Сделай Сам Свою Работу на 5

Драматическое мастерство Островского и проблема нац хар-ра в его пьесах (на примерах)





Творчество Островского теснейшим образом связано с принципами “натуральной школы”, утверждающей “натуру” в качестве отправного момента в художественном творчестве. Не случайно Добролюбов называл пьесы Островского “пьесами жизни”. Говоря о своеобразии драматического действия у Островского, Добролюбов замечал: “Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни”.

Эта “общая обстановка жизни” обнаруживается пьесах Островского в самых повседневных, обычных фактах жизни, в мельчайших изменениях души человека. Говоря о “быте этого темного царства”, который стал главным объектом изображения в пьесах драматурга, Добролюбов отмечал, что “вечная вражда господствует между его обитателями. Тут все в войне”.

О. – драматург социально-психологический, традиционная манера изображения действительности, четко виден конфликт, всегда есть + и – герой. О. приходит в лит-ру в 1849г. – пьеса «Свои люди, сочтемся» (комедия-обман).О. считал, что драматургия должна быть: национальной, народной (носитель – народ), пьесы должны быть обличительного хар-ра. О. примкнул к молод редакции журн «Москвитянин» (славянофильский ж, издавал Погодин). Они изучали нравственную душу рус народа. Впервые для О. открываются не только «-», но и «+» черты рус народа, после этого он начинает изображать «луч света в темном царстве». Темное царство – купечество, буржуазия.



В творчестве Островского запечатлен колорит русской жизни в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков, в смене общественных условий, в приверженности национальному укладу, в контрастах и самобытности национального характера; отражен нравственный идеал народа. Сквозная ТЕМА драматургического творчества Островского: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющимся укладом. В своих последующих пьесах «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется» (1852—1855) драматург попытался отразить поэзию народного БЫТА: «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», — писал он. Верное воспроизведение быта и нравов Замоскворечья выходило за пределы только “физиологического” описания, писатель не ограничился лишь верной внешней картиной быта. Он стремится отыскать в русской действительности положительные начала, что, прежде всего, сказалось в сочувственном изображении “маленького” человека.



Островский на позднем этапе своего творчества создает и образцовые произведения в жанре ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДРАМЫ («Бесприданница», 1878, «Таланты и поклонники», 1881, «Без вины виноватые», 1884). Драматург в названных пьесах расширяет, психологически обогащает сценические характеры. характеры и ситуации оказываются способными меняться непредвиденным образом, демонстрируя тем самым неоднозначность, противоречивость внутренней жизни человека, непредсказуемость каждой житейской ситуации. Паратов — это не только «фатальный мужчина», роковой возлюбленный Ларисы Огудаловой, но и человек простого, грубого житейского расчета; Карандышев — не только «маленький человек», терпящий циничных «хозяев жизни», но и личность с необъятным, болезненным самолюбием; Лариса — не только страдающая от любви героиня, идеально отличающаяся от окружающей её среды, но и находящаяся под влиянием ложных идеалов («Бесприданница»). ОСТРОВСКИЙ И ТЕАТР. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.



Основные идеи реформы театра: театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров); неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях; ставка на всю труппу, а не на одного актёра; «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать».

Раскрытие русского национального характера в женском типе — традиционное решение проблемы в русской литературе.

Драма А.Н. Островского "Гроза" была опубликована в 1960 г. В произведении отразились впечатления от путешествия писателя по Волге. Но не какой-то определенный волжский город и не какие-то конкретные лица изображены в "Грозе". Все свои наблюдения над жизнью Поволжья Островский переработал и превратил их в глубоко типичные картины русской жизни.Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. Катерина - русский национальный характер. Прежде всего, это отражено Островским в речи героини. Когда она говорит, кажется, что она поет. В речи Катерины, связанной с простым на родом, воспитанной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Поражает естественность, искренность, простота героини. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. Взглянем на религиозность Катерины. Это не ханжество Кабанихи, а по-детски неподдельная вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением ("И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войдуЕ"),драма завершается нравственной победой и над внешними силами, сковывавшими свободу Катерины, и над темными представлениями, сковывавшими ее волю и разум. И ее решение умереть, лишь бы не остаться рабой, выражает, по Добролюбову, "потребность возникшего движения русской жизни".

Критик назвал Катерину характером народным, национальным, "светлым лучом в темном царстве", имея в виду действенное выражение в ней непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс.

11. поэзия Некрасова: тематика, хар-р образности, жанрово-стилевая многоплановость. Лирический герой и «ролевая» лирика.

Н. – выходец и з помещ семьи, но рано поссорился с отцом, сам устраивал свою жизнь. В 1841, заняв денег, опубликовал свой перв сборник «Мечты и звуки». Отзыв на сборник был жестким. Н. скупил весь сборник и сжег. Далее свои ранние пр-я не печатал, был издателем, но как поэт выступил только в 1856 – второй сб., к кот он относился с большой трогательностью, сам отбирал стихи и выстраивал композицию («Стихотворения 1856 год». Сб состоит из 4 разделов и 1 ст-я, кот не входит в состав разделов – «Поэт и гражданин» - некий эпиграф ко всему тв-ву Н.

Основные темы лирики Некрасова

 

1)Тема о назначении поэта и поэзии ("Поэт и гражданин", "Муза", "Элегия")

В н 60гг. – ст Чернышевского «Не начало ли перемен» - посвящена новой постановке темы народа в рус лит-ре. Демократы стали подходить к рус народу без прекоас, стали изображать и все хор, и все плохое. Н. многое от Пушкина унаследовал: Муза его удивительно отзывчива на чужую радость и чужую боль. Народное миропонимание, народный взгляд на вещи органически входят в лирическое сознание Н., придавая его поэзии особый стилистический симфонизм. Это проявилось по-своему даже в его сатирических произведениях.

«Последние песни»-писал умирая. Гл. тема - поэта и поэзии. Стихи к музе. Муза-альтерэго. «Муза-сестра народа и моя». + «Муза пламенной сатиры»

2)Тема Родины и народа ("Размышления у парадного подъезда", "Железная дорога", "Забытая деревня", "Школьник", "Несжатая полоса", "В полном разгаре страда деревенская...")

Стихи Н наполнены могучим чувством сострадания к своему народу, его бесправной, подневольной судьбе, огромным желанием сделать его будущее светлым и прекрасным. Некрасова называют "певцом народного горя". Творчество Н охватывает значительный период русской истории. В его произведениях предстает и крепостническая, и пореформенная Россия, в которой неизменным оставалось нищенское и бесправное положение народа.

Народ в представлении Некрасова – это "сеятель и хранитель" русской земли, создатель всех материальных ценностей, творец жизни на земле. В нем таятся скрытые могучие силы, которые рано или поздно вырвутся на простор. Поэтому Некрасов верит в то, что народ преодолеет все трудности и "широкую, ясную грудью дорогу проложит себе". Но, чтобы наступило это долгожданное время, нужно с колыбели внушать мысли о том, что счастье – не в холопском терпении и покорности, а в борьбе с угнетателями, в бескорыстном труде.

Мысль о бесполезности и безрезультатности просьб и жалоб крестьян к господам находит отражение в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" (1858), в котором автор с огромной обобщающей силой рисует угнетенное положение русского народа. Перед глазами лирического героя разыгрывается типичная сцена. Крестьяне-ходатаи приходят к парадному подъезду в поисках защиты от произвола мироедов у влиятельного петербургского сановника. "С выраженьем надежды и муки" обращаются они к швейцару, прося допустить их к вельможе и предлагая жалкие крестьянские гроши.

Эта сцена, выразительно, реалистически нарисованная автором, вызывает естественное чувство сострадания к униженному, подневольному народу. В этом эпизоде явственно проступают такие черты русского крестьянства, как смирение, покорность, привычка безропотно подчиняться силе. Ведь мужики не делают никакой попытки добиться аудиенции у вельможи, чтобы выполнить возложенную на них миссию, а ведь "брели-то долгонько они из каких-нибудь дальних губерний". Прогнанные швейцаром, они "с непокрытыми шли головами". Эта выразительная деталь подчеркивает пассивность крестьянства, неумение отстаивать свои права.

С др стороны в духе нов отнош к народу подчерк инициативное начало в народе (Огородник, Колыбельная)

3)Идеал общественного деятеля ("Памяти Добролюбова", "Белинский", "Несчастные")

 

В стихах Некрасова появляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью Родины, способен отдать за неё жизнь. В поэтических раздумьях поэта запечатлены черты лучших людей времени и индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского. В творчестве

4)Некрасов - поэт-сатирик ("Нравственный человек"). Представители господского класса (смех сквозь грех и презрение). Схожа с сатирич темой С-Щ. К этой теме Н предельно субъективен.

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Сатира близка С-Щ, направлена не на конкрет людей, а на болезни общества. Сатира субъективна, язык иносказат.

 

5)Любовная лирика ("Панаевский цикл", "Мы с тобой бестолковые люди")

 

Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире. Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его с Авдотьей Панаевой. Она была его счастьем и мукой. Вызвала целую серию любовных стихов под названием "Панаевский цикл". Появл не только лир герой, но и лир героиня, кот нах-ся в сложн отношениях. Влюбленные встречаются, сорятся, мирятся и в этом романе утверждается идеал заботливой, ласковой женщины, подруги, как опоры в трудной, жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки. Создает «новую интимность». Слив личное и социал. Любовь впис в рамки общест. Лирич переживание перераст в гражд пафос и наоборот

6) Тема нов человека, героя-заступника. Н. впервые в рус поэзии создает психол модель героя-разночинца. Особая форма стиха- «ролевая» лирика. (Корман, Лирика Н – его концепция связана с авторской позицией, лир героем). Н. стремился к объективации лирики. Н. воссоздает чужое сознание, играет как бы чужую роль (огородника…). Ролевые стихи – это лирическая форма владения эпическим содержанием. Н. стремится не выразить свои ч-ва, а выразить социум, кот он наблюдает. Повест-е ведется от лица др. чел. В первом разделе сборника 1856 г. определились не только пути роста народного самосознания, но и разные формы изображения народной жизни в творчестве Н. Стихотворение "В дороге" -- это начальный этап: здесь лирическое "я" поэта еще отстранено от сознания ямщика, голос героя звучит самостоятельно и независимо от голоса автора. В форме такой "ролевой лирики" написаны у Некрасова многие стихи -- "В деревне", "Вино", "Пьяница" и др. Но по мере того как в народной жизни открывается высокое нравственное содержание, "ролевая лирика" сменяется более утонченной формой поэтического "многоголосия": исчезает лирическая разобщенность, и голос поэта сливается с голосом народа: "Знаю: батька на сынишку / Издержал последний грош". Так мог сказать об отце школьника его деревенский сосед. Но говорит-то здесь Н.: народные интонации, сам* речевой склад народного языка родственно принял он в свою душу.

 

Новаторство в произведениях Некрасова

 

1. Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, нужды стремления.

 

2. Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязных петербургских улицах, о крестьянине, который "под пьяную руку бивал мужиков", о труде бурлаков и т.д.

 

3. Новые герои вносят в стихи и новую речь - подчас грубую, неблагозвучную, с точки зрения сторонников чистого искусства.

 

4. Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

 

5. Для лирики Некрасова характерен полифонизм (многоголосье): голоса автора и героев сливаются.

 

6. Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба, глубоко его волнуют, поэтому поэзия его социальна: отражает вопросы общественного устройства человеческих отношений, всегда проникнута гражданственностью.

 

Прозаизация стиха (чтоб была не хуже презренной прозы (Н)), стихи сюжетны, чтоб поэзия была ближе, понятнее народу. Трехстопные размеры.

 

Н. понимает, что своим творчеством он прокладывал новые пути в поэтическом искусстве. Только он решался на недопустимую на прошлом этапе развития русской поэзии стилистическую дерзость, на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения. Он совершил существенное обновление традиционных жанров русской поэзии: ввел гражданские мотивы в элегию ("Элегия"), политические инвективы в романс ("Еще тройка", 1867), социальные проблемы в балладу ("Секрет.Опыт современной баллады", 1855). Н. расширил возможности поэтического языка, включая в лирику сюжетно-повествовательное начало ("В дороге"), элементы фельетона ("Чиновник", 1844), традиции физиологического очерка ("Пьяница", 1845). Н. творчески освоил, приобщив к современной поэзии, русский фольклор: склонность к песенным ритмам и интонациям, использование анафор, параллелизмов, повторов, "тягучих" трехсложных размеров (дактиля, анапеста) с глагольными рифмами, применение фольклорной гиперболы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.