Сделай Сам Свою Работу на 5

Ценности жителей и разработчиков Интернета

Ценности признаются ядерным компонентом культуры, выражаю­щим специфическое мироотношение, благодаря которому оформляется и поддерживается то «необщее выражение лица» целостной общности людей, которое и дает основание говорить о в каждом случае особом пути достижения вершинных целей жизни человека и человечества. Именно с ценностями связывают культурные различия такие авторы, как П. А. Со­рокин, Ю. М.Лотман, Ю. В. Бромлей, К. Клахкон, М. Рокич, Ш.Шварц, Г. Хофстед, Ю. Хаберман и др.

По определению Т. Шибутани, личность — это организация цен­ностей [217, с. 353]. «Индивиды, малые и большие группы, — пишет Б. Шледер, — обладают отличающими их ценностями. В жизни индивида и общества ценности обеспечивают ориентацию в действительности. Они помогают различать верное и неверное, добро и зло, нужное и ненужное, уместное и неуместное. Индивид нуждается в них, чтобы организовать свою жизнь, общество нуждается в них, чтобы определить общие цели и формы поведения, которые для него особенно значимы» [219, с. 47]. Отражая то, что осознается и переживается личностью как актуальная значимость, ценности предстают и как «сущностные характеристики со­знания и поведения индивида, и как целевые конструкты социальной деятельности» [166, с. 110]. Возможность соотнестись с ценностями как со «всеобъемлющей системой взглядов, позволяющей ... знать свое место ? и место других объектов в общем миропорядке — считает Ж. Нюттен, — придает событиям жизни человека качество „объективной реальности". Тем самым человек удовлетворяет важную потребность „присоединения к реальности и взаимодействия с ней", которая находит свое отражение в художественном творчестве, в философском и религиозном мышлении и в научных исследованиях» [152, с. 198-199].

Ценностная картина мира в рамках одной культуры представляет со­бой неоднородное образование, поскольку у различных социальных групп могут быть различные (порой контрадикторные) ценности. Поэтому по­пытка воссоздания некоторых компонентов ценностного портрета Ин-




178 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития


4.2.Самосознание жителей Интернета



 


тернет-сообщества представляется очевидно вытекающей из общей цели настоящего исследования, так как по разделяемым субъектами сетевой деятельности ценностным приоритетам можно судить как о критериях ре­крутирования, так и о предоставляемых средой возможностях реализации определенных ценностных предпочтений.

В качестве инструмента была использована методика, предложенная Ш. Шварцем и В. Билски для описания ценностных инварианта и свое­образия, характеризующих отдельные культуры.

Лежащая в основе данной методики концепция в самом сжатом изложении может быть представлена в виде следующих тезисов:

1. Ценности — это убеждения (мнения). Но это не объективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они сме­шиваются с чувством и окрашиваются им.

2. Ценности — желаемые человеком цели и образ поведения, который способствует достижению этих целей.

3. Ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями.

4. Ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.

5. Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Упо­рядоченный набор ценностей формирует систему ценностных при­оритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризо­ваны системой их ценностных приоритетов [449].

Таким образом, базовые личностные ценности отражают основные культурные и индивидуальные цели, по отношению к которым люди являются носителями и которые надеются достичь.

Ценности как осознаваемые цели, управляющие поведением лю­дей, объединяются в группы, названные «мотивационными типами», каждому из которых соответствует основная мотивационная цель. В ре­зультате эмпирических исследований, проводившихся в режиме крос-скультурного проекта, было выявлено десять универсальных мотиваци-онных типов:

• саморегуляция, ориентирующая на независимость мысли и дей­ствия;

• стимулирование, или полнота жизненных ощущений, связанные с поиском новизны и состязания;

• гедонизм — направленность на удовольствие и наслаждение;

• достижение — стремление к личному успеху, основанному на со­циальном одобрении;

• власть, то есть доминирование, социальный статус, престиж;

• безопасность, определяемая как желание стабильности, безопасно­сти и гармоничных отношений;

• конформность, достигаемая за счет ограничения собственных дей­ствий, причиняющих вред другим людям или нарушающим соци­альные ожидания;

• традиция — тип, связанный с уважением и поддержанием обычаев и устоявшихся идей;


 

• благожелательность (доброта) реализуется благодаря заботе о бла­гополучии окружающих людей;

• универсализм, означающий мотивацию на понимание, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы [449j.

Культурные особенности проявляются в выраженности и характере сочетания ценностей, принадлежащим к описанным типам.

Активные представители Интернет-сообщества — разработчики и жители, — выполняли задание по оценке субъективной значимости 58 понятий, имеющих ценностное содержание. Обработка данных вклю­чает в себя вычисление средних рангов, соответствующих значимости выделенных групп ценностей, а также факторизацию групповых матриц. Благодаря процедуре факторизации становится возможным выделение тех представителей групп разработчиков и жителей, чей вклад в фор­мировании факторного пространства, судя по восстанавливаемых для них факторным оценкам, наиболее значим. Они могут быть отнесены к категории «типичных», являющихся носителями наиболее характер­ных для субкультур ценностей и их конфигураций.

При подсчете средних значений, характеризующих ценностные при­оритеты данных групп по данным их типичных представителей, выявлена, прежде всего, высокая согласованность мнений. Применение непарамет­рического критерия Манн — Уитни показывает отсутствие статистиче­ски значимых различий. Если же проследить тенденции, не достигающих уровня значимости, по усредненным групповым данным, то оказывается, что жители несколько более напряженно относятся к ценностям из групп универсализм, самостоятельность, стимуляция, достижение, власть, без­опасность. В целом же для субъектов Интернет-коммуникации характерна относительно меньшая значимость ценностей, связанных с поддержанием традиций, а также достижением власти; разработчикам (но не жителям) примерно так же менее важны ценности из группы стимуляция.

Ценности, принадлежащие к определенным мотивационным типам, могут, объединяться в более общие блоки: ценности сохранения (консер­ватизм): безопасность, конформность, традиции; ценности изменения: стимулирование, самостоятельность; ценности самоопределения: универ­сализм, благосклонность; ценности самовозвышения: власть, достижение, гедонизм; ценности, выражающие интересы индивида: власть, достиже­ние, гедонизм, стимулирование, самостоятельность; ценности, выражаю­щие интересы группы: благосклонность, традиции, конформность; цен­ности, выражающие как индивидуальные, так и групповые интересы: уни­версализм и безопасность.

При подсчете среднегрупповых рангов для общих блоков ценностей мы вновь обнаруживаем значительное сходство разработчиков и жителей; о некотором расхождении можно говорить только в отношении блока изменение, что свидетельствует о более выраженном стремлении к мо­бильности со стороны жителей. Слабые различия намечаются в отноше­нии блоков самоопределение, самовозвышение и ориентация на интересы


180 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития

Таблица 4

Результаты факторизации данных по методике Шварца для двух групп испытуемых

---------------------------------------------- 1---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1

  Группа разработчиков Группа жителей
Мотивационные типы F1 F2 F1 F2
Конформность   0,7625 0,7379 0,5519
Традиции 0,5685   0,5577 0,5108
Доброта 0,5142 0,3812   0,8921
Универсализм 0,7430 0,5736 0,8049  
Самостоятел ьность   0,7484 0,7931  
Стимуляция 0,9302     0,8491
Гедонизм 0,9560   0,8399  
Достижения   0,8490 0,8349  
Власть   0,5735 0,7640  
Безопасность 0,6457 0,6289 0,7964  

индивида, по которым также у жителей общегрупповые средние оценки немного выше. По-видимому, данные направления являются для жителей Интернета чуть более значимыми, чем для разработчиков, что отражает специфику запроса жителей к Сети.

Применение к полученным данным процедуры факторного анализа позволяет выявить параметры отношения испытуемых к ценностям, кри­сталлизованные в виде структурирующих психическую реальность кон­структов, которые могут не быть представлены на уровне сознания, одна­ко оказывать существенное влияние на способы организации и системы оценок взаимодействия человека и мира.

В Табл.4 представлены данные о структуре ценностных отношений групп разработчиков и жителей. У тех и других данная структура образо­вана двумя униполярными факторами. При образовании первого фактора первыми по значимости типами ценностей для разработчиков являются гедонизм, стимуляция и универсализм, а для жителей — гедонизм, до­стижение, универсализм. Во втором факторе такими ведущими типами ценностей становятся достижение, конформность, самостоятельность — для группы разработчиков, и доброжелательность, стимуляция и конформ­ность — для группы жителей. Последними по степени значимости в обоих


4.2. Самосознание жителей Интернета 181

факторах у разработчиков оказывается доброжелательность, а у жителей — традиции.

Таким образом, для разработчиков привлекательны и ценны в пер­вую очередь такие действия, отношения и ситуации, которые дают воз­можность пребывать в состоянии аффективно-приятного возбуждения. В последнюю очередь значимым оказывается то, насколько при этом могут быть реализованы ценности, связанные с традициями и благожела­тельностью. Однако они не отвергаются, но просто имеют относительно низкую значимость. Главенство при образовании первого фактора у раз­работчиков гедонизма в сочетании стимуляцией может «оживить» их об­раз, традиционно ассоциирующийся скорее со «сжигающей потребностью знать» [74, с.67], чем с потребностью в наслаждении в качестве ведущей.

У жителей сочетание гедонизм+достижение, возглавляющее список значимых для образования первого фактора переменных, проявляет на­правленность на получение удовольствий, связанных прежде всего с по­творством своим желаниям, то есть ценным оказывается то, что позволяет ощутить свободу от ограничений и регламентации. Относительно незна­чимыми оказываются типы ценностей конформность и традиции, которые в своем сочетании выражают необходимость самоограничения, покорно­сти и подчинения. Интересно, что для группы жителей данное сочетание проявляется и во втором факторе, что, по-видимому, можно рассматри­вать как проявление значимости для них темы подчинения в качестве основания для определения отношения к себе и миру.

Второй фактор у разработчиков представляет собой конгломерат раз­нородных типов ценностей, в котором трудно усмотреть какую-либо ло­гику. У группы жителей, напротив, он может быть легко интерпретирован как фактор конвенциональности, «социофилии»: в нем сосредоточены типы ценностей, связанные с просоциальной ориентацией, в окружении которых ценности стимуляции отражают, по-видимому такие способы по­иска новизны, которые так же связаны с социальными отношениями.

Особо следует подчеркнуть, что ни разработчики, ни жители, судя по характеристикам неосознаваемых ценностных конструктов, не выпа­дают из поля универсальных «общечеловеческих» ценностей и традиций; у тех и других гедонистические тенденции уравновешиваются признанием необходимости обеспечения безопасности.

По мнению Ш. Шварца и В. Билски, между типами ценностей суще­ствуют отношения сочетания или противоречия. Универсальными, кон­цептуально предсказанными и эмпирически выявленными паттернами противоречия между группами ценностей являются следующие:

• ценности сохранения противоположны ценностям изменения;

• ценности самоопределения противоположны ценностям самовозвы­шения;

• ценности, выражающие интересы группы, противоположны ценно­стям индивида [449].


182 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития

Одним из следствий оппозиционной организации ценностей явля­ется потенциал конфликтности, который может реализоваться в случаях, когда имеется выраженное стремление к реализации ценностей, входящих в противостоящие группы. А. Л. Лихтарников предложил при обработке получаемых с помощью методики Ш. Шварца и В. Билски данных опреде­лять степень конфликтности, показав, что данная характеристика значимо различается у представителей таких контрастных групп, как наркозависи­мые подростки и успешные взрослые [126]. В качестве способа извлечения информации о конфликтности ценностей он использует факторизацию групповых матриц с последующим подсчетом случаев вхождения в фактор ценностей, принадлежащих к оппонирующим блокам.

Из приведенных выше данных видно, что у жителей противоречия первого фактора отчасти компенсируются тем, что просоциальная его со­ставляющая поддерживается очевидно «социофилическим» вторым фак­тором. Состав факторов, выявляемых у разработчиков, заставляет считать их ценностные ориентации последовательно противоречивыми.

Результаты подсчета количества противоречий между типами цен­ностей показали, что выраженность конфликта между ценностями со­хранения изменения и группо- эгоцентричности одинакова для групп разработчиков и жителей. Отличие выявляется для ценностей, имеющих отношение к саморазвитию личности: у разработчиков конфликтность данной сферы выше, чем у жителей, что проявляет напряжение, возника­ющее вследствие равной значимости самоопределения и самовозвышения для первых и решение данной проблемы в пользу самоопределения для вторых.

Наличие противонаправленных тенденций, характеризующих цен­ностные отношения наших испытуемых, может получить и другую ин­терпретацию. В самом деле, Интернет в таком случае оказывается средой, отнюдь не препятствующей ни гедонизму, ни стремлению к власти, ни тра­диционности, ни жажде новизны. Наоборот, оказывается, что данная сре­да способна поддержать не только каждое из перечисленных и подобных стремлений, но и многие из них одновременно.

То ядерное положение в структуре культурообразующих факторов, ко­торое занимают ценности, определяет их относительно высокую импли-цированность, что побуждает современных исследователей к развитию бо­лее изощренных способов их экспликации с целью изучения. В свете этих тенденций перспективными при описании ценностной специфики Интер­нет-среды могут быть лингвокультурологичесские исследования базовых концептов, а также таких способов представления ценностей в различ­ных формах сетевого дискурса, как табуирование, ритуализация, ирония и критика [15]. В общем же виде задачей является реконструкция той кар­тины мира (включая конституирующее ее аксиологическое измерение), для формирования которой существенное значение имеет Интернет как среда (картина Интернет-мира) и как средство (картина Мира, опосредо­ванная Интернетом).


4.3. Особенности когнитивной сферы жителей Интернета 183



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.