Сделай Сам Свою Работу на 5

Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Воронежский государственный архитектурно-строительный

университет

 

 
УТВЕРЖДАЮ Директор ИЭМИТ _____________ С.А. Баркалов «8» сентября 2015 г.  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«Теория менеджмента»

Направление подготовки(специальность)38.03.02 Менеджмент

Профиль (Специализация) нет

Квалификация (степень) выпускникаБакалавр

Нормативный срок обучения4года/5лет

Форма обученияочная-заочная

 

Автор программы: д.т.н., профссор кафедры управления строительством Половинкина Алла Ивановна, ст.преподаватель Киреева Е.А.

Программа обсуждена на заседании кафедры управления строительством (протокол № от « » 2015г.)

Воронеж 2015

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.1. Цель дисциплины

Целью преподавания дисциплины «Теория менеджмента»состоит в содействии формированию профессиональных и общекультурных компетенций, необходимых выпускнику, освоившему образовательную программу подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент,утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. N 544.



Развитие рыночной экономики предопределяет курс на интенсификацию производства и повышение его эффективности, что сопровождается усовершенствованием управления и планирования всех сторон деятельности организаций, любой формы собственности. Улучшение хозяйственного руководства неразрывно связано с возрастанием значимости научного управления.

 

1.2. Задачи освоения дисциплины

Основными задачами преподавания теории управления является получение студентами знаний и навыков и:

· формирование понимания управления как области профессиональной деятельности, требующей глубоких теоретических знаний.

· освоение студентами общетеоретических положений управления социально-экономическими системами;

· формирование творческого инновационного подхода к управлению.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Теория менеджмента» (Б3.Б.1) относится к базовой части профессионального цикла.



Знания, полученные в ходе изучения дисциплины, необходимы для продолжения обучения по следующим дисциплинам профессионального цикла: управление человеческими ресурсами, стратегический менеджмент, государственное и муниципальное управление, управление изменениями, оптимизационные задачи в менеджменте, методы принятия управленческих решений и др.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Процесс изучения дисциплины «теория менеджмента» направлен на формирование следующих компетенций:

профессиональных (ПК):

1. знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

2. способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

3. готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

4. способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

5. способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

6. владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

7. способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

8. способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

9. владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);



10. знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);

11. знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);

 

- общекультурными (ОК):

1. готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

2. способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

3. умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);

4. осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

5. способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

6. способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· - основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;

· - принципы развития и закономерности функционирования организации;

· - роли, функции и задачи менеджера в современной организации; - принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;

· - типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

· - основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

· - виды управленческих решений и методы их принятия;

· - основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

· - типы организационной культуры и методы ее формирования;

· - основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций;

 

уметь:

· - ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

· - анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

· - анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

· - организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

· применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения

 

владеть:

· - методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

· - современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

 


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 16 зачетных единиц, 576 часов.

(из них: 288 часов аудиторной нагрузки, 90 часов практические занятия; 54 лабораторные работы, 144 часов – самостоятельной работы).

Она рассчитана на изучение в течение четырех семестров (1-4), включает лекционные, практические занятия, курсовую и самостоятельную работу студентов.

Для контроля уровня сформированности компетенций, качества знаний, умений и навыков, стимулирования самостоятельной работы студентов применяется рейтинговая система оценки уровня освоения учебной дисциплины.

Содержание дисциплины «Теория менеджмента» разделено на 12 тематических модулей, по окончании изучения которых осуществляется текущий контроль усвоения учебного материала. В течение семестра проводятся модульно-рейтинговые мероприятия, в том числе и в форме тестирования для проверки самостоятельной работы студентов.

Вид учебной работы Всего часов Семестры/курсы
2/1 4/2
Аудиторные занятия (всего) 288/66 72/ 72/32 72/ 72/34
В том числе:          
Лекции 144/28 36/ 36/12 36/ 36/16
Практические занятия (ПЗ) 90/32 36/ 18/20 18/ 18/12
Лабораторные работы (ЛР) 54/6 - 18/- 18/ 18/6
Самостоятельная работа (всего) 180/479 72/ 36/207 36/ 36/272
В том числе:          
Курсовой проект          
Курсовая работа 4/4       4/4
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) 108/31 36/ 36/13 36/ 36/18
Общая трудоемкость час зач. Ед. 576/576 144/ 144/252 144/ 144/324

 

Примечание: здесь и далее числитель – очная/знаменатель – заочная формы обучения.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины История развития управленческой мысли Содержание раздела  
 
1. МОДУЛЬ 1. Введение в менеджмент. Донаучный период развития менеджмента Периодизация истории науки об управлении. Развитие управленческой мысли в Древнем Мире. Управленческая мысль в эпоху феодализма. Управленческая мысль Ближнего и Дальнего Востока. «Развитее управленческой мысли в XVIII-XIX вв.Первые научные подходы к управлению: А. Смит, Ч. Беббидж, Р. Оуэн.  
2. МОДУЛЬ 2. История научного менеджмента. Основоположник научного менеджмента - Ф. У. Тейлор. Последователи Ф.У. Тейлора – Г.Л. Гантт, Ф. И. Л. Гилбрет, Г.Эмерсон. Вклад представителей школы научного менеджмента в развитие управленческой мысли. Бюрократия Вебера. Функции управления. Принципы управления. Отделение собственности от контроля. Менеджмент - бум. Школа человеческих отношений. Школа поведенческих наук.Эмперическая школа. Школа социальных систем. Новая школа науки об управлении. Управление в России ХХв.  
3. МОДУЛЬ 3. Организация как система управления Понятие системы управления. Организация как открытая система. Понятие и особенности социальных организаций. Модели организаций как объектов управления Признаки и законы организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Теория организационного потенциала. Организационно-правовые формы предпринимательства. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой. Структурно-функциональный подход в организации (организационная психология).  
4. МОДУЛЬ 4. Планирование - функция менеджмента. Планирование и прогнозирование. Модель функции планирования. Методы планирования. Цель и целепологание. Миссия и цель организации. Выбор миссии организации. Атамчук о целепологании. Функции целей и требования к ним. Стратегическое и текущее планирование. Как составлять планы.  
5. МОДУЛЬ 5. Организация - функция менеджмент Основные идеи организации. Функция организация. Организационные структуры управления. Механические структуры управления. Органические структуры управления. Проектирование ОСУ. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в организации. Принципы формирования организационных систем управления. Проектирование должностных инструкций. Факторы влияния на виды организационных структур управления  
6. МОДУЛЬ 6. Мотивация - функция управления Общая характеристика мотивации. Содержательные теории мотивации: Гуманистическая теория А.Маслоу. Теория Альдерфера. Двухфакторная теория Ф.Герцберга. Концепция трех потребностей МакКлелланда. Процессуальные теории мотивации: Теория ожидания В.Врума. Теория справедливости Дж.Адамса. Комплексная модель мотивации Портера-Лоулера. Теория подкрепления Б.Скиннера. Теория постановки целей Лока.  
7. МОДУЛЬ 7. Контроль - функция менеджмента.   Понятие, сущность и предмет контроля. Виды контроля. Формы контроля. Возникновение и решение задач контроля. Средства контроля. Методы контроля. Стадии и диапазон контроля. Организационные инструменты контроля. Контроллинг.  
8. МОДУЛЬ 8. Руководитель и его роль в менеджменте. Методы управления. Личность в системе управления. Формы власти и влияния Функции руководителя. Качества руководителя. Базовые понятия теории лидерства. Методы управления: организационно-административные, экономические, социально-психологические. Стили управления: одномерные, многомерные. Взаимодействие человека и организации. Делегирование и ответственность. Соотношение полномочий и власти.  
9. МОДУЛЬ 9. Ресурсы менеджмента. Обзор управления за рубежом. Ресурсная модель организаций. Понятие управленческого решения. Алгоритм принятия УР. классификация УР. Ресурсы времени в организации. Система информационного обеспечения управления. Роль коммуникационного процесса в обеспечении информацией системы управления организацией. Эффективность управления. Модели зарубежного менеджмента. Модель "А" с сравнении с моделью "Я". Основные тенденции развития компаний в будущем. Современные принципы менеджмента. Теории О и Е как стратегия организационных изменений.  
10. МОДУЛЬ 10. Научные основы организационного поведения История развития организационного поведения. Сущность и система организационного поведения. Базисные концепции организационного поведения. Модели организационного поведения. Моделирование организационного поведения. Тенденции развития моделей организационного поведения. Моделирование организационного поведения. Анализ современных проблем управления организационным поведением. Организационное поведение российского работника.  
11. МОДУЛЬ 11. Организационная культура Признаки и типы организационной культуры. Функции организационной культуры. Формирование организационной культуры. Особенности деловой культуры. Понятие и структура репутации и имиджа организации. Управление репутацией. Применимость зарубежного опыта к национальным особенностям России. Функции организационной культуры.  
12. МОДУЛЬ 12. Изменения в организационном поведении Поведенческий маркетинг. Способы преодоления сопротивления. Сущность и факторы стресса в организации. Психическое состояние персонала Управление стрессом. Показатели эффективности в организации. Способы повышения эффективности организационного поведения.  

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
 
1. 1. Управление человеческими ресурсами + + + + + + + + + + + +  
2. 2. Управление изменениями       + +   + +     +    
3. 3. Государственное и муниципальное управление +       + + +   +   + +  
4. 4. Методы принятия управленческих решений   +   +     + +          
5. 7. Информационные технологии в менеджменте     +   +   +     +      
6. 8. Оптимизационные задачи в менеджменте     +   +   + + +   + +  
7. 9. Корпоративная социальная ответственность + + +   + +         + +  
8. 10 Управление проектами     + +   + +       +    
9. 11 Стратегический менеджмент     + +   + + +     + +  

 

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Раздел дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
лекции практ. занятия Лаб.работы самост. раб.
МОДУЛЬ 1. Введение в менеджмент. Донаучный период развития менеджмента 16/1 8/4 2/- 36/30
МОДУЛЬ 2. История научных школ и подходов менеджмента. 20/1 24/4 2/- 36/31
МОДУЛЬ 3. Организация как объект управления 12/4 4/2 2/- 10/36
МОДУЛЬ 4. Планирование - функция менеджмента. 10/2 2/2 4/- 8/34
МОДУЛЬ 5. Организация - функция менеджмента. 14/4 8/4 8/- 12/40
МОДУЛЬ 6. Мотивация - функция менеджмента. 18/2 4/4 2/- 10/36
МОДУЛЬ 7. Контроль - функция менеджмента. 18/4 6/2 10/- 12/40
МОДУЛЬ 8. Руководитель и его роль в менеджменте. Методы управления. 10/2 6/2 2/- 10/40
МОДУЛЬ 9. Ресурсы менеджмента. Обзор управления за рубежом. 14/2 6/2 4/- 10/42
МОДУЛЬ 10. Научные основы организационного поведения 12/2 6/2 8/2 12/50
МОДУЛЬ 11. Организационная культура 12/2 6/2 4/2 12/50
МОДУЛЬ 12. Изменения в организационном поведении 12/2 6/2 6/2 12/52
  ИТОГО 144/28 90/32 54/6 180/479

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п № раздела дисциплины Наименование практических работ Трудо-емкость (час)
1. Семинар: Периодизация истории науки об управлении
2. Семинар: Развитие управленческой мысли в Древнем Мире: Древняя Месопотамия и Древний Египет
3. Семинар: Развитие управленческой мысли в Древнем Мире: Античная Греция и Рим
4. Семинар: Управленческая мысль в эпоху феодализма: Средневековая Европа и Средневековый Восток
5. Семинар: 3 крупных исторических этапа в Средние века. Контрольная работа темам модуля 1
6. Семинар: Развитие управленческой мысли в XVIII-XIX вв.: Социально-экономические условия
7. Семинар: Первые научные подходы к управлению. Ф.Тейлор и его последователи..
8. Семинар: Классическая школа менеджмента. А.Файоль., функции и принципы.
9. Семинар: Школа человеческих отношений: основатель Э. Мэйо
10. Семинар: Школа человеческих отношений: вклад в развитие управленческой мысли
11. Семинар: Эмпирическая школа в менеджменте: система взглядов П. Дракера
12. Семинар: Школа социальных систем: научные взгляды Дж.Марча и Г. Саймона
13. Семинар: Новая школа науки об управлении: исследования Л. фон Берталанфи и Дж. Форрестера.
14. Обсуждения по школам и подходам в управлении. Вклад исследователей в теорию менеджмента.
15. Контрольная работа темам модуля 2.
16. Доклады и обсуждения по организации, как закрытой и открытой системе. Функциональные области внешней и внутренней среды организации.
17. Семинар: Виды организаций. Организационно-правовые формы предпринимательства.
18. Доклад и обсуждение темы: 1).Организация как система. 2).Законы организации.
19. Доклад и обсуждение темы: Прогнозирование и планирование . Классификация целей предприятия. Требования к целям. Построение карт-памяти.
20. Контрольная работа по темам модуля.
21. Задание: определение типа ОСУ по исходным данным
22. Семинар: Области применения механических и органических ОСУ. Делегирование полномочий.
23. Семинар: Делегирование полномочий
24. Контрольные задания по темам, «Социально-психологические аспекты управления»
25. Выявление отличий мотивов и стимулов. Деловые игры.
26. Семинар: Содержательные и Процессуальные теории управления
  Семинар: система мотивации в Японских и Американских компаниях
  Семинар: Сущность и функции контроля
  Семинар: Виды и средства контроля
27. Контрольная работа по темам модуля. Тестирование.
28. Построение концепт-карт по темам модуля
29. Семинар: Использование методов управления в различных ОСУ. Построение карт-памяти
30. Семинар: Виды лидерства. Власть и влияние. одномерные и многомерные стили управления
31. Ситуация: Применение методов управления в механических и органических ОСУ.
32. Тест: Определение уровней зрелости и психологической совместимости в группе.
33. Семинар: Перспективы развития современной науки об управлении
34. Сопоставление организационного поведения (ОП) с другими науками. Анализ современных проблем управления организационным поведением.
35. Упражнение «Личность в коллективе», изучение особенностей ее общения на основе метода эго-граммы. Проведение сравнительного анализа этических традиций управления в России и за рубежом.
36. Применение правил этики в принятии групповых решений. Корпоративный кодекс этики. Анализ деловых отношений, этических норм, в конфликтных ситуациях. Тест «Умеете ли вы вести деловые совещания»
37. Упражнение «Основы власти в организации», «Оценка личности», «Оценка личности по параметрам Большой Пятерки» (исследования по тесту BF Голдберга) Упражнение «Разработка способов воздействия на человека», Тест «Умеете ли вы влиять на других», «Администратор или лидер»
38. Процесс образования группы. Управление группами работников в процессе труда и групповая динамика в организациях. Тестирование.

. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

 

7.1. ФОС а) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины "Теория менеджмента".

б) включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме зачета и экзаменов.

в) разработан в соответствии с основной профессиональной образовательной программой по направлению подготовки бакалавров 080200.62 - Менеджмент;

программы учебной дисциплины "Теория менеджмента".

Компетенции, закрепленные за дисциплиной: ОК -7, ОК -8, ОК -11,ОК -12, ОК -13, ОК -19,; ПК –1, ПК –2, ПК – 3, ПК – 4, ПК – 5, ПК – 6, ПК – 7, ПК – 8, ПК – 18, ПК – 22, ПК – 23, ПК – 24, ПК –

 

7.2. 1. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результатов
У1 ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; Применение методов планирования, анализирование правильности выбора организационной структуры предприятием, мотивирование труда, применение приемов делового общения, принятие управленческих решений с учетом профессиональной деятельности. Применение методов и инструментов контроля. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность. Уметь правильно извлекать и применять нужную информацию.  
У2 анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;
У3 анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
У4 организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;
У5 Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения
З1 основные этапы развития менеджмента как науки и профессии; освоение основных дидактических единиц по теме 1, 2, 3.
З2 принципы развития и закономерности функционирования организации; освоение основных дидактических единиц по теме 3
З3 роли, функции и задачи менеджера в современной организации; принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования освоение основных дидактических единиц по теме 4, 5.
З4 Типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования освоение основных дидактических единиц по теме 4, 5, 6, 7.
З5 основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; освоение основных дидактических единиц по темам 5.
виды управленческих решений и методы их принятия; освоение основных дидактических единиц по теме 8, 9.
основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами; освоение основных дидактических единиц по теме 6, 8, 9
З8 типы организационной культуры и методы ее формирования; освоение основных дидактических единиц по теме 8, 9, 10, 11.
З9 основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций;   освоение основных дидактических единиц по теме 10, 11, 12

 

Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля

Наименование элемента умений или знаний аттестация Виды аттестации
Текущий контроль Промежуточная
У1 ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; практические работы (тема 1, 5, 6, 7, 9, 10,11,12)   Зачет, экзамен.
У2 анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; практические работы (тема 3, 4, 5, 6, 8,9)
У3 анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; практическая работа (тема 8, 9, 10)
У4 организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;  
У5 Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения  
З1 основные этапы развития менеджмента как науки и профессии; устный опрос
З2 принципы развития и закономерности функционирования организации; фронтальный опрос
З3 роли, функции и задачи менеджера в современной организации; принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования устный опрос
З4 Типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования устный опрос
З5 основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; фронтальный опрос.
виды управленческих решений и методы их принятия; устный опрос экзамен.
основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами; устный опрос
типы организационной культуры и методы ее формирования; устный опрос
основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций;   устный опрос

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.