Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация материалов, применяемых в ортопедической стоматологии





Методические рекомендации

Для практических занятий

Лексическая тема:Материалы в ортопедической стоматологии.

Грамматическая тема: Научный тезис. Правила оформления научного тезиса.

 

Курс: 4

Дисциплина:профессиональный русский язык

 

Составитель:к.п.н.,доц. Озекбаева Н.А.

 

 

2015.

 


 

I.Лексическая тема: Материалы в ортопедической стоматологии.

Грамматическая тема: Научный тезис. Правила оформления научного тезиса.

 

II. Цель: совершенствовать умения ознакомительно-изучающего чтения текстов по специальности и навыки письменной профессиональной речи.

III. Задачи обучения:

Практические навыки:совершенствовать навыки и умения организовывать речь в форме письменного научного тезиса в рамках речевой темы.

IV. Основные вопросы темы:

1.Структура и содержание научного тезиса.

2. Правила оформления научного тезиса.

3. Медицинская терминология по теме «Материалы в ортопедической стоматологии».

V. Методы обучения:

⃰ Репродуктивный: ознакомление с теоретической информацией, выполнение тренировочных упражнений, составление письменного тезиса по теме речевого общения.



Наглядный: применение опорных схем.

Интерактивный: работа в микрогруппах; атака вопросами.

VI. Задания по теме.

Задание 1.Ознакомьтесь с информацией. В чем отличие научного тезиса от других форм научных публикаций? Изучите общую структуру тезиса и составьте опорную схему «Структура научного тезиса».

 

Тезис - слово греческого происхождения, буквально обозначающее «положение, утверждение, постановление». Тезисы - краткое изложение содержания научного доклада, научной статьи. Структура тезисов состоит из: 1) преамбулы, содержащей ввод в проблематику, обоснование ее актуальности, представление предмета исследования; 2) основного тезисного изложения (3-6 тезисов, составляющих предметно-логическое единство); 3) заключительного тезиса - итога изложенного.

Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами: абзацное членение; графическое выделение с помощью нумерации; использование вводных слов в начале каждого тезиса («во-первых», «во-вторых»). Главной отличительной чертой тезисов от других форм научных публикаций является обобщение информации, которое можно представить универсальным перечнем следующих аспектов содержания: актуальность проблемы; степень изученности проблемы (выделить достоинства и недостатки известного в науке и практике варианта решения); целевая установка; предмет рассмотрения или предлагаемый вариант решения заявленной проблемы; особенности (новизна) предлагаемого предмета рассмотрения или варианта решения; результаты, выводы, рекомендации, область практического применения полученных результатов.



Тезисы как научный жанр - это неотъемлемая часть научной коммуникации, с помощью них в научном дискурсе происходит обмен новейшими достижениями в той или иной сфере науки.

Задание 2.Изучите и запомните требования к содержанию тезисов как жанру письменной научной речи.

 

1. Информативность тезисов, т.е. они должны быть максимально насыщены по содержанию, давать ясное представление о результатах исследования и не содержать общих рассуждений по заявленной теме.

2. Четкая формулировка каждого положения тезисов, т.е. автор не должен допускать двусмысленности (это обеспечивается за счет конкретной терминологии).

3. Строгая логическая последовательность в изложении тезисов, т.е. отсутствие логических противоречий как внутри отдельного положения, так и между тезисами.

4. Формулировка тезисов должна быть лаконичной и краткой, не содержать обосновывающих фактов и примеров.



5. Объем тезисов от 1,5 до 3 страниц машинописного текста.

6. Соответствие тезисов тематике конференции, семинара или сборника материалов.

7. Требования к заглавию тезисов: краткость, емкость, законченность.

8. Для тезисов не характерно цитирование, использование наглядных материалов, примеров, пояснений.

Задание 3.Прочитайте цитаты. Передайте мысли авторов своими словами.

 

Гиппократ:

1. Только тот, кто имеет обширные знания признаков, может приступить к лечению.

2. Врач должен помнить: то, что излечивает одного, может убить другого.

 

Клавдий Гален:

Важно уметь распознать то, что может нанести организму вред.

 

К.Бернар:

Цель медицины – действие. А не ожидание. Опасность ошибиться в диагнозе всегда велика, но еще опаснее рисковать жизнью больного, оставив его без лечения.

 

Задание 4.Прием «Толстый и тонкий вопросы». Прочитайте текст по абзацам и сформулируйте микротему каждого абзаца. Заполните таблицу: в левую графу запишите 3-5 вопросов, предполагающих развернутый ответ, а в правую – 3-5 вопросов, предусматривающих однозначный ответ.

? ?
Вопросы, которые предполагают развернутый ответ. Вопросы, которые предполагают однозначный краткий ответ.

 

Классификация материалов, применяемых в ортопедической стоматологии

Стоматологическое материаловедение является прикладным разделом науки, направленной на создание новых и совершенствование многочисленных известных материалов, изучение их технологических и клинических свойств, имеющих отношение к стоматологической практике.

♦ Материаловедение — наука о строении и свойствах материалов.

Стоматологические материалы условно подразделяют на основные, вспомогательные и клинические.

 

Стоматологические материалы

 

Основные Клинические

 

 

Вспомогательные

 

Основными называют материалы, из которых изготавливают зубные протезы, аппараты, пломбы. В литературе можно встретить термин «конструкционные» материалы, являющийся синонимом определения «основные».

К основным материалам следует отнести:

— металлы и их сплавы;

— керамику (стоматологический фарфор и ситаллы);

— полимеры (базисные, облицовочные, эластичные, быстротвердеющие пластмассы);

— композиционные материалы;

— пломбировочные материалы.

Вспомогательными называют материалы, используемые на различных стадиях технологии протезов:

· оттискные;

· моделировочные;

· формовочные;

· абразивные;

· Полировочные;

· изоляционные;

· легкоплавкие сплавы;

· припои;

· флюсы;

· отбелы.

Клиническими именуются материалы, используемые врачами на клиническом стоматологическом приеме. Ими являются:

— оттискные материалы;

— пломбировочные материалы;

— воски и восковые композиции.

Такая классификация является условной хотя бы потому, что группа клинических материалов создана искусственно. Вее состав входят и вспомогательные (оттискные массы), и основные (пломбировочные) материалы. Кроме того, такие материалы, как полимеры, моделировочные воски, металлы, керамика, по сути дела, являются клиническими, так как с ними работает ортопед-стоматолог в клинике и они предназначены для долгосрочного пребывания в полости рта. Однако рождена эта группа ввиду чрезвычайной важности и распространенности указанных веществ, в стоматологической клинической практике.

 

Задание 5. Прочитайте текст статьи сначала целиком, затем по абзацам. Пользуясь вопросами, составьте тезисы-ответы на вопросы. Сохраните цифровую нумерацию. Опираясь на тезисы, устно раскройте основные положения статьи. Составьте синквейн к термину стоматологические материалы.

 

Фактически же в ортопедической стоматологии следует говорить об основных, вспомогательных и оттискных материалах.

К стоматологическим материалам предъявляются высокие требования.

Они весьма разнообразны:

— токсикологические — отсутствие раздражающего, бластомогенного (т. е. способствующего образованию опухоли), токсико-аллергического действий;

гигиенические — отсутствие условий, ухудшающих гигиену полости рта, в частности — ретенционных пунктов для пищи и образо­вания налета;

физико-механические — высокие прочностные качества, износоустойчивость, линейно-объемное постоянство;

химические — постоянство химического состава, антикоррозийные свойства;

эстетические — возможность полной имитации тканей полости рта и лица, эффект естественности;

технологические — простота и легкость обработки, приготовления, придания нужной формы и объема.

Всвязи с этим у материалов выделяют физико-механические, химические и технологические свойства.

Наиболее распространенными понятиями и определениями свойств материалов являются следующие:

Прочность — это способность материала без разрушения сопротивляться действию внешних сил, вызывающих деформацию.

Упругость, или эластичность,— это способность материала восстанавливать свою форму после прекращения действия внешних сил, вызвавших изменение его формы (деформацию).

Пластичность — это свойство материала деформироваться без разрушения под действием внешних сил и сохранять новую форму после прекращения их действия (т. е. пластичность — свойство, обратное упругости).

Деформацией называется изменение размеров и формы тела под действием приложенных к нему сил.

Деформация может быть упругой и пластической (остаточной). Первая исчезает после снятия нагрузки. Она не вызывает из­менений структуры, объема и свойств материала. Вторая не устраняется после снятия нагрузки и вызывает изменения структуры, объема, а порой и свойств материала.

Твердость характеризует свойства тела противостоять пластической деформации при проникновении в него другого твердого тела.

Вязкость (внутреннее трение) — это способность газов и жидкостей оказывать сопротивление действию внешних сил, вызывающих их течение. Ударная вязкость — это работа, израсходованная на ударный излом образца (в справочной литературе обозначается КС).

Текучесть — это способность материала заполнять форму.

 

Вопросы:

1. Какие требования предъявляются к стоматологическим материалам?

2. Какие свойства выделяют у материалов?

3. Какие наиболее распространенные понятия и определения свойств материалов существуют?

4. Что предполагает прочность, упругость, или эластичность, пластичность, деформация, твердость, вязкость, текучесть материалов?

 

Задание 6.Прием«Ромашка вопросов».Работа в микрогруппах. Прочитайте текст и определите тему. Сформулируйте к тексту уточняющие, интерпретационные и оценочные вопросы. Составьте резюме к данному тексту на русском языке и переведите на казахский и английский языки.

 

Каждый материал обладает определенным комплексом физических и химических свойств (плотность, температура плавления, электрическое сопротивление, водопоглощение, способность вступать в химическое взаимодействие и т.д.). Стоматологическое материаловедение изучает лишь те свойства материалов, которые имеют прямое или косвенное отношение к стоматологической практике. Ни диэлектрические, ни магнитные свойства полиметилакрилата не имеют значения для качества протеза. Такие же свойства, как прочность, водопоглощение, полнота конверсии мономера, непосредственно отражаются на качестве протеза.

Рассмотрим следующие вопросы: 1) составы и современные методы разработки новых материалов; 2) химические и физико-механические свойства материалов, особенности их применения в клинических и лабораторных условиях; 3) медико-технические требования, предъявляемые к стоматологическим материалам; 4) товарные формы и технология производства основных стоматологических материалов; 5) методы испытаний материалов; 6) современные тенденции создания новых эффективных материалов.

Для изготовления зубного протеза любой конструкции используются материалы, которые условно можно разделить на две группы: основные и вспомогательные. Основные или конструкционные материалы - материалы, из которых непосредственно изготовляют зубные или челюстные протезы, аппараты (сплавы металлов, пластические и керамические массы и др.). Изготовление протеза или аппарата представляет собой многоэтапный технологический процесс, в который входят: получение слепка (оттиска) и моделей, моделирование протеза, штамповка, литье, паяние, полимеризация и т. д. При этом возникает необходимость в использовании множества так называемых вспомогательных материалов, из которых не изготовляют сам протез или аппарат, но они необходимы для проведения лабораторных или клинических этапов. К ним относятся различные группы веществ (слепочные (оттискные) массы, массы для моделей и формовочные, восковые композиции, абразивы, кислоты, полировочные пасты и др.), материалы для фиксации несъемных протезов на опорных зубах. Иногда для одинаковых целей могут быть использованы различные по своим свойствам материалы. Существуют медицинские показания к их выбору для определенного протеза или аппарата, учитывающие индивидуальные особенности пациента.

Такое деление материалов не всегда оправданно, так как одни и те же материалы в одних случаях непосредственно входят в состав готового изделия (протеза или аппарата) и их надо считать основными, а в других случаях эти же материалы используются лишь на этапе работы, в состав готового изделия не входят и, следовательно, их относят к вспомогательным материалам.

Классификация материалов, применяемых в ортопедической стоматологии, приведена в табл.

 

Задание 7.Рассмотрите таблицу и охарактеризуйте материалы, применяемые в ортопедической стоматологии.

Задание 8.Выпишите из вышеуказанных текстах ключевые термины-слова и терминосочетания. Объясните устно их значение.

 

Задание 9. Работа в микрогруппах. Ознакомьтесь с текстом. Выделите ключевые слова. К какой тематической группе они принадлежат? Сформулируйте основную тему и микротемы текста. Переведите микротемы на казахский и английский языки.

 

Металлы– определенная группа элементов, которая вступает в химическую реакцию с неметаллами, и отдает им свои внешние электроны. Для металлов характерны пластичность, ковкость, непрозрачность, металлических блеск, высокие тепло - и электропроводность.

Все металлы можно разделить на две большие группы – черные и цветные. Черные металлы имеют темно-серый цвет, большую плотность, высокую температуру плавления, высокую твердость. Цветные металлы имеют красную, желтую, белую окраску, обладают большой пластичностью, малой твердостью, низкими температурами плавления. Из большой группы цветных металлов выделяют тяжелые и легкие. К тяжелым относят свинец, медь, никель, олово, цинк и др. Легкие металлы – алюминий, магний, кальций, калий, натрий, барий, бериллий, и литий. К легким металлам относят так же и титан, плотность которого равна 4,5. Обособленные группы среди цветных металлов занимают так называемые благородные и редкоземельные металлы. Металлы отличаются по типу кристаллических решеток.

Сплавы -вещества, получаемые путем сплавления двух и более элементов. При этом образующийся сплав обладает совершено новыми качествами. Различают два вида сплавов: металлические и неметаллические. Металлические сплавы могут состоять либо только из металлов, либо из металлов с содержанием неметаллов. Неметаллические сплавы состоят из неметаллических веществ. Например, стекла, фарфора, ситаллов и других.

Сплавы классифицируют по числу сплавляемых элементов (компонентов): если два элемента – бинарный сплав; три – тройной сплав и т.д.

На основе совместимости атомов металлов, составляющих сплав в твердом состоянии, различают несколько типов сплавов. Наипростейший – когда при микроскопическом анализе сплава можно различить, что его зерна похожи на зерна чистых металлов; структура каждого зерна гомогенна. Такой тип сплава называют механической смесью. Бывают металлы, которые способны взаимно растворяться друг в друге в твердом состоянии, сплавы таких металлов называют твердыми растворами. Большинство золотых стоматологических сплавов являются твердыми растворами. Существуют металлические сплавы, относящиеся к типу интерметаллических соединений. Наибольшее число сплавов, применяемых в стоматологии, относится к твердым растворам.

Всеметаллические сплавы, применяемые в стоматологии, можно разделить на легкоплавкие(с температурой плавления до 300°C), относящиеся к вспомогательнымматериалам, и тугоплавкие. В свою очередь, тугоплавкие делятся на благородные сплавы (с температурой плавления до 1100°С)и неблагородные сплавы, температура плавления которых превосходит 1200°С

Золотые сплавы делят по количественному содержанию золота в них на сплавы с большим - более 75% и с малым - 45 – 60% содержанием золота. Получили широкое применение из-за высокой антикоррозийной стойкости.

В ортопедической стоматологии применяют следующие сплавы на основе золота:

а) сплав 900-916 пробы, температура плавления – 1050°C, содержит 91 % золота 4,5% меди, 4,5% серебра, материал желтого цвета, не окисляется в полости рта, обладает хорошими пластическими и литейными свойствами, применяют для изготовления коронок и мостовидных протезов;

б) сплав 750 пробы, температура плавления – 1050°С, более жесткий и упругий сплав, чем предыдущий, содержит 75% золота, 16,66% меди, 8,34% серебра, из этого сплава изготавливается плакировка для фарфоровых зубов и базисные пластинки для съемных протезов;

в) золотые сплавы с примесью платины могут содержать: 1) 75% золота, 4,15% платины, 8,35% серебра, 12,5% меди; 2) 60% золота, 20% платины, 5% серебра, 15% меди, обладают хорошими литейными качествами, применяются для изготовления каркасов бюгельных протезов, вкладок, полукоронок и кламмеров в съемных пластиночных протезах.

Платина это самый тяжелый металл серовато-белого цвета с температурой плавления – 1770°С, является довольно мягким, ковким и вязким металлом с незначительной усадкой. Платина не окисляется на воздухе и при нагревании, не растворяется в кислотах, кроме царской водки. Применяется для изготовления коронок, штифтов, крампонов искусственных зубов. Платиновая фольга используется при изготовлении фарфоровых коронок и вкладок.

Серебро имеет белый цвет, температура плавления – 960°С. Серебро тверже золота и мягче меди. Является хорошим проводником электричества и тепла, неустойчиво к действию кислот. Применяется в составе серебряно-палладиевого сплава, который состоит из 50-60% серебра, 27-30% палладия, 6-8% золота, 3% меди, 0,5% цинка, имеет температуру плавления 1100-1200°С, обладает выраженными антисептическими свойствами, применяется для изготовления вкладок, коронок, мостовидных протезов.

В ортопедической стоматологии используют следующие неблагородные сплавы: на основе железа, хрома, кобальта, никеля; на основе меди, никеля, титана, алюминия, ниобия, тантала.

Задание 10. Дайте развернутое определение стоматологическое материаловедение.

Задание 11. Дайте описание основных стоматологических материалов.

Задание 12. Дайте развернутое описание вспомогательныхстоматологических материалов.

Задание 13. Дайте развернутое описание клинических стоматологических материалов.

Задание 14. На основе любого из прочитанных текстов составьте тезисы, соблюдая все требования, предъявляемые к этому жанру устной научной речи.

Задание 15.Ознакомьтесь со значением данных фразеологизмов.Подберите соответствующие эквиваленты на родном языке. Опишите устно ситуации, в которых можно использовать любой из этих фразеологизмов.

 

Положить зубы на полку - голодать, когда в доме не остается еды.

Сквозь зубы говорить - еле раскрывать рот, с неохотой.

Зубной вpач-женщина - пациенту, настpаивая боpмашину:

- А помнишь, Ансар, в школе ты сидел за мной и без конца колол меня булавкой?

 

VII. Литература:

1. Мухамадиев Х.С. Профессионально-ориентированный русский язык: научный стиль речи. – Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2013. – 203 с.

2. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

3. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

4. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебное пособие для студентов медицинских вузов (по специальности «Стоматология»). Часть 3. – Алматы, 2015. – 112 с.

5. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи. Учебное пособие. – Алматы, 2015. 220 с.

6. Кулманбетов, И.А. Казахско-русский медицинский словарь для стоматологов [Текст] / И.А. Кулманбетов.- КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова.- Алматы, 2006.- 288 с.

7. Новый англо-русский словарь для стоматологов [Текст]: Учебное пособие / Л.Ю.Берзегова, Д.Ф.Ковшило и др.- Москва: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009.- 400 с.

VIII. Контроль:

1. Как называется наука о строении и свойствах материалов?

2. На какие группы условно подразделяют стоматологические материалы?

3. Какназывают материалы, из которых изготавливают зубные протезы, аппараты, пломбы?

4. Что относится к основным материалам?

5. Как называют материалы, используемые на различных стадиях технологии протезов?

6. Какименуются материалы, используемые врачами на клиническом стоматологическом приеме?

7. Какие требования предъявляются к стоматологическим материалам?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.