Сделай Сам Свою Работу на 5

Уппалаваннаттхери Ваттху. Притча о тхери Уппалаванне

Мадхумва маннати бало

Йава папам на паччати

Йада ча паччати папам

Атха дуккхам нигаччати.

 

Стих 69

Пока злой поступок не приносит плода,

глупец думает, что поступок этот сладкий, как мёд;

но когда этот злой поступок приносит плоды,

глупец страдает из-за него.

 
 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес этот стих (69) в связи с историей о тхери Уппалаванне.

Жила когда-то молодая дочь богатого человека из Саватти. Так как была она красива нежной и мягкой красотой, ее назвали Уппалаванна — Голубой Лотос. Слава о её красоте очень быстро разнеслась, и у неё было много поклонников: принцы, богатые люди и другие. Но она решила, что гораздо лучше ей будет стать монахиней-буддисткой (бхиккхуни). Однажды она разожгла лампу и задумалась об огне, и медитируя об огне касина (объект концентрации), она вскоре достигла Знания Магга и в конце концов просветления.

Некоторое время спустя она переехала в «Темный Лес» (Андхавана) и стала жить в уединении. Когда тхери Уппалаванна ушла за подаянием, Нанда, сын её дяди, пришел к ней в монастырь, и спрятался у неё под кроватью. Нанда влюбился в Уппалаванну, когда она еще не стала монахиней; в его намерения явно входило взять её силой. Когда Уппалаванна вернулась, она увидела Нанду и сказала: «Ты, глупец! Не причини вреда! Не приставай!» Но его невозможно было остановить. Насытившись, он оставил её. Как только он ступил на землю, земля разверзлась под его ногами и поглотила его.

После этого Будда произнес следующий стих:

Пока злой поступок не приносит плода,

глупец думает, что поступок этот сладкий, как мёд;

но когда этот злой поступок приносит плоды,

глупец страдает из-за него.

По окончании проповеди многие достигли плода Сотапатти.

Hа следующий день Будда послал за правителем Пасенади из Косалы и рассказал ему об опасности, которой подвергаются монахини, живущие а лесу, со стороны безответственных людей, одержимых сексуальным желанием Тогда правитель пообещал строить монастыри для монахинь только в городах или поблизости городов.



 

Джамбуаттхера Ваттху. Притча о тхера Джамбуке

Масе масе кусаггена

бaло бхунджеййа бходжанам

на со санкхатадхамманам

калам аггхати соласим.

 

Стих 70

Пусть даже месяц за месяцем глупец (живущий в строгости)

принимает пищу понемногу на кончике травинки,

он не стоит и шестнадцатой части того,

кто постиг Истину (т.е. арья).

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес этот стих (70) в связи с историей о тхера Джамбуке.

Джамбука был сыном богатого человека из Саватти. Из-за своих прошлых злых де­яний он родился с очень странными привычками. Будучи ребенком, он хотел спать на полу без всякой кровати и есть собственные испражнения вместо риса. Когда он подрос, родители отправили его к Адживака, нагим аскетам. Когда аскеты узнали о его странных привычках, они отправили его обратно. Все ночи он ел человеческие испражнения, а днем стоял неподвижно с открытым ртом на одной ноге. Он говорил, что держит рот открытым, так как живет только воздухом, а стоит на одной ноге, так как в противном случае он был бы слишком тяжел, и земля не выдержала бы его. «Я никогда не сажусь, я никогда не ложусь спать», — хвастался он и поэтому стал известен как Джамбука, «шакал».

Многие люди верили ему и некоторые приходили к нему с лучшей едой. Тогда Джамбука отказывался и говорил: «Я не ем ничего, кроме воздуха». Если его очень уговаривали, он съедал только чуть-чуть на кончике травинки и говорил: «Теперь уходите, даже это малое количество зачтется вам». Так жил он сорок пять лет, нагой, питающийся только одними экскрементами.

Однажды Будда увидел своим зрением, что скоро Джамбука достигнет просвет­ления. Поэтому вечером Будда пошел туда, где остановился Джамбука, и попросил приютить его на ночь. Джамбука указал ему на горную пещеру неподалеку от камня, где стоял он сам, Во время первого, второго и третьего ночного бдения боги Чатумахараджика, Сакка и Махабрахма в свою очередь пришли выразить почтение Будде. По всем этим трем случаям лес озарялся светом, и Джамбука видел свет трижды. Утром он подошел к Будде и спросил его по поводу света.

Когда Будда рассказал ему, что ему приходили выразить почтение боги, Cакка и Махабрахмa, Джамбука был очень впечатлен и сказал Будде: «Наверное, вы действительно очень великий человек, раз вам пришли выразить почтение боги, Сакка и Махабрахма. Что касается меня, то, хоть я и живу в строгости сорок пять лет, питаюсь одним воздухом и стою на одной ноге, ни дева, ни Сакка, ни Махабрахма ни разу не приходили ко мне». На это Будда ответил ему: «О, Джамбука! Ты обманываешь других людей, но меня ты не обманешь. Я знаю, что все сорок пять лет ты ешь экскременты и спишь на земле».

Дальше Будда объяснил ему, что в одной из своих прошлых жизней во времена Кашьяпа Будды Джамбука не дал тхера пойти с ним в дом к мирскому ученику, где подавали милостыню, а также как он выбросил еду, которую ему дали с собой для того тхеры. Именно по причине этих своих злых деяний Джамбуке приходится теперь есть экскременты и спать на земле. Когда Джамбука услышал об этом, он пришел в ужас и очень раскаялся в том, что совершал зло и обманывал людей. Он упал на колени, и Будда дал ему кусок ткани, чтобы одеться. Тогда Будда продолжил свою проповедь, и по окончании проповеди Джамбука достиг просветления и сразу же стал монахом.

Вскоре после этого пришли ученики Джамбуки Анга и Магадха и очень удиви­лись, увидев своего учителя с Буддой. Тхера Джамбука тогда объяснил своим учени­кам, что стал монахом и что теперь он только ученик Будды. Будда же сказал им, что, хоть их учитель и жил в строгости, принимая очень скудную пищу, это не стоило и шестнадцатой части того, что он достиг сейчас.

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Пусть даже месяц за месяцем глупец (живущий в строгости)

Принимает пищу понемногу на кончике травинки,

Он не стоит и шестнадцатой части того,

Кто постиг Истину (т.е. арья).

 

Ахипета Ваттху. притча об Ахипете[88]

На хи папам катам каммам

саджджу кхирамва муччати

дахантам баларнанвети

бхасмаччханнова павако.

 

Стих 71

Злой поступок не сразу приносит плоды,

так же как не сразу свертывается свежее молоко;

но он преследует глупца,

сжигая его, как горящий уголь, покрытый пеплом.

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес этот стих (71) связи с историей о привидении пета.

Главный ученик Маха Моггаллана однажды шёл за подаянием в Раджагах с тхера Лаккханой. Увидев что-то, он улыбнулся, но ничего не сказал. Когда они вер­нулись в монастырь, тхера Моггаллана сказал тхера Лаккхане, что он улыбнулся, так как увидел привидение пета с головой человека и туловищем змеи. Будда тогда сказал, что он тоже видел привидение пета в тот день, когда стал Буддой. Будда так­же пояснил, что очень давно жил паччекабудда, которого многие почитали. Людям, которые ходили к нему в монастырь, приходилось идти через поле. Владелец поля поджег монастырь из страха, что так много идущих туда людей истопчут его поле. Поэтому паччекабудде пришлось перейти в другое место. Ученики паччекабудды очень разозлились на землевладельца и убили его. После смерти он переродился в Авичи Нирайа. В нынешней жизни он дослуживал оставшийся срок последствий зла (камма) в виде привидения пета.

В заключение Будда сказал: «Злое деяние не сразу дает плоды, но оно преследу­ет совершившего его. Невозможно избежать последствий злого деяния».

Затем Будда произнес следующий стих:

Злой поступок не сразу приносит плоды,

Так же как не сразу свертывается свежее молоко;

Но он преследует глупца,

Сжигая его, как горяхций уголь, покрытый пеплом.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.