Сделай Сам Свою Работу на 5

Творческая работа на уроках сольфеджио во 2 классе ДМШ на тему: «Музыкальный фольклор как средство развития музыкального слуха»

1. Обоснование темы:

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из изысканной высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор».
Г.С.Виноградов,
крупнейший исследователь детского фольклора.

Выбрав данную тему, хочу подчеркнуть, что среди различных вопросов музыкального воспитания, одним из важнейших является вопрос о приобщении детей к народному музыкальному искусству. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок получает первые представления о культуре, в том числе и музыкальной, о народной песне.

Природа, быт, обычаи нашли широкое отражение в музыке и устном народном творчестве русского народа. Воспитывая у детей любовь к произведениям музыкального народного творчества, важно дать им возможность слушать народную музыку (в аудиозаписи), петь народные песни, прибаутки, народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Н.Я.Брюсова, внёсшая много ценного в музыкальное воспитание, в качестве начального этапа занятий, рекомендовала обращаться именно к русской народной песне: «Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни».

Детский музыкальный фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит его фантазию. Творчество обогащает личность, уроки становятся интереснее, содержательнее. Музыкальные вкусы учащихся младших классов только формируются, поэтому, если с самого раннего возраста ребёнок поёт, слушает русские народные песни, танцует, играет под эту музыку, его слух осваивает её мелодические интонации.

Использование на уроках сольфеджио детского музыкального фольклора, русских народных песен, мелодий и т.п. воспитывает интерес и любовь к русской народной культуре. На основе использования РНП (здесь и далее - русская народная песня) можно воспитать у учащихся ладогармонический слух, развить самостоятельное музыкальное мышление. На основе пения, слухового анализа можно научить детей раскрывать содержание музыкального произведения.



На занятиях в доступной форме необходимо рассказывать детям, что песни, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, поэтому их и называют народными.

Произведения русского музыкального народного творчества, используемые в работе со школьниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Детям младших классов нужно давать коротенькие прибаутки, песенки, плясовые мелодии. Многие народные песни можно использовать в качестве распевок и в старших классах.

2. Основная часть:

На уроках сольфеджио во втором классе ребята должны усвоить много новых теоретических понятий. Нередко интерес к предмету утрачивается из-за обилия сухих, оторванных от «музыкальной жизни» письменных заданий. Поэтому создание живой творческой атмосферы на уроках является одной из основных задач педагога. Для усвоения и закрепления пройденного материала существует множество форм работ, которые ребята выполняют с большим удовольствием

Во втором классе продолжается дальнейшее знакомство с народной песней. На каждую изучаемую тему можно подобрать примеры из народной музыки.

Ритмическая группа


Рис.1

используются песни: «Вдоль да по речке», «И шли дивки», «Подружки», «Уж я молода».

Другая ритмическая группа


Рис.2

в песнях: «Пойду лук я полоть», «Королёк», «Ой, черёмуха».

При разучивании прохлопываем ритм и поём, прорабатываем ритмическую группу, например, ритмослогами:


Рис.3

Во втором классе начинается работа над овладением минорной гаммы трёх видов.

На начальном этапе особенно хорошо должны быть освоены вводные ступени минора – натурального и гармонического. Натуральный минор закрепляем в песнях: «Уж ты, зимушка-зима», «Дивка Явдошка», «Рябина».

Гармонический минор - «Коробейники», «Люли, мои люли», «Взяв бы я бандуру».

В народных песнях иногда чередуется 7 и 7 повышенная ступени.

Например: «Со вьюном я хожу», «Ой, на гори калына».

Для показа мелодического минора можно использовать песни: № 59 «Не будите меня, молоду», № 95 «Ясно солнышко», № 60 «Гей, волошин».

В некоторых песнях сопоставляются два лада, и знакомство с ними ещё лучше поможет познакомиться с ладами, их окраской.

Очень важно услышать и ощутить взаимоотношение параллельных тональностей, различие в окраске двух общих для них устойчивых звуков, уметь « переключиться» с 3-ей и 1-й ступеней мажора на 5-ю и 3-ю ступени минора.


Рис.4

Для объяснения параллельных тональностей в качестве примера используются песни: «Посею лебеду», «Ой, где ж ты идёшь, человеченька?», «Королёк», «Метелица».

В третьем классе к этим песням можно вернуться для знакомства с понятием переменный лад.

Знакомство с интервалами на народных песнях можно в следующем порядке:

чистая квинта 1-5 ст.,

большая терция 1-3 ст. в мажоре,

малая терция 1-3 в миноре,

чистая кварта 5-1 ст.,

большая секунда 1-3 ст.,

малая секунда 7-1 ст. в мажоре.

Особенно часто в народных песнях встречается ч5 (чистая квинта). Этот интервал является основой русской народной музыки.

ч5 – в песнях «Как у наших у ворот», «Весёлые гуси», «Масленка».

б3 в песнях: «Как у наших у ворот», «Ой, звоны», «Дударик», «Прошли святки».

м3 в песнях: «А баю, баю», «Ой, що ж то», № 56 «Люли, мои люли».

ч4 в песнях: «Ах, вы сени», «Два пивники», «А баю, баю»;

б2 в песнях: «Все мы песни перепели», «Дыбы, дыбы», «Журавель», «Люли».

м2 в песнях «Солнышко», «Блины», «Акулинка».

Во втором классе осуществляется переход к самостоятельному пению на два голоса. Главная задача педагога заключается в развитии у учащихся способности и навыка слушать и слышать. Это внимательное отношение к созвучию они научаться сохранять и дальше, приобретут сознание необходимости подлаживать голоса друг к другу, и не будут бояться сбиться. Это также выработает способность самостоятельно «сочинять» подголоски к песне.

Чтобы лучше осуществить возможность вслушивания в совместное звучание, песни для двухголосного исполнения предлагаются медленного темпа, спокойного характера. Например: «Со вьюном я хожу», № 40 «Как по морю», «Колида», «Ой, щедровка щедровала», «Из-за леса ясный сокол вылетает», «Ой, на дворе дождь», «Взяв бы я бандуру».

3. Заключение:

Изучение интервалов на примерах народных песен – простых и доступных по мелодическому рисунку, но ярких и выразительных по содержанию,- способствует усилению интереса детей, активизации их внимания в процессе изучения теории музыки.

Народная песня – это ценный художественный образ. Чтобы осознанно воспринимать напев, необходимо направить своё внимание на его строение по фразам, на характер движения, ладовую структуру и т.д. Подходить осмысленно к тому или другому средству её выразительности следует, учитывая уровень слухового развития учащихся, лучше всего в процессе работы над её исполнением. Немаловажное значение в развитии интереса к народной музыке имеют различные педагогические приёмы, которые побуждают детей думать о музыке, находить ответы на свои вопросы самим, высказываться о ней.

Программный репертуар учитывает разнообразие песенных жанров. Здесь представлены детские игровые песни, календарные, хороводные, протяжные и т.д.

Забайкальский край – одна из ярких областей России, сохранившая традиции в их самобытной форме. Но, к сожалению, дети и молодежь мало знакомы с национальной культурой, с родным музыкальным языком.

Поэтому в программный репертуар нужно включать народные песни разных уголков Забайкалья, отражающие национальные особенности нашего края.

Систематическое использование русской народной музыки, и устного народного творчества, в работе с детьми, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений. А также более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то песня, прибаутка или игра. Народные песни пробуждают чувство любви к природе, родному языку, родной музыке.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.