Сделай Сам Свою Работу на 5

Вместо точек допишите необходимые буквы. Объясните, чем вы руководствовались, выбирая соответствующую форму.

Практическое занятие № 5 (8).

Тема № 5. Морфолого-стилистические ошибки при употреблении имен существительных.

Неверный выбор рода имени существительного по значению.

Неверный выбор рода имени существительного по стилистической окраске.

Орфография:Правописание гласных после шипящих и ц.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое грамматическая норма?

2. Каковы особенности категорий рода и числа в русском языке?

Имя существительное

Категория рода

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

1. Определите словосочетание, в котором согласование существительного в роде употреблено неправильно:
A. Свежая ваниль.
B. Больной мозоль.

C. Лечебный шампунь.
D. Дорогой аэрозоль..
2. Найдите строку существительных, которые употребляются только во множественном числе:

A. Чернила, молодежь, листья.
B. Крестец, финансы, двери.
C. Волосы, ножницы, дрожжи.
D. Происки, козни, грибки.
3. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
A. инженер...
B. директор...
C. паспорт...
D. профессор...

4.В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет окончание -ОВ?

A. грузин...
B. армян...
C. солдат...
D. сапер...

5. В каком слове окончание Е?
А. в комментари...
В. присутствовать на заседани...
С. по алле...
D. о благосостояни...

 

6.Найдите группу слов с непроверяемыми безударными гласными в корне:
A. поглощать, колосок, конопля.
B. поликлиника, обоняние, вентиляция

C. палец, селить, уколоть.
D. слипаться, конец, плести.
7.Найдите группу слов с чередующимися гласными в корне:
A. сентябрь, долг, шелковый.
B. носить, женщина, вечера.
C. загорать, предложение, наращение.
D. Делопроизводитель, брюхо, весть.
8.Найдите группу слов с буквой - Ё:
A. лиш…н, деш ...вый,ш…к

B. печ..нка, обожж…нный, разж…вывать
C. крюч…чек, копч…ный, горяч…
D. прич…м, орош…нный, изж…га

9.Найдите группу слов с буквой - И:
A. пац ... ент, круглолиц…й, противоц…нготный.
B. Мц…ри, щипц…, рец…див
C. ц…кличный, вакц…нац…я, холец…стит.
D. панц…рь, ц…пленок, ц…ничный.



10.Найдите группу слов с буквой - О:
A. крыж…вник, дириж…р, пш..но
B. веч ... рний, козыр ... м, груш ... подобный.
C. ч…кнутый, ш…фер, бесш…вный.
D. прич…ска, смеш…н, обж…ра.
11. Найдите группу словосочетаний с - О в конце двух слов:
A. разбитый парлич..м, резать нож…м

B. выше этаж…м, расширенный зрач…к
C. тщательно разж…вывать, очень горяч….
D. у чуж…го дома, обожж..нное место.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (1) _______________________________

(ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

Время выполнения 10 минут.

Определите род существительных и подберите к каждому слову прилагательное:

а) бандероль, тополь, пеня, разиня, бакенбарда, гуашь, плацкарта, театр-студия, мозоль, туфля, тюль, гантель, шампунь, тоннель, школа-интернат, уровень, табель, пьяница, рояль, щавель;

б) резюме, хинди, алиби, салями, атташе, виски, цунами, жюри, такси,
шоссе, интервью, какао, шимпанзе, конферансье, рантье, протеже, бра, кафе,пари, меню, вето, боа, пенальти, кофе, медресе, инкогнито, депо, иваси, колибри, кашне, эмбарго, эсперанто;

в) Тарки-Тау, Капри, Дели, Онтарио, Сочи, Баку, «Тайме», Сан-
Франциско, Миссисипи, Канны, Перу, Алатау, Колорадо, Афины, Чили.

② Подберите прилагательные к существительным.

Какаду, кимоно, мартини, ариозо, сопрано, барбекью, шимпанзе, крупье, казино, купе, каре, безе, техно.

③ Подчеркните существительные общего рода и составьте с ними предложения.

Лентяй, кокетка, стрекоза, муравей, зубрила, тамада, марионетка, умница, волчица, карьера, фрейлина, патетика, горемыка, тормоз, недотепа, топ-модель.

Определите род следующих существительных. На какие формальные признаки вы при этом опирались? Как выражается род неизменяемых существительных?

Мяч, ночь, грач, щавель, шалаш, снегирь, конь, лошадь, страна, жюри, кенгуру, такси, метро, джерси, заявление, дитя, время, амбар, крольчиха, край, линия, автор, белоручка.

Авторы литературных произведений нередко создают искусственные слова (окказионализмы). По каким формальным показателям можно определить их род?

Козь, мисик, зеленавка, драколов, Юб-Юб, тум-тум, верлиока, ящук, швабрак, зелинья, джаббервокк, джуб-джуб, чумеч, зелюк, нава, мюмзик, глуща, бармаглот, мова, глущоба, брандашмыг, хрюк.

6. Чехов писал «теплый пальто», лингвисты начала ХХ века – «уголовный арго», мы говорим «черн__ кофе», а у одного современного писателя «боцман пьёт свой утренний пиво». Объясните смысл художественного приёма, использованного современным писателем.

Оценка

ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (3) (ОРФОГРАФИЯ):

Правописание гласных после шипящих и ц.

Таблица 1. Гласные после шипящих

Корень Суффикс
После шипящих под ударением пишется ё, если в однокоренных словах пишется е, например: чёрный — чернеть Следует различать: ожег руку (глагол) — легкий ожог (существительное) 1. Под ударением пишется ё: а) в суффиксе иноязычных существительных -ер-, например, трена­жёр, стажер; б) в глагольном суффиксе -е'выва-, например: выкорчевывать, размежевывать; в) в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных -ённ- (-ён-) и их производных, например: копченый, копчёности. 2. Под ударением пишется о, без ударения – е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных, например: мячом – дачей, чужого – хорошего.

Тренировочные задания.

Время выполнения 10 минут.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы О-Ё. Найдите к каждому слову однокоренное с ним слово или измените его форму так, чтобы на месте ударного звука О был звук, обозначаемый буквой Ё.

Ж..ванный, реш..тка, ж..лоб, ж..лудь, щ..голь, ш..пот, тяж..лый, ж..лтый, деш..вый, ж..сткий, ч..рствый, прич..ска, ч..рточка, ч..рный, ш..лк, ч..лн, ч..ртик, уч..ба, зач..т, щ..тка, пч..лка, печ..нка, сч..т, пощ..чина, щ..лка, ч..лка, кош..лка, крыж..вник, обж..ра, трущ..ба.

Таблица 4. Гласные Ы и И в корнях слов, после приставок и Ц.

ы И
После приставок
После приставок на согласную в корне вместо и пишется ы (согласно произношению), например: играть — сыграть; инфарктный —предынфарктный. Но: взимать — в соответствии с произношением 1. После меж-, сверх-, например; межинститутский, сверхизысканный. 2. После иноязычных приставок (дез-, пан- контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, и др.), например: дезинтеграция, суперигра, постинфарктный.
После Ц
Искл.: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и их производные. В корнях слов: циферблат, циновка, циркулировать, цинга, цикл.

Тренировочные задания.

Время выполнения 10 минут.

2.Вставьте, где необходимо,и илиы.

Под…тожить, под...скивать, пред...стория, от...граться, акц...я, спец...фикац...я, ц...вилизованный, ц...ганский, инфляц...я, без...ниц...ативный, сверх…изысканный, контр...гра, пред...юльский, меж..нститутский, небез…звестный; без…дейный; без...нтересный; без...мянный, пац…ент, ц...клон, ц...тата, невз...скательный, об...грать, из...скать, галлюц...нац..я, ц...нк, ц...низм, пред...сторический, дез...нформация.

 

Оценка

Домашнее задание:

Раскройте скобки, согласуйте прилагательные с существительными.

1. (Белый) жалюзи, (настенный) бра, (безопасный) аэрозоль, (подкрашивающий) шампунь, (душистый) фейхоа, (темно-красный) киндзмараули, (блестящий) слаксы, (музыкальный) варьете, (голубой) джакузи.

2. (Современный) ЭВМ, (преобразованный) СНГ, (упомянутый) ЦСКА, (оперативный) МЧС, (богатый) США.

3. (Новый) диско-клуб, (сочный) кура-гриль, (кожаный) платок-бандана, (современный) кафе-автомат, (скоростной) шоссе-магистраль, (светлый) шкаф-купе.

К данным существительным подберите соответствующие существительные мужского или женского рода, обозначающие лиц мужского или женского пола, самок, самцов животных, птиц.

Артист, братишка, внук, волк, девочка, девушка, доярка, жена, женщина, заяц, львица, медведь, орел, тигр, тракторист, учительница, художник.

Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения, составьте с ними предложения.

Авеню, Аи-Петри, бигуди, галифе, Гоби, Дели, Замбези, кенгуру, коммюнике, конферансье, кофе, купе, леди, меню, Миссисипи, Онтарио, пенни, реле, сабо, салями, сулугуни, танго, филе, фойе, фрау, хинди, Хоккайдо, цеце, шимпанзе, эскимо.

Образуйте, где возможно, от существительных мужского рода существительные женского рода. Используйте их в предложениях, обращая внимание на значение и стилистическую окраску слова.

Автор, агроном, адвокат, академик, ангел, археолог, библиограф, библиотекарь, боец, вождь, врач, гример, дворник, диктор, директор, друг, игрок, капитан, критик, лаборант, майор, машинист, певец, пилот, повар, посол, почтальон, поэт, президент, техник, товарищ, человек, юбиляр, юрист, языковед.

Вместо точек допишите необходимые буквы. Объясните, чем вы руководствовались, выбирая соответствующую форму.

1. "Юманите" обратил...сь с призывом принять активное участие в выборах. 2. Перу был... одной из первых жертв испанских конквистадоров. 3. Когда актер снял огромные круглые очки и надел неболыи... пенсне в золотой оправе, лицо его словно преобразилось. 4. Газеты сообщают о падении цен на колумбийск... кофе. 5. В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... доктором Л. Заменгофом. 6. Дв... колибри привлекли внимание орнитолога. 7. Сочи расположен... на побережье Чёрного моря, южнее его находится солнечн... Сухуми.

6. Найдите и исправьте ошибки в согласовании существительного и прилагательного. Некоторые сочетания не содержат ошибок.

Олимпийское Сочи

далекое Осло

вечерние Хельсинки

густонаселенный Гродно

широкое Лимпопо

информационное «Евроньюз»

живописная Фиджи

забытые Заветы Ильича (колхоз)

быстро растущие КвартАлы (или КварталА)

неспокойный Онего

сегодняшний «Таймс»

подмосковные Химки

независимый Гаити

современное Марокко

знаменитый Бейкер-стрит

модный караоке

полученная евро

казанский санаторий

новая кимоно

удачный портфолио

хорошо организованная биеннале

авторитетный жюри

модный кутюрье

приятная визави

точный пенальти

кожаный портмоне

острая карри

свежее сулугуни

ароматный мокко

7.Образуйте соответствующие наименования жен. рода. Какая проблема возникает?

Араб, грек, индеец, индиец, китаец, поляк, кореец, финн, перс, турок, татарин, француз, алжирец, бразилец.

 

Эталоны ответов: 1 - B; 2 - C; 3 - A; 4 – D; 5 – С

Эталоны ответов: 1 – B; 2 – C; 3 – B; 4 – С; 5 – С; 6 – А.

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.