Профессиональные компьютерные программы
Преподаватель: Аминул Любовь Борисовна
aminul.25@mail.ru гл. кор. 304 (ПИЭ)
Лекция №1: Использование ЭТ как баз данных (БД)
БД – совокупность связанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования, независимая от прикладных программ.
Список – это упорядоченный набор данных. Список состоит из строки заголовков (текст описания) и строк данных. Список можно считать табличной базой данных. В БД столбцы списка называют полями, а строки – записями.
Планирование списка
- Заголовки должны находиться в первой строке списка. В столбцах должна находиться однотипная информация;
- Ссылка на ячейку, расположенную вне списка должна иметь абсолютную адресацию;
- Пустая строка означает конец списка.
Сортировка: простая (по возрастанию; по убыванию) и сложная (сортировка по нескольким столбцам или строкам).
Фильтрация списка – это процесс сокрытия всех строк, кроме тех, которые удовлетворяют определенным критериям.
Фильтровать можно двумя способами:
Автофильтр используется для фильтрации по простым критериям (добавляется специальное поле со списком).
Расширенный фильтр применяется для фильтрации по более сложным критериям.
Критерии:
- Значения больше и меньше установленного (>10000)
- Значения в интервале (>200 и <400)
- Два отдельных значения (Например, Москва ИЛИ Астрахань)
- Выборка по шаблону (символы подстановки «.*» и «*»)
Кнопка Детали -> регулярные выражения. Например: К.*
Расширенная фильтрация
Расширенный фильтр более гибкий, чем автофильтр. Позволяет устанавливать вычисляемый критерий. Критерии для расширенного фильтра сохраняются отдельно от БД на листе ЭТ.
Ввод критериев фильтрации в ЭТ:
Диапазон критерия – специально отведенная область листа, отличающая определенным требованиям.
Критерий
Требования: критерий должен содержать не менее 2 строк, первая из которых должна содержать все или некоторые названия полей (заголовки таблицы), остальные строки должны содержать критерии фильтрации.
Примеры диапазонов критериев
- Несколько условий для 1 столбца вводятся друг под другом в отдельные строки;
- Одно условие для нескольких столбцов – вводятся в 1 строку;
- Разные условия для разных столбцов – вводятся в разные строки диапазона условий.
- Два и более наборов условия для 1 столбца, вводится несколько столбцов с одинаковыми заголовками. Например, диапазон условий отбора возвращает оплату от 3000 до 4000, а также оплата менее 2200.
После создания критериев применяется расширенный фильтр:
- Данные -> Фильтр -> Расширенный фильтр
- Дополнительно: Если используется текстовые символы, отмечаются регулярные выражения.Отметить Результат фильтра в… (указать адрес ячейки) – создание отельного списка по условию.
Использование функций в БД ЭТ
Логические функции:
- Функция IF (если)
- Функция AND (и)
- Функция OR (или)
Статистические функции:
- COUNT (счет)
- COUNTA (счет з)
- AVERAGE (Ср. знач)
- MAX (макс.)
- MIN (мин.)
Функции для работы с БД:
-DCOUNT (БСЧЕТ)
- DMIN (ДМИН)
- DMAX (ДМАКС)
- DAVARAGE (ДСРЗНАЧ)
- DSUM (БДСУММ)
Математические функции:
- SUM (СУММ)
- PRODUCT (ПРОИЗВЕД)
- SUMIF (СУММЕСЛИ)
-COUNTIF (СЧЕТЕСЛИ)
Функции ЭТ:
- VLOOKUP (ВПР)
Функция IF (если)
- задает логическую проверку, которую требуется выполнить.
- В функции IF используется три аргумента.
Вложенная IF()
Функция AND (и)
Содержит от 1 до 30 проверяемых условий.
Предназначение:
- используется тогда, когда нужно проверить, выполняются ли несколько условий ОДНОВРЕМЕННО.
Функция OR (или)
Предназначение:
- используется тогда, когда нужно проверить, выполняется ли ХОТЯ БЫ ОДНО из многих условий.
Функция DCOUNT ()
Подсчитывает количество ячеек в столбце списка или БД, содержащих числа, удовлетворяющие заданным условиям.
=DCOUNT (БД; поле; критерий)
Поле – определяет столбец, используемый функцией.
Критерий – интервал ячеек, который содержит задаваемые условия. Одно название столбца и по крайней мер одну ячейку с условием.
Условное форматирование (УФ)
Условное форматирование – применение стиля ячейки в зависимости от условия. В случае выполнения заданного условия к результату применяется заданный стиль. Прежде чем применять УФ, требуется задать стиль форматирования (СТИЛЬ ЯЧЕЙКИ).
Определение данных, допустимых для ввода в ячейки:
Меню Данные->команда Проверка->Проверка вводимых значений
Определение тип проверки:
Тип данных -> Список.
Лекция №2: Система управления БД (СУБД)
Данные – представленные в цифровом виде сведения об объектах окружающего мира.
БД – совместно используемый набор логически связанных данных, предназначенный для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
БД – совокупность данных (таблиц), хранящихся вместе и связанных друг с другом, это специальное электронное хранилище взаимосвязанных данных.
Структурирование – введение соглашений о способах предоставления данных.
СУБД – совокупность ПО, необходимого для ведения, исполнения и контроля БД.
Виды моделей данных.
Модель данных – набор принципов, определяющих организацию логической структуры хранения данных в базе.
Виды:
- Иерархическая;
- Сетевая;
- Реляционная.
Иерархическая модель – объекты связаны иерархическими отношениями, образуют ориентиров. граф. (перевернутое дерево). Основные понятия: уровень, элемент, связь. Имеется только одна вершина, находящаяся на самом верхнем уровне.
Сетевая модель – каждый элемент может быть связан с другими. Позволяет отображать разнообразные взаимосвязи элементов данных ввиде произвольного графа.
Реляционная модель:
Сплошные таблицы – данные объединены в одной единственной табличной структуре.
Достоинства:
1. Простота в создании;
2. Способность упорядочить несложные списки;
3. Доступны основные возможности БД: сортировка, фильтрация, проверка достоверности и т.д.
Недостатки:
1. Дублируется информация о сотрудниках;
2. В таблицу нельзя вписать сотрудников, не занятых в проекте;
3. Если сотрудник уволился, запись о нем удаляется, а вместе с ней и проект.
Снять указанные ограничения позволяют реляционные БД. В них каждая запись в БД содержит информацию, относящуюся к одному конкретному объекту. Кроме того, с информацией, принадлежащей разным объектам, можно работать как с единым целом, основанном на значениях, связанных между собой данных.
Все данные – ввиде плоских таблиц. Они организованы, чтобы обеспечить объединение разнородной информации, исключить ее дублирование, предоставить оперативный доступ к имеющимся ведениям.
Отношение – информация об объектах одного типа (о клиентах, заказах, документах).
Атрибут – признаки, характеристики и параметры, характеризующие объект. Они являются полями таблицы.
Связь – способ, которым информация одной таблицы связана с информацией другой таблицы. (один к одному, один ко многим, многие ко многим, многие к одному).
Объединение – процесс объединения таблиц на основе совпадающих значений определенных атрибутов.
СУБД MS Access.
Проектирование БД:
1. Необходимо описать предметную область;
2. Определить состав и структуру данных предметной области для удовлетворения запросов пользователя;
3. Отобразить информационно-логическую модель;
4. Создается реляционная БД.
Создание информационно-логической модели имеет два подхода:
- определяет основные задачи, для решения которых строится БД, выявляются информационные потребности, состав и структура объектов модели.
- устанавливаются объекты предметной области.
В процессе создания БД сначала осуществляется конструированием таблиц, далее создается схема данных, в которой фиксируются логические связи между таблицами.
Назначение основных объектов:
1. Таблица – объект, используется для хранения данных, включает информацию об объекте определенного типа.
2. Запрос – объект, предназначен для обработки данных базы. Позволяет осуществить поиск, сортировку и извлечение данных.
3. Форма – создается для ввода и просмотра взаимосвязанных данных на экране в удобном виде.
4. Отчет – формирование на основе данных выходных документов любых форматов, содержащих результаты решения задач пользователя и вывода их на печать.
5. Страница доступа к данным – являются диалоговыми веб-страницами, позволяют работать с данными в браузере.
6. Макросы – совокупность программно-сгруппированных, часто повторяющихся команд.
7. Модули – объекты, содержащие в себе процедуры, записанные на языке visual basic. Язык программирования позволяет реализовать инструкции и действия, которые не достижимы обычными средствами БД.
Схема данных определяет с помощью каких полей таблицы связаны между собой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|