Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование римского пантеона.





Римская религия развивалась в течение многих столетий по мере роста римского государства – от небольшого города до огромной империи. Попробуем коротко и поверхностно разобраться в различных аспектах формирования классического римского пантеона – того, с которым все мы скорее всего знакомы еще по греческой мифологии. Самыми древними объектами религиозного почитания у римлян были духи – покровители рода, культ которых старше самого города Рима. Сами римляне считали, что почитание этих духов пришло в Рим из Лавиния и Альбы-Лонги, более древних городов Италии. К таким духам-покровителям относятся маны – тени умерших, оберегающие свой род после смерти, домашние божества пенаты и лары. Пенаты, лары и маныне имели собственных имен, не персонифицировались и почитались римлянами как некое безымянное множество. Культ покровителей рода имел, конечно же, частный, семейный характер. Часто покровителем рода был некий легендарный предок, например род Юлиев чтил в этом качестве Юла, сына Энея. По мере формирования государства и утраты значимости родовой организации некоторые родовые боги стали почитаться в пределах целого государства, сменив приписываемые им функции. Есть мнение, например, что культ Фавна, веселого бога – покровителя пастухов, изначально принадлежал родам Фабиев и Квинктилиев. Как и большинство известных нам древних народов, римляне обожествляли также ручьи и источники. Группу таких водяных духов римляне почитали под именем «камены». Впоследствии камены отождествились с греческими музами, богинями искусств и наук. Важнейшей отправной точкой формирования классического римского пантеона являются так называемые аграрные культы: обряды и верования, связанные с земледелием и скотоводством. Многие важнейшие боги римского пантеона, получившие в будущем иные функции, ведут свое происхождение именно от аграрных культов. Так, например, Марс, бог войны в классическую эпоху, в древности считался богом оплодотворения, покровителем земледелия и скотоводства; Венера, отождествленная впоследствии с греческой Афродитой и превратившаяся в богиню любви и красоты, изначально была божеством садоводства и виноградарства.



В значительной мере сложный состав римского пантеона порожден пестротой групп, составивших римскую общину: в нее входили латинские, сабинские и этрусские племена. Каждое племя, каждый род привносили в римский пантеон своих божеств. Со временем римское государство разрасталось, и когда территория его включала в себя новые земли, римский пантеон обзаводился и новыми богами со всей Италии.



Древнеримская мифология в сравнении с греческой довольно бедна на яркие образы богов и запоминающиеся мифы об их деяниях. О почитании безымянных множеств духов мы уже упоминали, также распространены были культы таких божеств, как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость. Эти абстрактные понятия были практически обезличены, их нельзя даже считать настоящими олицетворениями. Тем не менее в их честь приносились жертвы и строились храмы. Любопытно, что часть древних римских богов не имела определенного пола, например древнейшее божество пастухов Палес упоминается и как бог, и как богиня. Зачастую жрецы сами не были уверены, к какому полу принадлежит божество, и обращались к нему «или бог, или богиня». Так же скупы и формальны были римские обряды. Почитание богов сводилось к совершению четко регламентированных действий и произнесению узаконенных формул. В молитвах римлянин подробно перечислял, что он хотел получить от бога и что готов был дать ему взамен. Древнеримская религия, сухая и практичная, оказалась очень восприимчивой к влиянию греков с их яркими поэтичными мифами и сложными взаимоотношениями между богами, каждый из которых имел свою историю и выраженный характер. Постепенно римляне перенимали богатую греческую мифологию и переносили ее на своих богов. Так сложился синкретический греко-римский пантеон, и сами верующие перестали различать происхождение богов. Римский поэт Энний пишет о двенадцати главных богах Древнего Рима, во многом сходных с древнегреческим олимпийским пантеоном. Вот они:



– Юпитер (у греков Зевс) – бог неба, грома и молнии, отец богов, верховное божество римского пантеона;

– Нептун (у греков Посейдон) – бог морей;

– Вулкан (у греков Гефест) – бог огня и кузнечного ремесла;

– Аполлон – бог света, наук и искусств;

– Меркурий (у греков Гермес) – бог торговли;

– Марс (у греков Арес) – бог войны;

– Юнона (у греков Гера) – богиня брака, жена Юпитера;

– Минерва (у греков Афина) – богиня мудрости и ремесел;

– Церера (у греков Деметра) – богиня плодородия;

– Венера (у греков Афродита) – богиня любви и красоты;

– Веста (у греков Гестия) – богиня семейного очага;

– Диана (у греков Артемида) – богиня охоты.

Впоследствии к ним добавилось еще восемь богов: Янус, Сатурн (у греков Кронос), Гений, Плутон (у греков Аид), Либер-отец, Земля, Солнце и Луна. Все вместе они именовались, великие боги. Существовало также огромное число самых различных, младших богов.

Религия в римской армии.

Культы римской армии так же нашли отражение в монетных типах. Проблема религии армии и культов, которые отправлялись солдатами и офицерами, продолжает оставаться недостаточно освещенной. Среди легионеров и ветеранов различных армий — дунайской, испанской, африканской, сирийской и т.д., независимо от их дислокации, особой популярностью пользовались следующие культы:

а) культы священных знаков и орлов легионов; б) культы гениев-покровителей легионов;

в) культы dii militares; г) культы богов Отечества и покровителей императора и правящей династии: гениев императора, Юпитера, Юноны, Минервы, Виктории, Аполлона, Геракла, и других; д) культ императора как харизматического лидера.

Кроме этого существовали культы, отправляемые армиями, дислоцированными в различных частях Империи, которые были связаны с этническим происхождением легионеров, географическим характером местности, где они несли службу, особенностями самой службы и контактами армии с местным населением. Начиная с конца II в, н.э. среди воинов появляются и христиане, составляющие иногда целые легионы, что позже нашло отражение монетной чеканке IV—V вв.

Император и его роль в религиозной жизни армии. Монеты с изображением предметов жреческого обихода. Императоры, будучи авгурами и великими понтификатами, контролировали религиозную жизнь страны, принимали участие в проведении молений, жертвоприношений, священнодействий, праздников и т.д. Весьма часто они изображаются на монетах в сценах ритуальной пахоты, либо стоящими в тоге у треножника, на который сыпят фимиам, и в других религиозных актах. Между тем, обращает внимание на себя одна группа монет, тип которых связан с религиозной деятельностью императора не в мирное время, но, несомненно, с их жреческими функциями в период военных действий. Это монеты с предметами понтификата или авгурата, впервые появившиеся в период гражданских войн в военной чеканке частных императоров I в. до н.э. Сочетание императорами военного лидерства с жреческими функциями имело весьма важное значение для возникновения неофициального культа полководца как харизматического вождя среди легионеров. Любой главнокомандующий перед боевыми действиями производил ауспиции и авгурии. Ауспиции совершались всегда исключительно от имени главнокомандующего, даже если он отсутствовал. Всякая война начиналась с исполнения священных обрядов, произнесения магических формул, жертвоприношений и т.д. Еще во времена Республики консулы, командующие войсками, особым заклинанием посвящали себя подземным богам. Если они погибали, считалось, что жертва принята, в противном случае — что жертва отвергнута. Тогда производилось погребение длинной куклы, а консул навсегда лишался права приносить клятву богам. В каждом лагере справа от палатки полководца, в отдельной палатке устраивали авгурал — место, где производились птицегадания.

Роль религии для армии четко выражается в мысли Сенеки, заявившего, что самая прочная связь между солдатами это религия. Императоры, выполняя функции жреца в армии, стремились продемонстрировать благоговейное почтение к богам и знамениям, что составляло основу официального консерватизма. Главнокомандующий в глазах солдат был наделен харизмой. В императорскую эпоху из поклонения солдат своему полководцу, которые выходили в отставку и пополняли сословие декурионов, в провинции вырастет культ императора.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.