Сделай Сам Свою Работу на 5

Эмпиризм и индукция Бэкона

Философия Возрождения и Нового времени

 

Условия формирования философии

На смену старому, отживающему способу производства (СП) постепенно приходит новый способ производства с новыми производительными силами в виде различных открытий и изобретений (ткацкий станок, порох, книгопечатание, компас, самопрялка, доменная печь, микроскоп, телескоп и т.д.). Все это еще больше раздвинуло возможности человека. Если в центре внимания средневековой философии был Бог, то в философии Возрождения это уже человек , т.к. происходит переход к городскому образу жизни и развитию промышленности. Именно здесь и выявляется особая значимость человека, его творческой активности. Все это способствовало раскрепощению человека, изменению его образа жизни, повышению его образованности, изменению производственных отношений, кризису церкви и схоластики. Изменяется само общество: появляются новые классы : буржуазия и пролетариат, возникают города-республики, парламенты. И философия как дисциплина тоже претерпевает изменения. Она отделяется от церкви, становится самостоятельной формой познания.

Почему эпоха названа эпохой Возрождения?

1.Идет возрождение ценностей, идеалов и принципов Античности, но не реставрация Античности (такое в истории невозможно). Эта эпоха была ориентирована на искусство и центральное место в ней занимает культ художника – творца. Средневековье себя уже изжило: схоластика разрушается, церковь претерпевает множество изменений, устаревает мораль средневековья, все это требует замены. Замену находят в идеалах Античности.

2.Эта эпоха была переходной: от феодализма к капитализму.

3.Это эпоха, когда было выработано новое мировоззрение.

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

В эту эпоху было выработано новое философское мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов.

Основными чертамиидеологии Возрождения становятся:

- гуманизм – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни

- антропоцентризм – человек становится главным предметом философии, которая вырабатывает новый идеал личности

- рационализм, который утверждает примат разума над верой.

 

Для философии эпохи Возрождения характерны следующие направления:

- гуманистическоеосновоположник Ф.Петрарка,- в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами церкви. Художники, архитекторы, инженеры, естествоиспытатели своими произведениями доказывали, что человек – это высшая ценность, творец самого себя, кузнец своего счастья и может самостоятельно исследовать тайны бытия. Писатели Возрождения заклеймили средневековую науку в лице схоластов и богословов, дворянство в лице рыцарей и феодалов, папство и духовенство в лице монахов. У эпохи Возрождения был свой великий выразитель самой эпохи Это У.Шекспир. Он полнее всех выразил интерес эпохи к человеческой личности, глубже всех проник в человеческую природу и ярче всех осветил все уголки внутреннего мира человека.

Ценность человека определяется тем, что он создан по образу и подобию божию, а значит, обладает такими же универсальными свойствами, как Бог-творец. Эта мысль основательно обосновывается в трактате «О достоинстве человека» Пико дела Мирандола, которому принадлежит широко известное изречение: «Человек – кузнец своего счастья».

- социально-политические учениябогословы - реформаторы, Н.Макиавелли, социалисты-утописты. Предлагали свои вариантыизменения общества:

реформационное - Э.Роттердамский, М.Лютер, Т.Мюнцер - попытались пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между людьми и церковью, между людьми и богом;

политическое - Н. Макиавелли - рассматривает проблемы возникновения государства и управления государством. Считал, что государство возникает естественным путем из потребностей самого общества в порядке. Подчеркнул, какими качествами должен обладать политик (хитростью лисицы и вероломством льва). Отделил мораль от политики (у политики есть понятия: выгода и интересы). «Цель оправдывает средства». Выступает как реалист – практик по сравнению с социалистами-утопистами;

утопическо-социалистическое – Т.Мор и Т. Кампанелла- искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Их идеи оказали большое влияние на формирование марксистской философии.

- натурфилософское(пантеизм) – астрономы, физики, богословы,

естествоиспытатели. Пытались разгадать тайны бытия с помощью разума,

науки. Тем самым они создавали новую картину мира.

 

Н.Кузанскийдает новую трактовку бытия: Бог не личность, а абсолютный Мах (бесконечность), а мир Мin(человек, земля, пылинка), в которых бог растворился. Сближает Бога с природой. Возникает новое направление в философии – пантеизм. Это отход от принципа креационизма (творения). Это попытка уравнять естественное и сверхъестественное. Значит, мир един. Значит, нет различия между Землей и небесными сферами. А это толчок к гелиоцентрической системе. И здесь же принцип диалектики: совпадение противоположностей в едином. Он же утверждает, что возможности человека безграничны.

Другие астрономы :

Н.Коперник –польский астроном – создает гелиоцентрическую картинумира. В центре нашей системы Солнце, а не Земля. Земля вертится вокруг Солнца.

Д.Бруно –высказывал мысль о том, что существует множество миров, похожих на наш. Картина бесконечной Вселенной вступала в противоречие с догматом церкви о единственности и завершенности этого земного мира. Авторитет церкви разрушался. Инквизиция потребовала смерти упорному еретику без крови (костер).

Г.Галилей – считается «колумбом неба», т.к. первый направил трубу в небо и обнаружил пятна на Солнце, спутники планет, туманности и т.д.. За свои смелые идеи был привлечен к суду, покаянию и отречению. 9 лет провел под домашним арестом. Галилей считал, что природу можно изучать только опытным путем (через чувства). К истине могут вести только научные методы: эксперимент.

Таким образом, наука в это время значительно изменилась: она увидела множество миров, создала гелиоцентрическую картину мира, постепенно становится экспериментальной, дальше разгадывает тайны природы и поэтому многое становится понятным.

Самое главное достижение эпохи – это то, что была сломлена диктатура церкви. Мыслителей больше интересуют реальные проблемы бытия, а не схоластические построения, творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы.

Значение философии Возрождения

Благодаря этой философии стало формироваться новое мировоззрение, ориентированное на научное знание и носящее светский характер. Ренессансная натурфилософия (пантеизм) служит своеобразным способом преодоления средневековых схоластических идей. И в конце концов философия уходит от догматизма. Была создана почва для развития экспериментальных наук. Дала проекты справедливого общества. Отделила мораль от политики.

Философия Нового времени

 

Эпоха научной революции.

Этот период характеризуется бурным развитием естественных наук (математика, физика, механика, химия, физиология), что определялось потребностями становления капиталистического общества. Среди всех этих наук ведущей становится физика.

Новое время провозглашает науку наиболее важной деятельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий. Поэтому необходимо создать универсальную науку и универсальный метод познания. Размышления о методе отодвинули на задний план вопросы о бытии, человеке, смысле жизни и т.п.

Все это значительно ослабило религию и усилило роль науки и просвещения. С этого времени берет начало современная философия и современная наука, философия стала генератором идей ученых с помощью своей методологии.

Эмпиризм и индукция Бэкона

Символом философии раннего Нового времени и его ключевой фигурой стал ФренсисБэкон– английский мыслитель и государственный деятель, ученый-гуманист. Он родоначальник материализма Нового времени (философии материализма). Философия должна приносить пользу обществу, она должна объединиться с наукой и выполнять тот заказ, который ставит перед ней жизнь: нужны не рассуждения о Боге и о божественной благодати, а нужны научные исследования и технические разработки, которые бы помогали побеждать в конкурентной борьбе, обрести власть над природой, стать ее господином. Его лозунг - «Знание - сила» - означает познание природы и могущество над ней. В познании природы он отдавал предпочтение чувственному опыту, эксперименту. Это направление получило название эмпиризм( греч. empirio - опыт).

Ф.Бэкон классифицирует науки, предлагает для исследования бытия метод индукции (от частного к общему, от фактов к выводам), а также предлагает использовать методы наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Индуктивный метод познания известен еще со времен Аристотеля, но метод Бэкона был уже открытым и усовершенствованным.

Ф. Бэкон считает процесс познания сложным. Но истину все-таки можно найти, освободившись от «идолов», которые мешают познанию. «Идолы» - это предвзятые идеи, предрассудки, слепая вера в авторитеты. Новая философия, отбросив свои заблуждения, стремилась войти в законное «супружество» с естествознанием, чтобы быть способной «приносить детей».

Ф.Бэкон – материалист. Он понимает материю как субстанцию. Материя обладает различными свойствами (движение, пространство, время).

Значительное место у Бэкона занимала и медицина, как способ познания и лечения человека. Он считал, что на философию должен опираться каждый медик. Только опираясь на философию, медик будет лучше понимать естественные процессы, протекающие в организме человека. Особое внимание он уделял взаимосвязи души и тела. Бэкон впервые вводит в медицину понятие эвтаназии. Учение Бэкона восстановило материалистическую традицию в английской философии.

Наиболее крупными последователями Бэкона были сенсуалисты Т. Гоббс и Д. Локк.

Т.Гоббс является одним из создателей буржуазной теории общества и государства. В работе «Левиафан» он показал, что государство создано не богом, как считали в Средние века, а является установлением общества. Люди, прежде воюющие друг против друга, («Человек человеку волк») заключили между собой «общественный договор» - создали государство, которое необходимо для поддержания всеобщего мира и обеспечения безопасности каждого гражданина, которое обязано заботиться о подданных. Но государство может превратиться в чудовище.

Д.Локк считал, что «нет ничего в разуме, чего раньше не было в ощущениях, чувствах», т.е. считал, что душа человека – чистая доска, на которой природа пишет свои письмена. Отстаивал идею веротерпимости, был сторонником парламентской конституционной монархии, поддерживал идею разделения властей.

Ясно, что эти идеи положили начало идеологии века Просвещения.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.