Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование информационного общества в России

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

 

по направлению подготовки

Прикладная информатика» (магистр)

(код и наименование направления подготовки, специальности в соответствии с ФГОС ВПО)

«Прикладная информатика в образовании и образовательных технологиях»

(наименование профиля)

Форма обучения очная

Распределение часов дисциплины по семестрам и видам занятий (по учебному плану)

Количество ЗЕТ    
Часов по РУП
Виды контроля в семестрах (на курсах): Экзамены Зачеты Курсовые проекты Курсовые работы Контрольные работы (для заочной формы обучения)
       
№№ семестров
Итого
ЗЕТ по семестрам                        
Лекции                    
Лабораторные                    
Практические                        
Ауд. занятия                    
Сам. работа                    
Итого                    
                                 

Тольятти, 2012

Лабораторная работа №1

Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением

Цель:научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть методами работы с программным обеспечением.

 

Теоретические сведения к лабораторной работе

 

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».

«Информационный ресурс– это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.

Таким образом, информационные ресурсы– это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.

ИРО в узком смысле слова– это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

Ø тематика хранящейся в них информации;

Ø форма собственности– государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

Ø доступность информации– открытая, закрытая, конфиденциальная;

Ø принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;

Ø источник информации– официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;

Ø назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;

Ø форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

Ø вид носителя информации– бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Классификацию субъектов информационной деятельности произведем следующим образом:

Ø субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);

Ø субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

Ø субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

Ø субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам можно отнести:

Ø учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

Ø учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

Ø научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

Ø дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

Ø системы тестирования (тесты– электронная проверка знаний),

Ø электронные полнотекстовые библиотеки;

Ø электронные периодические издания сферы образования;

Ø электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

Ø электронные архивы выпусков.

Содержание работы:

 

Задание №1

1. Загрузите Интернет.

2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».

3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

 

4. Охарактеризуйте любые три.

 

Название Характеристика
   
   
   

 

Задание №2

С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

 

Вопрос Ответ
1) укажите время утверждения григорианского календаря  
2) каков диаметр пылинки  
3) укажите смертельный уровень звука  
4) какова температура кипения железа  
5) какова температура плавления йода  
6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца  
7) какова масса Земли  
8) какая гора в Австралии является самой высокой  
9) дайте характеристику народа кампа  
10) укажите годы правления Ивана III  
11) укажите годы правления Екатерины II  
12) укажите годы правления Ивана IV  
13) укажите годы правления Хрущева Н.С.  
14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед  

 

Задание №3. Ответьте на вопросы:

 

1. Что Вы понимаете под информационными ресурсами?  
2. Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов.  
3. Что понимают под образовательными информационными ресурсами?  
4. Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам?  

 

Задание №4. Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе:

 
 
 
 

 

Лабораторная работа № 2.

Формирование информационного общества в России

Цель:изучить информационные ресурсы Правительства РФ, Самарской области и г.о. Тольятти.

 

Задания:

1. Изучите представленные ниже информационные ресурсы. Обратите внимание на организацию обратной связи и услугах, регистрируемых он-лайн.

 

· Блог Президента РФ

http://twitter.com/KremlinRussia/following

· Портал государственных услуг РФ

http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/

· Мэрия г.о.Тольятти

http://www.tgl.ru/tgl/meria.htm

· Правительство Самарской области

http://www.adm.samara.ru/organs_vlast/organi_pravitelstvo/

· Электронная приемная Президента РФ

http://letters.kremlin.ru/electronic-receptions

· Интернет-портал Самарской городской думы

http://chap.samgd.ru/

· Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

 

2. Изучите программу формирования информационного общества в России (Приложение 1). Ответьте на следующие вопросы:

 

· Какие виды информационных ресурсов представлены в данном документе?

· Каковы факторы, препятствующие формированию информационного общества в России? Какие способы устранения этих факторов отмечены в Программе?

· Какие критерии перехода к информационному обществу отмечены в Программе?

· Какие социальные, гуманитарные последствия становления информационного общества в России представлены в данном документе?

· О каких негативных последствиях информатизации заявлено в Программе?

 

3. Проанализируйте результаты реализации Программы в различных сферах. Какие достижения доступны уже сейчас? Приведите примеры.

 

Лабораторная работа № 3.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.