Сделай Сам Свою Работу на 5

Основополагающие принципы работы СМИ





Работники СМИ сами занимаются переноской имеющейся у них профессиональной аппаратуры, включая футляры для оборудования, элементы питания, кабели, трансформаторы и т.п., и несут за неё ответственность.

Работа в ночное время требует соблюдения правил светомаскировки. Единственным разрешённым источником освещения является ручной фонарь с красным светофильтром. Во время работы в боевых подразделениях в ночное время запрещается использование дополнительных источников освещения, включая вспышку и телеосветительную аппаратуру, кроме тех случаев, когда имеется особое разрешение командира данного подразделения.

В связи с требованиями страны пребывания, журналисты имеют право находиться на территории военных баз Саудовской Аравии только в сопровождении офицера службы по работе с общественностью. По усмотрению командира части и для обеспечения секретности боевых операций и безопасности части в расположении американской части возможно сопровождение журналиста офицером службы по работе с общественностью.

Информация о потерях имеет особое значение, что связано с заботой о родственниках убитых военнослужащих. В соответствии со специальной директивой родственники погибших военнослужащих должны информироваться только лично офицером соответствующей службы. Наблюдались случаи, когда родственники погибших или раненых военнослужащих узнавали о случившемся через СМИ. Эта проблема является особо актуальной для тележурналистов и фотографов. Фотографии лиц убитых и раненых военнослужащих, личные медальоны или другие детали, позволяющие определить их личность, не могут быть использованы до уведомления родственников. Страдания, которые испытывают родственники, неожиданно узнавшие о гибели близкого из СМИ, перевешивают новостную ценность фотографий, кинокадров или видеоплёнки. Освещение работы медицинских учреждений, где находятся раненые и убитые, может осуществляться только в строгом соответствии с требованиями врачей и руководителей этих учреждений.



Допуск журналистов в зону боевых действий войск США осуществляется в соответствии со следующим правилом: до или после начала боевых действий организуются специальные группы журналистов («пулы») для освещения участия частей США в боевых действиях. Находящимся в Саудовской Аравии американским журналистам должна быть предоставлена возможность присоединиться к организованным Центральным командованием журналистским «пулам» при условии их согласия делиться полученной информацией с не участвующими в «пуле» журналистами. Журналисты, не являющиеся членами официальных «пулов» при Центральном командовании, не должны допускаться на передовую. Журналистам не рекомендуется присоединяться к боевым частям самостоятельно. Командиры частей и подразделений должны осуществлять жесткий режим охраны зоны боевых действий и выдворять из неё посторонних лиц.



Журналистам, находящимся в составе «пулов» при Центральном командовании, необходимо знать следующее:

1. После регистрации в Объединенном информационном бюро (ОИБ) министерства обороны необходимо связаться с координатором «пула» для получения объяснения о работе «пула».

2. В период боевых действий материалы журналистского «пула» до их использования должны быть просмотрены на предмет определения в них содержания секретной информации о планах боевых операций, боеспособности частей, охране объектов (см. прилагаемые «Основные правила»), которая может поставить под удар ход операции или безопасность сил США и коалиции. Материал должен просматриваться только на предмет соответствия «Основным правилам», а не на предмет содержания в нём критических замечаний. Сопровождающий офицер службы по работе с общественностью будет просматривать материалы, обсуждать с журналистами вопросы соблюдения «Основных правил» и в отдельных случаях, когда возникают спорные вопросы, немедленно направлять материал на просмотр директору ОИБ в г. Даммаре и представителю соответствующего органа информации. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, материал направляется непосредственно начальнику службы по работе с общественностью при заместителе министра обороны для дальнейшей его оценки. Окончательное решение о публикации материала принимается руководством органа информации, которое представляет журналист.



3. Журналистам не разрешается иметь при себе оружие.

Закрепление прочитанного материала

1. В каких случаях журналиста можно лишить аккредитации за нарушение им или редакцией правил аккредитации?

2. Вы – фотограф, спорящий с судьёй, который не разрешил проведение съемки в зале суда на процессе по делу о незаконной торговле наркотиками в вашем городе. Какие аргументы вы будете использовать, чтобы убедить его изменить свое решение? А теперь попытайтесь представить себя судьей, выступающим резко против проведения съёмки в зале заседаний. Что бы вы ответили на прозвучавшие аргументы журналиста? Наконец, вы – подсудимый в нашумевшем уголовном деле. Согласитесь ли вы на уважение права прессы производить съёмку на вашем процессе? Аргументируйте свой ответ.

3. За кем оставалось окончательное решение в конфликтных ситуациях при обнародовании секретной информации во время войны в Персидском заливе (1991)?

4. В каких случаях в соответствии с российским Законом о СМИ журналиста могут лишить аккредитации?

5. Предположим, что мэр города решил брать плату с журналистов за посещение его пресс-конференций. Плата невелика (20 рублей с человека) и одинакова для представителей всех СМИ. Происходит ли в таком случае нарушение закона? Если да, то какого?

6. Мэр даёт эксклюзивное интервью городской газете. Происходит ли в данном случае нарушение равного права на доступ к информации?

7. В каком случае информацию можно считать частной собственностью? Как такое к ней отношение увязать с конституционным принципом свободы информации?

8. В чем состоит гласность судебного разбирательства? Почему журналисты должны уважать тайну судебного совещания, проводимого перед вынесением решения суда?

9. Приведите аргументы за и против предоставления журналистам особых прав.

10. Опытные журналисты гордятся тем, что могут легко добыть любую информацию из государственных источников. В чём тогда необходимость специальных законов о праве на доступ к информации?

Литература

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ

УК РФ. Ст. 144, 183, 237, 283.

ГК РФ. Ст. 139.

Закон РФ «О СМИ». Ст. 1, 4, 38–41, 47, 48, 54, 58.

Закон РФ «О государственной тайне». Ст. 1–2, 4–9, 15, 20–21, 26.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Ст. 1–3, 5–7, 10–14, 20–21.

Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Ст. 3–11, 14.

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» (Извлечения) / Комм. Н.А. Будариной // ЗиП. 2001. № 6. С. 3–9.

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации: Науч. -практ. комм. проф. М.А. Федотова. М., 1999. С. 430–471.

Комментарий к Закону РФ о СМИ (Фонд защиты гласности). М., 2001. С. 219–242, 283–328.

Доступ в зал суда: права и обязанности журналиста: Комментарий Центра «Право и СМИ» // ЗиП. 1998. № 3. С. 23–25.

Никто, кроме цензуры, не знает, что является гостайной. Но за её разглашение газету могут закрыть: Комментарий Центра «Право и СМИ» // ЗиП. 1997. № 10. С. 31–32.

Ефремова В.К., Ратинов А.Р. Смысл и бессмыслица аккредитации // ЗиП. 1997. № 4. С. 1–9.

Законы и практика СМИ в Европе, Америке и Австралии (сравнительный анализ) / Пер. с англ.; 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. С. 199–206.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Гласность-2000: Доклад, комментарии, очерки Фонда защиты гласности / Ред. А.К. Симонов. М., 2001.

Государственная тайна в Российской Федерации / Под ред. М.А. Вуса. СПб., 2000.

Журналист в поисках информации: Сб. материалов для работников СМИ и будущих журналистов / Ред. А.К. Симонов; 3-е изд., испр. и доп. М., 2001.

Трошкин Ю.В. Права человека: Нарушения и защита прав человека и прессы: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Журналистика». М., 1997. С. 171–218.

Российская журналистика: свобода доступа к информации. М., 1996.

Свобода доступа к информации в России: правовые, организационные, профессиональные проблемы. М., 1997.

Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации. М., 1999.

Право знать: Бюллетень Комиссии по свободе доступа к информации (1996–2002 гг.).

Техника юридической безопасности для журналиста. М., 1997.

Краткий юридический справочник для журналиста. М., 1997.

Законы США «Об открытости правительства» и «О свободе информации» (с комм.) // ЗиП. 1996. № 2, 3.

Современное право средств массовой информации в США / Ред. А.Г. Рихтер М., 1997. С. 62–116.

Абросимова Е.Б. Транспарентность правосудия // Судебные новости 2001. № 1–2. С. 7–15.

Марвик К. Ваше право на правительственную информацию / Пер. с англ. СПб., 1996.

Деннис Э., Меррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997. С. 84–100.

Глава V

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.