Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия и поэтика романа Анна Каренина.





Философ. Лирика Тютчева: тематика, мотивы, хар-р образности, лир. Герой, проблема эволюции.

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) – это лирич. поэт-романтик, основывавшийся на традициях Жуковского и нем. романтич. культуры, но на их основе развил новую тематику – не религиозную, как у них, а философско-идеалистическую. Ф. И. Тютчев — гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Певец природы, остро ощущавший космос, прекрасный мастер стихотворного пейзажа, выражающего эмоции человека.

Т. рано стал писать стихи, рано был принят в общ-во любителей словесности. После окончания университета уезжает в Германию на службу (1836 – публикация в журн. «Современник» Пушкина «Стихи , присланные из Германии»), возвращ в 1848 г. Т-во разбилось на 2 периода: 1) 20-30е гг. - (Ориент на миф образы, на рус романтизм (Лерм, Баратын)+немецкая философия)Т. никогда не считал себя поэтом, пренебрежит относится к своим стихам, многое утеряно, 2) 50-60е гг.( Связь с действительностью. Чувства, впечатления носят жизненную тематику).В 1850 нов редактор «Современника» Некрасов написал статью «Русский второстепенный поэт», выделил Т. как первостепенного поэта, полностью перепечатал подборку 1836, это событие стало переломным для тв-ва Т. В 1854 – выходит сб стихотворений Т.



Поэзия Т. – продолжение линии рус филос поэзии (школа любомудров), связанной с нем филос культурой (взгляды на мир Шеллингп и Т. совпадают, двойственность бытия)

Идея двойственности бытия :

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги, —

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!..

Главные темы поэта-философа: представление о мироздании и представление о чел-ке.

Тема мироздания - стих-е«День и ночь» (1839) - истинный мир – это ночной мир, день – покров, кот. Наброшен на мир, кот скрывает тайну бытия, но чел-ку в дневном мире спокойнее. День и ночь — символы двух различных стихий космоса, светлой и темной, которую Тютчев называет “хаосом”, олицетворением “бездны безымянной”.

Отношение чел-ка к действ-ти: мир пугает чел-ка и в то же время он хочет обрести гармонию с окруж миром (с. «Весна»). Двойственен и сам чел-к (Т. сравнивает чел-ка с мыслящим тростником, этот образ подчеркивает и хрупкость, и силу (мыслящий)). Познание мира тоже двойственно (гноссология). Ст-е «Фонтан» («Какой закон непостижимый/Тебя страшит, тебя мятет?») - познание истины, почему чел-к не может понять мир.



Част у него мотив мимолетности жизни («Сижу задумчив я один…»

…Былое - было ли когда?

Что ныне - будет ли всегда?..

Оно пройдет -

Пройдет оно, как все прошло,

И канет в темное жерло

За годом год

Единство его поэзии придает эмоциональный тон — постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца.

Природа у Тютчева чаще всего, если можно так сказать, катастрофична и восприятие ее трагедийно. Таковы, например, стихотворения “Бессонница”, “Видение”, “Последний катаклизм”, “Как океан объемлет шар земной...”, “О чем ты воешь, ветр ночной?..”. Ночью у бодрствующего поэта открывается внутреннее пророческое зрение и за покоем дневной природы он прозревает стихию хаоса, чреватого катастрофами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (для него вообще жизнь человека на земле есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего последнего часа: “И наша жизнь стоит пред нами,/ Как призрак, на краю земли” («Бессонница»). В то же время поэт признает, что голос хаоса, слышимый ночью, хотя и непонятен человеку, тем не менее глубоко родствен настроению его смятенной души. “О, страшных песен сих не пой/ Про древний хаос, про родной!” — заклинает поэт “ветр ночной”, но продолжает стихотворение так: “Как жадно мир души ночной/ Внимает повести любимой!”



Жизнь человеческой души повторяет и воспроизводит состояние природы — главная мысль стихотворений философско-антропологического цикла: “Цицерон”, “Как над горячею золой...”, “Душа моя — Элизиум теней...”, “Не то, что мните вы, природа!..”, “Слезы людские, о слезы людские...”, “Волна и дума”, “Два голоса”.В жизни человека и общества те же бури, ночь, закат, тот же рок (об этом стихотворение “Цицерон” с его знаменитыми строками: “Блажен, кто посетил сей мир/ В его минуты роковые”). Отсюда острое ощущение конечности бытия (“Как над горячею золой...”, “Два голоса”).

Столь же катастрофична и гибельна для человека любовь (“О, как убийственно мы любим...”, “Предопределение”, “Последняя любовь”).

У него часта антитеза вечности мироздания и мимолетности жизни («Через ливонские я проезжал поля…» - 1830, «От жизни той, что бушевала здесь…» - 1871). Худ.своеобразие: олицетворения, образный параллелизм, оценочные эпитеты, обращения.

Любовная лирика Т. пронизана мощным драматичным, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами его личной жизни. Он пережил смерть любимой женщины, оставившую в душе незаживающую рану. Шедевры любовной лирики Тютчева родились из подлинной боли, страданий, чувства невосполнимой утраты, ощущения вины и раскаяния.

Наивысшим достижением любовной лирики Т является так называемый "Денисьевский цикл", посвященный любви, пережитой поэтом "на склоне лет" к Елене Александровне Денисьевой. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет, закончившись смертью Денисьевой от чахотки в 1864 году. Но в глазах общества это были "беззаконные", постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от "суда людского". Ст-е «О, как убийственно мы любим»:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Любовь для Т — это тайна, высший дар судьбы. Она волнующа, причудлива и неподконтрольна («Предопределение»). Смутное влечение, таящееся в глубине души, неожиданно прорывается взрывом страсти. Нежность и самопожертвование могут нежданно превратиться в "поединок роковой":

Любовь, любовь -

гласит преданье -

Союз души с душой родной -

Их соединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

Цикл политич стихов. Т. был консервативного взгляда. Ст-е «14 декабря 1825г.» (Вас развратило самовластье, и меч его вас погубил») – Т. не признавал революционного развития истории. Он был врагом радикализма. Самое сильное политич ст-е «Наш век», оно парадоксально, как все у Т. («Не плоть, а дух растлился в наши дни»). Ощущение Т – трагическое аосприятие чел-ка в социуме.

Поэтические принципы Тютчева: 1. полные параллели между явлениями природы и состоянием души. Граница между ними стирается (дума за думой, волна за волной) 2. на слиянии внутреннего и внешнего построены эпитеты Тютчева. 3. Тютчев – родоначальник поэзии намёков. 4. фрагментарность: сознательная недоконченность, установка на отрывок. Но они получаются завершенными во многом за счет антитезы. (2 голоса – день и ночь). 5. ораторское начало в лирике (это позволяет антитеза): риторичность, ораторские жесты. 6. особый язык – «изысканно-архаический». Обилие эпитетов. 7. Тютчев любит сближать слова разных лексических рядов – текучесть предметов, их новое рождение. 8. мифологическая персонификация (одушевление природы). 9. мифотворчество, в которое переходит персонализация. «Весенняя гроза» - стих о том, как рождается мир.10. изысканность метра. 11. особая мелодичность стиха.

 

Т был поэтом, в творчестве которого соединились в яркой форме идейное содержание с исключительной поэтической силой, с богатством образности и музыкальности.

Философия и поэтика романа Анна Каренина.

Фет назвал его "живорожденное произведение".

К.леонтьев выразился так:"это не произведение.Это кусок жизни." Толстому удалось изобразить жизнь со всей невыразимой сложностью.

Анна Каренина - эстетически завершенный текст, потому что автору удалось передать веяния эпохи.

В романе акцент ставится на личном нравственнно выборе. В Войне и Мире герои надеются на мудрую стихийность, прислушиваются к жизни и надеются, что все устроится. Анна Каренина - это выбор в пользу одного или другого.Здесь есть перекличка с Чернышевским "Что делать?" - чел.осущ. выбор через семью.

Герои должны осуществлять свой выбор в одной сфере - в семье. Семья - это опыт жизни с другими людьми. В романе представлен целый рядо мнений на семью и дается два тпа семьи: Китти и Левин, и Анна и Вронский. Главное ядро - прав тот, кто счастлив, а не тот, кто одерживает победу в ссорах. Но роман не только погружает в проблемы семьи. Он находит и философский аспект жизни. В это время Толстой очень много размышляет о серьезности и призрачности жизни "привязан ты к жизни головой и душой, или играешь роль, или действительно живешь".Основное стремление, движущее людьми - это удовольствие. Толстой считает, что есть вечный соблаз и прожить нелегко. и жить нужно так же серьезно как умираешь. настоящая жизнь - это та, которая идет по осознаваемому высшему закону. Жизнь же руковоствуется похотью, страстями, и есть только преддверие жизни -так писал в своем дневнике Толстой. Что такое нравственный закон? Толстой считает, что люди обладают им изначально, но в рамках светской жизни теряют его. Опрделение нравственного закона дает няня Левина:"Было бы здоровье, да совесть чиста".

Толстой показывает путь своих героев, переход от одного взгляда к другому. Но нравственный закон должен быть для всех один. Здесь важен путь Анны и левина. Путь Анны - трагический, путь левина - эпический. Их жизни сопровождает целая система символов, коорые объединяю героев.(сила свечи как символ жизни). И здесь важна финальная свеча, которая развевает мрак. Анна видит картины детства и толстой тем самым вовзращает ее на ступень добра. еще важно упомнять эпиграф "Мне отмщение, и Аз воздам" - заложена тема вины и наказания. Но Анна неподсудна людскому суду.(и в этом отношении важно упомнять, что Достоевский тоже считал, что людской суд - не есть тот самый суд). есть символика, которая разрушает состояние гармоничности(мотив открытой двери - разрыв статики,мотив двоения, то тепло, то холодно - нарушение равновесия. Для Анны важен теневой аспект - трагически высвечивает ее путь). Эрих Фромм говорил "Мы не свободны в своих последних решениях,но на более раннем этапе, пока еще не заптались в своих страстях, можно обрести возможнсть изменения себя". Анна живет, руководимая страстью. Ее нарвственный закон вырвался из-под власти. Она сосредотачивается на свое страсти, а сосредоточенность на одном - это всегда ведет к краху жизни.

В.В. Набоков заметил: «Союз Анны и Вронского основан лишь на физической любви и потому обречен». Вот почему Толстой считает эту любовь «незаконной» и осуждает ее, но эти важные причины авторского осуждения иные, чем у лицемерного светского общества. К концу жизни, в финальном монологе, Анна приходит к выводу, что все ложь, все обман, зло. Она видит несовершенство жизни. И она отрицаеьт жизнь. Тут Толстой показывает, что нет надежды на то, что человек выберет добро, как считал Фромм, если человек отрицает саму жизнь.

Вторая линия связана с Левиным. "Помещик,добывающий веру в Бога от мужика". Левин отказывается от личного в пользу общего. у него есть общественный обзяанности, и для того, чтобы излечить свою душевную рану, нужно понять, что ты один из многих. левина сопровождает символика неба. Он всегда смотрит на небо. ( в сцене с грозой, или когда умер его брат).

Художественный язык романа анна Каренина во многом отличается от языка, которым написала Война и Мир. Повествование в Анне дрматизируется, польску автор выделяет трагедийную линию. великую философскую и художественную задачу автор «Анны Карениной» смог решить с помощью уникального метода «диалектики души», показал «текучего», непрерывно меняющегося человека в вечном противоречивом движении его мыслей и чувств, умело использовал «энергию заблуждения» мечущейся личности: «Во взгляде … автора на виновность и преступность людей ясно усматривается, что никакой муравейник, никакое торжество «четвертого сословия», никакое уничтожение бедности, никакая организация труда не спасут человечество от ненормальности, а следственно, и от виновности и преступности. Выражено это в огромной психологической разработке души человеческой, с страшной глубиною и силою, с небывалым доселе у нас реализмом художественного изображения».Толстовские характеры рождаются из непрерывной смены психологических состояний, в их столкновениях с другими людьми и реальностью, движутся неожиданным и для самого человека открытием, внезапным осознанием подлинных внешних и внутренних причин тех или иных его мыслей и поступков. Люди в «Анне Карениной» живут в разных, простых и сложных формах лжи, зла и самообмана, но упорно добиваются общего идеала добра и правды. Вдруг им открывается реальная истина. Из этого переплетения потоков личных сознаний рождается общее сильное движение толстовской психологической прозы, ее неповторимая художественность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.