Сделай Сам Свою Работу на 5

Эпоха бронзы охватывает период с 2800 по 900 год до н.э.

Медесодержащую руду добывали следующим способом: перед рудной массой разводили огонь, затем, когда она нагревалась, заливали холодной водой. В результате руда трескалась, раскалывалась. После этого с помощью каменных или медных орудий ее измельчали каменными топорами. Медную руду жгли на огне, затем плавили в специальной печи. Готовый сплав размещали в формы из камня или глины и получали необходимый предмет. В зависимости от того, для каких целей использовался получаемый предмет, делали различный количественный состав сплава меди и олова. Из бронзы изготовляли топоры, ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий, серпы, различные украшения.

2. Переход к бронзовым орудиям труда. От использования самородной меди человек постепенно перешел к выплавке меди. В этом ему помогли на-выки, полученные при обжиге глиняной посуды, умение делать печи и создавать в них высокие температуры. Добавляя к медной руде олово, люди научились производить бронзу. Выплавленные орудия труда обладали твердостью камня, плавкостью меди и красивым желтым цветом. Так, во 2 тысячелетии до н.э., около 4 тысяч лет назад, древние жители Казахстана научились выплавлять бронзу. Изделия из бронзы вытеснили каменные и медные орудия труда. Это время в истории получило название эпоха бронзы. Появление бронзовых орудий труда сильно повлияло на повышение производительности труда. Например, бронзовым топором можно было срубить дерево в три раза быстрее, чем каменным.

Древние люди достигли определенных успехов в деле плавки бронзы. При изготовлении форм для заливки использовали глину, металл, иногда камень. Для изготовления наконечников, кинжалов использовали комплексные формы. Заливанием в формы изготовляли медные котлы, жертвенные столы. После отливки многие изделия проходили до-полнительную обработку.

3. Андроновская культура. Ученые-археологи описали жизнь племен эпохи бронзы, живших на территории Евразии, назвав их носителями андро- новской культуры. Такое название идет от места первых находок у села Андроново возле города Ачинска в Южной Сибири.



Памятники андроновской культуры распространены от реки Жайык (Урал) на западе до Енисея на востоке, от тайги на севере до гор Памира на юге.

Ученые исследовали более 80 поселений Северного и Западного Казахстана. Некоторые из них можно назвать предшественниками древних городов. Так, например, на границе Костанайской области Казахстана и Челябинской области России проводятся раскопки города Аркаима. Он относится к эпохе бронзы и, по мнению многих ученых, является древнейшим городом. Поселения по реке Есиль (Ишим) в районе сел Петровка и Боголюбово в Северо-Казахстанской области были окружены рвами и валами. Учеными также изучены 30 поселений и 150 могильников Центрального Казахстана. Все это позволяет сделать выводы об образе жизни древних жителей на территории нашей страны.

Ученые восстановили жилища андроновцев. Они представляют собой полуземлянки, покрытые ветками, шкурами, дерном. Кровля жилища часто делалась из хвороста, уложенного на жерди, которые сверху засыпали землей. Внутри такой полуземлянки был очаг, сложенный из камня. В земляном полу выкапывалась хозяйственная яма для хранения молочных продуктов и мяса. К жилищу пристраивались загоны для крупного рогатого скота, овец, лошадей;

По своему физическому типу андроновцы были европеоидами. Для них характерны невысокий рост, крепкое телосложение, широкое лицо, низкие глазные впадины и сильно развитые надбровные дуги. Вот что пишет об их внешнем виде академик В.П. Алексеев: «Андроновцы были очень носаты, а лица их почти без скул, с широко открытыми глазами, возможно, напоминали лица кавказцев. Грубого облика, но красивые люди, мощного телосложения, мужественного вида».

4. Хозяйство и быт андроновцев. Исследования археологов показали, что для андроновцев главным занятием было пастушеское скотоводство, земледелие и рыбная ловля. Они жили вдоль рек Есиль, Тобол, Иртыш, Бухтарма. Несколько хозяйств объединялись в поселения. Выбирали места, богатые травой и защищенные от ветра, чтобы удобно было пасти скот. Ученые, изучающие животных по их останкам, установили внешний вид и размеры животных. Быки весили около 350 килограммов и достигали роста 120 сантиметров. Овцы были ростом до 70 сантиметров и весом до 50 килограммов. Андроновцы разводили породу лошадей ростом до двух метров. Были также и другие породы - малорослые, высотой 140 сантиметров и поджарые скакуны высотой 160 сантиметров. Разводили андроновцы также верблюдов. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским.

Недалеко от поселений располагались поля, где выращивали пшеницу, просо, ячмень. Археологи нашли посуду с остатками пригоревшей просяной каши, а также следы сожженной пшеницы на жертвенниках. О занятии земледелием говорят орудия труда - зернотерки для растирания зерна в муку, каменные мотыги для обработки земли, медные и бронзовые серпы. Земледелие играло вспомогательную роль. Основным занятием было скотоводство, растительная пища дополняла мясо-молочную.

Сосуды, найденные археологами, имеют дырочки для отцеживания от творожной массы сыворотки. Это говорит о том, что уже в те времена люди умели готовить сыр и творог.

Важной чертой андроновской культуры было использование глины для изготовления посуды. Глину обжигали в специальных печах. Изготовлялись сосуды различных форм - в виде банок, горшков. Посуда богато украшалась орнаментом: крестообразными фигурами, параллельными линиями.

У андроновских племен были высоко развиты рудное делом металлургия. В эпоху бронзы у них усилилось поклонение силам природы. Умерших андроновцы хоронили головой на запад или юго-запад. Наскальные рисунки эпохи андроновцев сохранились в Казахстане в местностях Тамгалы, Жасыбай, Хантау. На них изображены архары, олени, верблюды, танцующие человеческие фигуры и т.д.

5. Жилища андроновцев. Ученые реконструировали жилища андроновцев. Они имели вид полуземлянок, а снаружи замазывались глиной. Для покрытия крыши использовались ветки деревьев, сверху они покрывались сеном, затем глиной или дерном. Внутри землянки устанавливался очаг. В земле рыли яму, где хранили мясо и молочные продукты.

На зиму жители заготовляли корма. Около домов строили загоны для скота. На основе изучения костных останков ученые установили, что анд- роновцы разводили коров, овец, коз и лошадей.

Раскопки поселений Чаглинка, Петровка в Се-верном Казахстане показали, что постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решетками из плетня напоминают юрту. Пирамидальное или коническое перекрытие наверху строения предназначалось для выхода дыма. Ученые считают, что легкое круглое жилище андроновцев является прототипом казахской юрты.

Завершающий период эпохи бронзы на территории Центрального Казахстана получил название «бегазы-дандыбаевская культура». Ее хронологические рамки - XII-VIII вв. до н. э.

1. Изменение климата. Около трех тысяч лет назад на территории нашей страны произошли изменения природных условий. Климат стал засушливее, зима суровой и длительной, лето коротким и жарким. В этих условиях становилось все труднее заниматься земледелием. Урожаи не успевали созревать из-за осенних дождей, и люди не могли сделать необходимые запасы продуктов. Поэтому древние жители больше внимания стали уделять скотоводству. Поселения превращались в зимовки скотоводов, земледелие стало приобретать подсобный характер. Люди все больше стали держать скот, способный круглый год находиться на подножном корму, тебеневать, т.е. добывать из-под снега корм. Такими животными были лошади и овцы.

Пастушеские племена в течение многих столетий сохраняли придомное скотоводство. Земля и скот принадлежали родовым объединениям и племенным общинам. С увеличением количества стада скот быстро вытаптывал траву, тогда скотоводы, объединяясь, перегоняли его на новые места. Так развивалось полукочевое скотоводство. При нем женщины и дети жили в поселении, занимаясь земледелием, а мужчины и подростки следовали за скотом на пастбища. Осенью они возвращались. Постепенно, из придомного и полукочевого скотоводства древние жители стали переходить к кочевому скотоводству.

2. Бегазы-дандыбаевская культура. На смену андроновской культуре с ее земледельческо-скотоводческим характером хозяйства пришла кочевая бегазы-дандыбаевская культура. Названа она так по погребениям, найденным археологами в местностях Бегазы и Дандыбай, что в Центральном Казахстане. Жилища и могильники, относящиеся к этой культуре, отличаются крупными размерами, искусством камне резания. Обычно стены жилищ выстраивали плитами из камня и смазывали глиной с внутренней и внешней сторон, щели заделывали камнем с глиной.

Большинство погребений бегазы-дандыбаевской культуры представлено курганами. В отличие от андроновских курганов, эти курганы очень высокие и сооружены из гальки и дерна, а основание обкладывали каменными валунами.

Глиняная посуда этого периода отличалась прямым горлышком и выпуклыми боками. Горшки украшались различным орнаментом. Часто встречаются игольчатые и волнистые узоры.

Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 году, когда была создана археологическая экспедиция под руководством видного казахского ученого-энциклопедиста Алькея Хакановича Маргулана. В результате исследований А. X. Маргулана и его соратников на территории Казахстана были обнаружены многочисленные древние поселения и стоянки - памятники эпохи бронзы. Так начала открывать свои тайны эпоха бронзы.

3. Хозяйство. Увеличение поголовья скота - овец и лошадей привело к переходу от пастушеского скотоводства к кочевому. Вообще, широкое использование лошадей в хозяйстве в качестве верхового транспорта имело практическое значение. Найденная в различных регионах Казахстана конская упряжь доказывает, что лошадь играла огромную хозяйственную роль как в эпоху энеолита, так и в эпоху бронзы. О том, что в эпоху бронзы был приручен и верблюд, свидетельствуют найденные кости этих животных в Центральном и Западном Казахстане.

Поселения эпохи бронзы располагались по берегам рек и озер. Обычно они состояли из 5-10, иногда - из 20 жилищ. Площадь жилища составляла 100 квадратных метров, а иногда - 300-400.

Жилища можно разделить на две группы: к первой относились полуземлянки, ко второй - дома. Полуземлянки наполовину возводились из каменных плит. Крыша перекрывалась крест-на-крест толстыми ветвями деревьев, затем сверху покрывалась сеном и травой. Дома, построенные на земле, опирались на вбитые в землю толстые бревна-стояки. Между ними плели изгородь, которую затем замазывали глиной. Иногда способом бревно на бревно возводили стены.

К концу эпохи бронзы широко стали использоваться медные и бронзовые серпы. Они были найдены в Мало-Красноярке Восточно-Казахстанской области, в Алексеевке Западно-Казахстанской области, в Степняке Северо-Казахстанской области, а также в Жетысу (Семиречье). На месте исследованного поселения в Кокшетауском регионе в районе Чаглинки (Шагалалы) была найдена бронзовая коса. Жители древнего поселения занимались не только пастушеством, но и мотыжным земледелием. Дополнительным способом добычи пропитания у них были охота и рыболовство.

4. Общественное устройство. Племена эпохи бронзы, населявшие казахстанские просторы, жили в условиях родоплеменных отношений. Начавшийся распад первобытнообщинного строя в эпоху поздней бронзы еще более усугубился. В среде членов общин стали появляться богатые люди. Обладание большим количеством скота придавало силу и влияние не только роду, племени, но и отдельным людям. Деление скота между родичами привело к тому, что появилась частная собственность. Кочевники имели в частной собственности скот, земля же оставалась общинной, родовой собственностью. По мере того, как росли богатства отдельных семей, укреплялась и их власть в обществе.

В бегазы-дандыбаевскую эпоху вместо больших могильных комплексов, где хоронили членов патриархальной семьи, стали появляться курганы, где был похоронен один человек. Археологи находят богатые погребения с захоронением боевых колесниц, большого количества золотых украшений, бронзовых ножей, конского снаряжения и животных. Люди эпохи бронзы верили в существование загробного мира, где якобы все эти вещи понадобятся покойным. Они считали, что человек продолжает свою земную жизнь в загробном мире. Наличие богатых погребений говорит о разделении общества на богатых и бедных. В нем появились знатные и богатые люди.

Эпоха бронзы стала временем становления религии с особыми служителями культа - жрецами. Жрецы были хранителями древних традиций и знаний.

5. Ювелирное искусство. Люди, жившие в эпоху бронзы, оставили после себя богатое культурное наследие в виде множества ювелирных изделий. Это в основном различные украшения из бронзы: перстни, кольца, браслеты, бусы, серьги и т.п. Из золотых украшений встречаются только серьги из золотых пластинок. Бусы инкрустировались драгоценными камнями.

Клыки различных зверей нанизывались на нить и получались ожерелья. У андроновцев широкое развитие получило искусство камнерезания, а также изготовления различных предметов быта: головки веретен, зернотерки, сосуды для хранения пищи и т.п.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.