Российская медиевистика в XIX в. (Т.Н. Грановский, П.Г. Виноградов, А.Н. Веселовский).
Что такое «Средние века» и «медиевистика». Факторы, повлиявшие на культуру эпохи
Средние века – ( лат medium aevum) самостоятельная, важная культурно-историческая эпоха в истории человечества. К ним относится формирование основных европейских наций, языков и государств, становление Европы. К ним восходят многие культурные ценности, которые легли в основу европейских цивилизации Нового времени.
Термин «СВ» носит оценочный негативный характер. Эта эпоха была та названа в эпоху Возрождения, термин вошел в эпоху Просвещения. Деятели культуры Возрождения и Просвещения рассматривали историю и историю культуры с точки зрения господства в ней разума. С этой точки зрения – Античность и Возрождение – эпохи разума, а все, что находится между ними – некое недоразумение, провал в истории человечества, века, о которых нельзя ничего сказать, кроме того, что они посередине. Такая оценка понятна, но несправедлива.
476г. падение Рима под натиском германцев – Средние века – XVв.
Существуют разные подходы к хронологии у историков общества и историков культуры:
1) Зарождение феодализма/раннее Средневековье V-X(XI)в
2) Развитой феодализм/зрелое Средневековье XI-XVв
3) Поздний феодализм/позднее Средневековье XV-XVIIв
Историки культуры выделяют:
1) раннее Средневековье V-X(XI)в
2) зрелое Средневековье XI-XVв
3) эпоха Возрождения XV-XVIIв!!!!
Культура СВ носит традиционалистский характер (антич., СВ). превыше всего ценится традиция, которая абсолютно соблюдается. В произведениях – одни и те же сюжеты; приемы. Ценится мастерство, в котором был традиционный характер.
Медеевистика – комплекс наук о СВ. медеевисты- специалисты по СВ.
Культура СВ развивается под влиянием 3-х факторов, которые определили ее своеобразие:
1) Церковь и ее идеология
2) Античное культурное наследие
3) Народная культура.
Церковная идеология и ее влияние на искусство.
Церковь и ее идеология были в ВС серьезной силой. Церковная идеология – господствующая.
Господство Церкви:
1) Экономическое: ей принадлежала 1\3 всех обрабатываемых земель в Европе.
2) Политическое: в условиях феодальной раздробленности Церковь оставалась единым центром, крепкой международной организацией, которая вмешивалась в дела светские.
3) В сфере образования: монополистка. Школы появлялись первоначально при монастырях, затем – при соборах. Все образование велось на латыни. Церковь все обращала клатыни; в арифметике каждое число имело свое значение – 3+4=7 – союз духовного и земного.
Под влиянием Церкви появились новые темы:
1) Материнства, женщины
2) Нравственных страданий, мученичества, человека-жертвы.
Дуччо ди Буонинсенея (1255-1318) – «Маэста», 1311г. Писалась под влиянием Византии. Византийские иконы в Европе считались бесценными реликвиями, т.к. считали, что они были написаны современниками Христа и Марии. Центральная часть – Мадонна с младенцем – один из канонов изображения Марии с Христом
Вида средневековой литературы
В Средневековую эпоху развивалось 4 вида литературы:
1. Церковная клерикальная V-ХIвв.
2. Устное народное творчество V-XIвв.
3. Рыцарская/куртуазная литература XI-XIIIвв
Куртуазная -фр.=двор
Замок феодала из оборонительного сооружения превращается в двор, где культов. не только воинские, но и др. умения. До XI-XIIв, когда феодал. отношения только устанавливаются, от рыцаря требуется воинские умения и подчинение сеньору. Теперь рыцарь еще и должен обладать хорошими манерами, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, играть в шахматы, сочинять стихи, иметь чувства к Прекрасной Даме. Рыцарский идеал носил сословный характер (считалось, что им может быть только феодал по крови). Т.к. рыцари "очень хорошие", то имели право управлять народом-идеологическое обоснование. Рыцарский идеал человека-первый, который возникает вне Церкви.
Этапы литературы:
a) Рыцарская лирика –юг, Италия; носители – рыцари философская в форме диалога,
любовная лирика трубадура неправ. (соблазн,овладев) Утонченная, высокая рыцарь и пастушка рыцврь и Прекрасная Дама (происх ангелизация ПД) положение женщин было униженным: до XIIв они не имени права наследования, обручались с детства
b) Сицилийская школа поэзии
c) Новый сладостный стиль
d) Данте
4. Городская литература XIII-XVвв. Менялось положение городов: из воинских сооружений они превращались в центры ремесла и торговли. Они начинали осознавать себя как отдельную единицу Средневековой истории. Все это находило отражение в планировке городов (на земле теперь феодал, город-внизу, замок-на горе; теперь города выкупались у феодалов, окружали себя стенами, строили высокие башни-до 180 локтей-чем утверждали свою значимость). Город самоутверждался и в своих взаимоотношениях с Церковью. Сначала центром был Собор и площадь около него, теперь же органы местного самоуправления стали возводить ратушу, превышающую высоту Собора(зачастую с мнимыми фасадами). На основе независимости существования городов возникла городская литература. Она заимствовала многоие формы рыцарской, но изменила их по-своему: главный герой – не рыцврь, не имеет идеальных качеств рыцаря, живет в городе, ведет обыденную жизнь, добивается успехов благодаря остроумию и находчивости, может постоять за себя. (фаблио «Как Виллан словопрением добился рая», фаблио – меленькое стихотворение, анекдот, Виллан- плохой, дурной, крестьянин).
Романский стиль в архитектуре
Термин «романский стиль» применим для искусства XI-XII(XIII)вв – этап и искусстве Западной Европы. Термин появился в XIXв. Стиль проявился в строительстве храмов, монастырей и замков. Их строили несколько мастеров из местного камня, котрый обтесывался. Толстые стены. Храмы – форма базилики – 3 нефа, отделенные колоннами. Романская базилика – 3-х нефное (реже5-и) продольное помещение, пересекаемое одним, иногда двумя трансептами. Замки ставились на острове или скале. С одной стороны – река, с другой – ров. В центре – донжон – высокая башня с крепкими, толстыми стенами (крепость внутри крепости – последняя оплота обороны). Романскому стилю присуще: -толстые стены -узкие проемы окон -входы\порталы со ступенчато углубленными порталами -башни -масштабность, без изящества
Российская медиевистика в XIX в. (Т.Н. Грановский, П.Г. Виноградов, А.Н. Веселовский).
В нашей стане интерес к СВ возник под влиянием западноевропейских романтиков. Но до 30-х гг XIXв изучения СВ не было, не велось исследований. Историю читали «далекие» от нее люди. Начали изучать СВ =в 40-гг в Московском университете, когда там стал преподавать Тимофей Николаевич Граноский- он после окончания юрфака в Петербурге поехал за границу, послушал тамошних профессоров и стал рассказывать нашим студентам о западноевропейском Средневековье. Разработал очень большой труд, в котором подробно описывалась средневековая жизнь. Очень подробно, но не выделялись основные моменты, не было четкого разграничения. Ученик – Кудрявцев, занимался серьезно наукой, писал труды, работы не уступали европейским трудам. Москва стала центром изучения СВ. к ним обратился проф Герье. В Петербурге изучение СВ было меньше, возможно, из-за близости к императорской власти, которая не поощряла увлечение западной историей. Тем не менее и в СПб появились ученые, которые внесли вклад в изучение СВ. таким был академик А.Н.Веселовский – занимался историей лит-ры СВ. он обратился первым к источникам (итал), определил, что на культуру влияют социальные факторы.
Па́вел Гаври́лович Виногра́дов (англ. Paul Vinogradoff; 1854—1925) — крупнейший русский историк-медиевист и правовед, либерал. Ученик В. И. Герье, его преемник в Московском университете.
Виноградов уже в студенческие годы интересовался социальными проблемами истории; в центре его научных интересов находились проблемы происхождения и развития западноевропейского феодализма, правовая и социальная история Средневековья. Тема студенческого сочинения «Землевладение меровингов»[4], а затем и магистерской диссертации «Происхождение феодальных отношений в Лангобардской Италии» были специально предложены его учителем под интересы ученика.[3] Далеко от научных интересов самого учителя оказалась и докторская диссертация П. Г. Виноградова, посвящённая истории средневековой Англии — «Исследования по социальной истории Англии в средние века» (1887). В дальнейшем он продолжал исследования проблемы происхождения английского феодализма, истории английского манора — по признанию английских историков, Виноградов открыл им их собственную историю.
Виноградов — крупнейший представитель либерально-позитивистской историографии не только России, но и Запада. В 1902 году (после конфликта с министром просвещения Ванновским) Виноградов подал в отставку. В начале 1917 года удостоен звания рыцаря Англии (в дальнейшем — баронет и сэр). В 1918 году стал британским подданным].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|