Сделай Сам Свою Работу на 5

Строительство Вавилонской башни. Мозаика в капелле Палатина. Палермо, Сицилия. 1140-70 гг.

Вавилонская башня

В христианском мире существует немного легенд, более известных, чем история о Вавилонском столпотворении. Это первая история, которую книга Бытия рассказывает сразу после истории всемирного потопа. Сыновья Ноя стали прародителями нового человечества, а значит, человечество было, по сути, единой семьей. Люди понимали друг друга, и могли действовать заодно, могли создать нечто славное и великое. Но все произошло совсем не так.

Библия (Бытие 11:1-9) рассказывает об этом так:

Бытие. (11:1-9) « 1 На всей земле был один язык и одно наречие. 2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. 3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. 4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. 5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. 6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; 7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. 8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню). 9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.»

Что такое Сеннаар? Так Библия называет Шумер, географически – современный Ирак. Башня выстроена в Шумере в III тысячелетии до нашей эры.

После всемирного потопа Бог заключает с Ноем, прародителем всех людей после потопа, новый завет, знамением которого была радуга. И человечество начинает жить новой жизнью. Однако и после того, как Бог спас от потопа в лице Ноя все человечество, люди опять восстают против Бога.

Первое время после потопа люди жили там, где они спаслись, в Араратской долине. Затем постепенно они стали возвращаться на свою прародину.
Нимрод, потомок Хама, сына Ноя, который был очень опытный зверолов, о нём даже была пословица: - Сильный, как Нимрод, этот Нимрод, основавший Вавилонское царство и город Вавилон, был чрезвычайно горд своими успехами.



И он решил построить Вавилонскую башню. Эта башня строилась долго, ее постройка требовала огромного количества сил, людей, материалов. По тем временам это было колоссальное строительство. Башня строилась как пример необычайной гордости для того, чтобы имя человеческое, имя строителей этой башни было вознесено выше имени Божия. Чтобы «сделать себе имя» – т.е, человеческими усилиями взойти на небо, отвергнув помощь Бога и всякое его участие в человеческой жизни. Вечное желание человека – создать или сделать нечто такое, что останется в веках, будет заметно даже с небес (кстати, единственный народ, который смог это сделать – китайский, его Великая Стена действительно видна космонавтам).

Как иронично повествует книга Бытия, Богу пришлось «сойти», чтобы разглядеть их «грандиозное» строительство. Разглядев это великое строительство, Бог решил его остановить. Почему? Может быть, не хотел, чтобы люди сами взбирались на небеса? Или сопровождалось строительство чем-то таким, что должно было быть остановлено? Древнее еврейское предание гласит: на этой стройке, когда с верхнего яруса лесов падал кирпич, строители горевали, потому что новый трудно было поднять на такую высоту. А когда срывался со строительных лесов человек, никто не переживал: новый сам поднимется наверх.

Их желание укрепить свои мощь и единство направлено было во зло, и Господь видел, что человечество снова встало на гибельный путь, снова начало поклоняться своим языческим божкам. Памятники вавилонской письменности, свидетельствуя о возведении города Вавилона, говорят, что в каждый кирпич вкладывалась записка с именем вавилонского божества Мардука.

Бог, увидев, что если люди не остановятся в этом своём безумном деле, то гордость наполнит их до предела, сошёл на них и смешал их язык. И тогда Господь принудил не желавших "рассеяться по всей земле" сделать это. Люди перестали понимать друг друга. Увидев, что строительство стало невозможным, они разошлись, и возведение башни прекратилось.

В одном фрагменте клинописного текста, дошедшего до наших времен, так рассказывается о разрушении Вавилонской башни: «Строительство этого храма оскорбило богов. За одну ночь они низвергли то, что было построено. Они рассеяли их по земле и сделали их речь непонятной. Строительство они остановили».

Много раз после этого многочисленные правители пытались достроить башню, чтобы увековечить свое имя, но попытки их остались бесплодны. Вавилонская башня не была достроена до конца. Из древней рукописи вавилонского царя Набополасара:«К этому времени Мардук(бог) повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье»

«Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом» , – пишет его сын, Навуходоносор.

То, что составляло предмет гордости людей, – их независимость от Бога, послужило причиной их поражения, и то, чего они больше всего боялись (рассеяния "по лицу земли"), - постигло их (Прит. 10:24: Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится).

То, что люди считали залогом своей главной силы (свое единство), Бог уничтожил мгновенно, смешав язык их. То же, чего они больше всего желали, а именно "сделать себе имя" - исполнилось как бы в насмешку над ними, потому что они стали известны как "Вавилон" ("смешение"). Все, что человек задумал в гордыни своей, потерпело полное поражение.

Город, который стремился быть центром вселенной и вратами небесного мира, оказался на деле, без Бога, всего лишь огромной толпой разных племен и языков. К началу нашей эры он пришел в полное запустение, а вскоре люди и вовсе про него забыли, и, вплоть до археологических раскопок XIX века, никто уже и не знал, где когда-то находилась эта великая столица.

В христианской традиции Вавилонская башня — символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба, во-вторых, тщетности усилий человеческого разума без Бога. В Библии этот город предстает как олицетворение зла. А абсолютность Божией власти выразилась во внезапном и быстром суде.

Но выход для людей открывается по прочтении родословной в 11:10-26: из рассеянных народов Бог образует один народ, который становится Его народом.

10 Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада, чрез два года после потопа;
11 по рождении Арфаксада Сим жил пятьсот лет и родил сынов и дочерей.
12 Арфаксад жил тридцать пять лет и родил Салу.
13 По рождении Салы Арфаксад жил четыреста три года и родил сынов и дочерей.
14 Сала жил тридцать лет и родил Евера.
15 По рождении Евера Сала жил четыреста три года и родил сынов и дочерей.
16 Евер жил тридцать четыре года и родил Фалека.
17 По рождении Фалека Евер жил четыреста тридцать лет и родил сынов и дочерей.
18 Фалек жил тридцать лет и родил Рагава.
19 По рождении Рагава Фалек жил двести девять лет и родил сынов и дочерей.
20 Рагав жил тридцать два года и родил Серуха.
21 По рождении Серуха Рагав жил двести семь лет и родил сынов и дочерей.
22 Серух жил тридцать лет и родил Нахора.
23 По рождении Нахора Серух жил двести лет и родил сынов и дочерей.
24 Нахор жил двадцать девять лет и родил Фарру.
25 По рождении Фарры Нахор жил сто девятнадцать лет и родил сынов и дочерей.
26 Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана.

Падение Вавилона излагается пророком Софонией. Софония предвосхищает великое объединение в будущем Тысячелетнем царстве, когда люди, собранные из своего рассеяния, станут говорить на одном языке и поклоняться Богу на Его "святой горе" (Соф. 3:9-11).

В даре сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает утраченную ранее способность полного взаимопонимания. Таким образом, Вавилонской башне, делу рук человеческих, противопоставляется чудо основания Церкви, которая соединяет все народы и всех людей Духом Святым (см. Деян. 2, 4–6).

Вавилонская башня также является прообразом современной технократии с ее тоталитарной идеологией и тираническим отношением к человеку. Библейское повествование о Вавилонской башне дает объяснение разнообразия языков мира. А исследования в области языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, из которого образовались другие языки.

Найти остатки В. б. пытались уже в XII в. В 1899 году немецкий археолог Кольдевей, в 100 километрах к югу от Багдада, обнаруживает руины забытого Вавилона. Приведенные выше слова царей обнаружены именно при этих раскопках на клинописных глиняных таблицах Вавилона. Каждый большой город Вавилона должен был иметь зиккурат (пирамиду-храм). Храм Этеменанки («Храм краеугольного камня неба и земли») имел 7 ярусов, раскрашенных в разные цвета. Каждый ярус функционировал как храм какому-либо божеству. Пирамиду венчала золотая статуя бога Мардука, верховного бога вавилонян. Высота Этеменанки была 91 метр. Если сравнивать с пирамидой Хеопса (142 метр), это довольно внушительное строение. Древнему человеку пирамида казалась лестницей на небо.

Еще Геродот описывает Вавилонскую башню как 8-ярусную, 180 метров от основания. Для ее возведения и ремонтных работ требовалась целая армия рабочих.

. Вавилонская башня в живописи.
До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Всплеску популярности сюжета о легендарной постройке среди голландцев «способствовала атмосфера экономического подъема в стремительно растущих городах, таких как, например, Антверпен. В этом городе-базаре проживало около тысячи иностранцев, к которым относились с подозрением. В ситуации, когда людей не объединяла одна церковь, а католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили вперемешку, росло всеобщее чувство суеты, незащищенности и тревоги. Современники находили параллели этой непривычной ситуации как раз в библейском сказании о Вавилонской башне».

Самая известная картина на эту тему принадлежит кисти Питера Брейгеля-старшего. Он рисует нам гигантское строительство. Мы видим как бы с горы огромную прибрежную равнину. Гигантская башня написает над городом и гаванью. Люди, как муравьи, облепили её по всем ярусам. Трудно понять архитектуру сооружения. Кажется, что её высекают из естественной горы, достраивают. А, возможно, стены её рушатся, потому что люди не могут сладить со своим замыслом. Ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены, или уже рушатся, а само здание кренится. Тем самым Брейгель показывает «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую их возможности постройку».

Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом.

В любом случае, она выглядит гротескно и нелепо. Но и зловеще: немного наклонилась влево и бросает тень на весь город справа. Каково будет жить людям подножия этого монстра?Мораль сей картины — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода — легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Нимрод был тем самым царем Вавилона, который повелел начать строительство башни. В истории Нимрод оставил о себе память как о жестоком и гордом правителе.

Нагромождение тесно жмущихся друг к другу домиков - символ земной суеты. Заходящие в порт корабли изображены с убранными парусами — символом безысходности и обманутых надежд.

Строительство Вавилонской башни. Мозаика в капелле Палатина. Палермо, Сицилия. 1140-70 гг.

 

"Часослов Бедфорда". Франция. Миниатюра "Вавилонская башня". 1423-30 гг.

Герард Хоренбаут. Вавилонская башня. Нидерланды 1510-е гг.

Брейгель старший. Вавилонская башня. Фрагмент. 1563г

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.