки, которая изучает тенденции и закономерности возникновения и развития прокуратуры как конституционного государственно-правового института, осуществляющего от имени Российской Федерации особый вид деятельности – надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих на территории страны законов, а также иные функции.

Прокурорский надзор как учебная правовая дисциплина изучает совокупность взаимосвязанных положений общетеоретического, правового, методического характера, раскрывающих предмет, цели и задачи прокурорского надзора, иное функциональное предназначение, организацию и содержание деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка.

Значительное внимание в рамках учебного курса уделяется определению и раскрытию понятия, задач, принципов и функций управления в органах прокуратуры, установлению специфики его взаимосвязей и влияния на процессуальную, организационную и иную функциональную деятельность органов прокуратуры.

В учебном курсе «Прокурорский надзор» учитывается, что, являясь самостоятельным видом федеральной государственной службы, служба в органах и учреждениях прокуратуры имеет существенные особенности. Поэтому в курсе также уделено необходимое внимание основным понятиям, особенностям правового положения и условиям службы прокурорских работников.

Дисциплина «Прокурорский надзор» тесно связана с рядом юридических дисциплин, затрагивающих в той или иной мере вопросы организации и деятельности прокуратуры и в том числе прокурорского надзора.

В теории государства и права прокуратура изучается в аспекте обеспечения таких ключевых правовых понятий, как законность и правопорядок, система органов государственной власти, а прокурорский надзор рассматривается в качестве одного из видов государственной деятельности. Кроме того, теория государства и права определяет основные понятия, используемые в прокурорском надзоре.

Конституционное право Российской Федерации как учебная дисциплина содержит сведения о конституционной основе организации прокуратуры, включая порядок назначения Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Федерации и иных прокуроров на должность; место прокуратуры в системе других органов государственной власти и взаимоотношения между ними.

С дисциплиной «Прокурорский надзор» тесно связана учебная дисциплина «Правоохранительные органы», также изучающая организацию органов прокуратуры, ее задачи, функции, систему и структуру. Однако прокуратура в курсе «Правоохранительные органы» изучается в общем ряду многих других государственных органов, не претендуя на глубину освещения каждого. При этом в курсе «правоохранительные органы» не рассматриваются вопросы организации управления в органах прокуратуры, службы в органах прокуратуры, организация делопроизводства и ряд других вопросов, а функции прокуратуры, порядок выявления нарушений законов и средства реагирования на них лишь обозначаются, но содержательно не раскрываются.

Курсы уголовного процесса, гражданского процесса, арбитражного процесса освещают полномочия прокурора соответственно в указанных формах судопроизводства.

Прокуратура не относится к органам исполнительной власти, поэтому организация и деятельность прокуратуры не являются предметом изучения таких учебных дисциплин, как административное и административно-процессуальное право. Однако административное право затрагивает вопросы ответственности за невыполнение законных требований прокурора (в частности, за неявку его по вызову).

Прокурорский надзор также связан с большинством дисциплин и в другом (надзорном) аспекте. Определение предметов надзора прокуратуры применительно к отдельным его направлениям, конкретных задач прокурорских проверок на поднадзорных объектах возможно только в связи с теми нормами, которые существуют в рамках многих правовых дисциплин. Так, например, связь прокурорского надзора с уголовно-исполнительным правом проявляется в том, что прокуратура является органом, уполномоченным осуществлять надзор за соблюдением законов, защитой прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Процесс изучения учебной дисциплины «Прокурорский надзор» направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные компетенции:осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способности добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдение принципа этики юриста (ОК-2); владение культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6); способности анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

б) профессиональные компетенции:

- в правоприменительной деятельности: способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способности принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способности применять нормативные правовые акты, реализовывать норма материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- вправоохранительной деятельности: готовности к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способности выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); способности осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способности правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).

В результате изучения учебной дисциплины и обеспечения формирования у студента указанных компетенций он должен:

Знать:

1. основные положения, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов;

2. сущность и содержание правовых статусов субъектов,

3. сущность и содержание правовых отношений в данной области права.

Уметь:

1. оперировать юридическими понятиями и категориями;

2. анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

3. толковать и применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

4. правильно составлять и оформлять юридические документы;

5. планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений;

6. выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;

7. выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений, планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений.

 

Владеть:

1. юридической терминологией;

2. навыками работы с правовыми актами;

3. навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

4. навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

5. навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.

Иметь:

1. опыт анализа научной и специальной литературы по дисциплине «Прокурорский надзор».

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. ПРОГРАММА КУРСА

Общая часть

Тема 1. Предмет и система дисциплины «Прокурорский надзор». Правовые основы организации и деятельности прокуратуры.

Прокуратура в системе государственных органов Российской Федерации, ее роль, место и задачи. Понятие и сущность прокурорского надзора.

Предмет, содержание и система дисциплины «Прокурорский надзор», ее место в системе юридических дисциплин.

Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Общая характеристика федеральных законов и иных правовых актов, регламентирующих деятельность прокуратуры. Международные договоры Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты Генерального прокурора Российской Федерации. Акты прокурорского надзора.

Концепция развития системы прокуратуры Российской Федерации и приоритетные направления ее деятельности на современном этапе.

Участие темы в формировании компетенций:

ОК-1(3-1-3; У-1-4; В-1).; ОК-2 (З-1); ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-9.

ПК-2(З-1; У-1,2; В-1);ПК-4; ПК-8.

Тема 2. Возникновение и основные этапы развития Российской прокуратуры

 

История зарождения российской прокуратуры, ее образование в 1722 году. Прокуратура Российской империи до и после судебной реформы 1864 года. Образование прокуратуры РСФСР (1922г.) и прокуратуры СССР (1933г.), основные этапы их деятельности. Прокуратура на современном этапе развития России. Концепции развития системы прокуратуры в Российской Федерации.

Участие темы в формировании компетенций:

ОК-1(3-1; У-4; В-1).; ОК-2 (З-1); ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-9.

ПК-2(З-1-3; У-1,2); ПК-4; ПК-8.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.