Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие личности, опосредствованное Интернетом

Глобальное влияние Интернета на современного человека — тема, волнующая многих. Так, анализируя преобразования в организации среды обучения К. Керделлан и Г. Грезийон цитируют высказывание психоана­литика М. Браше — Леюр: «Перед лицом компьютера дети более одарены, чем их родители. Возможно, впервые в истории ребенок превосходит своих родителей». Такая «смена компетенций» ведет к тому, что учитель (и во­обще взрослый) перестает играть роль носителя и транслятора культуры; культура перестает быть «вертикальной», так как доступ ко всем знаниям открыт одновременно, и функцией учителя становится дозировка и сорти­ровка предоставляемых ученику знаний; авторитеты в «горизонтальной» культуре не играют значимой роли, и информация становится анонимной (это «культура без ссылок на первоисточники») [106, с. 133-135].

Существенными представляются и изменения в сфере общения. По мнению П. Вайль, в Интернете формируется новый тип общения, ха­рактеризующийся как «легкая социальность»: особая форма отношений, которая ни к чему не обязывает и не имеет никаких последствий. Ф. Бре-тон же видит в распространении такого рода отношений надежду на сни­жение конфронтации между людьми: уменьшение личных контактов рав­но укреплению социального спокойствия [106, с. 35].

Обсуждаются и предпосылки изменений в личностной сфере. К свой­ствам Интернета как среды, расширяющим возможности субъектности участника компьютерно-опосредованной коммуникации, Е. П. Белинская относит отсутствие привычных рамок для категоризации, что делает не­обходимым условием существования решение задачи самоопределения и поиска идентичности, а также возможность осмысления мотивацион-ных ориентиров собственной деятельности [20].

Наши данные свидетельствуют о том, что длительная активность в Се­ти способствует развитию у человека определенных черт, концентрирую­щихся вокруг нескольких ключевых точек:

• снижение реактивности и, в этом смысле, зависимости от среды: уменьшение готовности немедленно реагировать на любые новые предложения и вызовы, развитие способности оттормаживать сти­муляцию, не лежащую в русле реализуемой деятельности, увеличение периода концентрации и «ухода в себя», снижения социальной и фи­зической активности;




снижение зависимости от социума и рост нонконформизма: процесс построения образа Я и формирования самооценки в меньшей сте­пени направляется ожидаемым отношением других и представления­ми субъекта об общепринятом, «приличном», повышением удельно­го веса внутренней мотивации за счет снижения заинтересованности в сравнении себя с другими;

повышение способности к дифференциации: склонность видеть разли­чия и способность проводить категоризацию по разным основаниям; повышение рациональности в суждениях и поведении: отказ от при­внесения дополнительного, не заданного прямо ситуацией (в частно­сти, инструкцией психологического обследования), смысла в интер­претацию событий и задач собственного поведения — своеобразное применение «бритвы Оккама» к явлениям повседневной жизни.

На основе полученных нами данных математиком Г. С. Осипо-вым была построена модель личностного развития, опосредствованного Интернет-средой (в рамках работ по Программе фундаментальных ис­следований ОИТВС РАН. проект №2.12). Модель представляет собой неоднородную семантическую сеть, вершинами которой являются раз­личные показатели, характеризующиеличность Интернет-пользователя, а ребрами — положительные и отрицательные корреляционные связи между различными показателями. Обнаружены виды неустойчивости системы (личности носителя Интернет-культуры) в условиях длитель­ного пребывания в Сети:

• в цепи элементов транзитивных отношений, образующих пути от черты А к черте В и от черты В к черте А наблюдаются взаимоис­ключающие влияния изменений А на В и В на А: этот случай опи­сывает ситуацию кризиса идентичности, когда развитие личности приводит к появлению таких отношений между чертами личности, что поддержание прежнего состояния системы оказывается невоз­можным, что и предстает субъекту в виде когнитивного диссонанса; переход к состоянию устойчивости требует изменения отношений между А и В, что для рассматриваемой системы означает измене­ние «социальной ситуации развития»;

• взаимное усиление А и В, монотонное по длине пути. Этот случай гипертрофии черты личности за счет наличия положительной об­ратной связи. Для ситуации развития, опосредствованного длитель­ным пребыванием в Сети, этот случай наблюдается, в частности, для когнитивного стиля «Аналитичность» — усиление этой черты делает человека более приспособленным к техническим условиям современных интерфейсных средств, а большая адаптированность выступает как подкрепление для развития именно такого стиля пе­реработки информации;

• рост значения показателя детерминируется самим значением по­казателя, иначе говоря, гипертрофия черты за счет отсутствия отрицательной обратной связи — например, алексетимия в сре­де опосредствованного информационными технологиями общения не препятствует успешности, что может стимулировать ее рост;



Вместо заключения


Развитие личности, опосредствованное Интернетом 195


 


• колебания системы как неустойчивой по состоянию (а не по тра­ектории, как в вышерассмотренных случаях). Это означает, что свойства системы в невозмущенном состоянии не являются под­множеством свойств системы в возмущенном состоянии; для рас­сматриваемой системы этот случай реализуется в усилении такой черты характера как циклотимность.

Как можно видеть, наблюдаемые изменения позволяют интерпрети­ровать их и как тенденции развития, усложнения, повышения эффектив­ности психического функционирования, и как регрессивные тенденции, приводящие в конечном итоге к деградации и дезадаптации. Так, на­пример, рост способности к дифференциации многими исследователями трактуется как показатель развития интеллекта, однако беспрепятствен­ное развитие аналитичности за счет наличия положительной обратной связи в среде Интернет в перспективе приводит к девальвации ценности понятийного мышления.

Итак, Интернет — как, впрочем, любое крупное изобретение челове­чества — может давать возможности как для развития, так и для стагнации и деградации личности. Использование первой или второй из этих воз­можностей, или же отказ от обращения к Интернет-деятельности как к средству изменения себя и своей жизни, определяется задачами субъ­екта. Можно лишь констатировать, что человек меняется под влиянием деятельности, опосредствованной Интернетом, причем меняется законо­мерно, в соответствии с внутренними и внешними условиями этой де­ятельности. Внутренние условия задаются тем, какой этап в развитии идентичности и развитии высших психических функций человек прохо­дит с опорой на возможности данной среды; внешние — теми формами психической активности, которые поддерживаются этой средой.

Базовым внутренним условием, рамочным по отношению ко всем другим факторам развития, является статус идентичности. Развитие иден­тичности задает контекст функционирования всех психических процессов и предопределяет направление изменений отдельных свойств личности.

По Эриксону, идентичность — это «активное напряжение, ... ко­торое должно побудить человека к действию, но без гарантии успеха, а не такое, которое без этой гарантии сменяется бессилием» [224, с. 28], с чем связаны те проявления зрелой идентичности, которые, в отли­чие от самого субъективного феномена, могут быть наиболее естественно наблюдаемы и изучаемы извне — зрелая личность продуктивна и «ви­тальна» во всех своих проявлениях. Являющееся закономерным итогом нормативного взросления, это состояние, однако, нельзя понимать как достигнутое раз и навсегда: идентичность — «это не доспехи, не нечто статичное и неизменное» [224, с. 33]. Более того, в контексте жизни она не является целью, но только средством — в зрелости, уже построив свою идентичность, человек должен выйти за ее рамки, так как, если говорить о задачах развития, «в человеческой сущности есть многое, кроме иден­тичности»: это трансцендентирующий центр сознания и воли, я человека.


В зрелости человеку предстоит научиться близости и отстаиванию границ, умению заботиться и принимать заботу, способности порождать и отда­вать порождаемое миру, принимать свою жизнь и Жизнь вообще, зная, что в ее конце он столкнется с неизбежностью смерти... Формирование идентичности, таким образом, действительно лишь важный, но частный вопрос развития, и он подчинен более общей логике жизни. «Использова­ние» же зрелой личностью идентичности в качестве средства, ее существо­вание в качестве компонента «той всегда новой конфигурации, которой является развивающаяся личность», подразумевает необходимость усовер­шенствования, приведение орудия в соответствие с требованиями новой деятельности. Поэтому, как указывает Э. Эриксон, и на более поздних стадиях жизненного цикла наблюдается «возвращение некоторых форм кризиса идентичности» [224, с. 146]. Вообще говоря, с его точки зрения любая стадия развития становится кризисом, «поскольку начинающийся рост и осознание в какой-то новой части функционирования... обуславли­вают специфическую уязвимость этой части». Достижения нового этапа всегда, в том числе и во взрослости, приобретаются в рамках опреде­ленной культуры и с опорой на предоставляемые культурой возможности, в том числе и технологические, так как процесс становления локализуется «в ядре индивидуальной, но также и общественной культуры» [224, с. 31].

Интернет, предоставляя новые средства решения задач повседневной жизни, одновременно предлагает и новые инструменты для тех, кто нужда­ется в изменении идентичности. Эти инструменты, создаваемые активно­стью самих пользователей, ориентированы на людей разных возрастов и, главное, решающих разные проблемы, связанные с идентичностью. И под­ростки, объективно только формирующие свою идентичность, и взрослые люди, вынужденные вернуться к проблемам, оставшимся с подростко­вого возраста, и те зрелые люди, которые почувствовали необходимость достроить свою картину мира, интегрировав в нее опыт, приобретенный на завершающемся этапе развития, — все эти люди, нуждающиеся в среде воплощения «своего» и присвоения «себя», среде внешнеопосредствован-ного развития самосознания, находят с помощью Интернета подходящего Другого. Существенной характеристикой этой среды, где «водятся» Дру­гие, является ее естественность — формы и нормы совместной деятельно­сти «выращиваются» членами Интернет-сообществ, а не задаются извне. Это дворовая среда, а не школьная, что привлекает «ребят», но пугает «родителей».

Анализируя полученные эмпирические данные, трудно не заметить, что изменения в личностной и познавательной сферах с ростом стажа пребывания в Сети совпадают с описанными разными авторами тенден­циями личностного развития, роста, достижения личностной зрелости. Таким образом, на настоящий момент мы располагаем данными, которые позволяют описывать Интернет-среду как обладающую характеристиками среды личностного развития.


196 Вместо заключения

Может ли такая среда быть опасной для личности? Среда, предостав­ляющая человеку возможность совершать свободный и ответственный выбор, естественно, содержит реальные опасности. В Интернет-общении люди не только свободно выбирают предмет обсуждения, время, стиль и формы контакта, но и несут полную ответственность за свои действия — от не включения в круг цитируемых до исключения из допускаемых. Такая «мягкая» форма ответственности позволяет без дополнительной травма-тизации искать «своих», но сам принцип ответственности сохраняется и продолжает выполнять свою функцию «обратной связи». Каковы же опасности пользования средой Интернет как средой развития личности?

Во-первых, Интернет привлекает «правильно воспитанных», по вы­ражению Эриксона, людей, которые «в процессе развития идентичности успешно приспосабливаются к господствующей технологии и становятся тем, что они делают». Благодаря этому они входят в культурное единство, обеспечивающее их подтверждением подлинности бытия и вдохновляю­щее на деятельность, получают возможность опираться на определенную систему координат в данный период формирования идентичности. Од­нако, задавая критерии совершенства и «стиля самовосхваления», консо­лидация на основе общности технологии «позволяет человеку настолько ограничить свой кругозор, что он перестает воспринимать окружающий его мир как непредсказуемый, а сам становится беззащитным (прежде всего перед страхом смерти и насилием)» [224, с.40-41].

«...если бы паутина распространялась все дальше и дальше, то паук стал бы получать сигналы из дальних краев, где в другом климате проживают другие насекомые, не похожие на привычных ему. При этом количество сигналов значительно превышало бы то, на которое он может отреагировать. Тогда чудовищно большая сеть и то, что она принесла бы с собой, вступили бы в конфликт с сутью паука, с его природой.

Кроме того, паутина начала бы изменять мир вокруг себя. Воз­можно, она стала бы слишком тяжелой, возможно, она в конце кон­цов обрушилась бы на землю и своим падением увлекла бы за со­бой большие деревья. Возможно, она погубила бы вместе с собой и па­ука» [204, с. 287-288].

Вторая вполне очевидная опасность — это формирование зависи­мости от надежды на обнаружение идеализированного партнера. Ничем не ограниченный поиск полностью принимающего и понимающего парт­нера, возможность бесконечного перебора кандидатов на роль «своего», актуализируют инфантильное желание «возвращения в Эдем» и создают условия для переструктурирования мотивационной сферы личности в од­новершинную (в терминологии А. Н.Леонтьева) с постепенным развитием резистентности к радости сближения с Другим. На каждом новом витке поиска партнера требования к его заинтересованности в субъекте поис­ка возрастают, поскольку «податливая» реальность виртуального общения не оставляет места для переживания угрозы полного одиночества.


Развитие личности, опосредствованное Интернетом 197

Третья опасность также обусловлена трудностью обнаружения жест­ких требований реальности в условиях виртуальности. Развитие связано с переходом к новым способам поведения и переживания, но сами эти новые способности должны быть «обнаружены» субъектом как потенции, как возможное и желанное будущее. В среде, не дающей человеку по­водов к переживанию ограниченности его возможностей — не внешних, технических, а субъектных, воспринимаемых как собственные способно­сти — нет внутреннего источника развития. Как в модели подросткового кризиса К. Н. Поливановой ребенок, не открывший для себя неполноты реальной формы («детскости») не может увлечься представлением об иде­альной форме («взрослостью»), так житель Интернета рискует навсегда остаться только тем, что он есть — жителем Интернета.

Опасности эти, однако, вряд ли можно считать порождением эпохи информатизации — Интернет лишь один из ответов на «вызов цивилиза­ции». Во времена Э. Эриксона Сети еще не существовало, но он, разбирая страхи родителей 60-х, констатировал: «родители сами часто ведут себя как детишки-переростки, увлекаясь миром техники, покупая власть, кото­рая позволяет им забыть о грозной проблеме смысла жизни...» [224, с. 39].


Литература 199


Литература

1. Авдеев С. Нужна ли профилактика наркоманий в виртуальном пространстве? // http://narkonet.ru

2. АШр А. Очерки по индивидуальной психологии: Пер. с нем. М.: «Когито-Цгнтр», 2002.

3. Азимова М. К., Алехина Т. #., Tapamyma Ж. В. Психометрическая квалифика­ция проективной методики «Несуществующее животное» // Психологическая диагностика. 2004. № 4.

4. Атьтернативная гипотеза // http://virtual.boom.ru/skolko.htm

5. Анализ представлений о мотивации хакеров // www.library.by/portalus/modules/ psychology/readme.

6. Андреев А. С, Анцыборов А. В. Интернет-аддикция как форма зависимого по­ведения // www.narcom.ru/cabinet/online/45.html

7. Ачдрианова Н.В., Одинокова Н.Ю. О влиянии профессии на выбор пароля к электронной почте // www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.

 

8. Аоестова О. Н., Бабанин Л. #., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютер­ных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология. 1996. Вып. 4. С. 14-20.

9. Аоестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Психологическое исследова­ние мотивации пользователей Интернета // www.library.by/portalus/modules/ psychology/readme.

10. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М., 2000. П. /ршавский В. Конспекты к семинарам по физиологии активности человека. FHra: БРИ,2000.

12. /ршинов В. И., Данилов Ю.А., Тарасенко В. В. Методология сетевого мышле-i-ия: феномен самоорганизации // http://medicinform.net/comp/ comp_psych21.htm

13. Атлас киберпространства//www.cybergeography.org/atlas/

14. (абаева Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информати­зации // Психологический журнал. 1998. № 1.

15. Бабаева Ю.Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на ;ичность // www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.

16. райбурин А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этно-1рафическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука, 1989.

 

17. ?альжирова Т. Ж. Интернет как средство социальной коммуникации в усло-»иях формирующегося в России информационного общества. Дис. ... канд. «оциол. наук. Улан-Удэ, 2003.

18. Беликова О., Ломидзе Л/., Шаинян К. Синдром продвинутого пользователя // Aww.psyhelp.ru/psychiatry/iad.addicted.users.htm

19. Зелинская Е. П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества // ittp://f logiston.ru/articles/netpsy


 

20. Белинская Е. //. Человек в информационном мире // http://psynet.carfax.ru/ texts/bel3.htm

21. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Пространство, населенное Другими // Интер­нет. 1999. № 16. С. 76-81.

22. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной ком­муникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информаци­онная культура. М., 2000.

23. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США // Анто­логия исследований культуры. Т. 1. СПб.: Университетская книга. 1997.

24. Бессмертный Ю.Л. Частная жизнь: стереотипы и индивидуальное // Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. М.: РАН. 1996. С. 11-49.

25. Блохина Е. Исследование специфики межличностного общения с виртуаль­ным собеседником // http://flogiston.ru/articles/netpsy

26. Богдановская И. Л/., Королева Н. Н., Минеров В. X., Проект Ю.Л., Смирнов С. И. Проблемы теоретико-эмпирического изучения и моделирования мирообра-зующей функции Интернет-коммуникации // Смысловые пространства со­временного человека: Сб. науч. статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 223-246.

27. Бодалев А. А., Столин В. В. Основы психодиагностики. М.: Изд-во Моск. ун­та, 1987.

28. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. 2-е изд. М.: Добросвет. КДУ, 2006.

29. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и при­кладные проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2006.

30. Боумен Л. Интернет вызывает манию преследования // www.zdnet.ru/?ID=20639

31. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

32. Бузикашвили Н. Поисковое поведение пользователя flndex'a (анализ вебло-гов) // http://company.yandex.ru/grant/list.xml

33. Бурова В. А. Социально-психологические аспекты Интернет-ависимости // http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm

34. Бурлаков И. В. Психология компьютерных игр // Прикладная психология.

2000. № 2.

35. Бусурина Л. Ю. Компьютерный диалог как психоразвивающая технология: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.

36. Бэнкс М. Психи и маньяки в Интернете: Пер. с англ. СПб.: Символ-плюс; М.: Нолидж, 1998.

37. Ваганов А. Г. Тотальная иллюзия реального пространства. Размышление на те­му: компьютер и Интернет в современной и будущей жизни. Мир психологии. 2000. №2. С. 90-102.

38. Васюков И. Село Компьютеррово и его обитатели (Законы жизни компью­терной и Интернет-культуры) // http://flogiston ru/articles/netpsy

39. Вежбицка А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М.: Языки славянской культуры, 2001.

40. Величковский Б. М. Исследования естественного интеллекта // Новости ис­кусственного интеллекта. 2000. № 1-2.


200 Литература


Литература 201


 


41. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. Т. 2. М.: Смысл, 2006.

42. Величковский Б. М. Открытое письмо в редакцию // Вопросы психологии. 2001. №2. С. 152-155.

43. Вершинин М. Современные молодежные субкультуры: хакеры // www.psyfactor.org/lib/vershinin4.htm

44. Влияние компьютерных технологий на психику человека // www.krasland.ru/lib/index.php?id=show&aid=183&ses= d9d499400839936053bcd319761530d

45. Влияние TV и компьютеров на душу ребенка // http://medicinform.net/comp/comp45sych1.htm

46. Войскунский А. Е. Интернет — новая область психологических исследова­ний // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

47. Войскунский А, Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема // www.auditorium.ru/v/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&id_thesis=74

48. Войскунский А. Е. Принцип комплексности в гуманитарном исследовании Ин­тернет-активности // www.russcomm.ru/rca-Office/members/voiskunsky-text.doc

49. Войскунский А. Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интер­нет-среде // www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.

50. Войскунский А. Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддик-ции // www.psychology.ru/internet/ecology/04.stm

 

51. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные иссле­дования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М.: «Можайск—Терра», 2000. С. 11-40.

52. Войскунский А.Е., Смыслова О. В. Роль мотивации «потока» в развитии ком­петентности хакера // Вопросы психологии. 2003. №4.

53. Воронежский Р. Уроки кофе. М.: «Гаятри», 2007.

54. Выгонский С. Психиатрия недооценивает Интернет-зависимость // www.membrana.ru/articles/interview/2002/01 /04/165300.html

55. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

56. Галицкий Е. Б. Опросы «Интернет в России». 2002 // www.fom.ru/reports/frames/body/o0209241.html.

57. Гиппенрейтер Ю. Б. Глаз как двигательный орган // Восприятие и деятель­ность. М., 1976.

58. Глоссарий.га // www.glossary.ru/

59. Голованевская В. Особенности Я-концепции как фактор формирования ад-диктивного поведения // http://flogiston.ru/articles/netpsy

60. Горалик Л. Интернет для психопата // http://medicinform.net/comp/ comp_psych18.htm

 

61. Горбов Ф.Д. Я — второе Я. М.-Воронеж, 2000.

62. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 2004.

63. Губенко Э. Опросник установок по отношению к Интернету // http://flogiston.ru/articles/netpsy

64. Губенко Э. В. Психологические аспекты Интернет-аддикции: Интернет-алдикция и трудности межличностного общения // http://psynet.by.ru/texts/gubenko.htm


 

65. Гудимов В. Психология киберигр // http://medicinform.net/comp/comppsych23.htm

66. Гусейнов Г. Другие языки. Заметки к антропологии русского Интернета: осо­бенности языка и литературы сетевых людей // http://nlo.magazine.ru/dog/tual/main8.html.

67. Давшян С. Э. Клинико-катамнестический анализ одной разновидности Ин­тернет-аддикции (патологического влечения к виртуальному общению) / По сообщению на // www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.

68. Данилова И. Е. Мир внутри и вне стен: интерьер и пейзаж в европейской живописи XV-XX веков. М.: Изд-во РГГУ, 1999.

69. Долгополое А. Ю. Формирование литературного процесса в российском Ин­тернете: Структура, особенности организации и функционирования. Дис. ... канд. филол. наук. Тольятти, 2005.

70. Долныкова А. А., Чудова Н. В. Исследование сферы общения суперпрограм­мистов // Уч. зап. Тартусского ун-та. Вып. 840. 1989. С. 23-32.

71. Долныкова А. А., Чудова Н. В. Психологические особенности суперпрограм­мистов // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1.

72. Долыпо Ф. На стороне подростка: Пер с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

73. Домников С. Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М.: Алетейа, 2002.

74. Дрейфус С. Компьютерный андеграунд: Истории о хакерах, безумии и одер­жимости: Пер. с англ. Екатеринбург: У-Фактория, 2003.

75. Дубовик О.С. Личностный смысл виртуального общения // Смысловые про­странства современного человека: Сб. науч. статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 321-336.

76. Евангулова О. С. Художественная «Вселенная» русской усадьбы. М.: Прогресс, 2003.

77. Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического кон­сультирования. М.: «Ось-89», 2003.

78. Ениколопов С. Н. Современный терроризм и агрессивное поведение // Труды конференции «Терроризм сегодня». 2004.

79. Ениколопов С. Н. Три составляющие картины мира // Модели мира. М., 1997.

80. Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. Л/., Осипов Г. С, Чудова Н. В. Опосредствован­ное общение в Интернете и восприятие эмоций // Международная конфе­ренция «Психология общения-2006: на пути к энциклопедическому знанию»: Труды конференции. М., 2006. С. 122-123.

81. Ениколопов С. #., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной
версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологи­
ческий журнал. 2007. № I. С. 115-125.

82. Ениколопов С. Н., Лебедев С. В. Адаптация методик исследования посттрав­матических стрессовых расстройств // Психологическая диагностика. 2004. №3. С. 19-38.

83. Женский Интернет. М.: ТОТТ САРКОН, 2002.

84. Жичкина А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользовате­лей юношеского возраста // http://flogiston.ru/articles/netpsy

85. Жичкина А. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // http://flogiston.ru/articles/netpsy



Литература


Литература



 


86. Жичкина А. Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир пси­хологии. 1999. №3 (19). С. 72-80.

87. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете // http://flogiston.ru/articles/netpsy

88. Жичкина А. Список литературы по психологическим последствиям информа­тизации // http://flogiston.ru/articles/netpsy

89. Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной коммуни­кации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета// Труды по социологии образования. Т. 5 Вып. 7. М., 2000.

90. Жичкина А. Е., Ефимов К. Ю. Социально-психологические особенности насе­ления Сети // Планета Интернет. 1999. № 30. С. 18-21.

91. Зайченко Т. П., Чумакова Д. В. Практические аспекты использования ком­пьютерной видеоконференцсвязи в дистанционном образовании // www-2net.spbstu.ru/CD-ED/method-rec/liter.html

92. Зинченко В. П. Живое знание. Самара, 1998.

93. Зинченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира // А. Н.Леонтьев и со­временная психология. М., 1983.

 

94. Зубарев Е. Ю. Приключенческие компьютерные игры в работе психолога // http://medicinform.net/comp/comp_psych22.htm

95. Иванов А. Е. Философские и психологические аспекты виртуальной и соци­альной реальности в их взаимосвязи. Автореф. дис. ... канд. филос. М., 2004.

96. Иванов В. В. Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение языко­вых средств культуры. М., 1989.

97. Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой ком­пьютерной зависимости на личность человека // http://medicinform.net/comp/ comp_psych17.htm

98. Иванов М. Психология компьютерной игры как проблема интегральной пси­хологии личности // http://medicinform.net/comp/comp-psych10.htm

99. Иванов М. С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр // http://flogiston.ru/articles/netpsy

 

100. Иванова И. Интернет. Любовь, эротика и секс: Общение через Интернет. СПб.: Питер, 1998.

101. Иллюстрированный мифологический словарь. Калининград: Янтарный сказ, 2001.

102. Инструменты, тактика и мотивы хакеров. Знай своего врага: Проект Honeynet: Пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2003.

103. Интернет-аддикция как форма зависимого поведения // http://bez-narkotikov.com/index. php?option=com_content&task=view&id= 1696&ltemid=2&lang=

104. Интернет — рождение новой реальности // www.library.by/portalus/modules/ psychology/readme.

105. Калмыков А. А., КохановаЛ.А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

106. Карделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: Как Интернет и видеоигры фор­мируют завтрашних взрослых: Пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

107. Касперски К. Техника и философия хакерских атак. М.: Солон-Р, 1999.


108. /Сынова Ю. Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и
коммуникативной установки с Интернет-зависимостью //
http://flogiston.ru/articles/netpsy

109. Коловоротныи С. В. Виртуальная реальность: манипулирование временем и
пространством // www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.

110. Компьютер и врачи // http://medicinform.net/comp/comp_zdor12.htm

111. Кон И. Интернет и сексуальная культура // http://medicinform.net/comp/
comp_psych16.htm

112. Кондратьев Г. Общение в Интернете и ICQ. СПб.: Питер, 2005.

113. Коровин В. Интернет-зависимость // www.volgograd.ru/theme/hitech/komp/
raznoe/25904.pub

114. Костинский А. Существует ли Интернет-зависимость?//www.iibrary.by/portalus/
modules/psychology/readme

115. Котляров А. В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый.
М.: Психотерапия, 2006.

116. Кремлева С. Чат «Сибирские Партизаны» как сетевое сообщество //
http://flogiston.ru/articles/netpsy

117. Кузнецова Ю. М., Осипов Г. С. Чудова Н. В. Измерение порогов восприятия
эмоций // Вторая международная конференция по когнитивной науке: Тези­
сы докладов. Т. 2. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. С. 387.

118. Курицкий А. Б. Интернет: инфраструктура информационного общества. СПб.:
Судостроение, 1999.

119. Левин М. Методы хакерских атак. М.: Познават. кн. плюс, 2001.

120. Леонтьев А. Н. О путях исследования восприятия // Восприятие и деятель­
ность. М., 1976.

121. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

122. Леонтьев Б. Все, что вы хотите знать об Internet. M.: VicrOMatix, 1996.

123. Леонтьев В. П. Знакомства в Интернете: общение, любовь, секс. М.: ОЛМА-
ПРЕСС Образование, 2005.

124. Лепский В. Е., Рапуто А. Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интер­нете (препринт). М.: Институт психологии РАН, 1999.

125. Лингвистика в России: ресурсы для исследователей // http://uisrussia.msu.ru/ linguist/_J3-1-semant_retrieval.jsp

126. Лихтарников А. Л. Ценностно-смысловое развитие личности: нормальное и патологическое ценностное жизненное пространство человека // Смыс­ловые пространства современного человека: Сб. науч. ст. / Отв. ред. В. X. Ма-неров. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 20-36.

127. Ломакин П., Шреин Д. Аськи, Ирки, чаты и другие пейджинговые программы Интернета. М.: Майор, 2003.

128. Лосенков В. А. Социальная информация в жизни городского населения: Опыт социологического исследования / Под ред. Б. Фирсова. Л.: Наука. Ленин­град, отд-ние, 1983.

129. Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.

130. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.

131. Луиджи 3. Созидание души: Пер. с итал. М.: ПЕР СЭ, 2004.


204Литература


Литература 205


 


132. Лунев М. Сеть нас меняет // www.homepc.ru/faq/24663/

133. Макалатия А. Г. Мотивация в компьютерных играх // www.library.by/portalus/ modules/psychology/readme.

134. Малых С. Учитель с указкой против Творцов Виртуальных Миров // http://medicinform.net/comp/comp_psych2.htm

135.Мелитинский Е. М. Избранные статьи. М., 1998.

136. Микляева А. В. Смысловое определение межличностных отношений в об­щении людей // Смысловые пространства современного человека: Сб. на­учи, статей. СПб.: Изд-во С.-Петербургского Ун-та, 2005.

137. Милн А. А. Винни-Пух и все остальные: Пер. с англ. Б. В. Заходера. М.: «Детский мир», 1960.

138. Михайлов С. В. Интернет как социальное явление. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ульяновск, 2003.

139. Мэйволд Э. Безопасность сетей: Пер. с англ. М.: СП ЭКОМ, 2005.

140. Мясников И. Н. Возможность применения компьютерных игр в качестве про­ективного метода исследования личности // http://flogiston.ru/articles/netpsy

141. Нарицын И. Н. О «вреде компьютеров» // www.netaddiction.com/

142. Наумов Л. Б. Пути и методы оптимизации работы врача// http://medicinform.net/ human/naumov/index.htm

143. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности // www.vspu.ac.ru/vip/index.html

 

144. Нестеров В. К вопросу о динамике сетевых сообществ // http://flogiston.ru/articles/netpsy

145. Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных ком­муникаций в Интернете // http://flogiston.ru/projects/articles/netemotions.shtml

146. Нестеров В. Что выплавляют из «тонн словесной руды», или попытка реаби­литации чатов // http://flogiston.ru/articles/netpsy

147. Нестеровы В. и Е. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуника­тивного феномена чатов // www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.

148. Новые исследования поискового поведения пользователей // http://searchenginewatch.com/searchday/article.php/3598011

149. Носик А. Разговорчики в сетях // http://follow.ru/article/112

150. Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии дет­ства. М.: Магистр, 1997.

151. Носова Е. Г. Психологические особенности общения в процессе использова­ния Интернет // www.history.ru/index.php?option=com_ewriting&ltemid=0&func= chapterinfo&chapter=26720&story=19356

152. Нюттен Ж. Мотивация, планирование, действие // Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. С. 17-350.

153. Обухова Е. В. Культурная социализация и самоидентификация хакеров. Авто­реф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2004.

154. Опарина И. Г. Интернет в современном обществе: Социально-философский анализ. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2005.

155. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации школьни­ков // Журнал практического психолога. 1996. №3. С. 48-53.


156. Очерки по истории и технике гравюры. М., «Изобразительное искусство»,
1987. Т. 3 Нидерландская гравюра 15-16 веков.

157.Павлова Е. А. О необходимости и возможностях профилактики Интернет-зависимости у учашихся // www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.

158. Певзнер Н. Английское в английском искусстве. СПб.: Азбука-классика, 2004

159. Пережогин Л.О. Интернет-аддикция в подростковой среде// www.rusmedserv.com/psychsex

160. Перфильев Ю. Ю. Российское Интернет-пространство: развитие и структура. М.: Гардарики, 2003.

161. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2004.

162. Петрова Н. От Интернет-зависимости к Интернет-терапии // http://medicinform.net/comp/comp_psych19.htm

163. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. 1984. №4.

164. Петухов В. В. Понятие личности // Субъект деятельности. Хрестоматия. М., 1998.

165. Писемский А. Ф. Старая барыня // Полное собр. соч. в 8 т. Т. 3. СПб.: Издание т-ва А. В. Маркс, 1910. С. 288-319.

166. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков: Основа, 1991.

167. Поисковое продвижение сайта // www.arbconsulting.ru/inet/poiskprod/

168. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

169. Поппер К. Объективное знание. М., УРСС, 2002.

170. Поспелов Д. А. Будущее искусственного интеллекта. М.: Наука, 1990.

171. Поспелов Д. А. Где исчезают виртуальные миры? // Виртуальная реальность. М., 1998.

172. Прайс Дж., Прайс Л. Текст для Web: Доступность и привлекательность: Пер. с англ. М.: Вильяме, 2003.

173. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М.: Изд-во Моск. ун­та, 2002.

174. Просвещение.ш // www.internet-school.ru/

175. Раевская Е. Черты личности Интернет-зависимых и Интернет-независимых пользователей // http://flogiston.ru/articles/netpsy

176. РетюнскихЛ. Т. Философия игры. 2-е изд. М.: Вузовская книга, 2005.

177. Романов О. В. Философия Интернета (генезис и синтез фундаментальных идей). Самара: Перспектива, 2003.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.