Сделай Сам Свою Работу на 5

Творчество М.Н. Муравьева





Русский сентиментализм прежде всего и прочнее всего утвердил свои позиции в лирике. В этом плане показательно поэтическое творчество Муравьева, относящееся к 1770-1880-м годам. Оно носит переходный ха­рактер, является своеобразным мостиком от поэзии классицистов к поэзии сентименталистов. Первые сборники стихотворений Муравьева "Басни в стихах" (1773), "Оды" (1775) еще продолжают традиции классицизма. По­степенно в творчестве Муравьева выстраивается новая идейно-поэтическая система, главное в которой - противопоставление "природы'" и государст­венного "официального" мира, воплощенного в образе города. Наиболее естественным выражением темы природы стала пейзажная лирика ("Ночь", "Роща"). Муравьев стремится как можно полнее отразить в по­эзии личность; каждое проявление жизни представляет для него интерес настолько, насколько оно развивает воображение и чувствительность. Дей­ствительность настолько растворяется в эмоции автора, что почти невоз­можно отделить субъект от объекта. Для новой поэтической задачи требо­вались и новые средства. Гуковский заметил, что поэтический словарь Муравьева ориентируется на особые поэтические слова "сладостного' по­этического характера (приятный, сладкий, живительный и др.). По мере усиления субъективизма поэзии Муравьева, конкретно-вещественные эле­менты описания почти исчезают из нее, заменяясь сначала "морально-оценочной характеристикой, а затем эмоционально-многозначительными формулами. "Сладкий стон", "дар сердца", "сумрак" <...> переходят с не­большими изменениями из одного стихотворения в другое, создавая осо­бый поэтический словарь, призванный передать полутона, оттенки на­строения" (Кулакова Л.И. Муравьев / Л.И.Кулакова // История русской ли­тературы. - М., 1947. - Т. 4. - С. 459).



В поэзии Муравьева можно выделить три разновидности лирических мотивов: идиллические ("Ночь", "Сельская жизнь", "Роща"), элегические ("Письмо к A.M. Брянчанинову", "К Хемницеру''), медитативные ("Время", "Размышление"). В то же время Муравьев связан с представителями французской "легкой поэзии" второй половины XVIII века, которая несет новое, подчас ироническое отношение к миру. Стихотворениями "Зима". "Примирение". "Бедственное положение" Муравьев стремится доставить удовольствие читателю, принести мир его душе.



Н.М. Карамзин

Литературная деятельность Карамзина и представителей его школы имеет огромное значение не только в истории русского сентиментализма, но всей русской литературы.

"Письма русского путешественника" - первое значительное произ­ведение Карамзина. Записки о путешествиях были одним из наиболее рас­пространенных жанров сентиментализма. "Письма" Карамзина существен­но отличаются от жанрового типа "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева, целиком построенного на внешнем материале; отличаются они и от "Сентиментального путешествия'" Стерна, в котором материал наблю­дений и описаний поглощен лирикой, самораскрытием психологии героя-автора. Субъективное начало в большой степени свойственно книге Ка­рамзина, но оно не поглощает всего ее материала. В содержании "Писем" следует отметить две особенности: с одной стороны, автор дает множество объективных, научно-образовательных сведений о странах, городах, зна­менитых людях. И вместе с тем он отводит много места передаче чисто субъективных впечатлений и переживаний, чувств и идей, вызванных уви­денным и услышанным. "'Письма" Карамзина называют энциклопедией за­падной жизни и культуры для русского читателя

Много места в переживаниях путешественника занимает "чувство" природы. Впервые в русской литературе пейзаж был дан в неотъемлемой связи с соответствующим душевным настроением автора. Чувство красоты и величия природы иногда переходит у Карамзина в религиозные пережи­вания.



Весь обширный информационный материал объединен в "Письмах" личностью автора - героя книги. Весь объективный материал Карамзин показывает не сам по себе, а как свое личное переживание. Писатель соз­дает новый для русской литературы тип путешественника. Ю.М. Лотман увидел в карамзинском герое совмещение ''в одном лице литературного амплуа чувствительного человека, щеголя и педанта". С точки зрения ис­следователя, 'уже сама несовместимость такого совмещения делает его исполненным значения и кроме того, это дает создаваемому таким спосо­бом образу большую внутреннюю свободу, непредсказуемость его поведе­ния для читателя'' (Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина / Ю.М. Лотман. - М.. 1487. - С 24).

И в дальнейшем авторское отношение к изображаемому будет пронизывать все произведения Карамзина. Писатель не считает возмож­ным до конца анализировать, разлагать на составные части чувство и на­строения, которые у него не сопровождают действия героя, а являются главным содержанием произведения, Задача Карамзина - вызвать своим произведением у читателя ответные эмоции, преодолевающие трагизм подлинной действительности, — тихую грусть и умиление. Целый мир эмоций открывала читателю повесть "Бедная Лиза".\

 

Повести Карамзина

Повести Карамзина заняли почетное место в истории литературы благодаря своему жанрово-стилистическому новаторству и разнообразию идей и образов. Для подробного анализа предлагается "Бедная Лиза" как образец сентиментальной повести и "Остров Борнгольм", представляющий предромантизм в русской литературе.

В повести "Бедная Лиза" нашла свое преломление этико-эстетическая программа Карамзина. С точки зрения писателя, только ис­кусство развивает душу и способствует зарождению внутренней потребно­сти к добру. Искусство должно быть свободным от нравоучения. "Сво­бодное от морализаторства искусство и способно морально воспитывать читателя", - пишет Ю.М.Лотман о позиции Карамзина в 1790-е голы. В "Бедной Лизе"' на передний план выдвигается этическая проблема, что по­зволило ряду исследователей, в том числе Гуковскому, Благому, Пиксанову, утверждать, что этический конфликт заменил социальный. И все же со­циальная проблематика в повести не снимается: "Автор показал и проти­воположные социальные характеры крестьянки и дворянина, и их отноше­ние к любви'' (Орлов П.А. Русский сентиментализм / П.А. Орлов. - М., 1977. - С.213). Показательна гуманно-демократическая тенденция повес­ти: ''И крестьянки любить умеют". "Свободное от морализаторства искус­ство'" не требовало прямого осуждения Эраста как дворянина-соблазнителя: чувства грусти и сожаления автор распространяет не только на Лизу, но и на виновника ее гибели, создавая, по сути, новый тип героя в литературе - "слабого" человек. В свои произведения Карамзин вводит те­матику "заблуждения сердца". Новыми для русской литературы оказыва­ются и такие темы, как падение женщины, самоубийство от любви, любов­ный треугольник или инцест. Новые темы требовали и новых средств для своего выражения. Средс1вом создания психологической сложности обра­зов главных героев повести становится динамика и изменчивость чувства. Анализируя систему образов произведения, нужно учитывать ее связь с реализацией идейно-художественного замысла Карамзина.

Не менее важное место, чем рассказ о действующих лицах, занима­ют в повести описания природы. Природа становится действующим лицом произведения. Необходимо определить функции пейзажа в повести, дать типологию пейзажных зарисовок, понять, что нового вносит Карамзин в изображение мира природы, его связи с миром человека.

Карамзина называют зачинателем новой художественно- повествовательной прозы. Исследователи отмечают близость карамзинской прозы, изобилующей поэтическими фигурами и тропами, к стихо­творной речи. При анализе повести нужно определить роль речевой харак­теристики, интонации, мимики, жеста, художественной детали в создании образа-Повести «Остров Борнгольм", "Сиерра-Морена", "'Афинская жизнь" являются образцами русского предромантизма. Исследователи сопостав­ляют их с "романом тайн" А. Радклиф, европейской предромантической прозой, видят в ''Острове Борнгольм" интерпретацию готического ''романа ужасов". Повести "Остров Борнгольм" свойственны предромантические мотивы двоемирия, мировой скорби, тайны, роковой любви, инцеста. Ис­точником нравственных противоречий героев является антитеза "свобода-мораль". Героиня повести на вопрос путешественника, невинно ли ее сердце, отвечает: "Сердце мое могло быть в заблуждении", и этот ответ совпадает с мыслью Карамзина, высказанной в "Разговоре о счастии": "За­блуждение сердца, безрассудность, недостаток в просвещении виною дурных дел". Следовательно, основой нравственных законов является не только сердце, но и разум.

Новаторство Карамзина проявляется не только в тематике повести, но и в композиционном решении произведения. Выясняя, из каких частей состоит "Остров Борнгольм", нужно определить критерии их выделения и типы связи между отдельными частями. Композицию повести можно на­звать "разорванной": она ведется романтическими отрывками, как потом будет строить свои поэмы Байрон.

Необходимо разобраться и в особенностях изображения человека в предромантическое произведениях, охарактеризовать систему образов по­вести "Остров Борнгольм", связывая ее с художественным воплощением в произведении идеи противостояния личности и общества. Особого внима­ния заслуживает образ повествователя. Сравнивая его с авторским "я" "Писем русского путешественника", Ю.М. Лотман замечает, что '"рассказ­чик - все тот же путешественник, но рассказ его приобретает лирические романтические черты, проза начитает напоминать поэзию. А реальное пу­тешествие всё более явственно превращается в воображаемое. Автор <...> подается читателю как равноправный двойник реального писателя" (Лот­ман Ю.М.Указанное сочинение / Ю.М. Лотман. - С. 256).

Пейзажные зарисовки в повести можно разделить на сентименталь­ные и предромантические. Для ответа на вопрос, что нового появляется в повести "Остров Борнгольм" в принципах изображения природы и в функ­циях пейзажа, предлагается сравнить пейзажные зарисовки в повестях Ка­рамзина ''Бедная Лиза" и "Остров Борнгольм'. Существенное значение имеет и ответ на вопрос, почему Карамзин переносит действие в Сканди­навию. В завершении нужно определить значение творчества Карамзина в истории русского романтизма.

Начиная с 1790-х годов, Карамзин ищет новых форм. Романтические повести сменяются бытовыми повестями на современном материале русской дворянской жизни. В своих повестях Карамзин открыл проблему характера, психологического анализа героя (''Юлия"). Карамзин хотел не только анализировать человеческую душевную жизнь, но и по­строить индивидуальный характер ("Чувствительный и холодный'", "Ры­царь нашего времени") Карамзин узаконил повествовательные жанры прозы - повесть, новеллу, разработал жанр очерка. Проза Карамзина имела большое значение для становления русского реалистического психологи­ческого романа.

 

Поэзия Карамзина

Основная поэтическая задача Карамзина - создание субъективной и психологической лирики, выражения настроений души: поэт должен "вы­ражать оттенки разных чувств, не мысли оглашать". Общественно-политическое содержание сознательно обходится Карамзиным-поэтом. Гражданской, государственной и героической тематике классицизма про­тивопоставляется психологически-личное содержание его поэзии (басня "Соловей, галки и вороны", " Соловей"). От социальных потрясений поэт скрывается под свой "тихий кров", чтобы наслаждаться любовью, друж­бой, природой и переживаниями собственного сердца ("Послание к жен­щинам", "Меланхолия". "Осень", «К разлуке с Петровым", "Плещееву"). Карамзин создает образ поэта-мечтателя, живущего в своих грезах и ин­тимных впечатлениях, которые отличаются изысканной изменчивостью настроений. Новое содержание обуславливало жанровое своеобразие и требовало обновления стихотворных форм. Карамзин писал и оды, и мад­ригалы, и мелкие надписи, и басни, но характерными для Карамзина поэтическими жанрами являются элегии и дружеские послания. Карамзин часто отказывался от ямба, много писал хореем и трехсложными стопами, увлекался белым стихом. "Граф Гваринос" и "Раиса" являются первыми в России опытами романтических баллад.

"Новый слог" Карамзина

Карамзину принадлежит заслуга в создании ''нового слога" в прозе и поэзии на основе сближения книжной речи с разговорной. Карамзин стре­мится создать единый слог "для книг и для общества, чтобы писать, как говорят, и говорить, как пишут". Но из народной речи Карамзин заимству­ет только то, что идет навстречу его сентиментальной эстетике, отвергая все, что ей противостоит. Это определило ограниченность его реформы языка художественной литературы. Призывает Карамзин и к заимствова­нию иностранных слов или к созданию по аналогии с ними новых русских слое (промышленность, влюбленность, общественность и др.). Благодаря реформе Карамзина словарный состав литературного языка в известном направлении расширился, грамматический строй его усовершенствовался, стилистические средства обогатились, что в дальнейшем позволило Пуш­кину установить норм; литературного языка.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.