Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения





Целью нашей работы является: исследовать роль дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Исследование проводилось среди дошкольников старшей группы МДОУ № 138 г. Челябинска в количестве 10 человек.

В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 6-7лет, имеющие нарушения зрения разной степени тяжести, а также и заболевания различных систем организма, что отражено в таблице 1.

Таблица 1

Состояние зрения и здоровья участников эксперимента

Фамилия Имя Возраст Офтальмологический диагноз Острота зрения (УК) Состояние здоровья
Б/кор Коррекц
1 Андрей Т. 6 лет, 4 мес. Содружественноесходящеесякосоглазие OS 0,6/0,7 0,7/0,7 Дисбактериоз,плоскостопие
2. Марина С. 6 лет Гиперметропия средней степени, амблиопия второй степени 0,5/0,6 0,6/0,6 плоскостопие, сколиоз
3.Лена С. 7 лет, 1 мес. Гиперметропия средней степени в сочетании с гиперметропическим астигматизмом 0,7/0,8 0,7/0,8 Вегетососудистая дистония, нарушение осанки
4. Вадим О. 6 лет Непостоянное расходящееся косоглазие,гиперметропияср.ст. 04/0,4 0,5/0,4 функциональный систалистический шум
5. Саша В. 7 лет, 4 мес. Содружественное сходящееся косоглазие. Гиперметропиясл.ст 0,6/0,8 0,7/0,8 Хронический гастрит
6. Игнатий П. 6 лет, 4 мес. Сходящееся непостоянное косоглазие, гиперметропия средней степени, 0,6/0,7 0,7/0,7 Плоскостопие
7. Максим Б. 7 лет, 3 мес. Расходящееся, альтернирующее косоглазие, гиперметропия 1степени обоих глаз 0,6/0,8 0,7/0,8 лекарственная и пищевая аллергия
8.Ира И. 5 лет, 3 мес. Сходящееся косоглазие, сложный гиперметропический астигматизм, гиперметропия средней степени обоих глаз 04/0,4 0,5/0,4 Гастрит, ЧДБ (часто болеющие дети)
9.Вадим С. 6 лет, 3 мес. Гиперметропия средней степени обоих глаз, непостоянное, сходящееся, альтернирующее косоглазие 0,7/0,2 0,8/0,5 ЧДБ, пищевая аллергия
10. Настя Т. 6 лет Прямой миопический астигматизм обоих глаз, расходящееся косоглазие 0,7/0,01 0,7/0,04 ЧДБ, нарушение осанки

 





Полученные данные о состоянии зрения и здоровья детей позволяет сделать следующий вывод:

1. У большинства детей с косоглазием и амблиопией отмечаются нарушения в сердечно-сосудистой системы - 20% (вегето-сосудистая дистония, функциональный систалистический шум); наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта - 40% (хронический гастрит, дисбактериоз, растройство кишечника) и опорно-двигательного аппарата – 50% (нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз), ЧДБ – 30% (часто болеющие дети).

2. У всех детей имеют место аномалии рефракции. У троих детей из представленной группы наблюдается сходящееся косоглазие в сочетании с гиперметропией разной степени; у одного ребенка сочетание сходящегося косоглазия с гиперметропическим астигматизмом. Расходящееся косоглазие в сочетании с гиперметропией разной степени характерно для двоих детей из обследуемой группы и в сочетании со сложным прямым миопическим астигматизмом у одного ребенка. У двоих детей наблюдается гиперметропия средней степени в сочетании с гиперметропическим астигматизмом и одного ребёнка гиперметропия высокой степени со сложным гиперметропическим астигматизмом обоих глаз.

Исследование состояния валеологической культуры проводилось в феврале 2015 г.

Распределение результатов выполнения дошкольниками с нарушениями зрения заданий диагностического комплекса по уровням сформированности здорового образа жизни представлено в таблице 2.

Таблица 2

Уровень сформированности здорового образа жизни старших дошкольников (констатирующий эксперимент)



Степень Количество человек %
Высокий 10%
Средний 30%
Низкий 60%

 

Анализ данных, представленных в таблице 2 показывает, что у 60% дошкольников отмечен низкий уровень сформированности здорового образа жизни. Эти дошкольники имеют представления о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет, о некоторых способах лечения заболеваний на основе собственного опыта, затрудняются объяснить значение для здоровья знакомых им видов деятельности. Они не имеют представлений о влиянии на здоровье факторов окружающей природной и социальной среды, о возможных причинах заболеваний. Понимают зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни. Испытывают потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Не осознают зависимость здоровья от окружающей среды, способны выявлять направленную на формирование здорового образа жизни сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для актуализации представлений им требуются эмоционально-стимулирующая помощь взрослого, наводящие вопросы и житейские примеры. У этих детей сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды. Дети проявляют инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет, частично присваивают переданный опыт, но затрудняются переносить его в самостоятельную деятельность.

Средний уровень сформированности здорового образа жизни был отмечен у 30% дошкольников. Эти дошкольники имеют элементарные представления о здоровом образе жизни, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья, о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет, некоторые представления о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний. Эти дети способны к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом им требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Способны выявлять направленную на формирование здорового образа жизни сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; для актуализации представлений им требуется эмоционально-стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У этих дошкольников сформированы единичные представления о здоровье и здоровом образе жизни в условиях большого города. Они могут проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с их положительным эмоционально-чувственным переживанием; частично присваивают переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность.

Высокий уровень сформированности здорового образа жизни отметили 10% дошкольников. Эти дошкольники имеют правильные представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма; о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых. Дети активны и самостоятельны в своих суждениях и высказываниях; их представления о здоровом образе жизни носят элементарный, но целостный характер. Проявляют инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность.

Более наглядно уровни сформированности здорового образа жизни дошкольников представим на рисунке 1.

Рис. 1. Уровни сформированности здорового образа жизни старших дошкольников

Таким образом, по данным рисунка 1 можно сделать вывод, что в группе испытуемых дошкольников преобладают дети с низким уровнем сформированности здорового образа жизни.

По данным диагностики моей группы из 10 человек – 1 человек на высоком уровне, т.е. уверенно владеют валеологическим содержанием беседы, проявляют активность в общении со взрослым, с интересом отвечают на вопросы и решают проблемные ситуации. На все вопросы по 4 разделам диагностики дают адекватные, исчерпывающие ответы, проявляя при этом валеологическую эрудированность и компетентность.

Большинство ответов на вопросы позволяли детям продемонстрировать валеологические знания, умения и навыки. Дети владеют устойчивой мотивацией к здоровому образу жизни. Представления детей носят целостный характер.

Уровень знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье по аспектам: “Здоровый человек”, “Знания о человеческом организме”, “Ребенок в безопасном мире”, “Я и другие люди”, характеризуется в большинстве случаев как высокий.

Быть здоровым, по мнению детей, это прежде всего никогда не болеть, не принимать лекарства, не ходить в поликлинику, а также быть веселым, радостным, счастливым и умным. Интересно, что здоровье часто сравнивается детьми с веселым, хорошим настроением. Встречаются и такие ответы: здоровый человек – это тот, который помогает другим не болеть; тот, который улыбается, со всеми дружит; добрый человек.

Быть здоровым – хорошо, считают дети. Они уверенны, что здоровье зависит от поведения и привычек человека. Дети объясняют это следующим образом: “хорошие привычки делают человека веселым, спокойным, жизнерадостным”, “вести себя нужно хорошо, тогда будет и здоровье”, “дурные привычки вредят, и человек может заболеть и поведение должно быть правильным” и т.д.

Плохое настроение вредит здоровью, считает большинство детей. “Когда человек грустит или злится, он получает вредные эмоции, становится еще хуже”.

Дети склонны к обобщению, поэтому дают сразу несколько советов взрослому, как сохранить здоровье: не кричать на улице, есть чеснок и лук, всегда смеяться, ходить в детский сад, делать прививки, есть витамины, мыть руки, делать зарядку, закаляться, одеваться по погоде, хорошо кушать.

Дети знают, что есть вредные и полезные микробы. Их рассуждения и вредных микробах носят следующий характер: “Микробы – это маленькие плохие, которые нас заражают. Чтобы не заболеть, нужно чистить зубы и умываться, мыть руки, полоскать рот после еды, мыть фрукты и овощи, ничего не брать в рот грязного, нельзя грызть ногти и брать чужое, принимать лекарства”.

Доминирующее большинство детей считают себя здоровыми, объясняют они это тем, что: “Я ведь хожу в детский сад и школу, гуляю; когда болеешь, этого не делаешь”; “Я не чихаю, значит здорова!”.

Здоровыми в семье практически все дети считают папу. Интересны аргументы дошкольников: “Здоровый пап. Он большой и говорит, что если будет болеть, не будет приносить деньги”, “Считаю здоровым папу, он делает зарядку”, “Папа болеет редко, в детстве он занимался спортом”, “Самая здоровая мама, так как она нас все время лечит”, “Бабушка не может быть здоровой, она курит. Здоровый дедушка, он для здоровья пьет”.

Практически все воспитанники отмечают, что родители никогда не делают зарядку, редко встречается ответы, что зарядку делает дедушка. Почему так происходит, дети объяснить не могут, но знают точно, что “это не правильно, зарядку надо делать, ну хотя бы иногда”.

На вопрос: “что ты будешь делать, если кто-нибудь в семье заболеет?” практически все дети отвечают, что “лечить, наверное, не смогу”, “не знаю чем помочь, не разбираюсь в лекарствах”. Но подумав, дети говорят: “принесу еду, если не могут встать, полечу, буду все приносить, таблетки попить, почитать”.

Помочь выздороветь больному ребенку в семье, по мнению доминирующего числа опрошенных детей, больше всего помогает мама и папа, затем дети называют доктора, затем лекарства и, наконец, братьев и сестер.

Рассуждая о главных частях тела, дети чаще называют голову, “так как она думает, в ней мозг” и сердце.

В социальном аспекте здоровье глазами детей – это быть вежливым, не быть злым и не драться, а также не создавать опасные ситуации своим поведением и общением.

Лучше всего дети решают задачи, связанные с личной гигиеной и прекрасно справляются с ними самостоятельно. Детей, которые не могли бы осуществлять культурно-гигиенические процессы, не обнаружено.

Выводы по третьей главе

 

В третьей главе мы провели экспериментальное исследование, в котором выявили уровень сформированности здорового образа жизни старших дошкольников с нарушениями зрения.

Анализ полученных результатов показал, что большинство дошкольников имеют низкий уровень валеологической культуры 60%, высокий уровень сформированности валеологической культуры показал один человек, остальные 3 человека показали средний уровень сформированности валеологической культуры.

Общий анализ результатов исследования свидетельствует о необходимости систематической целенаправленной работы педагогов дошкольного образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни старших дошкольников с нарушением зрения.

 

Заключение

 

Таким образом, валеологической культурой называется часть общечеловеческой культуры, которая предполагает знание человеком своих физиологических, генетических и психологических возможностей, владение методами сохранения, контроля и развития здоровья, а также умение распространять эти знания окружающим.

В течение последнего десятилетия повышенный интерес социологов, психологов, педагогов и медиков вызывают проблемы, связанные с взаимовлиянием образа жизни людей на их здоровье. Активно изучается категория «Здоровый образ жизни», получившая право гражданства в медицинских, гигиенических и социологических исследований.

Социально-экономические преобразования, переход к новому уровню общественного развития в России не мог не сказаться на физическом и духовном развитии детей.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние детей. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонение физического здоровья и психического здоровья. Сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости по таким формам как ожирение, функциональные отклонения, нервно-психические расстройства, хронические и аллергические заболевания.

Негативное воздействие на состояние ребёнка оказывает недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и сохранения здоровья детей, непросвещённость родителей по этому поводу, неадекватная система физического воспитания. Влияет так же микроклимат в семье, культура межличностных отношений, в связи с чем, одной из приоритетных задач является не только сохранение здоровья учащихся, Нои формирование ценности здорового образа жизни.

Проблема здоровья подрастающего поколения помимо общечеловеческой, гуманитарной значимости имеет поистине жизненно важное значение для любого общества, любого работы позволяет сделать следующие выводы.

При определении понятия здоровья мы будем придерживаться формулировки Всемирной организации здравоохранения, согласно которой Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Под формированием здорового образа жизни мы понимаем типичные формы и способы повседневной деятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

К числу особенностей формирования здорового образа жизни и критериев оценки состояния здоровья дошкольников мы отнесли следующие:

− уровень общей заболеваемости;

− уровень физического развития;

− уровень общей адаптации организма;

− уровень физической подготовленности.

Данная работа не исчерпывает всей полноты исследуемой темы.

Показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей об элементах основ здорового образа жизни, способах ведения основ здорового образа жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности для достижения результатов.

На основании проведенной опытно-экспериментальной работы были сделаны следующие выводы: констатирующая диагностика выявила, что у 10% детей отмечается высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, у 30% – средний уровень и у 60% низкий уровень.


Список использованной литературы

 

1. Аветисов, Э.С. Руководство по детской офтальмологии [Текст] / Э.С. Аветисов, Е.И. Ко­валевский, А.В. Хватова. – М. : Медицина, 1987. – 496 с.

2. Аенискина, В.З. Использование рельеф­ных картинок при изучении математики в подготовительных – первых классах школ слепых детей // В кн.: Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоких нарушениях зрения у детей [Текст] / В.З Аенискина. – М. : Просвещение, 1980. – 315 с.

3. Алексеев, О.А. Теоретические основы учеб­ной тифлотехники [Текст] / О.Л. Алексеев. – Екате­ринбург : НИИД РАО, 1992. – 284 с.

4. Алябьева, Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 – 8 лет [Текст] / Е.А. Алябьева. – М. : Сфера, 2005. – 185 с.

5. Астапов, В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст] / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - 2-е изд. – СПб : Питер, 2008. – 256 с.

6. Бадалян, Л.О. Невропатология [Текст] / Л.О. Бадалян. – М. : «Академия», 2001 – 384 с.

7. Базарный, В.Ф. Зрение у детей [Текст] / В.Ф. Базарный. – Новосибирск : Наука, 1991. – 174 с.

8. Барабанщиков, В.А. Динамика зрительного восприятия [Текст] / В.А. Барабанщиков. – М. : Наука, 1996. - 161 с.

9. Башаева ,Т.В. Развитие восприятия у детей [Текст] / Т.В. Башаева. – Ярославль, 1997. – 240 с.

10. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1995. – 144 с.

11. Возжаева, Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов [Текст] / Ф.С. Возжаева // Социс. – №6. – 2002. – С. 116-121.

12. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М. : Просвщение, 1996. – 158 с.

13. Воспитание слабовидящего ребенка в семье [Текст] / Под ред. В.П. Ермакова, А.А. Щегловой. – М. : Просвещение, 1986. – 312 с.

14. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : изд. Акад. пед. Наук РСФСР, 1956. – 320 с.

15. Головнева, Н.Я. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе [Текст] / Н.Я. Головнева, М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова. – СПб : «Дельта», 2000. – 288 с.

16. Головнева, Н.Я. Подготовка к школе [Текст] / Н.Я. Головнева, М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова. – СПб : Дельта, 2001. – 158 с.

17. Григорьева, Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей [Текст] / Л.П. Григорьева // Дефектология. – 2007. - №3.

18. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст] / И.С. Гринченко. – М. : «ЦГЛ», 2002. – 80 с.

19. Давыдов, В.В. Психологический словарь [Текст] / В.В. Давыдов. – М. : Просвещение, 1983. – 117 с.

20. Дети с отклонения в развитии [Текст]. – М. : АКВАРИУМ ЛТД, 2001. – 128 с.

21. Дошкольное воспитание аномальных детей [Текст] / Под редакцией Л.П. Носковой. – М. : Просвещение, 1993. – 224с.

22. Дубровина, И.В. Психокоррекционная работа с детьми [Текст] / И.В. Дубровина. – М. : Академия, 1998. – 432 с.

23. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и вос­питание детей с нарушениями зрения [Текст] / В.П. Ермаков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

24. Земцова, М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения [Текст] / М.И. Земцева. – М.: Просвещение, 1973. – 178 с.

25. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст] / О.Н. Истратова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 317 с.

26. Каплан, А.И., Если ребенок плохо видит [Текст] / А.И. Каплан, Н.Г. Морозова. – М. : Педагогика, 1969. – 235 с.

27. Катаева, А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] / А.А. Катаева. М. : Владос, 2001.

28. Кащенко, Т.П. Комплексное лечение ко­соглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специа­лизированных дошкольных учреждениях [Текст] / Т.П. Кащенко, Л.А. Григорян. – М. : Дело, 1994. – 32 с.

29. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей [Текст] / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М. : Просвещение, 2007.

30. Литвак, А.Г. Практикум по тифлопсихологии [Текст] / А.Г. Литвак. – М. : «Просвещение», 1989. – 274 с.

31. Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст] / В.И. Лубовский. – М. : учебное пособие, 2003. – 356 с.

32. Малева, З.П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / З.П. Малева. – Челябинск, 2003 – 118 с.

33. Малева, З.П. Подготовка детей дошколь­ного возраста к лечению на специальных ме­дицинских аппаратах [Текст] / З.П. Малева. – Челя­бинск : Изд-во ЧИПКРО, 2001. – 72 с.

34. Малева, З.П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / З.П. Малеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – №1. – С. 27-33.

35. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / А.Р. Маллер. – М.: Аркти, 2002. – 175с.

36. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2001 – 220с.

37. Матвеева, Л.Г. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке [Текст] / Л.Г. Матвеева. – М. : «Аст – Пресс» Южно-Уральское книжное изд-во, 1997. – 244 с.

38. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Матюшкин. – М., 1972. – 312 с.

39. Мир детства. Дошкольник [Текст] / под ред. А.Г. Хрипковой. – М. : Просвещение, 1979. – 254 с.

40. Миронова, Д.М. Игра в развитии активности детей [Текст] / Д.М. Миронова. – Минск, 1989.

41. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Просвещение, 1979.

42. Никулина, Г.В. Охраняем и развиваем зре­ние. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначе­ния / Г.В. Никулина. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.- 128 с.

43. Обухова, Л.Ф. Этапы развития дошкольного мышления [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М. : «Просвещение», 1972. – 312 с.

44. Осипова, Л.Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: Методическое пособие / Л.Б. Осипова. Челябинск, 2005. – 144 с.

45. Основы специальной психологии [Текст] /Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. – М. : «Академия», 2002. – 480 с.

46. Павлова, А.М. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий [Текст] / авт.-сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград : Учитель, 2009. - 186 с.

47. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова – М.: Флинта, 2002. – 104с.

48. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст]: Учебное пособие / Л.И. Плаксина. – М. : РАОИКП, 1999. – 354 с.

49. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе обучения математике [Текст]. – Калуга, 1998. – 118 с.

50. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. – М., 1998. – 262 с.

51. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов [Текст] / М.А. Поваляева. – Ростов н/Дону : «Феникс», 2002. – 352 с.

52. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии [Текст] /Под ред. Л.В. Шапковой. –СПб. : «Детство-пресс», 2002. – 169 с.

53. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М. : «Экзамен», 2003. – 256 с.

54. Ремезова, Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 3-4 лет [Текст] / Л.А. Ремезова. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 64 с.

55. Ремезова, Л.А. Обучение дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала: Книга для работников детских садов и родителей [Текст] / Л.А. Ремезова. – Самара : Изд-во СГПУ, 2003. - 210 с.

56. Сековец, Л.С.Коррекционно-педагогическая работа по физическому вос­питанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / Л.С. Сековец. – Н.Новгород : Изд. Ю.А.Николаев, 2000. – 168 с.

57. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н.Я. Семаго. – М. : АРКТИ, 2000. – 208 с.

58. Семенов, Л.А., Солнцева Л.И. Психолого-педагогические основы ориентирования в пространстве и мобильности [Текст]. – М., 1989.

59. Солнцева, Л.И. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родите­лям: Практическое пособие [Текст] / Л.И. Солнцева, СМ. Хорош. – 2-е изд. – М. : Издательство «Экзамен», 2004. – 128 с.

60. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Под редакцией Стребелевой Е.А. – М. : Издательский центр «Академия», 2001, 312с.

61. Стеблева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога [Текст] / Е.А. Стеблева. – М. : Владос, 2004. – 179 с.

62. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2003. – 672 с.

63. Субботина, Л.Ю. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника [Текст] / Л.Ю. Субботина. – Ярославль : ИЦ «Академия Холдинг», 2001. – 354 с.

64. Учение и зрение: методическое пособие по охране, гигиене и профилактике зрения [Текст] / Сост. З.П. Малева. – Челябинск, 2002 – 127с.

65. Фирстова, Р.Н. Методические рекоменда­ции по организации плеопто-ортоптических кабинетов при школах для слабовидя­щих детей [Текст] / Р.Н. Фирстова. – Свердловск : Изд-во УГТУ, 1974. – 46 с.

66. Характеристика состояния здоровья детей с нарушением зрения [Текст] / М. Н. Салова, Т. Ф. Абрамова, Л. А. Жданова // Вестн. Ивановской медицинской академии. -2011. - Т. 16, № 4. - С. 41-44.

67. Циркин, С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст]. – СПб, 2000. – 156 с.

68. Шаграева, О.А. Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.

69. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / под. ред. Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 252с.

Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. [Текст] / Е.А.Янушко. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. – 56 с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.