Сделай Сам Свою Работу на 5

Имп.Константин Вел. и христ-во . Миланский эдикт.





Обращение Константина - поворотный момент в истории Церкви и Европы. Оно значило гораздо больше, чем просто завершение эпохи гонений. Имп.- суверенный самодержец - немедленно и неизбежно оказался вовлеченным в развитие Церкви, и, соответственно, Церковь оказалась все более и более втянутой в принятие важных полит.ч.их решений.

Эдиктом Константина Вел. и Ликиния от 313 г. объявлена веротерпимость в Греко-Рим.й империи, и дозволено было всем принимать христ-кую веру.

В 323г. произошла война между Константином и Ликинием, окончательно решавшей вопрос о христ-ве и единодержавии. Ликиний, предполагавший было после победы над Константином “устремиться войной на безбожных”, т.е. христиан, сам был разбит в нескольких битвах и лишился жизни.

Сделавшись единодержавным государем во всей Греко-Рим.й империи, Константин мог теперь беспрепятственно посвятить себя на служение Церкви. Хотя он не тотчас принял крещение, но уже с 313 г. сделался настоящим христ-ким государем, почему и делал все, что было в его власти, для блага Церкви. Так, вступая в управление вост.ою половиною империи, в изданном по сему случаю манифесте он высказывал желание, чтобы все его подданные были христианами, и вообще, при всяком удобном случае старался обратить на путь истинный своих языч.ких подданных. Его воззвания и убеждения не оставались без последствий: многие из языч.ков обращались к христ-ву.



Далее, он дал христ-кой Церкви многие важные привилегии — допустил христиан к занятию важных госуд-ных должностей, сам лично делал большие пожертвования на христ-кие храмы, построил несколько новых храмов, особенно в Палестине, в чем его усердию помощницею была его мать Елена. Со времени Константина Иер.лим опять стал называться этим именем, вместо названия Елии Капитолины, данного ему Адрианом. Наконец, — что важнее всего, — Константин поставил христ-кую Церковь в такое положение в империи, что ее дела как общества, тесно связанного со всей гос.ной жизнью, признавались делами гос.ной важности.

Что касается отношения Константина к языч.ву, то он поступал в этом случае как глубокий политик. Он понимал, что языч.во должно само собою по естественному ходу вещей уничтожиться. Поэтому не предпринимал никаких строгих мер против него, тем более, что языч.ков в империи было гораздо больше, чем христиан. Константин не закрывал языч.ких храмов, не отнимал жалования у языч.ких жрецов, даже не сложил с себя титула верховного жреца (pontifex maximus), который носили римские имп-ры. Вообще он постоянно говорил, что религия есть дело совести, и оказывал замечательную терпимость ко всем своим языч.ким подданным, не исключая и солдат-языч.ков, которых он не принуждал исполнять христ-ких обрядов. Только те языч.кие храмы, которые оставались без употребления после обращения в христ-во жителей известной местности, были им закрываемы, и здания их отдавались христианам, или храмы, в которых совершалось служение разврату и чрез которые распространялись суеверия, по его приказанию были разрушаемы до основания.



Языч.во особенно сильно было в Риме, где ему преданы были многие знаменитые фамилии, и было много последователей неоплатонизма. Не желая встречать противодействия со стороны закоренелых рим.х языч.ков своим заботам об упрочении христ-ва во всей империи, Константин решился оставить языч.кий Рим и в 330 г. перенес свою столицу в Византию, которая была названа по его имени Конст.полем. Здесь он основал столицу вполне христ-кую, уничтожив идолов и украсив город христ-кими храмами.

В 337г. Константин принял крещение от Евсевия, еп.па Никомидийского, а затем вскоре умер на 65г. своей жизни, причисленный Церковью к лику святых, а рим.м языч.ким сенатом, по давнему языч.му обычаю, — к сонму богов.



Возможно, не стоит называть Константина I христ-ким имп-ром, т.к. он до последних моментов не разделял сакраментальной жизни Церкви. Однако, несмотря на его арианское крещение, Церковь признает его Св. "равноап.льным". Воистину, ни один другой человек в истории не способствовал, прямо или косвенно, обращению стольких людей в христ-во.

Ересь Ария и борьба с нею. I В.С..

В ряду вновь появившихся ересей в Церкви 1-е место занимает арианство, которое свое название получило от Ария, пресвитера Алекс.др.кого. Образование Арий получил в Антиох.й школе. Усвоив направление Антиох.го училища, которое исключало всякого рода таинственность в понимании догматов веры, он стремился представить учение о Св. Троице в яснейшем и простейшем виде, так, чтобы оно было вполне понятным для разума.

Общецерк.ное учение о равном достоинстве всех Лиц Св. Троицы, по мнению Ария, кроме того, что было полно таинственности, заключало в себе противоречия, необъяснимые для разума. Если признать, что Лица Св. Троицы имеют одинаковое Божеское достоинство, думал он, то выйдет три Бога, что противно верованию Церкви в единого Бога, а если признать, что Лица Св. Троицы имеют одно Божеское существо, — то это поведет к слиянию и отрицанию троичности, т.е. ереси Савеллия, осужденной Церковью (Савеллий (III в.) был представителем монархиан-модалистов).

Арий поэтому стал утверждать, что один только Бог Отец есть истинный Бог, а Сын Божий и Св. Дух имеют природу отличную от природы Отца и находятся в подчиненном отношении к Богу Отцу как источнику своего бытия. К такому выводу Арий пришел, неправильно основываясь на учении Оригена, который Бога Отца называл Самобогом, а Бога Сына — вторым Богом. Но о неравенстве Лиц Ориген ничего не высказывал, а наоборот, учил о единосущии Св. Троицы.

В начале Александр еп.п Александрии не обращал внимания на проповеди пресвитера. Но когда Арий открыто заявил, что Троица есть, в сущности, Единица, Александр запретил ему публично высказывать свое учение. Гордый пресвитер к такой цензуре не привык и начал открытую агитацию.

В 321г. еп. Александр созвал собор из еп.пов своего округа и осудил Ария. Арий удалился в Палестину, где нашел приверженцев из своих товарищей по образованию; Евсевия Никомидийского, Мария Халкидонского и других еп.пов.

Начала вестись сильная пропаганда арианских идей среди населения. Арий писал письма к высокопост.м лицам, для простого же народа составлял песенники, где излагал свое Ерет.кое учение в общедоступной форме.

I В.С..

Ересь Ария охватила собою весь Восток. Возникшие споры дошли до сведения имп-ра Константина Вел., который постановил созвать собор из всех еп.пов, чтобы решить вопрос об учении Ария.

В 325 г. в Никее был созван из 318 отцов I В.С.. В нем принимали участие: Александр Александр.й, Николай Мирликийский, Иаков Низибийский и Спиридон Тримифунтский — чудотворцы. Из зап.х отцов были: Осия Кордубский и предст-ли папы Рим.. Во главе 20 арианских еп.пов стоял Евсевий Никомидийский. Были еп.пы, которые составляли середину между правосл-ными и еретиками, как Евсевий Кесарийский (Кесарии Палестинской), называвший Сына Божия подобосущным (омиусиос — подобосущный, в отличие омоусиос — единосущный).

Имп.предложил Арию оставить свое учение, но Арий проявил жестокое упорство. Началось совещание. В спорах с арианами особенно отличался присутствовавший на соборе архидиакон еп. Александра Алекс.др.кого — св. АФАНАСИЙ, который доказывал, что ариане в своем учении сами себе противоречат, называя Сына тварью и в то же время приписывая Ему в творении мира творческую силу, которая принадлежит, по их учению, только одному Богу.

На стороне правосл-ных было большинство, и их же стороны держался имп.Константин. Вынесено было определение, что Сын непостижимым образом произошел из сущности Бога Отца прежде всех век. Это вероопределение есть известный Сим.Веры. Отказались подписать это вероопределение Арий и 2еп.па, за что были отлучены от Церкви. Евсевий Никомидийский, бывший во главе арианских еп.пов, подписал символ в числе других, но подписать осуждение Ария отказался.

Никейский собор составил еще 20 канонов, касающихся церк.й дисциплины.

Арианство после собора

Ариане 5 раз смещали св. Афанасия с кафедры, обвиняя его в полит.ч.их преступлениях., настраивали против него имп-ров (сначала Константина, потом др.)

У ариан была сильная полит.ч.ая поддержка. Все имп-ры до имп.Валента поддерживали ариан. Но дух торжества ариан так и не пришел по полит.ч.ой причине. В 375г. имп.Валент разрешил поселиться на вост.ых землях готам (они были арианами, спасаясь от славян двинулись на Запад). Они стали военными союзниками., но римские чиновники не исполняли своих обязанностей, не давали им денег.. Готы создали армию и стали разорять города. Валент создал плохоподготовленное войско и выступил против них. В 377г. готы разбили войско Валента. А сам Валент исчез, окончилось и дело арианства, т.е. следующий имп. Грациан и его вост.ый соправитель Феодосий I доставили окончательное торжество православию.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.