Сделай Сам Свою Работу на 5

Конверт дружеских вопросов





Конверт дружеских вопросов—свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обста­новке. Приготавливается большой красивый конверт, в него вкладывается на отдельных карточках множество (числом, рав­ным количеству присутствующих) вопросов: житейско-обыденного, философского, морально-этического, экономического, ги­гиенического, гастрономического и прочего характера, но фор­мулировка вопроса программирует выход 'отвечающего на уро­вень духовности. Например: «Когда ты разозлишься, то учиты­ваешь ли в это время состояние того, на кого разозлился?», «Задумывался ли ты над тем, что доставляет тебе счастье?», «Ес­ли тебя угощают лакомством, которое ты не любишь, то что ты думаешь и делаешь?».

Пакет с вопросами передается из рук в руки. Причем, отве­тивший на вопрос преподносит пакет тому, чьи суждения ему особенно интересны. После ответа на вопрос карточка в пакет уже не вкладывается.

Момент передачи конверта может быть обставлен музыкаль­но.

Видоизмененный вариант Конверта дружеских вопросов с успехом используется во время чаепитий, «огоньков» и «рус­ских посиделок»: на месте каждого гостя кладется карточка или открытка с вопросом, перевернутая текстом вниз. Поочередно участники прочитывают вопрос, отвечают. Это служит хорошим началом духовного общения за столом.



В заготовленный конверт дети могут заранее вложить ими написанные вопросы, даже могут указать имя адресата. Их во­просы отпечатываются на карточках во имя сохранения аноним­ности. При этом педагог должен быть гарантом тайны.

Конверт дружеских вопросов может быть использован и при организации учебной деятельности группы, когда проводится зачет, коллоквиум, фронтальная проверка готовности детей к изучению новой учебной темы.

Вариации использования этой формы бесконечны, методиче­ские модификации беспредельны.

Выпускной ринг.

Выпускной ринг занимает исключительное место среди всех новационных форм работы с детьми. По яркости, празднично­сти, но духовному высокому напряжению, по психологическому резонансу и этическому освежению, по силе сплачивания и гу­манизации взаимоотношений детей Выпускной ринг неизмерим. Если учитывать, что разовое проведение становится началом многолетней традиции, а традиционность Выпускного ринга уве­личивает спектр воспитательных влияний, то возникает пред­ложение, что та особенная форма несет в себе некоторую педаго­гическую закономерность, пока нами не вполне обнаруженную. Содержательная деятельность детей (все классы либо пред­ставители всех классов) слагается из вопросов к выпускнику школы и выслушивании их ответов на поставленные.вопросы. Понятно, что вопросы эти связаны с выходом выпускника в са­мостоятельную жизнь, где он сам планирует жизнь, составляет личную программу, намечает центральную профессиональную дорогу. Конечно же, это вопросы мировоззренческого характера, выводящие всех участников ринга на уровень философский. Да­же когда младшеклассники задают предметно-конкретные воп­росы (например, «Какие учебные предметы ты любил в школе больше всего?»), ответ они получают в обобщенном виде, так как выпускник поставлен условиями игры в особое положение осмысления всей школьной жизни.



Выпускной ринг — это интервью и, одновременно, отчет одиннадцатиклассников, это анализ школьного прошлого и, од­новременно, вычерчивание перспектив будущего. Оттого, что это совершается прилюдно, что на такой уровень высокий подыма­ются товарищи, только вчера еще равные во всем всем школь­никам, а теперь вдруг .оторвавшиеся от школьного единого про­стого братства, событие Выпускного ринга психологически по­трясает. Каждый из присутствующих вдруг явственно видит, что он тоже' неотвратимо движется к такому же финалу и что духовный багаж его к этому моменту может быть самым раз­ным — как он это видит по ответам выпускников, и что только от него зависит его собственный облик к финалу школьного этапа жизни.



Атрибутика спортивного ринга присутствует лишь в своих
символических обозначениях: полукруг стульев (или кресел) выпускников, луч прожектора, направленный на этот полу­круг, легкая ленточка, уже отделившая выпускника от всей веселой, шумливой беззаботной братии, судейская коллегия и ведущий ринг и контролирующий этику сражения, гонг, извещающей о начале и, финале ринг. Иногда привносят часы, чтобы строго соблюдался временной период.

Вопросы задаются по правилу поднятой руки; право на воп­рос предоставляется рефери; адресат, получивший вопрос, и ад­ресат, получивший ответ, благодарят друг* друга за общение; оскорбительная форма вопроса и вопросы интимного плана ис­ключаются; посылаться вопросы могут как ко всему коллекти­ву («Уважаемый 1.1-й класс, ответьте...»)-, так и к отдельным ученикам («Алеша! Я хочу тебя спросить...»); выпускники име­ют визитные карточки, специально заготовленные для данного случая. По окончании ринга судейская коллеги» выносит свае заключение о степени духовной подготовленности выпускников к самостоятельной жизни.

Афиша о проведении Ринга вывешивается задолго до его проведения. Выпускникам вручаются пригласительные билеты на Ринг. Об этике поведения на Ринге предупреждает ведущий.

Эмоциональным аккордом завершенного Ринга становится вручение сувенирных открыток каждому участнику Выпускного ринга: все школьники произвольно подходят по окончании к выпускникам и дарят им художественные открытки со своими бесхитростными пожеланиями.

Если успешно проведен Выпускной ринг, то высокое духовное содержание приобретает и Последний звонок, автором которо­го — так развивается сейчас школьная традиция — выступают сами выпускники. Последний звонок — последний аккорд в си­стеме специально организованной групповой деятельности школьника.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ

Ее еще нет как педагогического явления, вошедшего в сис­тему воспитания школьника. Но психологическая студия уже. существует в виде эпизодических занятий, отдельных уроков в курсе психологии общения, разовых встреч детей с психолога­ми.

На наших глазах рождается еще одна новационная форма групповой деятельности детей, призванная повысить педагогическую культуру воспитательного процесса.

Предметом изучения на психологической студии («студио»— изучение) и субъектом этого изучения выступает Школьник, направляющий свои интеллектуальные силы на самого себя. Ему необходимы такого рода занятия: они помогают
ему в понимании других людей («Счастье — это когда ты пони­
маешь окружающих людей»), они углубляют его представления
о себе («Счастье — когда сам себя понимаешь»), научают его
выстраивать отношения с людьми («Счастье — когда тебя по­нимают»), гармонизируют его отношения с миром («Счастье______________________ это когда весь мир во мне»).

Безусловно, методика психологической студии такова, что самопознание протекает опосредованно, через интересные фор­мы разнообразной деятельности, через познание «другого» как человека. Работа группы происходит как общение добрых дру­зей, объединенных любознательностью и психологической пыт­ливостью.

Проводит психологическую студию, как правило, педагог-психолог. Его особая профессиональная подготовка позволяет ему не нарушить психологической точности и холодности объек­тивных закономерностей, не разрушая при этом воспитательных созидательных влияний.

Вероятно, при достаточной психологической подготовке школьный педагог мог бы практиковать психологическую сту­дию как форму групповой работы с детьми.

Будем следить за ее внедрением в школьную действитель­ность. А пока представим небольшой ряд занятий с детьми в психологической студии, названия которых фиксируют внеш­нюю сторону предложенной детям деятельности,' фиксиру­ют внимание детей на предметной деятельности скорее, чем на психологических преобразованиях ребенка—участника психо­логической студии.1 Материал этих студий разработан и описан в нашем сборнике аспирантами МПГУ им. Ленина О. Кардашиной, В. Питюковым, Л. Потаниной, А. Савченко.

Так же, как и все представленные в сборнике формы, ниже описанные занятия проверены на практике, исследованы в их влиянии на личность школьника, проверены в своей активности формы и содержания на школах разных регионов: Карелии, Тюмени, Казахстана, Подмосковья, Москвы, Сверд­ловска (Екатеринбурга). Они могут быть организованы и про­ведены школьным педагогом, школьным психологом, имеющим педагогическое образование, воспитателем детского сада, вос­питателем детского дома или интерната.

Когда говорят предметы

Предлагаемая форма работы направлена на формирование языковой культуры и, воссоздающего воображения школьников также способствует обогащению их коммуникативного опыта путем использования предмета как средства общения.

С самого рождения ребенок начинает взаимодействовать с миром. Сначала это взаимодействие осуществляют взрослые посредством предметов. Мать кормит ребенка из чашки, наде­вает на него одежду, дает в руки игрушки разной величины, цвета, конструкции. Через предметы уже с колыбели идет обще­ние с миром и раскрытие мира в его человеческой сущности. Правда, если взрослые помогают обнаруживать человеческую сущность.

Со временем ребенок учится называть вещи, а вместе с этим постепенно осуществляется переход от конкретного способа мы­шления к абстрактному.

Предметы нам «говорят» тогда, когда они связаны с челове­ком, с определенным отношением к нему. Если же мы не видим за предметом другого, человека, то он остается для него знаком, объектом, не заслуживающим особого внимания («безмолв­ным» предметом). Так, цветок, растущий в саду или цветущий на клумбе, остается простым знаком, говорящим об определенном времени года, природных условиях.

Один и тот же предмет может нести разную информацию. Например, тот, кто дарит розу, должен знать, что в зависимости от цвета она может говорить о любви, печали, разлуке. Принять, ее можно тоже по-разному. Мимикой, жестами, позой и пласти­кой мы можем сказать следующее: «Мне приятно ваше внима­ние», или, прижав розу к груди: «Я счастлив в этот момент». Всем известно, что стул — это то, на чем сидят. Но стул, ува­жительно пододвинутый к вам, уже говорит об отношении од­ного человека к другому. Носовой платок также может нести разную информацию. Заметив страдание и слезы на лице дру­гого человека, незаметно положим платок, выражая сочувствие и разделяя страдание.

Важно познакомить детей с историко-этнографическими тра­дициями разных народов. Можно рассказать детям о том, что во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной нит­кой, чтобы они не болели и никто «не сглазил».'

Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Им­ператор подписывался красными чернилами, восседал на пур­пурном троне.

В Венгрии юноша в знак любви к девушке сажает молодое Деревце у ее дома.

Итак, все в нашей работе с детьми будет зависеть от того, насколько мы готовы увидеть в богатстве окружающих предме­тов богатство человеческих отношений.

Можно предложить следующее: ведущий предлагает выбрать любой предмет и с помощью таких средств, как мимика, жест, пластика, поза вложить в эти предметы смысловую характе­ристику.

Калейдоскоп.

Каждый из нас с детства помнит эту незамысловатую игру­шку: трубка, три зеркальца и несколько разноцветных стекля­шек. Но как увлекала она своими узорами, сколько радостных впечатлений дарила. И мы. осторожно передавая калейдоскоп из рук в руки, старались сберечь этот неожиданно получивший­ся хрупкий узор, ибо знали — он не повторится, а нам так хоте­лось, чтобы удивившее нас, порадовало и наших друзей.

Вырастая, мы забываем и перестаем играть в детские игру­шки (они становятся нашим прошлым), но мы не забываем сча­стливых минут, когда, восхищаясь, открывали для себя мир, предстающий перед нами во воем своем многообразии как узо­ры калейдоскопа.

В школьном возрасте во время игры у детей особенно ярко проявляются умения видеть, восхищаться, запоминать и обме­ниваться впечатлениями. Учитель может и должен использовать это в своей воспитательной работе с ними.

Для того, чтобы помочь ребятам войти в игру, можно исполь­зовать калейдоскоп (или какую-либо символическую трубку). Здесь будет все зависеть от того, какое вступление сделает пе­дагог, вручая этот немного волшебный предмет ученикам.

Через маленькое отверстие, этой игрушки мы можем увидеть не только узоры, но и страницы интересных книг, кадры люби­мых кинофильмов. Можем побывать в театре, на выставках и концертах, встретиться синтересными людьми, отправиться в путешествие, слетать на другие планеты- Калейдоскоп поможет вспомнить забавные истории и посмотреть на самих себя со сто­роны, когда мы находимся дома, в школе или гуляем во дворе.

Передавая калейдоскоп от ученика к ученику, в нем могут возникать разные истории, аиногда изображение как бы застывает и, поворачивая трубку, удается взглянуть на одно и то же событие с разных точек зрения, увидеть что-то личное, значимое для себя.

В зависимости от избранной темы, учитель первым «загляды­вает» в волшебную трубу или просит это сделать кого-то из ребят (важно, чтобы первым учеником оказался тот, кто умеет свободно высказывать свое мнение в присутствии аудитории). Пример сверстника, сам калейдоскоп, занимающий руки, и воз­можность «спрятаться» за него (т. е. говорить как бы не от сво­его имени) — все это снимает психическое напряжение ребят,иони открываются друг перед другом в этом игровом общении.

Иногда дети все же могут останавливаться в замешательст­ве, не зная, кому передать эстафету. Педагог помогает такому ребенку, предлагая подойти к тому, чье мнение ему лично не­безынтересно.

Передавая калейдоскоп,ученикипорой увлекаются: мальчи­ки отдают его мальчикам, а девочки — девочкам. В этом слу­чае учителю необходимо тактично напоминать ребятам, чтобы они проявляли галантность по отношению к.девочкам, а те, в свою очередь, не обходили вниманием ребят.

Впечатления, которыми делятся дети (а такая возможность должна быть предоставлена каждому), наполненные содержа­нием или состоящие всего лишь из одного предложения, ценны •сами по себе, так как духовное усилие совершается ребенком не только в момент собственного высказывания, но и во время об­думывания суждений товарищей. Поэтому здесь неуместны та­кие реплики учителя как «Хорошо», «Правильно», «Неправильно», «Молодец» и т. д. Нужно также избегать и общих оценоч­ных выводов по окончании подобных мероприятий.

Завершая калейдоскоп, следует поблагодарить .всех участни­ков за высказанные мнения, и нет ничего страшного в том, если в первый раз он «покажет» нам то, что мы еще не умеем делать (понятно изъясняться, выслушивать других, проявлять заботу не поучая и т. д.) — это все равно будет результат: с одной сто­роны диагностирующий уровень воспитанности, а с другой — позволяющий планировать дальнейшуюработу с детьми.

Лукошко.

Лукошком4обычно называют маленькую корзину, предназна­ченную для сбора ягод или грибов. Для того, чтобы играть в «лукошко», совсем необязательно отправляться в лес, ведь его можно наполнить интересными высказываниями, идеями, зани­мательными историями, спорными вопросами, словом тем, что увлекает детей1.

В последнее время мы замечаем, как повышается в обществе интерес к языку" телодвижений, когда занимаемая одним чело­веком поза бессознательно прочитывается другим, но в конеч ном итоге такая визуальная информация определяет степень доверия (или недоверия) между ними, усиливает (или снижает) значимость произносимых слов. Специальные тренинги, прово­димые с детьми, помогают им научиться занимать оптимальную позу при разговоре и понимать, что выражают жесты собеседни­ков.

Необходимость подобных занятий, кроме того, что они ув­лекательны, обусловливается еще и тем, что специально обу­чаясь речи, которая по мнению ученых в словесном общении за­нимает менее 35%, мы совершенно никакого внимания не уде­ляем невербальным средствам общения (мимике, пластике, же­стикуляции и т. д.), а именно с их помощью передается более 65% информации.

Восполнить этот пробел можно, играя с детьми в обычное
«лукошко», которое иногда < украшают разноцветными ленточ­ками или цветной бумагой (ведь детей привлекает все яркое и пестрое). В эту корзинку учитель кладет карточки, вырезанные из плотной бумаги, на которых изображены различные позы людей. Ученикам, достающим карточки из лукошка, предлага­ется занять соответствующую позу и составить какой-либо мо­нолог (или диалог, если изображены два человека). Остальные ученики класса внимательно наблюдают за разыгрываемым этюдом, а затем обсуждают, насколько та или иная поза соот­ветствуют произносимым словам и их интонационной окраске.
Для первых тренинговых занятий следует подбирать не очень сложные задания, которые будут дополняться и усложняться по мере усвоения учениками. Например, поза «замок» (перекрест рук или ног): хорошо известна ученикам, и каждый из нас много раз использовал ее, не задумываясь над тем, какую информацию она в себе несет. Анализируя этюд с «замками», ученики
приходят к выводу, что перекрестное положение рук и ног ис­пользуется людьми, когда они хотят «уйти» от разговора, по­ставить барьер, отгородиться от собеседника или выразить свое несогласие. . .

Усложнение этой позы происходит, если кисти скрещенных рук сжимаются в кулаки. На языке телодвижений это означает выраженную враждебность. Еще одним вариантом скрещенных рук служит поза, когда кисти обхватывают плечевую часть ру­ки, что свидетельствует о твердости занимаемой позиции.

Ярким и увлекающим детей примером может быть поза «ко­гда ребенок обманывает». На карточке изображается ребенок, глаза которого расширены, а обе ладошки прикрывают рот. Школьники очень быстро распознают эту позу и приводят при­меры собственных наблюдений. Затем учитель показывает уче­никам усложняющиеся с возрастом варианты этого «обманывания»: подростки как бы обводят рот и подбородок рукой, но не закрывают его полностью; взрослые же люди прибегают к от­влекающим жестам — потирают нос, пощипывают подбородок и т. д.

Говоря е ребятами о языке нашего тела, необходимо предо­стерегать их от поспешных разоблачений: всякий жест должен рассматриваться в контексте словесной информации и сопрово­ждающих его. дополнительных движений* Поэтому излишняя ка­тегоричность в оценках и суждениях может привести к ошибоч­ным выводам.

Подтвердить справедливость высказанного суждения можно следующим примером. На карточке! человек изображается в по­зе «петуха» (руки образуют «замок» сзади). Подобная поза придает уверенность облику, человек как бы «открывает» все­го себя (лицо, шея, грудь) навстречу опасности, не боится ее, готов отразить любой «удар судьбы».

Однако стоит лишь незначительно изменить положение рук ученика, находящегося в этой позе (кисть за спиной обнимает запястье), как образ «отличника» тут же омрачается неуверен­ностью. Если же поднять эту руку еще выше и обхватить локоть, то мы увидим, как ученик пытается «взять себя в руки», стре­мясь скрыть свою нервозность.

Подобным образом могут разыгрываться и изучаться другие позы («льва», «воина», «мыслителя» и др.). Для этого необяза­тельно знать конкретные разъяснения той или иной позы, по­скольку психологические жесты уже содержат в себе информа­цию и наша задача заключается в том, чтобы научиться вместе с учениками прочитывать ее.

Маски.

С целью развития детского воображения, развития комму­никативных навыков и умений могут быть использованы игры, в которых ребенок поставлен перед необходимостью принять на себя роль того или иного неодушевленного предмета, явления, с которыми ребенку уже доводилось вступать во взаимодействие в ходе своей жизни1. Использование этих форм работы особен­но важно в процессе формирования таких умений как — умение «активного слушания» собеседника, умения поставить себя на место партнера по общению. Цель подобного рода предметных и ролевых игр — «одухотворение», «очеловечивание» предметов и явлений окружающего ребенка мира. В ходе собственных моно­логов от лица «Старого дедушкиного зонта» или «Маленького привидения, живущего на школьном чердаке», или «Первой ве­сенней бабочки» ребенок развивает свою творческую индиви­дуальность, наделяет хорошо известные ему предметы и явле­ния новым смыслом. Очень помогает при организации ролевого взаимодействия детей игра в «Театр вещей». Роли папы, бабуш­ки, учителя, ученика дети придумывают сами и сопровождают свой рассказ манипуляциями- овощами («Конфликт овощей), вязальными клубками, спицами («Говорящие клубки»),, варе­жками и перчатками («Путешествие в Антресолию», «О чем рас­сказали перчатки») и т. д.

Остановимся подробнее на организации такой формы работы с детьми как «Карнавал масок». Педагог рассказывает о богат­стве и разнообразии окружающего нас предметно-вещного ми­ра, о необходимости формирования умения замечать в обыден­ных вещах и явлениях присутствие личности создателя, конст­руктора той или иной конкретной вещи, присутствии многих и многих людей, вступавших во. взаимодействие с этим предметом. В ходе беседы можно обсудить удивительные сказки-притчи Г.-Х. Андерсена «Трубочист и пастушка», «Старый газовый фо­нарь», «Кусок свиной кожи», «Стойкий оловянный солдатик». Задача этой предворяющей игру беседы: 1) расширение лично­стных смыслов участников игры, 2) изменение мотивационных установок, направленных на восприятие предметов и явлений окружающего мира, придание им новых смыслов (чашка — это не только- сосуд для чая или кофе, но и память о бабушке, по­дарок и т. д.), 3) демонстрация опыта одухотворения предметов и явлений, которым обладают другие люди (писатели, поэты),. 4) рефлексия своего опыта «одухотворения» предметно-вещной среды. Затем педагог раздает участникам игры карточки с кра­ткой описательной характеристикой предметов («Майская гро­за», «Первый снег», «Портфель первоклассника в конце учебно­го года», «Старая школьная парта», «Радуга» и т. д.). Испол­нителей ролей может быть 6—8—10 человек (четное количест­во).

1 этап игры — Монологи. Необходимо за 30—40 с рас­сказать (очень кратко!) историю жизни данного предмета или явления. 2 этап—Диалоги2. Ведущий предлагает вступить в диалог 2-х участников игры. Задача: достигнуть ролевого взаи­модействия, выслушать партнера по общению и, если в этом есть необходимость, оказать поддержку, помочь. 3 этап — Мультилог3. Общее обсуждение темы.

В одной связке.

французскому философу и писателю Ж- П. Сартру принад­лежит изречение: «Человек не есть то, что он есть; человек есть То, что он не есть». Согласно той формуле, человек постоянно порывается выйти за пределы своего «я».

Вольноотпущенник природы, находясь среди бушующего человеческого мира, он отчаянно ищет пути и средства быть со­причастным сообществу людей, семье, исторической реальности, гармоничному природному мирозданию. И, в то же время, боит­ся потерять свою индивидуальность, неповторимость, стать «как
все».

Если мы заглянем внутрь себя, то увидим, что неистовый по­иск своей «самости» есть по сути ежедневно создаваемый нами контекст сложных духовных связей и отношений с окружающей социальной действительностью. Это постоянно заново рождающийся в мыслях, чувствах, поступках жизненный мир каждого из нас. Оказывается, на протяжении всей жизни для осуществ­ления важных жизненных планов, нужны «соучастники». В этом смысле мы все как бы связаны одной, веревкой, имя которой «Другой», «Общество», «Культура», «Человечество». Поэтому устанавливая отношения «я—ты», мы всегда имеем возможность развернуть их в двойную реальность человеческого «мы». Про­блема в том, умеем ли?

Для проведения занятия «В одной связке» необходимы набор ситуаций и обыкновенная веревка. Ведущий вызывает столько участников, сколько их необходимо для решения ситуации. Да­ет им в руки веревку, которая выступает символом реальной че­ловеческой взаимозависимости и зримо, наглядно выражает эту связь. Определяются ролевые позиции каждого. Задача: макси­мально реализуя свою цель, выработать и принять один из ва­риантов решения- и осуществить его. При этом участникам кате­горически запрещено выпустить веревку и, тем самым, выбыть из «связки».

Например. Ситуация: А. хочет продолжить занятия; В. все надоело, он хочет уйти; С. устал, хочет пойти в столовую выпить чай. Но так как все участники «связаны» одной веревкой и бро­сить ее нельзя, каждый аргументирует свою позицию и пытает­ся склонить других на свою сторону. Ценно то, что веревка дает наглядное представление динамики развития отношений. Она провисает там и тем больше, где выше проявляемое понимание одним другого. И наоборот, чем нетерпимее высказываемое мнение, тем сильнее ее натяжение. Решение ситуации — кульмина­ция, а веревка — индикатор сложившихся отношений, показатель степени учета мнения и позиции другого человека.

Или возьмем еще ситуацию. В отличие от предыдущей она предполагает наличие групповой деятельности. Например, две «связки» по три человека. Каждый участник держит в руке свою часть веревки и мел. Задача: какая триада быстрее начертит на доске геометрические фигуры?

Мы привели в качестве иллюстрации общие ситуации. В то время как форма занятия может охватывать детей возраста от шести до семнадцати лет. В содержательном отношении это мо­жет быть проигрывание запретов взрослых, традиций школы, требований и норм культуры поведения, конфликтные ситуации и т. п.

Независимо от характера и содержания предлагаемой ситуа­ции, основное внимание сосредоточивается на анализе. И уча­стники и зрители анализируют не только способы решения ситу­ации, но и способы взаимодействия друг с другом. То есть пред­ложенные варианты решения оцениваются в первую очередь с точки зрения их «очеловеченности».

В ходе самоанализа занятия его участниками ведущему пред­ставляется возможность классифицировать объяснения причин успешности или неуспешности деятельности участников по сле­дующим группам: 1) причины межличностного характера. Ис­ход ситуации объясняется изменчивыми характеристиками пове­дения: прилагаемые усилия, использование специфической так­тики, метода, способов и форм поведения. Эти объяснения должны способствовать формированию убеждения, что в будущем можно достичь лучших результатов, если изменить поведение; 2) причины характерологические:- исход ситуации .объясняется неизменными чертами личности, такими, как способности и ин­дивидуальность.

Результаты анализа могут служить базисом для понимания ребенка, класса. Они полезны также для понимания личностно­го развития человека и значения всевозможных столкновений, достижений, конфликтов, разочарований личности.

В этом смысле предлагаемая форма занятия может являться прологом или составной частью последующих психолого-педагогических тренингов.

Известно, что «последняя вещь, которую открывает рыба, это вода». Так и человек «вдруг» открывает, что нет человека «выше» или «ниже» его. Только когда я постигаю другого во всей его одинаковости, как себя, как человека, и, руководствуясь открывшимся мне постижением, прорываюсь к этому, другому, лишь тогда я выхожу за пределы своего «я». Мера приобщения сообществу людей, ценностям человеческой культуры есть мера моего становления как Человека.

 

Формы и методы организации до­суга и оздоровления детей в усло­виях летнего лагеря.

Музыкотерапия.

Из опыта работы мож­но посоветовать проведение коротких музыкально-ритмических игр: «Делай, как я», «Эхо». Участники повторяют не­сложные мелодии вслед за ведущим, ими­тируют различные способы игры на ин­струментах, динамические оттенки. Мо­жет использоваться свободный танец-об­раз, пантомима под фонограмму. Конкурс «Музыка и поэзия» позволяет желающим рассказать стихотворение или исполнить музыкальное произведение, связанное с ним, рассказать по желанию об авторе. Можно использовать следующие формы эмоционально-эстетического развития детей: детская филармония,действующая втечение всей смены (регулярное испол­нение музыкальных произведений и рас­сказ о них), — как ролевая игра (оформи­тели афиш, распространители билетов, менеджеры и т.д.), концерты-минутки.Концерт может готовиться заранее, а мо­жет быть импровизацией. Он может быть тематическим и многожанровым, когда дети пытаются изобразить звуком, сло­вом, движением то, к чему они выражают свое отношение.

Клуб любителей музицированияобычно использует инструменты, которые нетре­буют долгой и специальной подготовки к игре на них. Прежде всего это различные народные инструменты. Специалист-му­зыкант или воспитатель-любитель знако­мят детей с основными приемами игры на них, обучая исполнению в ансамбле или соло. Состав ансамбля и репертуар подби­раются в зависимости от способностей и интересов ребят и, конечно же, от набора музыкальных инструментов. Можно со­здать и шумовой оркестр, при этом важно помнить, что все это делается, прежде все­го, для хорошего настроения, и потому в данном случае не имеет особого значения уровень музыкальных способностей ребят.

Ученые в области биоритмологии счи­тают, что для организации творческих за­нятий по эмоционально-художественно­му и эстетическому развитию детей луч­шее время дня во вторник с 12 ч до 13 ч 45 мин., в четверге 16 до 18 ч, в субботу с 17 ч 15 мин. до 20 ч 45 мин., в воскресе­нье с 9 до 10ч 30 мин.

Смехотерапия.

Смех — признак душев­ного здоровья. Юмор помогает детям рас­ти оптимистами, а это очень важно, осо­бенно для подростков. Форм досуговой деятельности, связанных с юмором, нема­ло. И многие из них давно прописались в наших оздоровительных лагерях. Напри­мер, написать смешное стихотворение на заданную рифму, стихи на заданную тему «Плыли камни по реке», «Подари мне на память» и др. Можно предложить написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву, или рассказ, состоящий из названий книг, фильмов и др.

Лучше всего, как показывает опыт, проводить досуг в форме творческих кон­курсов, например конкурс «актерского ма­стерства».Творческие задания придумы­вает совет дела. Можно использовать уже известные художественные жанры. Это художественное чтение:ребята-участники конкурса должны прочитать отрывок из заданного стихотворения («Собирались лодыри на урок...», или «Идет бычок, ка­чается», или «Наша Таня громко пла­чет...») различным образом. Вопроситель­но; поднимаясь все выше в гору; занима­ясь боксом, испытывая страх и ужас; тор­жественно на банкете; в большом зале, где нетмикрофона; на сильном морозе. Теа­тральный этюд «Сам себе режиссер».

Здесь нужно подобрать материал и озвучить. Используется имитация (передать звук взлетающего самолета, шум прибоя, пло­хо заводящийся мотор автомобиля, скри­пящую дверь, взрыв гранаты, автоматную очередь, сирену «Скорой помощи»). Ми­мика:изобразить человека, который лиз­нул горчицу или ест лимон, тающее мо­роженое; огромную дольку арбуза. Школьника, у которого нет времени рас­стегивать портфель-дипломат; девушку, у которой по дороге сломался каблук; юно­шу, у которого из сетки высыпались яб­локи во время киносеанса. Исполнитель­ское мастерство:продемонстрировать игру пианиста, скрипача, бандуриста, барабан­щика, балалаечника, движения канато­ходца, иллюзиониста, оперного певца.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.