Сделай Сам Свою Работу на 5

Саттхикутапета Ваттху. Притча о Саттхикутапете

Йавадева анаттхайа

наттам баласса джайати

ханти баласса суккамсам[89]

муддхамасса[90] випатайам.

 

Стих 72

Умения глупца могут только навредить ему,

они убивают его добродетель и мудрость (букв, разбивают голову).

 


Во время пребывания в монастыре Велувана Будда произнес этот стих в связи с историей о привидении пета по имени Саттхикутапета.

Главный ученик Маха Моггаллана увидел это огромное привидение, когда шел за подаянием с тхера Лаккханой. В связи с этим Будда объяснил, что Саттхикутапета в одной из своих прежних жизней очень хорошо умел бросать камни. Однажды он попросил у своего учителя разрешения проверить свои навыки. Учитель наказал ему не попасть в корову или человека, так как тогда ему пришлось бы выплачивать компенсацию владельцу или родственникам, а найти себе цель, у которой не было бы хозяина или опекуна.

Увидев паччекабудду, идиот, лишенный ума, решил, что паччекабуддa, не имеющий родственников или попечителей, будет идеальной мишенью. Поэтому он бросил камень в паччекабудду, который шел за подаянием. Камень влетел ему в одно ухо и вылетел через .другое. Паччекабудда скончался, когда дошёл до монастыря. Метатель камней был убит учениками паччекабуды и переродился в Авичи Нирайа. После он переродился как привидение пета и с тех пор дослуживал оставшийся срок последствий зла (камма) за свое злое деяние. Когда он стал привидением пета, ему по голове постоянно бил раскаленный докрасна молот.

В заключение Будда сказал: «Для глупца умения и навыки ни к чему, они ему только навредят». Затем Будда произнес следующий стих:

 

Умения глупца могут только навредить ему,

Они убивают его добродетель и мудрость.

 

Ситтагахапати Ваттху. Притча о хозяине Ситта

Асантам бхаванамиччхеййа

пуреккхаранча бхиккхусу

авасесу ча иссарьям

пуджам паракухесу[91] ча.

Мамева ката маннанту

гихи[92] паббаджита убхо

мамевативаса ассу киччакиччесу кисмичи

ити баласса санкаппо иччха мано ча ваддхати.

 

Стих 73

Глупый монах жаждет похвалы за качества, которые ему не присущи,

первенства среди монахов, авторитета в монастырях

и почитания за то, что к нему не относится.

 

Стих 74

«Пусть миряне и монахи думают, что все происходит из-за меня;

пусть слушают они меня во всех вопросах, как маленьких, так и больших».

Таковы мысли глупца, растут его гордость и жадность.

 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес эти стихи (73 и 74) в связи с историей о тхера Судхамме и домохозяине Ситта.

Ситта, домохозяин, однажды встретил тхера Маханаму, одного из пяти первых (Пачавагги), который шёл за подаянием, и пригласил его к себе в дом. Там Ситта подал ему еду и, прослушав его проповедь, достиг плода Сотапатти. Позднее Ситта построил монастырь в своей манговой роще. Там он следил за нуждами всех монахов, которые приходили в монастырь, а монах Судхамма был назначен постоянным монахом.

Однажды двое Главных Учеников Будды, Почтенный Шарипутра и Почтенный Маха Моггаллана, пришли в монастырь и, прослушав проповедь, прочитанную Почтенным Шарипутрой, Ситта достиг плода Анагами. Тогда на следующий день он пригласил двух Главных Учеников к себе в дом на благотворительный обед. Он также пригласил тхера Судхамму, но тот в ярости отказался, сказав: «Ты пригласил меня только после тех двоих». Ситта повторил приглашение, и снова оно было отвергну­то. Тем не менее, Судхамма рано утром следующего дня пришел в дом к Ситте. Но когда его пригласили войти, он отказался и ответил, что не сядет, так как он идет за подаянием. Но когда он увидел, что было подано двум Главным ученикам, он так им позавидовал, что не смог сдержать гнев. Он оскорбил Ситту и сказал: «Я не хочу больше оставаться в твоем монастыре». Потом, разъяренный, он ушёл.

Оттуда он пошёл прямо к Будде и рассказал ему о произошедшем. Будда ответил ему: «Ты оскорбил мирского ученика, который полон веры и щедрости. Тебе луч­ше пойти к нему и исправить свою ошибку». Судхамма сделал так, как сказал ему Будда, но Судхамма не успокоился; поэтому он вернулся к Будде во второй раз. Будда, зная, что гордыни у Судхаммы уже поубавилось, сказал: «Сын мой, хороший монах не должен иметь привязаностей; хороший монах не должен зазнаваться и говорить: «Это мой монастырь, это моё место, это мои мирские ученики» и т.п., так как у того, кто полон подобных мыслей, жадность и гордыня увеличиваются».

Затем Будда произнес следующие стихи:

Глупый монах жаждет похвалы за качества, которые ему не присущи,

первенства среди монахов, авторитета в монастырях

и почитания за то, что к нему не относится.

 

«Пусть миряне и монахи думают, что все происходит из-за меня;

пусть слушают они меня во всех вопросах, как маленьких, так и больших».

Таковы мысли глупца, растут его гордость и жадность.

 

По окончании проповеди Судхамма пошел в дом Ситты, и в этот раз они примирились; а спустя несколько дней Судхамма достиг просветления.

 




©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.