Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ результатов опытно-поисковой работы в ДОУ





 

Для изучения результата опытно-экспериментальное работы было проведено повторное исследование компетентности педагогов и родителей.

Результаты анализа представлены в таблицах 6,7.

Таблица 6 – Анализ анкетирования педагогов

Вопросы/Содержание ответов Отлично Удовлетворительно Неудовлетворительно
Что вы понимаете под математическим развитием детей дошкольного возраста?
Какие методы и формы работы используете в работе с детьми по математическому развитию?
Как организуете совместную деятельность с детьми по математическому развитию?
Какую среду создаете по математическому развитию для самостоятельной работы дошкольников?
Какие трудности возникают в организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста?

 

Результаты анкетирования педагогов графически представлены на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 – Результаты анкетирования педагогов

Таблица 7 – Анализ анкетирования родителей

Вопросы/Содержание ответов Отлично Удовлетворительно Неудовлетворительно
Как вы считаете осуществляется ли работа по математическому развитию детей в ДОУ?
Какие формы работы ДОУ осуществляються по взаимодействию с вами по математическому развитию детей?
Используете ли вы игры по математическому развитию детей?
Что вы понимаете под математическим развитием детей?
Какую помощь вы бы хотели получить по математическому развитию детей

Результаты анкетирования родителей представлены графически на рисунке 4.



Рисунок 4 – Результаты анкетирования родителей

 

Таким образом, в результате анкетирвоания, видно, что организация работы по математическому развитию детей дошкольного возраста в ДОУ поставлена неудовлетворительно. То же самое можно сказать и об организации взаимодействия ДОУ и родителей. Кроме того, родители также не занимаются математическим развитием своих детей.

После проведенного эксперимента и в результате введения разработанных нами рекомендаций проблема организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста в ДОУ № 435 потеряла свою остроту.



Теперь в процессе работы по формированию элементарных математических представлений педагоги ДОУ добиваются неоспоримых успехов. К концу учебного года дети дошкольного возраста достаточно хорошо владеют математическими знаниями, умеют самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными частями), считать, называть числа в прямом и обратном порядке; успешно составляют и решают задачи; ориентироваться в окружающем пространстве; сравнивать предметы по форме; измерять длину предметов; решать логические и проблемные задачи.

Делая выводы можно сказать, что разнообразные формы и методы работы педагогов ДОУ с детьми при обучении их математике, помогают формированию математических представлений, творческих умений и навыков, логического мышления детей на высоком педагогическом уровне.

 

Выводы по главе II

 

Изучив теоретическую и методическую литературу по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, а так же проанализировав опыт ДОУ, нами выявлено, что большое значение для развития математических представлений имеет грамотно организованная работа педагогического коллектива, охватывающая как традиционные, так и новые, перспективные методы и приемы обучения.

В данной главе представлен опыт педагогов ДОУ, результаты которого помогают увидеть положительные изменения в части формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.



Проанализировав собственную систему мероприятий направленных на формирование математических знаний у старших дошкольников, нами установлено, что использование различных форм и методов обучения дошкольников математике помогает достичь успехов в формировании математических представлений у дошкольников.

Исследование показало, что разработанная организация работы по математическому развитию детей дошкольного возраста с учетом комплексно-тематического планирования способствовала повышению уровня математического развития детей. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений. Использование в математическом развитии детей элементов фольклора дает большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблеме формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых. Большой вклад в разработку методики математического воспитания детей внесли ученые-педагоги и психологи: Стожарова М.Ю., Столяр А.А., Гальперин П.Я., Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П., Короткова Н. и многие другие.

Формирование элементарных математических представлений – необходимое условие развития интеллекта ребенка дошкольного возраста. Особое значение в процессе формирования элементарных математических представлений приобретает практическая деятельность: игра, решение задач, моделирование, экспериментирование.

Одним из важных условий формирования математических представлений в процессе изучения математике является создание математической развивающей среды в помещении детского сада. Исходное требование к предметной среде – ее развивающий характер. Еще одно необходимое условие успешного формирования математических представлений активное взаимодействие воспитателя с воспитуемым, совместная интеллектуальная деятельность, подкрепленная дидактическим и наглядным материалом.

Формирование математических представлений в процессе изучения математике должно осуществляться не только на занятиях, но также в использовании разнообразных форм и методов работы, таких как: математические кружки, математические мастерилки, лаборатория юного математика и так далее. Проведение такой работы по математике способствует умственному развитию детей, формированию логического мышления, объективных представлений об окружающей действительности, и накоплению навыков и опыта для обучения в школе.

Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается очень важной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.

Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Без обучения, под влиянием взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители, в повседневной жизни носит эпизодический характер и не может охватить всех детей. К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретенных знаний. Для математического же развития детей очень важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности: « … математика – это цепь понятий: выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее».

Положительным моментом, с современной точки зрения, является активизация родителей, но, вместе с тем, следует отметить уже упомянутые негативные стороны: в работе с родителями недоучет интересов, потребности в знаниях самих детей.

После изучения новой темы в дошкольном учреждении детям в семье должна быть предоставлена возможность самостоятельно мыслить и действовать, что влечет за собой стремление к нетрафаретным ответам и решениям, что ведет к развитию ребенка Задача родителей на данном этапе – утвердить малыша в мысли, что на поставленный вопрос существует несколько вариантов ответа.

Проблема обучения математике в со­временной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний.

Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интел­лекта. Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дошколь­ном и школьном возрасте в дальнейшем во многом определяется возможность человека ориентироваться стремительно потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи.

Но, как известно, многие дети испытывают затруднения при усвоении ма­тематических знаний. Причин этому много. Одна из них, возможна, наиболее серьезная состоит в том, что они быстро теряют интерес к процессу обучения, к самому предмету - математике.

Результаты диагностики сформированности интереса к математике пока­зали, что у детей в недостаточной степени развит интерес к занятиям математи­ки.

На успешность обучения дошкольников влияет содержание познаватель­ного материала, а также такая форма, которая способна вызывать заинтересо­ванность детей. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны; у них развивается желание заниматься, положительное отношение к учению.

Дети очень активны в восприятии занимательных задач. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.

Желание достичь цели стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий, преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, дове­дение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата.

Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать занимательные задачи, находить для них новые способы решения. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «Как?».

Таким образом, использование занимательных задач на занятиях по мате­матике дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, пости­гать мир математики и верить в свои силы.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативно-законодательные акты

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 10.07.2012) //Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 150

 

Литература

1. Альтхауз, Д., Дум Э. Цвет, форма, количество/[Текст]/Д.Альтхауз. – М.: Просвещение, 2010. – 450 с.

2. Аникин, В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки/[Текст]/В.П. Аникин. – М.: Дет. лит., 2008. – 440 с.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности/[Текст]/А.Ш. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. – 430 с.

4. Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры детей дошкольного возраста /[Текст]/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.:Дрофа, 2008. – 89 с.

5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду /[Текст]/А. К. Бондаренко. - М.:Детство-Пресс, 2011. - 112 с.

6. Волковский, Д. Л. Руководство к «Детскому миру» в числах/[Текст]/ Д.Л. Волковский. – М.:Педагогика, 2010. – 450 с

7. Венгер, Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/[Текст]/Л.А. Вегнер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2009. – 420 с.

8. Веракса, Н. Е. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /[Текст]/Н.Е. Веракса. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336с.

9. Виноградов, Г. С. Народная педагогика/[Текст]/Г.С. Виноградов. – М.: Педагогика, 2009. – 420 с.

11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя/[Текст]/Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 2010. – 390 с.

12. Галкина Л.Н. Современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста// Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы. Материалы Х Международной научно-практической конференкции «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы». – Челябинск/ ЧГПУ – Челябинск:РЕКПОЛ, 2012. – 416 с.

13. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет/[Текст]/ под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 2009. – 420 с.

14. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях/[Текст]/В.В. Данилова. - М.: Просвещение, 2010. – 450 с.

15. Ерофеева, Т.И. Математика дня дошкольников/[Текст]/Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2009. – 320 с.

16. Ерофеева, Т.И.: Кн. Для воспитателя дет. сада/[Текст]/Т.И. Ерофеева. - М.: Просвещение, 2010. – 330 с.

17. 3вонкин, А. Р. Малыш и математика, непохожая на математику/[Текст]/ А.Р. Звонкин. – М.:Знание и сила, 2009. – 240 с.

18. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений/[Текст]/под ред. А.Р. Звонкина. – М.: Знание, 2009. – 420 с.

19. Каменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Знание, 2010/[Текст]/ Я.А. Каменский. – 480 с.

20.Калинченко, А.В.Обучение математике детей дошкольного возраста /[Текст]/ А. В. Калиниченко. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 224 с.

21. Колесникова, Е. В. Я начинаю считать. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет /[Текст]/ Е. В. Колесникова. – М.: Сфера, 2010. – 16 с.

22. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика /[Текст]/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2000. – 385 с.

23. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста/[Текст]/ А.М. Леушина. – М.: Знание, 2009. – 410 с.

24. Логинова, В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах/[Текст]/В.И. Логинова. – М.: Знание, 2011. – 320 с.

25. Логинова, В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду/[Текст]/ В.И. Логинова. – М.: Знание, 2009. – 420 с.

26. Леушина, А.М. Обучение счёту в детском саду/[Текст]/А.М. Леушина. – М.: Знание, 2009. – 420 с.

27. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие /[Текст]/ Авторы-составители Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Юнити-дана, 2007. – 470 с.

28. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях /[Текст]/ Сост. Данилова В.В. - М.: Сфера, 2010. – 86 с.

29. Математика от трех до шести /[Текст]/ Сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: Акцидент, 2009. - 150 с.

30. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие /[Текст]/ Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2010. – 412 с.

31. Менчинская, Н.А. Психология обучения арифметике/[Текст]/ Н.А. Менчинская. – М.: Знание, 2009. – 420 с.

32. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду/[Текст]/ Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 2009. – 330 с.

33. Метлина, Л.С. Математика в детском саду/[Текст]/ Л.С. Метлина. – М.: Знание, 2009. – 410 с.

34. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду /[Текст]/Л. С. Метлина. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 284 с.

35. Михайлова, 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников/[Текст]/ З. А. Михайлова. – М.: Просвещение, 2009. - 94 с.

36. Михайлова, 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М.. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста/[Текст]/З.А, Михайлова, Е.Д. Носова, А.А, Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. – СПб.:Детство-пресс, 2008. – 420 с.

37. Монтессори, М. Дом ребенка/[Текст]/М.Монтессори. – М.:Просвещение, 2009. – 520 с.

38. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества /[Текст]/ В. С. Мухина. – М.: Институт практической психологии, 2008. – 412 с.

39. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников/[Текст]/ З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 2010. – 490 с.

40. Носова, Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду/[Текст]/ Е.А. Новосва. – М.: Знание, 2009. – 420 с.

41. Непомнящая, Н.Н. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики) /[Текст]/Н.Н. Непомнящая. – М.: Педагогика, 2009. – 390 с.

42. Носова, Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений/[Текст]/Е.А. Носова. – М.:Просвещение, 2009. – 420 с.

43. Программа воспитания и обучения в детском саду /[Текст]/под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика, 2008. – 56 с.

44. Петерсон, Л.Г., Кочемасова, Е.Е. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников/[Текст]/Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.:Просвещение, 2009. – 450 с.

45. Петерсон, Л.Г., Холина Н.П. Математика для дошкольников. Раз – ступенька, два – ступенька/[Текст]/Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. – М.:Педагогика, 2008. – 420 с.

46. Программа «Детство» /[Текст]/под ред. Т.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А. Ноткина. – СПб.:Детство-Пресс, 2009. – 51 с.

47. Сербина, Е.В. Математика для малышей /[Текст]/Е. В. Сербина. – М.: Просвещение, 2009. – 80 с.

48. Скоролупова, О. А. Тематическое планирование воспитательно– образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях /[Текст]/О. А. Скоролупова. – М.: Педагогика, 2009. – 97с.

49. Скоролупова, О. А. О комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании /[Текст]/ О. А. Скоролупова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 5 – С. 41-45.

50. Смоленцева, А. А., Пустовойт, О. В. Математика до школы /[Текст]/ А.А.Смоленцева, О. В. Пустовойт. – М.: Знание, 2009. – 107 с.

51. Соколова, Е. И. Веселая математика для самых маленьких /[Текст]/ Е. И. Соколова. – М.: Академия, 2010. – 36 с.

52. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием/[Текст]/ А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 2010. - 240 с.

53. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/[Текст]/А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 2008. – 120 с.

54. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников/[Текст]/Т.В. Тарунтаева. – М.: Знание, 2008. – 410 с.

55. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения/[Текст]/ К.Д. Ушинский. – М.: Знание, 2009. – 620 с.

56. Федлер, М. Математика уже в детском саду/[Текст]/ М. Федлер. – М.: Знание, 2008. – 470 с.

57. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений /[Текст]/Г. С. Швайко. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 144с.

58. Шаталова, Е.В. Использование математических загадок в детском саду /[Текст]/Е.В. Шаталова. – Белгород, 2008. – 550 с.

59. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие /[Текст]/Е.И. Щербакова. – М.: Академия, 2009. - 320 с.

60. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология/[Текст]/Г. А. Урунтаева. – М.: Академия. – 336 с.

61. Чеплашкина, И. Н. Математика – это интересно /[Текст]/И. Н. Чеплашкина. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 32 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.