Сделай Сам Свою Работу на 5

Этапы оценки уровня качества

Квалиметрия

- область науки, предметом которой являются количественные методы оценки качества продукции.

Качество – это степень соответствия присущих характеристик потребностям или ожиданиям, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными (ИСО Р 9000:2001).

Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности ((ISO 8402 – не действует).

 

Свойство – объективная особенность продукции, которая проявляется при ее создании, эксплуатации или потреблении. Обычно не имеет размерности.

Характеристика – отличительное свойство (ИСО). Применяется для описания свойств. Свойство включает в себя ряд характеристик.

Характеристика может быть качественной или количественной.

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество продукции оценивается с помощью показателей качества.

Показатель качества продукции –это количественная характеристика (числовое выражение) одного или нескольких свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации (ГОСТ 79).

Если с увеличением значения показателя улучшается качество материала, показатель называют позитивным. Если качество материала улучшается с уменьшением числового значения показателя, его называют негативным.

Показатель качества м.б.:

- размерным (выражается в размерных единицах – текс, Н и т.п.);

- безразмерным (выражается в баллах или рангах);

- абсолютным;

- относительным (всегда безразмерные).

Единичный показатель качества – характеризует одно из свойств продукции.

Комплексный – характеризует несколько свойств продукции.

Интегральный – это комплексный показатель качества продукции, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию (потребление). Определяется, если можно оценить количественно пользу от эксплуатации.



Базовый показатель – это показатель качества эталонной продукции, принятый за исходный при сравнительных оценках качества.

 

Классификация показателей качества

Признак классификации Группы показателей качества
По характеризуемым свойствам Социальные Назначения Надежности Эргономические Эстетические Безопасности Экономические Экологические Потребительские
Экономного использования ресурсов Технологичности Транспортабельности Стандартизации и унификации Патентно-правовые Производственные
По способу выражения значения В натуральных единицах В безразмерных единицах В стоимостных единицах
По стадии определения Прогнозируемые Проектные Производственные Эксплуатационные
По применению в оценке Базовые Относительные
По количеству характеризуемых свойств Единичные Комплексные (групповые, интегральные, обобщенные)

 

Методы определения показателей качества:

 

1. Измерительный – с помощью средств измерения и контроля,

2. Регистрационный - на основе обнаружения и подсчетов числа дефектов или бракованных деталей.

3. Расчетный – вычисление показателей качества продукции в зависимости от значений различных ее исходных параметров (напр., вычислить разрывную нагрузку ткани по значениям разр. нагрузок нитей); при проектировании продукции.

4. Экспертный – учет мнения группы специалистов.

5. Органолептический – на основе анализа восприятия органов чувств (в баллах); для продукции, которая эмоционально воздействует на потребителей – напитки, кондитерские изделия, табак, парфюм. Продукция.

6. Социологический – на основе сбора и анализа мнений фактических или возможных потребителей продукции; напр., для определения коэффициентов весомости показателей качества.

 

Уровень качества продукции

 

Уровень качества– это характеристика, устанавливающая степень соответствия фактических значений показателей качества продукции требованиям нормативно-технических документов (значениям базовых показателей): ,

где Q – совокупность показателей качества оцениваемой продукции;

Qб – совокупность показателей качества базовой продукции.

 

Уровни качества

  1. Нормативный уровень качества продукции – используется при решении правовых вопросов.
  2. Технический уровень – формируется такой совокупностью показателей качества продукции, в которую не входят экономические. Используется для сопоставления продукции с зарубежными образцами.
  3. Технико-экономический уровень – включает экономические показатели. Используется при определении категории качества в системе аттестации продукции.

Этапы оценки уровня качества

1. Выбор номенклатуры показателей качества и обоснование ее необходимости и достаточности.

2. Выбор или разработка методов определения значений показателей качества.

3. Выбор базовых значений показателей и исходных данных для определения фактических значений показателей качества оцениваемой продукции.

4. Определение фактических значений показателей качества и их сопоставление с базовыми.

5. Сравнительный анализ вариантов возможных решений и нахождение наилучшего.

6. Обоснование рекомендаций для принятия управляющего решения.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.