Сделай Сам Свою Работу на 5

Тетради для учащихся 1 класса подписываются только учителем.

3) Работа выполняется ручками синего или фиолетового цвета.

4) Соблюдать поля с внешней стороны.

5) Все строки должны начинаться на одинаковом расстоянии от края страницы и заканчиваться у границы полей.

6) В 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике не пишется. Со второго полугодия 1 класса, а также во 2 и 3 классах по программе 1-3 (по программе 1-4 соответственно со второго класса, в 3 и 4 классах) время выполнения отмечается числом (арабскими цифрами), а название месяца - прописью. Со 2 и 3 классов практикуется запись числа прописью.

7) Необходимо указывать, где выполняется работа (классная или домашняя), обозначать номер упражнения, задачи.

8) Соблюдать красную строку.

9) Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике в этих случаях пропускать только две клеточки.

Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линейки, а в тетрадях по математике - четыре клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

10) Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

11) При письме не допускается подчистка, применение резинки.

12) Различного вида подчеркивания выполнять аккуратно карандашом или ручкой другого цвета, а в случае необходимости - с применением линейки.

13) Для исправления ученических письменных работ учитель пользуется ручками красного или зеленого (для исправления ошибок на неизученные правила) цвета. Все исправления делаются четко и разборчиво.

14) Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по русскому языку и математике, проверяются учителем ежедневно.

15) Все записи на доске во время урока производятся четко, ровными строчками и буквами установленного образца. Учитель следит не только за качеством написания слов и чисел, но и за расположением материала на доске.

16) Всякого рода объявления, вывешиваемые в школе, а также заметки и статьи в стенгазетах оформляются с соблюдением основных каллиграфических требований.

Письмо учителя на доске

1) Никогда не забывать о классе. Учитель стоит у доски вполоборота (левым боком к доске), чтобы ему было видно, все ли учащиеся внимательно следят, как он пишет.

2) Не следует писать на доске образцы букв и слов заранее до урока, а надлежит это делать обязательно на глазах учеников. Только наблюдение за письмом учителя поможет ученикам понять, откуда начинать писать элемент, в каком напраштении вести соединительную линию и т.д.

3) Во время письма нельзя стирать неудачно написанное (особенно рукой) или заниматься подрисовыванием, так как это же будут делать и ученики в тетрадях.

Чистописание не допускает никаких исправлений, поэтому недопустимо, чтобы дети на занятиях пользовались резинкой.

4) Учитель обычно сопровождает письмо на доске подробными объяснениями, рассказывая ученикам, где он ставит мел, в каком направлении ведет черту, как делает соединение одного элемента с другим, где заканчивает букву. Отсутствие объяснений затрудняет мышление детей, органически связанное с речью.

5) Написанные на доске буквы должны превосходить по своей величине буквы, написанные в тетрадях примерно в 10 раз.

6) Необходимо обращать внимание на правильное расположение букв, слов, текстов на доске. Демонстрировать письмо в любом месте доски нельзя, а начинать с верхней строки от левого края доски.

Классная доска должна быть окрашена в темный цвет для контрастности при восприятии. Часть доски должна быть разлинована, особенно это важно в 1 и 2 классах. Разлиновка на доске должна соответствовать пропорциям разлиновки в тетрадях. На одну часть доски наносятся линии для письма по русскому языку и чистописанию, на другую часть - для математики.

В середине доски ежедневно пишется дата. Чтобы дата всегда была написана на одном месте, аккуратно, ровно, буквы не сползали вниз, для написания даты на доске должно быть отведено постоянное место, отчерченное линией.

Учитель пишет на доске белым мелом. Он должен быть мягким, чтобы не царапать поверхность доски. Для выделения орфограмм, подчеркивания и других обозначений используются цветные мелки.

Учитель должен понимать разницу в процессе письма на доске и в тетради и учитывать, что вызванный к доске ученик, который хорошо, с правильным наклоном пишет в тетради, сначала будет писать на доске без наклона, так как он переносит усваиваемые в процессе мелкого письма движения на письмо на доске. Поэтому учитель не должен вызывать детей к доске с целью дать образец письма. Обучение письму на доске следует начинать после того, как дети уже уверенно пишут в тетрадях.

Практическая работа

1) Вопросы и задания:

1) Каковы основные каллиграфические требования, предъявляемые к качеству письма младших школьников?

2) Перечислите правила красивого письма.

3) Сформулируйте основные направления работы по совершенствованию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся по годам обучения.

4) С какой целью на «каллиграфических минутках» учащимся предлагаются логические задания?

5) Составить фрагмент урока русского языка по проведению каллиграфической работы в 1 классе, во 2 классе, в 3 классе, 4 классе.

6) Составить научный конспект статей журнала «Начальная школа»:

- Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок

при письме (1999. - № 8. - С. 16-24.)

- Минутка чистописания может быть развивающей и интересной

(2000.-№11,- С.54-60.)

3. Дополнительная литература:

1) Журнал «Начальная школа»:

Андреева Н.Ф. Взаимосвязь каллиграфии с грамотностью письма на занятиях по чистописанию. - 1999. - №5.- С.69-70.

- Карнаухова Г.И. Красиво писать - красоту творить. - 1997. - № 5. - С.37-40.

- Костромина Н.И. Виды работ, способствующие развитию скорописи,- 1989. - № 9.

- Петрова Т.А., Ложкова Т.Г. Чистописание. - 2003.-№5.-С.34-36

- Тарасова Т. Упражнения для разминки при обучении письму. - 1994. - № 8. - С. 63.

- Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. О «минутках чистописания» в начальной школе. - 1999. - № 9,- С. 61-65.

5. Недостатки формирующихся почерков и методика их исправления

Целенаправленное, методически обоснованное преподавание, высокое качество письма самого учителя обеспечивают выполнение программных требований по чистописанию, и учащиеся к концу обучения в начальной школе приобретают навыки правильного, красивого и скорописного почерка.

К сожалению, на практике учитель нередко встречает плохие, запу щенные почерки, которые являются серьезной помехой для дальнейшего обучения. К тому же неразборчивость почерка становится существенной преградой на пути полноценного использования письма в качестве средства общения.

Исправление запущенных почерков принадлежит к одному из труднейших вопросов в методике чистописания, поэтому к его разрешению надо подходить чрезвычайно осмотрительно.

В процессе первоначального обучения неблагоприятно действуют на складывающиеся навыки письма два фактора:

1. Образцы письма учителя. Если почерк учителя на доске и в тетрадях имеет значительные или даже не очень значительные недостатки, то ученики невольно копируют эти образцы.

2. Отсутствие социального обучения со стороны учителя. Дети просто списывают с прописей, не получая сведений о том, как они пишут, в чем недостатки их письма, как их надо исправить, не получая оценки за качество письма. Когда учитель не требует хорошего качества письма, то почерки складываются стихийно. И если при этом предъявляется требование повышенной скорости письма, то формируются небрежные, неразборчивые почерки.

На формирование почерка учащихся оказывают большое влияние их индивидуальные особенности. В связи с этим можно отметить еще несколько факторов, влияющих на качество почерка:

1. Отношение к обучению письму. Обычно, как отмечают многие исследователи, в первые годы обучения качество письма соотносится с успехами учащихся в учебе вообще. Общая старательность сказывается и на старательности по усвоению графических навыков письма. На более поздних ступенях обучения это соответствие не столь однозначно. Да и в младших классах можно отметить расхождение между тем, как учится ребенок по русскому языку, математике, и его успехами по чистописанию. В отдельных случаях даже хорошо успевающие ученики не хотят писать лучше, спешат и пишут небрежно.

2. Учащийся пишет значительно медленнее, чем этого требует программа по русскому языку. В результате они спешат, нарушая правила каллиграфии. Так, с самого начала начинается ломка почерка.

3. Плохо успевая в чтении, русском языке, ученики с нормальной скоростью письма вместе с тем, задерживаясь при решении заданий по чтению, русскому языку и др., не успевают решать графические задания и пишут небрежно.

  1. Состояние здоровья детей, наличие таких заболеваний, как ревматизм,

неврозы, пониженное зрение и др. Поэтому при наличии диагноза о том, что нарушение моторики или зрения не позволяют учащимся усвоить требования чистописания, учитель должен внимательно отнестись к таким ученикам: не снижать отметку за чистописание; разрешить отрывное письмо, если им это удобно; обучать более медленному, но тщательному письму; рекомендовать писать крупнее или мельче. Конкретные указания зависят от

индивидуальных почерков учащихся.

Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового

наклона и т.д. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному смысловому значению. Для определения графической

грамотности учеников рекомендуется использовать диктант. Эго более сложный вид речевой деятельности в сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков в буквы чаще вызывает трудности, чем обратный процесс.

Следующим показателем сформированности графического навыка является каллиграфическая четкость и устойчивость письма. Этот критерий характеризуется умением пишущего соблюдать установленную высоту, ширину и угол наклона букв и их отдельных элементов. Угол наклона - 65 градусов. Ширина букв равна примерно их высоте, а у некоторых букв (например,т,ш,м)она в 1,5 раза больше чем высота. При

письме в тетради с обычной разлиновкой («в линейку») высота и ширина соответственно уменьшается. Угол наклона остается прежним.

При разграничении понятий «графическая» и «каллиграфическая» ошибки нужно учитывать характер и пределы искажения буквенного знака. Если буква искажается учащимся до неузнаваемости, а именно: заменяется направление элемента или знака в целом, увеличивается или уменьшается количество элементов; одна графема полностью заменяется другой, сходной по начертательной или акустической

характеристике, то подобного типа ошибки следует отнести к

графическим. Искажения буквы в пределах ее узнавания и прочтения (нарушение высоты, ширины и угла наклона) относятся к каллиграфическим ошибкам.

Каллиграфические ошибки свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся. Погрешности в письме могут быть вызваны самыми различными причинами: нарушением

элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и гак далее), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных анализаторов, недостаточность взаимодействия оптического и глазодвигательного аппарата и т.д.

Анализируя четкость и устойчивость письма младших школьников, необходимо обратить внимание на следующие каллиграфические характеристики формирующегося почерка:

1. Как часто ученик не доводит отдельные элементы буквы или букву до верхней (нижней) линейки строки или выходит за ее пределы.

2. Соблюдает ученик правильный (65°) и единообразный угол наклона при письме или наклон элементов и букв зависит от его позы, положения тетради на столе (парте) и от места начертания графических комплексов на строке (начало, середина, конец).

3. Есть ли определенная соразмерность в выполнении интервалов между элементами букв, буквами в словах и словами в предложении и тексте в целом.

Соблюдение требований каллиграфического письма легко определить на глаз, но для убедительности можно использовать и эти простые приемы:

1. Приложить линейку снизу к верхней границе (реальной или воображаемой) строки и сосчитать, сколько раз ученик явно вышел за ее пределы. Затем приложить линейку сверху и сосчитать, сколько раз он не довел элемент или букву до верхней границы строки. То же нужно проделать и с нижней границей строки.

2. С помощью линейки и простого карандаша продолжать вверх и вниз линии от элементов букв. Проведенные линии наглядно иллюстрируют правильность наклона при письме, больше или меньше 65°. Параллельность этих линий свидетельствует об устойчивости наклона.Если проведенные линии имеют различный угол наклона (не параллельны), то ученику необходимо помочь: закрепить технологию начертания букв и их соединений, т.е. сформировать элементарный графический навык.

3. Единицей измерения ширины буквенного знака является условно буква и. Все буквы русского алфавита имеют одинаковую ширину с буквой и, кроме букв: ж,м,т,ф,ш,Щ■ Эти 6 букв в полтора раза шире буквы и. Пробелы между словами равняются ширине двух букв и.

Прежде чем приниматься за исправление почерка учителю нужно подробно выяснить его недостатки.

Наиболее распространенными недостатками почерковучащихся являются следующие:

1) Неразборчивость почерка, которая связана с искажением отдельных букв. В отдельных случаях деформация касается не одной - двух букв, а распространяется на большинство букв рукописного алфавита, т.е. захватывает почерк в целом.

2) Неравномерность наклона.

3) Нарушение линейности. Ученик не умеет придерживаться строки, разлиновки тетради, наблюдается отклонение от нижней линии рабочей строки, буквы имеют неодинаковую высоту.

4) Слишком мелкое письмо, мелкий размер букв, иногда до 1 мм. Подобный почерк нередко служит причиной порчи зрения самого пишущего.

5) Чрезмерно крупный размер букв, нередко достигающих 6 мм в высоту. Это значительно замедляет темп письма и приводит к затрате лишнего времени на уроке.

6) Слишком тесное письмо.

7) Слишком размашистое письмо.

8) Несоблюдение правильной расстановки слов на строке.

9) Наличие в почерках отдельных учащихся изломов в нижних закруглениях прямых черт, так называемое вычурное письмо.

10) Угловатое письмо.

11) Неумение придерживаться установленных в прописях размеров букв: высоты, ширины, размеров загиба, петли и т.д.

12) Отрывное письмо. Неумение пользоваться рациональными способами соединения букв в словах.

13) Нечеткость вычерчивания букв: неровные овалы и полуовалы, неодинаковые размеры петли, «дрожащая» линия.

14) Небрежное и неряшливое письмо.

Установив недостатки почерка ребенка, учитель выясняет причины их возникновения и продумывает методы исправления.

Так, неравномерность наклона заключается в неправильной посадке, в неумении держать ручку или сохранять наклонное положение тетради при письме. Однообразный наклон корректируется при помощи редких наклонных линий, прописываемых в чередовании с буквами или буквосочетаниями.

Отсутствие одинакового размера букв наблюдается у детей, которые неправильно держат ручку (пальцы очень близко приближаются или слишком далеко удаляются от стержня). На почерк также оказывает неблагоприятное влияние как очень толстая, так и короткая ручка, применяемая при письме.

Работа над усвоением гигиенических правил должна проводиться в самом начале обучения каллиграфии. Но что делать, если обнаруживается в середине 1, 2, 3, а иногда и 4 класса, что правила учащимися не соблюдаются? В этом случае может помочь ежедневный показ на уроке того или иного правила, не усвоенного детьми. Начинается показ с демонстрации учителем правила, затем оно по очереди повторяется 2-3 учениками, которые хорошо его усвоили, и только после этого проводятся самостоятельные пробы всего класса.

Следует отметить, что изменение условий письма отражается на улучшении почерка не сразу. Наоборот, на первых порах, после исправления посадки, замены ручки и т.д. учащийся будет испытывать некоторую неловкость и только в дальнейшем, привыкнув, он заметит, что писать ему стало легче, удобнее, и письмо его приобрело свободу и непринужденность.

Красоту почерка нарушают неправильные начертания заглавных и строчных букв. Причина заключается в поверхностном изучении их строения, поэтому с целью устранения такого недостатка учителю следует обратить внимание на подробное объяснение способов написания букв путем показа на доске.

При исправлении почерка с разрывом между буквами главное внимание нужно сосредоточить на повторении правильных способов связи букв, последовательно повторить все типы соединений строчных и заглавных букв в словах.

Если у учащегося наблюдается слишком сжатый или размашистый почерк, то причина заключается, прежде всего, в слабо развитой координации движений пальцев и руки во время письма. Для того, чтобы исправить этот недостаток необходимо продумать систему упражнений, развивающих правильные координированные движения пальцев, кисти и предплечья. Это может быть письмо овалов, росчерков - петель, способствующих развитию не только легкости и свободы движения руки в разных направлениях, но и связности письма, что также положительно влияет на его ускорение. Упражнения необходимо давать небольшими дозами, обязательно под контролем учителя, который организует не только свободное письмо, но и письмо под счет.

Главная причина плохого почерка учащегося - беспорядочность занятий по чистописанию. Поэтому исправление почерка нужно вести путем организации систематических занятий. Продолжительность занятий по исправлению почерка зависит и от степени испорченности почерка, и от способностей и прилежания ребенка, и, наконец, от активности и интенсивности работы учителя. Очень важным условием при исправлении почерка является контроль учителя за всеми письменными работами учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выработка у учащихся начальных классов навыка правильного, четкого з храсивого письма, каллиграфического почерка - дело серьезное и кропотливое. Оно требует от учителя большого напряжения, знаний и проведения систематических упражнений. Практика показала, что умения и навыки приобретаются детьми не количеством упражнений, а их расположением в определенной последовательности. При этом всегда нужно помнить «золотое» дидактическое правило замечательного педагога Я.А.Коменского: «Все последующее должно опираться на предыдущее». Тщательная и последовательная работа по совершенствованию всех качеств письма ведет к становлению у детей разборчивых почерков.

Хочется подчеркнуть, что использование методических рекомендаций и материалов, предложенных в данном пособии, предполагает, прежде всего, творческий подход учителя к процессу обучения, увлеченность своей работой.

Красивый почерк - важное достижение не только для учителя, но и для ученика. Первые успехи как бы вдохновляют, мобилизуют ребенка на преодоление последующих трудностей, воспитывают в нем аккуратность, дисциплину, приучают к умелому и бережному обращению с тетрадью, письменными принадлежностями, прививают эстетические начала прекрасного.

Несмотря на различные изменения в системе обучения каллиграфии, произошедшие за последнее десятилетие, процесс формирования умения писать буквы остается сложным. Поиски путей дальнейшей оптимизации этого процесса, безусловно, будут продолжаться. Однако важным условием успешного обучения каллиграфии следует считать формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей.

Таким образом, формирование каллиграфического навыка письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их подчерка, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.