Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика богословских воззрений свв. Василия Вел., ГригорийБогослова, Григория Нисского.





Свв. Василий Вел., ГригорийБогослов, ГригорийНисский (мл. брат св. Василия). Каппадокийцы были едины в своей тринитарной терминологии: "Три Ипостаси в одной Сущности".

Свт. Василий (329-379) был призван к служению в тяжелейшее для Церкви время: арианство, поддерживаемое гос-вом, занимало господствующую позицию; свары, раздоры и расколы раздирали тело Церкви, и, казалось, она лежала в развалинах. Св. Василию выпала доля орган-ра и администратора, собирающего рассеянное бурями стадо, и он выполнил эту задачу, как никто другой. Вел. пастырь, св. Василий был и великим церк.ным политиком. Ему приходилось о многом умалчивать, проявлять гибкость и мягкость в вопросах второстепенных, чтобы отстоять главное, и находить новые формы выражения веры Церкви, чтобы объединить и примирить всех. Он боролся не за букву, а за дух, и он, как никто другой, понимал, что Бог "дал нам способность быть служителями Н.Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит" (2Кор.3:6).

Свт. Василий много потерпел не только от врагов, но и от друзей, не понимавших того, что им казалось чрезмерной уступчивостью. В начале своего еп.пства он воздерживался от писаний на вероучительные темы, чтобы не дать своим врагам, особенно при дворе Валента, возможности использовать его писания против него. Но, конечно, такая сдержанность вызвала недовольство некот.х слишком горячих "староникейцев", считавших, что он должен был громко и отчетливо провозглашать Истину, какие бы последствия это ни повлекло за собой. К 375 г. позиции Василия были настолько прочны, что он мог позволить себе откровенное выражение своих взглядов. Самый известный и весьма спорный пример использования св. Василием принципа икономии - это его книга о Св. Духе, где неопровержимо доказывается Божество 3-ей Ипостаси, но Сам Дух ни разу Богом не называется. Эта позиция св. Василия отражена в нашем Сим.Веры, где Св. Дух также прямо не называется Богом, хотя и Божество Его не вызывает сомнений. Такая чрезмерная осторожность в формулировках вызвала резкую критику лучшего друга св. Василия - св. ГригорийБогослова.



Богословское наследие св. Василия бесценно. Главное - это разработка учения о никейском единосущии при наличии в Боге трех Ипостасей. Свою задачу св. Василий выполнил в богословском синтезе, создав новую терминологию, благ.ря которой никейская вера наконец стала приемлемой для большинства "омиусиан".



В дополнение к своему богословскому подвигу св. Василий блестяще провел пастырскую борьбу, примирив все разрозненные группировки: он объединил "вост.ых" в едином и твердом исповедании и добился к ним снисходительности со стороны как "староникейцев", так и "зап.х", - и это несмотря на такие канонические трудности, как, напр., Антиох.й раскол.

В богословии перед св. Василием стояла сложнейшая задача: примирение эллинского ума с Христовым благовествованием, или, иными словами, выражение библ.ой веры в терминах, адекватных его времени и окружению. Даже самому Вел.у Оригену не удалось решить эту задачу, но начало он положил.

Св. Василий говорил, что, хотя мы познаем Бога в Его творении и в познании самих себя, тем не менее "естественное" богопознание само по себе недостаточно, ибо только в библ.ом откровении мы встречаемся с Богом как с Личностью - вначале через В.Завет , но наиболее полно и совершенно - в Личности Иисуса Христа. Провозглашая личного Бога, св. Василий не оставляет камня на камне от филос.фих концепций Евномия.

Свт. утверждает, что Бог есть не безличная сущность, но Троица. Утверждение единой сущности Божией без различения Ипостасей было на руку Евномию в его спекулятивно-филос.фих построениях, близких и понятных греч-му уму. И поэтому учение св. Василия о трех Ипостасях Божества при единой сущности можно назвать революцией не только в греч-м языке, но и в философии. Он превращает число из количественной категории в качественную: истина и тайна Триединства не есть арифметика - три и один. Задача св. Василия ему полностью удалась: в выдвинутой им формуле "единая сущность при трех Ипостасях" Церковь признала точное определение содержимой ею тройческой веры. Т.о., несмотря на опасности, связанные с ломкой устаревших понятий и представлений, св. Василий примирил Церковь.



Св. Василий был великим орган-ром монаш.кой жизни - он одним из первых теоретически обосновал монаш-во, определил его место в Церкви, сформулировал многие правила монаш.кой жизни и нормализовал монаш.кое движение, разработав для него общий устав. Св. Василий рекомендовал общежительное монаш-во, как самое полезное для души, хотя не отрицал и отшельнической жизни. В монаш-ве св. Василий видел стремление к еванг.му идеалу. Но т.к.все возможные дух.е дары без любви - ничто, а Евангелие не отделяет любви к Богу от любви к ближнему, то отшельническая жизнь гораздо менее совершенна, чем жизнь члена общины. Монастырская община должна быть "малой Церковью", телом Христовым, по образцу первохрист-кой Иерус.кой общины-братства. Основной заповедью для подвижников должна быть любовь, и от напряженной, закаленной в подвиге любви ожидал Василий Вел. мира для мира.

Свт. ГригорийНазианзин (Богослов) (330-390) был сыном еп.па Назианского, также Григория. Его мать Нонна была очень благочестивой христианкой и впоследствии, так же как и ее муж, канонизирована. Григорийполучил блестящее воспитание. Учился он сначала в Кесарии Каппадокийской, а затем в Кесарии Палестинской, где еще существовала школа, основанная Оригеном. Потом он учился в Алекс.рии и наконец в Афинах, где познакомился и подружился со св. Василием. Оба эти юноши остались друзьями на всю свою жизнь. Здесь же он познакомился с Юлианом Отступником и с горечью высказался: "какое зло воспитывает Римская империя!" По окончании образования он некоторое время был учителем красноречия в Афинах. Возвратившись домой, он принял крещение. По приглашению своего друга Василия он поселился с ним в его понтийской пустыне. Пустынное уединение было по душе Григорию, но отец нуждался в своем сыне и потребовал его к себе. Отец посвятил его в сан пресвитера, а Василий Вел. чрез десять лет (в 372 г.) возвел его в сан еп.па г. Сасима. Но св. Григорий, оставшись в Назианзе, помогал отцу в управлении Назианской Церковью. Скоро, однако, его богатые дарования нашли себе применение в более подходящей обстановке.

По настоянию Василия Вел. и других влиятельных лиц св.Григорий отправился в Конст.поль для поднятия там православия. В столице православие находилось в печальном положении. Конст.п.ская кафедра в течение 40 лет занималась арианами. Все церкви захвачены были еретиками. Григорий мог проповедовать только в частной доме. Слушатели Григория, сначала немногочисленные, были поражены силой мысли и необыкновенным красноречием проповедника. Слушать вдохновенного оратора спешили еретики, иудеи и даже языч.ки. Этот частный дом вскоре преобразовался в храм Воскресения в память того, что в нем воскресло православие. А его "Пять слов о Богословии", т.е. главным образом, о Боге Слове, произнесенные здесь, навсегда упрочили за ним название Богослова. Еретики всевозможными способами хотели повредить успехам православия - они осыпали Григория насмешками, клеветами, бросали в него камнями, нападали на его богослужебные собрания и производили беспорядки. Но вел. свт-ль не обращал на это внимания и мужественно отстаивал православие.

Св.ГригорийНисский

СВ. ГригорийНисский, мл. брат св. Василия Вел., подобно своему брату, получил прекрасное образование. Первоначально Григорийбыл учителем красноречия, в 371 г. св. Василием был рукоположен в еп.па Ниссы.

Из сочинений его известны: "12 слов против Евномия", "Великое огласительное слово" и ряд толкований на книги Св. Писания. В "Вел. огласительном слове" Григорийдает руководство как действовать при обращении неверующих - иудеев и языч.ков, и представляет доказательства от разума относительно истинности христ-ва, главным образом, догмата воплощения Бога Слова.

Из богословов-александрийцев ГригорийНисский ближе всех стоит к Оригену. Он часто стремится, подобно Оригену, объяснить догматы на началах разума,, допускает аллегоризм в толковании св. Писания и вообще наследует Оригена. Скончался в 394 г.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.