Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСКУССТВО КОНЦА XVIII ВЕКА





О.С. Евангулова

ПРОГРАММА КУРСА "РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА"

ДЛЯ СТУДЕНТОВ - ИСКУССТВОВЕДОВ

Годовой курс за 3 курсе дневного и вечернего отделений.

ВВЕДЕНИЕ

Основные тенденции историографии.

 

Крайние суждения, уходящие корнями в концепции XIX столетия. Одно из направлений ("славянофильское"), настаивающее на полном отрыве искусства XVIII в. от предшествующего развития. Вытекающее отсюда представление о нем как насильственно привитом, ненациональном и ненародном. Противоположное ("прозападное") течение с его стремлением сгладить границу между искусством Древней Руси и художественным творчеством XVIII столетия, отыскать в его предыстории все элементы нового и, тем самым, уменьшить значение мирового опыта. Современное представление об искусстве XVIII века как первой стадии качественно иного по сравнению с предыдущим этапа - искусства Нового времени (XVIII - начала ХХ вв.).

Источники искусства Нового времени в России: высокий уровень древнерусского искусства и, особенно, успехи его последней стадии - конца XVII века; состояние современного искусства западноевропейских стран, переживших аналогичный процесс; канонизированный художественный опыт Нового времени (трактаты, увражи). Вопрос о темпах развития и основные антиномии искусства петровского времени (средневековое - новое, светское-религиозное, русское - западноевропейское и др.)



 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Принцип дореволюционной историографии - деление искусства по царствованиям. Пришедший ему на смену принцип периодизации по годам. Приемлемость того и другого в силу характерной для России четкой зависимости смены художественного стилей от смены правления.

Первая четверть XVIII в. - искусство петровского времени.

Середина столетия (1730-е -1750-е гг.) - "аннинское" и "елизаветинское" барокко (конец 1750-х гг. - рококо).

Искусство второй половины XVIII в. (1760 - 1790-е гг.) - эпохи Екатерины II и Павла I:

1760 - первая половина 1780-х - ранний классицизм.

Вторая половина 178О-х - до 18ОО г. - зрелый или строгий классицизм. Сентиментализм. Предромантизм.

ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА.

Эпоха реформ Петра I. Образование Российской империи. Отражение в искусстве становления абсолютистского государства. Особая важность периода формирования художественных принципов Нового времени. Сочетание отрицания и приятия. Новые сюжеты и образы, изобразительные средства и материалы. Новые черты в архитектуре (ордер, регулярность, симметрия, анфилада); в пластике (новые композиционные приемы и анатомические представления); в живописи (станковая картина, новые законы перспективы и др). Выполнение задач Ренессанса средствами эпохи Просвещения.



Художественные школы и их специфика. Распад единого эстетического критерия. Проблема Москва - Петербург - провинция.

Система художественного образования в России. Роль пенсионерства за рубежом. Кадровые перемены и проблема поколений. Опережающая роль заказчика.

Проблема многостилья: одновременное проявление на русской почве барокко, рококо, классицизма при преимущественном развитии барокко.

 

 

АРХИТЕКТУРА

Архитектура Москвы

Значение переходного периода - конца 1790-х - первых лет XVIII столетия. "Нарышкинское барокко" и зодчество Нового времени. Культовое строительство - Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила, 1701-1707), вопрос о ее первоначальном состоянии. Церкви Петра и Павла на Новой Басманной и Иоанна Воина на Якиманке. Древнерусская традиция и роль увража как источника для архитектуры этого периода.

Гражданские постройки - Лефортовский (Петровский) дворец (1697-1699, Д.В.Аксамитов). Регулярность и симметрия. Трехчастная композиция и традиции клетского зодчества. Эволюция ордера в обстоятельствах переходного периода. Компромиссный характер трехсветного интерьера и новое размещение религиозного полотна. Усадьба адмирала Ф.А. Головина на Яузе - первый регулярный ансамбль в Москве. Арсенал в Кремле (1702-1736, Д. Иванов, Х. Конрад, М. Чоглоков) и реконструкция его первоначального облика. Триумфальные ворота по поводу петровских викторий, проблемы синтеза архитектуры, живописи, музыки и драматургии в устройстве шествий, празднеств и фейерверков.



Роль Москвы в подготовке к восприятию новых архитектурных принципов.

 

Архитектура Петербурга.

 

Новый тип русского города. Проекты планировки Петербурга (Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини). Основные зоны застройки и принципы регулярного градостроительства. Роль Канцелярии городовых дел (с 1723 г. Канцелярии от строений) в создании новой столицы. Состав архитекторов. Типология общественного, жилого и культового зодчества.

Деятельность Доменико Трезини (около 1670-1734, в России с 1703 г. до смерти). Петропавловский собор (1712-1733) и его реплики. Здание Двенадцати Коллегий (1722-1742, Д. Трезини, М.Г. Земцов, Дж. Трезини), Летний дворец Петра ( Д. Трезини, А. Шлютер, 1710-1714).

Приемы мазанкового строения. “Образцовые" проекты жилых домов. Характерные черты и атрибуционные признаки архитектуры петровского времени ("пилястровый стиль", характер ордера, формы наличников и т.д.). Первый русский музей Кунсткамера (1718-1734, Г.-И. Маттарнови, Н.-Ф. Гербель, Г. Кьявери, М.Г. Земцов). Дворец А.Д. Меншикова на Васильевском острове (1710 -1720-е, Дж.-М. Фонтана, Г. Шедель). Загородные ансамбли - Петергоф, Ораниенбаум, Стрельна. Законы и компоненты регулярного сада (боскеты, перголы, партеры, типы фонтанов).

 

 

СКУЛЬПТУРА

Отношение к объемной пластике в искусстве древней Руси. Традиции церковной деревянной скульптуры.

Обращение к новым темам. Овладение искусством скульптурного бюста, монументальной статуи. Роль медальерного дела. Переход к новым принципам пропорционального построения, приемам композиции многофигурного барельефа, каркасной организации фигуры, характеру обнаженного тела, укрывающего его покрова и др. Материалы скульптуры - восковое и бронзовое литье, белый камень, мрамор, лепнина из алебастра (стук), терракота, резьба по дереву. Большая роль иностранных мастеров в деле приобщении к этому искусству. Русские резчики - создатели декорации триумфальных ворот и иконостасов. Иконостас Петропавловского собора - работаИвана Петровича Зарудного (?-1727).

Скульптура Летнего сада. Состав мастеров. Роль этого ансамбля в приобщении русского зрителя к новой системе аллегорического мышления.

Декоративные рельефы немецкого скульптора Андеаса Шлютера (1664-1714) в России с 1713 г.) на фасадах Летнего дворца. Резные дубовые панно в кабинете Петра I в Большом Петергофском дворце французского мастера Никола Пино (1684-1754, в России с 1716 по 1726 г.)

 

Ведущая роль Бартоломео Карло Растрелли (1675? - 1744, в России с 1716 по 1744 г.). Барокко в пластике и проблемы скульптурного портрета. Бюсты Петра I (1723-1729, ГЭ), А.Д. Меншикова (1716-1717, ГЭ). Монументальные произведения Растрелли: памятник Петру I (1720-1724, отлит в 1745-1746) и скульптурная группа "Анна Иоанновна с арапчонком" (1741, ГРМ). Проект Триумфального столпа в честь Петра I и Северной войны (1720-е гг., ГЭ).

 

ЖИВОПИСЬ

Парсуна (от искаженного слова "персона" - личность). Ее основные особенности и типологические разновидности. Акцент на социальную значимость изображенного, автономный характер образа, специфическое решение проблем "индивидуальное - типическое", "духовное-декоративное". "Портрет-тезис" как сочетание условного иконного пространства и разъясняющих надписей. Особое положение парадного портрета в рост (en pied) и конного (a’ cheval). Портреты царя Алексея Михайловича (1670-е гг., ГИМ), стольника Г.П.Годунова (1686, ГИМ), воеводы И.Е. Власова (1695, Нижегородский худ. музей), боярина Л.К. Нарышкина (1690-е гг., ГИМ), А.Я. Нарышкиной с детьми (неизвестный художник первой четверти XVIII в., ГТГ). Роль парсуны в сложении портрета Нового времени. Ее географический и культурный радиус. Интернациональный характер "парсунных" приемов в условиях принципиально сходного приобщения к искусству Нового времени. Судьба парсунной традиции - своего рода "старицы" - на протяжении XVIII столетия.

Искусство оформления празднеств и шествий, фейерверков и триумфальных ворот. Его роль в пропаганде государственных преобразований и военных побед. Декоративные росписи и полотна панегирического содержания. Особенности иносказательного мышления петровского времени.

Эстетика раннего русского портрета и проблема сходства. Принципиальное различие "портрета-иконы" и светского портрета Нового времени. Основные типологические разновидности портрета и вопросы стилевой ориентации. Экстраординарный дух петровского времени и его отражение в портретной концепции. Проблема "быть" и "казаться" в применении в этому периоду.

 

"Преображенская серия" (портреты участников "Всепьянейшего и сумасброднейшего собора Всешутейшего князь-папы", 1690-е - начало XVIII в.). Традиции западноевропейского шутовского портрета XVII в. на русской почве. Связь этих произведений с сословными и этическими нормативами петровского времени.

Иван Никитич Никитин (около 1680 - 1742 ). Жизнь и творческая судьба художника. История атрибуции его произведений и современное положение в данной области. Ранний период творчества - портреты цесаревны Анны Петровны (не позднее 1716, ГТГ) и царевны Прасковьи Иоанновны (1714, ГРМ). Поездка в Италию (1716 - начало 1720-х гг).

Особенности постпенсионерского этапа - неоднозначность портретной концепции и способность взаимодействия образа со зрителем - "Портрет графа Г. И. Головкина" (20-е гг. XVIII в., ГТГ), "Портрет напольного гетмана" (1720-е гг. ,ГРМ), "Портрет барона С.Г. Строганова (1726, ГРМ). Вопросы стиля и типологии. Колористическая гамма полотен Никитина и эмоциональная тональность культуры петровского времени.

 

Роман Никитич Никитин (около 1690 - 1753/4?). "Портрет баронессы М.Я. Строгановой" (между 1721 и 1724, ГРМ).

Андрей Матвеев (1702? - 1739). Обучение в Голландии. Композиции "Аллегория живописи" (1725) и "Венера и Амур"(1726 ?, обе в ГРМ). Освоение мифологического сюжета и трудности в изображении обнаженной натуры. Появление портрета-картины: "Автопортрет с женой"(1729 ?, ГРМ). Новая культура отношений и ее отражение в живописи. Парные портреты И.А. и А.П.Голициных (1728, Частное собрание, Москва). Проблема "Я-концепции" и вопрос о допустимости характерного. Религиозная живопись Матвеева в Петропавловском соборе.

 

"Россика" - произведения иностранцев, созданные в России.

Творчество иностранного мастера в России как общеевропейская проблема деятельности приезжего художника в другой стране. Представители отдельных национальных школ в русской среде.

 

Иоганн Готфрид Таннауэр (1680- 1737/1733, в России с 1711 г.до смерти). Его работы - "Портрет Петра I в Полтавской битве" (1724 (5?), ГРМ), "Портрет царевича Алексея Петровича " (первая половина 1710-х, ГРМ).

Французский художник Луи Каравак (1684-1754, в России с 1716 г. до смерти) и особенности его детских образов. "Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны " (1717, ГРМ) и "Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве" (вторая половина 1710-х, ГРМ) - образцы рококо на русской почве. Проблема галантного общения и ее отражение в искусстве. Сравнительный анализ художественной функции "россики" и деятельности отечественных художников.

Искусство кунсткамерного круга. "Портрет-раритет" в творчестве швейцарского живописца Георга Гзеля (1673-1740, в России с 1717 до 1740) - "Портрет великана Николая Буржуа" (не ранее 1717 - после 1724 ?, ГРМ). "Мужик с тараканом" (1723, ГРМ) французского художника Франсуа Жувене. Эстетические особенности произведений курьезного свойства.

 

 

ГРАВЮРА

Особая роль оперативного и тиражируемого искусства гравюры в первой четверти XVIII в. в связи с задачами просвещения и пропаганды Петровских преобразований. Гравюра и книгопечатание. Роль гравировальной мастерской при Санкт- Петербургской типографии. Типология гравюры: ландкарты, изображения баталий, видов городов и триумфальных шествий, портрет.

Заслуги голландских граверов Адриана Шхонебека (около 1658-1705, в России с 1698 г. до конца жизни) - "Осада турецкой крепости Азов русскими войсками" (1699, офорт, резец) и Питера Пикарта (1668-1737, в России с 1702 до смерти) - "Полтавское сражение" (1710- е гг., офорт, резец).

Творчество Алексея Федоровича Зубова (1682/83 - после 1749). "Панорама Санкт-Петербурга" (1716, офорт, резец) и принципы панорамического построения композиции. Морские баталии - "Сражение у мыса Гангут (1715, офорт, резец), "Сражение при Гренгаме (1721, офорт, резец). "Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой" (1711, офорт, резец ).Иван Федорович Зубов (1675/77-1744). Его работа на Московском печатном дворе.

 

 

ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ СТОЛЕТИЯ (1730-х -1750-х гг.) "АННИНСКОЕ" И "ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ" БАРОККО.

ИСКУССТВО 1730-Х ГГ.

Неправомерность непосредственной ассоциации экономического регресса и политических тенденций с художественным процессом 1730-х гг. Высокий уровень искусства. Продолжение основных тенденций в развитии архитектуры, живописи и пластики. Определенное замедление темпов развития станкового искусства и усиление парадной декоративной ветви. Преимущественные успехи в области архитектуры и подчинении ей других видов искусства. Подготовка зрелого этапа барокко.

 

АРХИТЕКТУРА

Особая роль архитектурного процесса в Петербурге по возвращении двора в северную столицу. Градостроительная и дворцовая ветви зодчества, их взаимоотношение. Состав мастеров, организация строительного дела. Трактат-кодекс "Должность архитектурной экспедиции". Завершение трехлучевой композиции центра Санкт-Петербурга.

Деятельность Петра Михайловича Еропкина (около 1698-1740, казнен по делу Волынского), Михаила Григорьевича Земцова (1684-1743), Ивана Кузьмича Коробова (1700/1701 - 1747). Общественное строительство. Работы И.К. Коробова - - Адмиралтейство (1732-1738), проект Морского полкового двора. "Тессин-Хорлеманская" коллекция графики в Национальном музее Стокгольма и ее значение для реконструкции петербургской архитектуры этого времени (застройка Невского проспекта, Большой Миллионной улицы). Эволюция базиликального храма и формирование собственной традиции культовой архитектуры в новой столице - церкви Симеона и Анны (М.Г. Земцов) и Св. Пантелеймона (И.К. Коробов).

Москва 1730- х гг. Градостроительная и реставрационная деятельность Ивана Федоровича Мичурина (1700-1763). Генеральный план Москвы (1734-1739). Школа Мичурина. Зимний и Летний Анненгоф (первая половина 1730-х гг.).

 

ЖИВОПИСЬ

Преимущественное развитие монументально-декоративной живописи. Оформление триумфальных ворот, празднеств и фейерверков. Проблемы синтеза архитектуры и живописи в интерьерах дворцовых и культовых построек.

Развитие портретного искусства. Продолжение деятельности А. Матвеева, Г. Гзелля, Л. Каравак - придворный живописец. Парадный портрет императрицы Анны Иоанновны его работы (1730, ГТГ). Усиление позиций портретистов - представителей немецкой ветви россики. Работы Иоганна Пауля Люддена (? - 1739, в России с 1727 по 1739) - "Портрет контр-адмирала В.А. Дмитриева-Мамонова" (1735, ГТГ) и Франкарта (1711/1712 - 1743, в России в конце 1730-х - середине 1740-х гг.) - портреты Ф.А. и И.А. Остермана (1738, ГИМ), портрет барона А.Г. Строганова (конец 1730-х гг., ГИМ).

Приметы нового быта в натюрмортах Г. Теплова, П. Богомолова, Т. Ульянова. Особенности "кабинетного" натюрморта - модели быта образованного человека. Увлечение научными метаморфозами и иллюзионистическая тенденция в натюрморте.

 

 

СКУЛЬПТУРА

Продолжение работы по украшению каскадов и фонтанов Петергофа декоративной скульптурой. Деятельность Б.-К. Растрелли и его помощников. Резная деревянная скульптура на фасадах дворцов (Летний Анненгоф в Москве).

ИСКУССТВО 174О-1750 - "ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО"

Национальный подъем и расцвет русской культуры. Роль Академии наук и М.В. Ломоносова. Основание Московского университета (1755) и Академии художеств (1757). Эстетика отечественного варианта барокко и его национальная специфика. Государственный характер этого стиля в России. Проблема grand art'а и соответствия общеевропейскому эталону. Соединение нарушенных в петровскую эпоху союзов красоты и грамотности, взаимопонимание мастера и заказчика, заказчика и зрителя. Стабилизация художественного процесса и выравнивание отдельных школ на основе барокко. Новое отношение к традиции XVII в. - творческое обращение к ней в Москве и Петербурге и непосредственное продолжение в провинции.

Конец 1750 -х гг. - короткая полоса стиля рококо. Его сфера. Основные черты формообразования и колористические предпочтения рококо. Склонность к экзотическим мотивам ("китайщина", "японщина", "туретчина").

 

 

АРХИТЕКТУРА

Петербургская архитектура.

Основная тенденция зодчества - расцвет дворцового и культового строительства. Загородные ансамбли.

 

Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) - ведущий архитектор этого времени. Дворцы Бирона в Митаве (ныне Елгава, 1738-1740) и Руентале (ныне Рундале, 1736-1740). Пафос государственности и жизнеутверждающая сила произведений Растрелли. Зимний дворец (1754-1762) и тема "блока-карэ". Большой дворец в Петергофе (1745-1755), Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе (1752-1757) и композиция "блок-галерея". Роль анфилады в структуре интерьера и проблема пространственного иллюзионизма. Смольный монастырь в Петербурге (1748-1764). Принципы золотого сечения в пропорциональной структуре собора. Андреевская церковь в Киеве (1748-1762) и особенности пятиглавия Растрелли.

Деятельность Саввы Ивановича Чевакинского (1713-1770). Никольский Морской собор (1753-1762). Алексей Васильевич Квасов (даты жизни неизвестны). Построенный им собор в Козельце (1751-1766) - образец близкого к украинскому варианта пятиглавия.

 

Архитектура Москвы.

 

Роль живой традиции в композиции культовых зданий. Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной (1751) и трехчастная композиция храма. Церковь Папы Климента на Пятницкой (1754-1774) и особенности московской системы пятиглавия.

Ф.-Б. Растрелли в Москве. Принципы расширения дворцово-паркового комплекса в Москве. Коронация императрицы Елизаветы Петровны и новый этап в строительстве дворцов в Лефортове (1740-1750-е гг.). Проекты дворцов в Покровском и Перове.

Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774) - ведущий московский архитектор. Его работы - ансамбль Красных ворот (1753-1757) и завершение строительства колокольня Троице-Сергиевой Лавры (1741-1770, арх. И.Я. Шумахер, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский). Проект Госпитального и инвалидного домов (1758-1759) и принципы организации общественного здания середины XVIII в.

Алексей Петрович Евлашев (1706-1760), Иван Петрович Жеребцов (1724-конец 1780-х). Карл Иванович Бланк (1728-1793),возведение им по проекту Ф.-Б. Растрелли шатра собора Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой.

Специфические приемы ярусных композиций в Москве и их отличие от петербургских. Городские усадьбы середины столетия и их местные особенности (дом Апраксиных на Маросейке, 1766).

ЖИВОПИСЬ

Ее жанровая структура, проблемы стилевого состояния. Вопросы художественного образования и производства. Русская школа и россика. Социальный состав мастеров. Типология портрета. Его взаимоотношение с портретом Петровского времени с одной стороны и портретом конца XVIII века - с другой.

 

Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761). Портреты супругов Н.И. и К.И. Тишининых (1755, Рыбинский историко-художественный музей), детей Фермор - Сарры (1749/50?) и Вильгельма (вторая половина 1750-х гг., оба в ГРМ). "Портрет князя Ф.Н. Голицина в детстве"(1760, ГТГ). Традиция и характер его искусства: буквализм и "наивный реализм" как черты метода русского мастера середины века. Качества вещности и тенденция к факсимильному воспроизведения натуры.

Творчество Алексея Петровича Антропова (1716-1795). Камерные портреты А.М. Измайловой (1759, ГТГ), Ф.И. Краснощекова (1761, ГРМ), Т.А. Трубецкой (1761, ГТГ), М.А. Румянцевой (1764, ГРМ). Парадный портрет в творчестве Антропова (портрет Петра III, 1762, ГТГ). "Портрет архиепископа Сильвестра Кулябки" (1760, ГРМ) и особенности изображения духовного лица в XVIII в.

Концепция художника и специфика физиономических особенностей портретов Антропова. Проблема соответствия духовного и физического. Вопрос о дифференциации форм лица и стремление к предметности.

 

Иван Петрович Аргунов (1729-1802). Уникальная проблема крепостного творчества. Обучение у Г.-Х. Гроота. "Портрет П.Б. Шереметева с собакой" (1753, ГЭ), проблема копирования и версифицирования как типичная черта художественного творчества в XVIII в. Портреты П.Б. Шереметева (1760) и В.А. Шереметевой (1760-е гг., оба - Останкинский дворец-музей). Культ физического и нравственного довольства, сугубо положительная концепция образа. Пристрастие к доличностям и их декоративность как общая черта русской живописи середины века. Авторская интерпретация этих черт у Аргунова. Зарождение интимного портрета и необходимый уровень взаимоотношений модели и художника (портреты четы Хрипуновых, 1757, Останкинский дворец-музей). Методы создания ретроспективного или исторического портрета (портреты Б.П. и А.П. Шереметевых, 1768, Кусково). Значение, которое придается искусству как средству утверждения знатности и репутации рода.

 

Россика

Ее новое, по сравнению с петровским временем, положение и роль.

Немецкая ветвь россики.Георг Христоф Гроот (1716-1749, в России с 1741 г. до кончины) и парадный портрет малых форм: "Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком" (1743, ГТГ), "Портрет императрицы Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руке" (1748, ГТГ). Новый этикет двора имп. Елизаветы Петровны по сравнению с бравурным "мужским" этикетом времени Петра I. Культура цвета рококо: утонченность и холодность по сравнению с более яркой и локальной палитрой русских мастеров.

 

Георг Каспар Преннер (около 1720 - 1766, в России в 1750 -1755 гг.). Его произведения - "Портрет императрицы Елизаветы Петровны" (1754, ГТГ) и "Портрет детей графа И.И.Воронцова" (около 1755, ГТГ).

Французская ветвь россики. Приглашение Луи Токке (1696-1772, в России в 1756-1758 гг.). Иконографическая традиция его изображений императрицы Елизаветы Петровны.

Итальянская ветвь россики. Пьетро деи Ротари (1707-1762) и жанр "головки" (tete d'expression). Функция этих изображений - украшение и изящная морализация, обучение способам держаться и выказывать свои переживания. "Кабинет Мод и Граций" в Большом Петергофском дворце. Принципы шпалерной развески. "Кабинет Ротари" в Китайском дворце в Ораниенбауме. Ротари и русские мастера.

 

Монументально-декоративная и театрально-декорационная живопись.

Основные особенности театральной декорации и ее интернациональный характер. Театральная машинерия и декорации к спектаклям. Особая роль итальянских художников. Деятельность Джузеппе Валериани и А. Перезинотти. Десюдепорты (наддверники) братьев А.И. и И.И. Бельских, Б.В. Суходольского, И.И. Фирсова. Характерные черты "внешней культуры" и особенности декоративных принципов искусства середины столетия.

 

ГРАВЮРА

Христиан Карл Вортман (1680-1760) и его школа при Петербургской Академии наук. Роль резцовой гравюры. Портреты, изображения фейерверков и коронационных торжеств. Научная и учебная гравюра.

 

Иван Алексеевич Соколов (около 1717 - 1757) - мастер резцовой гравюры, руководитель Гравировальной Палаты Академии наук. Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны (1744, офорт, резец, акварель). Григорий Аникеевич Качалов (1711/12 - 1759) и его портретные гравюры.

Деятельность Михаила Ивановича Махаева (1718-1770). Виды Петербурга 1753 г. ("Вид по Неве в сторону Адмиралтейства и Академии наук"). Отход от панорамического принципа и обращение к перспективе. Роль камеры обскура. Московские виды Махаева, выполненные в связи с коронацией Екатерины II.

 

 

ИСКУССТВО КОНЦА XVIII ВЕКА

Экономические, политические и военные успехи России. Передовые течения и противоречия в дворянской культуре. Идеи Просвещения в России. Развитие представлений о личности и требование "естественности" в искусстве. Новое понимание "служения Отечеству", гражданственности и патриотизма. Роль античного наследия как эталона в изображении Натуры. Новое отношение к древнерусскому наследию как части общего достояния Средневековья и проблемы псевдоготики.

Специфика "павловского классицизма" и теория "барокко" 1790 - х гг.

Сентиментализм и предромантизм. Своеобразие этих течений и их взаимоотношение с классицизмом - ведущим стилем эпохи.

Академия художеств - учебный и творческий центр. Иерархия видов и жанров. Живопись "большого исторического рода" и класс "домашних упражнений". Методы преподавания. Система пенсионерства. Первые выставки и аукционы. Общеевропейские принципы академического искусства и специфика их претворения в России. Роль эстетического трактата в развитии отечественной школы (труды Д.А. Голицына, П.П. Чекалевского, И.Ф. Урванова).

 

 

АРХИТЕКТУРА

Петербургская архитектура

Жан-Батист Валлен-Деламот (1729-1800, в России с 1759 по 1776 гг.). Здание Академии художеств (1764-1771) в соавторстве сАлександром Филипповичем Кокориновым (1726-1772). Гостиный двор, Новая Голландия (1765-1780-е гг.), Малый Эрмитаж (1766-1769). Основные черты и признаки зодчества раннего классицизма.

Деятельность "Комиссии по строительству Петербурга и Москвы".

 

Антонио Ринальди (около 1709-1794, в России с 1752 до конца 1780-х гг.). Проблема рококо в зодчестве. Китайский дворец (1762-1768) и Катальная горка (1762-1774) в Ораниенбауме.

Ранний классицизм в творчестве архитектора (Мраморный дворец, 1768-1785). Дворец в Гатчине (1766-1781).

Юрий Михайлович Фельтен (1730-1801). Набережные и мосты Петербурга, ограда Летнего сада (1770-1786). Особенности петербургской ветви псевдоготики на примере творчества Фельтена - Чесменский дворец и церковь.

Иван Егорович Старов (1745-1808). Обучение в Академии художеств, годы пенсионерства во Франции и Италии. Проблема Старов - Баженов. Ранний классицизм - стиль усадеб в Богородицке под Тулой, Никольском-Гагарине под Москвой (1773-1776/77), в Тайцах под Петербургом (1774-1780-е гг.).

Строгий классицизм в творчестве Старова. Таврический дворец (1783-1789), дворец в Пелле под Петербургом (1785-1789). Градостроительная деятельность Старова (участие в планировке Екатеринослава).

 

Джакомо Кваренги (1744-1817, в России с 1780 до смерти) - мастер строгого классицизма. Общественные здания - Академия наук (1783-1789), Ассигнационный банк (1783-1790). Эрмитажный театр (1783-1787). Усадьбы Кваренги. Проблема палладианства. Тема свободно стоящей колоннады - Александровский дворец в Царском Селе (1792-1796) и здание Кабинета (1803-1805).

 

Чарльз Камерон (1740-е - 1812, в России с 1779 г. до кончины).Камеронова галерея и Агатовые комнаты в Царском Селе (1783-1787). Дворец в Павловске (1782-1786). Интерьеры Камерона и стиль братьев Адам в его интерпретации на русской почве.

 

Николай Александрович Львов (1751-1803). Перевод на русский язык трудов Палладио. Палладианство в творчестве Львова - разработка идеи виллы Ротонда в Борисоглебском соборе в Торжке и в храмах-мавзолеях (усадьба Никольское-Черенчицы).

 

Московская школа классицизма.

Василий Иванович Баженов (1737/38-1799). Обучение в Академии художеств. Пенсионерские пребывание во Франции и Италии. Баженов и французская школа зодчества. Проект Кремлевского дворца в Москве (1767-1773). Проблемы псевдоготики (Царицино 1775-1785). Жилые дома П.Е. Пашкова (1784-1786) и И.И. Юшкова (1780-е гг.). Проблемы атрибуции произведений Баженова. Жанр архитектурной фантазии и вопрос о неосуществимости его замыслов. Баженов - теоретик архитектуры.

 

Матвей Федорович Казаков (1738-1812) - глава московской архитектурной школы классицизма. Обучение у Д.В. Ухтомского. Первые работы в Твери. Общественные постройки - Сенат (Присутственные места) в Московском Кремле (1776-1787), зал Благородного собрания (середина 1780-х гг), Голицынская больница (1796-1801). Культовое зодчество - церкви Филиппа Митрополита на Большой Мещанской (1777-1788) и Вознесения на Гороховом поле. Типология московского особняка. Дом И.И. Демидова ("Золотые комнаты") в Гороховском переулке (1789-1791) и дом И.И. Барышникова на Мясницкой (1797-1802). Ранний и строгий классицизм в творчестве архитектора. Особенности псевдоготических произведений - Петровский подъездной дворец (1775-1782). Баженов и Казаков.

 

Школа М.Ф. Казакова.

Иван Васильевич Еготов (1756-1814)(Военный госпиталь в Лефортове, 1798-1802), Елизвой Семенович Назаров (1747-1822) и Странноприимный дом (1794-1807). Родион Родионович Казаков (1755/58-1803) - церковь Мартина Исповедника на Б. Таганской ул. (1792-1798).

Провинциальная архитектура. Проекты губернских и уездных городов (Тверь, Тула, Ярославль, Калуга, Николаев, Херсон, Екатеринослав.

 

Художественная культура русской усадьбы.

Зарождение искусства усадьбы на рубеже XVII-XVIII вв. Измайлово, Алексеевское, Братовщина и другие царские резиденции. Принципиально отличие усадьбы нового типа как сочетания дворца и регулярного сада (Глинки, Кусково). Расцвет русской усадьбы во второй половине XVIII столетия. Останкино, Архангельское, Ольгово, Петрово-Дальнее, Ярополец Гончаровых и др.). Проблемы пейзажного парка. Малые архитектурные формы. Типология усадеб. Усадьба - "экстракт Вселенной на десятине". Театр и картинная галерея в усадьбе. Вопросы взаимоотношения заказчика и архитектора. Проблема крепостного творчества.

 

 

СКУЛЬПТУРА

Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). "Грозящий Амур" (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе - Мари-Анн Колло (1748-1821)в создании портретного образа Петра.

Скульптурный класс в Академии художеств. Система обучения. "Натурный" класс и роль изучения антиков. Педагогическая деятельность Никола Жилле и его заслуги перед русской пластикой.

 

Федот Иванович Шубин (1740-1805). Обучение в Академии художеств, роль пребывания в Италии. Эволюция портретной концепции Шубина как отражение стилевых тенденций эпохи. Бюсты А. М. Голицына (1773, мрамор, ГТГ), М.Р. Паниной (середина 1770-х., мрамор, ГТГ) как явления раннего классицизма. Произведения конца 1770-х - 1780-х гг. и нарастание объективных тенденции в авторском видении модели. Портреты И.С. Барышникова (1778, мрамор, ГТГ), И. Г. Чернышева (около 1776, мрамор, ГТГ). Романтические тенденции 1790-х гг. Бюсты П.В. Завадовского (1790-е ?, гипс, ГТГ), А.А. Безбородко (около 1798, мрамор, ГРМ), Павла I (1800, мрамор, ГРМ и 1800, бронза ГТГ). Ретроспективный портрет в творчестве Шубина - бюст М.В. Ломоносова (1793, гипс, ГРМ). Творческий метод Шубина и проблема материала. Монументально - декоративные работы - медальоны в интерьерах Чесменского и Мраморного дворцов.

 

Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810). Обучение в Академии художеств и пенсионерство в Париже. "Прометей"(1769, бронза, ГТГ) и влияние французской пластики. Жанр надгробной скульптуры и его типология. Надгробия Н.М. Голицыной (1780, ГНИМА им. А.В. Щусева), А.М. Голицыну (1788, Гос. музей городской скульптуры в Санкт-Петербурге). Барельефы для Останкина.

 

Иван Прокофьевич Прокофьев (1758-1828). Пенсионерское пребывание в Париже и близость к манере Бушардона ("Актеон, преследуемый собаками", 1784, бронза, ГРМ). Произведения малых форм - "Моисей" (1783, терракота, ГРМ), "Волхов и Нева" (1801, терракота, ГРМ). Эскизность и ее границы в скульптуре XVIII в. Образы монументально-декоративной пластики (статуя "Волхов" для Большого каскада в Петергофе). Портреты А.Ф. и А.Е. Лабзиных (1802, терракота, ГРМ).

 

Михаил Иванович Козловский (1753-1802). Биография скульптора. Круг заказчиков. Античная тема, ее источники и интерпретация. Иконологические проблемы и вопросы атрибуции. Идиллическое направление в творчестве скульптора - "Амур со стрелой" (1797, мрамор, ГРМ), "Гименей" (1796, мрамор, ГРМ), "Бдение Александра Македонского" (Между 1785 и 1788, ГРМ). Героические образы Козловского - "Аякс, защищающий тело Патрокла" (середина 1790-х, мрамор, ГРМ). Аллегорические композиции ("Минерва и Гений художеств", 1796, бронза, ГРМ). Памятник А.В. Суворову в Петербурге (1799-1801).

Иван Петрович Мартос (1752-1835). Жанр надгробия в творчестве художника. Эволюция от барельефа к объемной скульптуре: Надгробия Н.М. Волконской (1782, ГТГ), М.П. Собакиной (1782, ГНИМА им. А.В. Щусева. Москва), Е.С. Куракиной (1792, Гос. музей городской скульптуры, Санкт-Петербург), Е.И. Гагариной (1803, там же). Монументальные произведения Мартоса. Памятник Минину и Пожарскому (1804-1818), его содержание и первоначальное местоположение. Памятник Ришелье в Одессе.

 

Феодосий Федорович Щедрин (1751-1825). "Спящий Эндимион" (1779, ГРМ, ГТГ). Проблема "ню" и особенности мифологических статуй - "Диана" (1798, мрамор, ГРМ), "Венера" (1792, мрамор, ГРМ). Монументальные произведения Щедрина - скульптуры Адмиралтейства (1812).

 

 

ЖИВОПИСЬ

Разнообразие и полнота жанровой структуры в последние десятилетия XVIII в. Широкое распространение живописи: обогащение царских собраний, сложение фамильных коллекций, в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. Первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства, первые эстетические трактаты.

 

Портрет

Федор Степанович Рокотов (1735? - 1808). История изучения его творчества. Москва в жизни художника. Эволюция типологических особенностей и стилевая характеристика произведений. Камерный и интимный портрет. Портреты Н.Е. и А.П. Струйских (1772, ГТГ), "Неизвестного в треуголке" (начало 1770-х, ГТГ), "Неизвестной в розовом платье" (1770-е гг. XVIII в. ГТГ). Однородная социальная платформа и взаимопонимание модели и художника как основа портретной концепции интимного полотна. Вопрос о московской фронде и круг моделей этого периода. Колорит и живописная манера. Особенности тяготеющей к монохромности гаммы и колористические эксперименты. Идеальность и автопортретность произведений этого круга. Традиции "улыбчивости" рококо и эмоциональный тонус этого периода.

Произведения 1780-90 - х гг. Портреты В. Е. Новосильцевой (1780, ГТГ), Е.Н. Орловой (Около 1779, ГТГ), В.Н. Суровцевой (вторая половина 1780-х, ГРМ). Нарастание объективного видения. Проблема духовной исключительности. Тип "екатерининской "красоты. Наглядность живописной маэстрии и особенности фактуры. Вопрос о приоритете цвета и светотеневых приемов. Рокотов и Левицкий. Рокотов и западноевропейские мастера.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Многогранность типологических предпочтений мастера. Парадный портрет ("Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия", 1783, ГРМ). "Портрет П.А. Демидова (1773, ГТГ) и французский тип портрета дезабилье. Серия "Смольнянок" (воспитан

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.