Сделай Сам Свою Работу на 5

Гостиная: поэтическая, музыкальная, театральная, спортивная





Логика данной формы свободного общения выстраивается' на основании простого и ясного очерчивания лексического зна­чения слова «гостиная»: это комната, в которой принимают Го­стей и, одновременно, это сам процесс приема гостей. - Гостей принимают для общения и во имя общения. Разу­меется, гостей знакомят друг с другом. Гости рассказывают какие-то веселые истории, вспоминают события, с ними проис­ходящие. Гости дарят друг другу улыбки, сувениры, подарки. Гости поют, играют, танцуют. Гостей иногда угощают. Исход­ным из такого понимания становится следующая структура сво­бодного общения1. Вот ее общие контуры.

Сбор гостей (15—20 минут) оформляется музыкой, достаточ­но тихой, мелодичной, мягких ритмов. Хозяйка гостиной помога­ет всем удобно расположиться, каждого одаряет улыбкой, при­ветствуя, производит «психологическое поглаживание».

Первый момент — представление гостей. Если появляется, новое лицо, то, в первую очередь, представляют его всем при-

Заметим, «свободным» общение называется не потому, что оно спонтанно, а потому, что оно свободно от предметного результата. Далее, согласно нами очерченному контуру, проходит «Вос­поминание о прошлом». Каждый гость несет в себе свое прош­лое как историю своей личности. Тематика гостиной определя­ет и тематику воспоминаний: на музыкальной гостиной вспоми­нают эпизоды своей жизни, связанные с музыкой; на поэтичес­кой то, что определило сегодняшний интерес к поэзии; на спортивной — случаи под названием «Я. и спорт» и т. д.



Если гости (например, старшеклассники) склонны к реф­лексии, то можно им предложить вспомнить всю свою жизнь и попробовать выделить в ней один случай, который, скорей все­го, сыграл решающую роль на пристрастия и интересы сегод­няшние. Но обычно предлагается вспомнить что-то веселое, смешное. Рассказывая про себя смешное, гость уже освобож­дается от психологической зажатости, а когда ему удается вы-. звать смех окружающих, он приобретает уверенность и психологическую свободу.

Теперь наступает момент дружеских сувениров: «Что я вам принес...» В соответствии с названием гостиной,преподносятся музыка или поэзия, слайд или сообщение, совет или открытка. Сувениры преподносят лишь те, кто хочет, — никакого насилия, учета и контроля быть недолжно.



В гостиной всегда звучат анекдоты — остроумные корот­кие рассказы, им надо отдать должное и похвалить тех,, кто мастерски доносит этот особый жанр. Особенность этого момен­та в том, что «принимаются» не все анекдоты, а лишь те, кото­рые тематически связаны схарактером гостиной. Такое суро­вое условие вынуждает" гостей к творческому отбору либо к творческой интерпретации приготовленного рассказа.

Если за скобками оставить чаепитие, танцы, коллективное мнение, то последней завершающей частью гостиной являются творческая игра: литературная, музыкальная, поэтическая, теат­ральная, спортивная ит. д. В игре принимают участие все гости, оник тому времени сблизились, перестали стесняться, свободны и инициативны.

Завершается гостиная моментом «Стоя в прихожей, я хочу сказать...» Гостиная — очень гибкая форма организованного общения, импонирующая подростку июноше с их претензией на взрос­лость. Приглашать в качестве гостей следует и младшекласс­ников, чтобы форма, гостиной сохранилась как традиционная: когда подрастут эти юные гости, они внесут в такого рода об­щение свои [творческие коррективы, а иначе каждый год в каж­дой новой возрастной группе придется воссоздавать типовую модель этой интересной формы дружеского общения.

Чтобы подчеркнуть эластичность этой формы, укажем на. примеры необычных гостиных: кинологическая гостиная — соби­рает гостей, любящих собак; астрологическая гостиная — гости увлекаются астрологией; психологическая гостиная — собираются гости, интересующиеся психологическими проблемами.



Интеллектуальный аукцион

Интеллектуальный аукцион — это дань рыночным отношениям, которые, к великому сожалению, далеко выходят за пределы экономической сферы. Интеллектуальный аукцион — это своеобразный вызов базарной логике жизни, получившей сегод­ня широкое распространение.

На аукционе «продается» и «можно купить» материализо­ванную в книге, репродукции, пластинке, фотографии, слайде духовную ценность. «Покупка» совершается путем предъявле­ния каких-либо знаний, затребованных «продавцом». Допусти?», если предлагается предъявлять все знания об этом произведе­нии; если «продается» пластинка сзаписью музыки М. И. Глинки, то, следовательно, способным приобрести ее окажется тот, кто даст последнее сведение из массы предлагаемых сведений о композиторе.

Интеллектуальный аукцион содействует укреплению автори­тета Знания и лидерства Знающего. Он стимулирует интерес к Интеллектуальным ихудожественным ценностям, служит источником информации для детей, влияет на улучшение психологи­ческой атмосферы в школе. Проводить интеллектуальный аукцион следует, как правило, в одинаковых возрастных группах, чтобы «покупательская спо­собность» детей оказалась одного уровня. Но изредка хорошо устраивать общешкольного масштаба интеллектуальное состя­зание, чтобы для младших школьников раскрыть широкие рубежи их будущего развития, а для старшеклассников показать реальность их роста, развития и' преимущество их образования

Игровое оформление имитирует аукционную продажу: сна­чала «товар» рассматривается, когда его проносят среди пуб­лики в сопровождении похвальных слов в адрес «товара»; по­том объявляется «плата» и принимаются первые «взносы» (этот момент самый трудный, так как одновременно подымается мно­жество рук, и надо успеть зафиксировать первенство поднятой руки); обязательно молоточек отстукивает условное время для предъявления новой «платы» (раз—два—три!), при этом вос­производя словесно предыдущий «взнос»; «товар» вручается то­му, кто последним «назначит цену», то есть сообщит сведения никому не известные среди «покупателей» или просто всеми за­бытые (а это значит, представляющий к продаже «товар» дол­жен быть хорошо' информирован); нельзя «сбивать цену» (то есть выкрикивать, не поднимая руки) — нарушителя этого пра­вила удаляют с аукциона; «покупателя», приобретшего товар, все поздравляют.

Если ведущему удается придать веселую, чуть .ироничную тональность всему, что имитирует рынок, и, в то же время, глу­бокое и серьезное отношение к содержанию духовной ценности, то можно считать, что интеллектуальный аукцион состоялся.

Большой Круг (Малый Круг)-

Большой Круг — эпическая модификация вчерашнего груп­пового собрания, вобравшая в себя почти все черты собрания (исключая официоз), но дополненная теплотой дружеского об­щения и товарищеской заботы о деле.

Дело — предмет рассмотрения и обсуждения на Круге: подводятся итоги, намечаются планы, вырисовываются перспекти­вы, определяются исполнители и заслушиваются ответственные. Но тональность этого серьезного разговора далека от делового жестко регламентированного собрания: здесь допустимы шут­ки, лирические отступления, угощения, песни, скетчи. Большой Круг — это сбор товарищей-единомышленников, связанных единым делом, вдохновленных какой-либо идеей. На собрание обя­зуют приходить — на Круг приглашают. Собрание готовит ак­тив, составляя программу. К Кругу готовится каждый пригла­шенный, и то, что он задумал, никому не известно. Собрание не пит за пределы поставленных вопросов — Круг имеет лишь ь1Х центральный вопрос, остальное принадлежит свободной импровизации.

Большой Круг— это большое количество друзей, по значительному поводу собранное и высоко' оформленное как некое празднество. Малый круг — короче по времени, уже по числу участников, обсуждает вопросы текущие и. не столь нарядно об­ставляется.

Методическая атрибутика здесь очень проста: все пришед­шие собираются в круг, размещаются и свободно ведут обсуж­дение вопроса. Круг может начинаться или завершаться песней. В Круг могут приниматься новые друзья, Круг может допускать

гостей. .

Трудно сказать, когда именно педагог прибегает к этой фор­ме работы с "группой. Иногда—при затруднительных ситуаци­ях: «Как мы живем и хорошо ли нам?» Иногда — в качестве фи­нально-аккордного момента определенного этапа работы: «На­ши успехи и наш отчет». Иногда •— в связи с непредвиденными событиями: «Моя позиция в конфликте».

При проведении Большого Круга делается многое, чтобы он стал совместным переживанием проблемы и сближал детей, а не разъединял. Сохраняется оптимистический настрой, соблю­дается эстетическое оформление, приготовляются маленькие приятные сюрпризы, вводятся символические ритуалы, обозна­чающие дружественность связей участников Круга.

Не возбраняется дополнение содержательного Круга вкус­ным столом, однако следует выдерживать пропорции: у Боль­шего Круга всегда маленький стол; у Малого Круга—Мини-стол, так чтобы угощение не отвлекало и не заслоняло собою духов­ную деятельность собравшихся друзей и товарищей.

Существует одна прелюбопытная особенность Большого Кру­га: он используется и в семейной педагогике. Изредка узнаешь, как некоторые родители для решения принципиальных семей­ных вопросов собирают Круг родственников либо домочадцев. И его никак не назовешь семейным собранием, ибо движущим фактором здесь выступает Забота и Сопереживание за семейное дело, семейную честь, семейные успехи. У нас сегодня дома Круг! — говорит девочка учитель­нице, и та понимающе кивает; ибо в школе общее уважительное отношение к дружескому деловому обсуждению хода жизни в ее конкретных проявлениях, а значит и к семейному Кругу точно такое же уважение.

Педагогическим секретом (если можно говорить о таком успехе Круга является личность педагога как «звезды» межлич­ностных отношений и как носителя высоких духовных ценно­стей, а также наличие коллективистских связей в группе. Диф­фузная группа не способна работать и общаться на Круге, эта форма нуждается в коллективной основе1. Но, в свою очеке"ь* сам Круг может выполнять роль стимулятора коллективного, развития, однако ее он исполняет при начавшемся процессе пре­образования диффузной группы в коллектив, при условии появ­ления первых признаков второй стадии развития коллектива

Если школьные педагоги задумают внедрить традицию
Большого Круга, то рекомендуется предварительная методичес­кая проверка этой формы на проведении товарищеского Круга среди самих педагогов.

Диалогс веком

Рождение данной формы групповой деятельности, которая получила название «Диалог с веком», обязано новой тенденции развития педагогики и воспитательного процесса, а именно, воссоединению педагогики и философии2, обращению педагога-воспитателя к философским научным основам в организации школьной жизни как жизнедеятельности ребенка в контексте современной культуры и на уровне современной духовной куль­туры.

Быть на уровне современности — это жить в контексте об­щечеловеческой культуры, история развития которой не отбро­сила в прошлое духовные достижения, а внесла их в нашу жизнь сейчас, ибо сегодня и всегда мы ведем диалог с веками, при­нимая их ценности и ежедневно воспроизводя их в индивидуаль­ных вариациях..

Такая точка зрения и способствовала появлению «Диалога
с веком». Этот диалог ведет школьник с представителями раз­ных веков. Образ прошлого века преподносит школьнику про­изведение искусства любого вида и жанра. Чаще всего, это живописный жанр портрета, но не исключен и музыкальный, скульптурный, поэтический портрет.

Материалом может стать все, что имеется в школе: репро­дукция, слайд, фотография. Не имеет значения авторитет и ста­тус художника. Здесь главное — представительство века, отра­женное в портрете. Он экспонируется на экран, и тогда все ведут беседу с одним героем, а вернее, беседы, так как: индивидуален в восприятии и проявлении. Портреты: во множестве репродукций видоизменяют беседу: она ведется«глаза в глаза», «наедине» — субъект XX века с субъектом века прошедшего. Если разговор состоялся и автор хочет это обнародовать, то диалог воспроизводится при всеобщем внимании и инструментованном педагогом интересе. Поясним последнее: подростку и ранней юности, при всей центрирован­ности на своем «я»; не свойственен интерес к рядом находящимсялюдям, этот интерес следует развивать и культивировать, отмечая все своеобразные черты проявлений личности рядом сидящих. Вот почему мы говорим об инструментовке интереса:1 «его еще нет, но мы его порождаем, оформляем, подчеркиваем.

Чтобы разговор с представителем иного века начался, детям предлагают задать персоне один вопрос, любой, первый при­шедший в голову. А далее — пристально вглядеться в лицо героя и услышать ответ. Разумеется, на ответ бросить реплику из нашего века и — вновь ждать последующего ответа.

Психологическими условиями Диалога с веком являются до­верительные взаимоотношения, звуковая изоляция каждого во время воображаемой беседы, создаваемая за счет музыкально­го фока (музыкальное произведение тщательно отбирается), а также световое пейе, открытое для персон прошлого: яркий свет не может смутить героя, позволяющего разглядывать себя не один век, — и скрытое для современника, еще не привыкшего к пристальному публичному вниманию.

Беседы, которые поведут дети, не равноценны по их духов­ной насыщенности. При острых материальных нуждах семьи де­ти несут в себе экономическую озабоченность и выплескивают ориентированность на материальные ценности («Милая сеньо­ра, как мне нравится Ваше платье!..»). В этом нет ничего стра­шного, продолжение беседы все равно выводит разговор на про­блемы духовные, педагог должен слегка помочь ребенку («Что же она в ответ сказала?»... «Она с тобой согласилась или возра­жает?»...).

Если художественное полотно сохранило бессмертный облик личности великой, то диалог модифицируется в Диалог с вели­ким.

Великим мы называем человека, достоинство которого (или Достоинства) превышает меру обычного, по масштабности влия­ния на развитие жизни далеко выходят за пределы общераспространенного. Выдающиеся достижения этой персоны достигают крайнюю планку человеческих возможностей.

Откажемся от примитивного использования персоналий вы­дающихся личностей в качестве примера для детей: будьте, как... (имя великого). Нельзя «быть как»: во-первых, потому что великий человек уникален и неповторим; во-вторых, потому, что столь же уникален и неповторим ребенок, который, в итоге' может и должен остаться самим собой.

Обращение к материалам персоналий обусловлено необхо­димостью создавать у детей широкий образ жизни, достойной человека, и широких возможностей человека как такового. 'Ко­нечно, выбор персоналии великого субъективен, зависит от ча­стных обстоятельств. Но, в конечном итоге, не имеет значения чье имя выберет педагог.

Обратимся к облику Марии Николаевны Ермоловой, вели­кой актрисы, начинавшей свой творческий путь со скромного рядового работника сцены, с завидным упорством и похваль­ным трудолюбием работающего над собой, изучающего немец­кий и французский языки, осваивающего игру на фортепиано, пластику, риторику, философию, и заканчивающей свое твор­чество на вершине профессионального мастерства, потрясающе­го сердца людей (об этом говорит множество фактов).

Представшая перед детьми на портрете 'художника 'В. Се­рова, великая актриса не взывает к подражанию, но лишь к уди­влению и восхищению: вот какие люди бывают! И когда школь­ник попробует повести с ней диалог «Уважаемая Марий Нико­лаевна, скажите, пожалуйста, он, по сути, поведет диалог сам с собой. Но персона великого определит усилия школьни­ка по поддержанию собственной планки поведения и жизни.

Диалог с великим базируется на фактах, предоставляемых детям в рассказе педагога. Интересно вести разговор с челове­ком, чьи поступки известны, чья деятельность обрисована. По­этому педагог, наряду с наглядно-художественным обликом ве­ликого, развертывает вербально иллюстративный поведенческий или характерологический материал персоны. Двух-трех ярких событий бывает достаточно, чтобы у детей появились вопросы и родилось желание вступить в общение с великим..

Если выделять противопоказания к этой форме работы с детьми, то существует одно -•- отсутствие у педагога личного желания говорить с Веком или с Великим. В таком случае за­прещается эксплуатировать данную форму, невольно дискреди­тируя ее, при таком показателе не спасает ни методика, ни тех­нология, а воспитательные результаты могут быть "непредска­зуемо отрицательными.

День добрых сюрпризов

Появление этой формы деятельности детей связано с распространением житейского взгляда на знаки внимания: лучше един цветок каждый день, чем огромный букет раз в год. Пень добрых сюрпризов — это этическое упражнение в умении оказывать знаки внимания, это пробуждение жажды делать окружающим благо, это веселый добрый розыгрыш, результат которого заведомо приятен. Его проводят при условии благоприятного психологического климата в школе, но и для наилучшей гуманизации взаимоотношений в школе. Это веселее дело укрепляет дружеские отношения, развивает симпатии, по­вышает психическое состояние отдельных детей, содействует психологической раскрепощенности. В нем обязательно участ­вуют педагоги наравне с детьми. Субъектом добрых сюрпризов в этот день выступает не «учитель» или, «ученик», а «человек», не «первоклассник», «десятиклассник», «директор», а «человек». Социальная роль в этот день у всех единая — быть человеком, доставляющим радость другому человеку.

О Дне добрых сюрпризов сообщается задолго, так, чтобы у четей было время реализовать творческую задумку. Время от времени педагоги напоминают детям о приближении этого дня, ко, скорее, репликой, мимоходом, как если бы и сам педагог еспомнил о приближении веселого праздника.

Инициативу утром этого дня берут педагоги: они первыми представляют свои заготовленные сюрпризы, так чтобы открыть детям путь к добрым актам. Очень часто ребенок; принеся » школьной сумке сюрприз, стесняется его вручать, боясь насме­шек в адрес скромного своего знака внимания. Педагоги; от­крыв этот день, демонстрируют все разнообразие добрых сюр­призов: от необычного костюма до веселой песенки, от простой открытки до остроумного рисунка на дверях учебного класса.

В этот день оценивается сам акт доброго расположения,, принимается все, что несет всебе пожелание добра другому,. что сделано своими руками и сотворено собственной душой.. Родительские деньги не имеют признания. Хотя не исключает­ся участие родителей: они тоже имеют право в этот день доста­вить школе какой-либо сюрприз, на их сюрпризы не наклады­вается материальный запрет, ибо они профессионально и эконо­мически обеспечены.

Сюрпризы для группы, для коллектива сочетаются с инди­видуальными знаками внимания. Это вносит в методику весе­лого праздника некоторые сложности: педагоги должны пред­видеть ситуации оставленного без внимания ребенка и коррек­тировать их немедленно, внося дополнительные проявления симпатии в новых сюрпризах. Понятно, что педагог, наряду с одним сюрпризом, который раскрывает сразу для всех в начале Дня, заготавливает два-три запасных, которые могут и не быть предъявлены, если ситуация сюрпризов по всей школе складывается благоприятно.

 

Предотвращая нежелательные формы сюрпризов, может объявить о главном законе этого дня, например: «Сюрприз - это добрые движения доброго сердца» или «Сюрприз не paзрушает жизнь, а возвышает, ее». Но тут важно соблюсти меру и перейти к нравоучению, предоставляя детям свободу их фантазии и творческой смелости.

В мозаике добрых сюрпризов должно быть очень мало то­варных сюрпризов, то есть таких, которые куплены на деньги а не являются продуктом духовных и физических усилий само­го ученика- Единственным позволением устраивать сюрпризы-подношения обладают взрослые, так как они зарабатывают день­ги и вправе их тратить по собственному усмотрению — к ним относятся родители и учителя. Но и они не могут злоупотреблять таким позволением. Сюрприз не должен «пахнуть» деньгами, ес­ли его основное назначение в упражнении души ребенка.

Путешествие в свое прошлое.

Работая с подростками; учителю часто приходится сталки­ваться в различных ситуациях общения с воспитанниками с проявлениями подростковой тревожности, агрессивности, эго­центризма. Уже много лет в психокоррекционной работе с под­ростками психологами и педагогами используются формы ин­дивидуальной и групповой работы с детьми, направленной на организацию осознания своего и чужого опыта детства. В зарубежной психологии этой проблеме посвящены работы В, Бунда, К- и Н. Роджерс, Франкла В. и др. В отечественной психологии вопрос освящен в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубенштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Н. И. Непом­нящей и др. Для преодоления «пустыни отрочества», для осо­знания подростком своей личности как социальной ценности очень важно бывает помочь ему проанализировать как свое детство, так и детство значимых для него людей.

Специалисты педагогической психологии и социальной пе­дагогики считают, что обращение подростков к событиям сво­его детства и детства своих близких откроет ему многое в понимании себя, родителей, учителей. Эта мыслительная и эмо­циональная работа поможет воспитаннику по-новому взглянуть и оценить социальную ситуацию, в которой он живет. Обраще­ние к самому себе «когда я был маленьким» поможет найти подростку свое «я» в дне сегодняшнем, окажет влияние на про­цесс формирования самооценки, снимет эмоциональное напря­жение, которое создает подчас трудности в общении со сверст­никами, с родителями, учителями, с самим собой.

При подборе возможных приемов, направленных на осознание своего и чужого детского опыта, были учтены достижения различных школ и направлений. Меньше всего нам хотелось, предлагать программу психологического тренинга. Учитель, организующий групповые формы работы с детьми по осознанию детского опыта, не выступает в роли психоаналитика или гештальт-терапевтов, его цель — показать возможную позицию подростка в оценке отдельных событий детских лет.

Это может быть организация значимых для ребенка воспоминаний детства (как положительных, так и отрицательных) — «КРУГ ВОСПОМИНАЙ И FI». Ведущий занятия по оче­реди предлагает воспитанникам вспомнить одно из ранних яр­ких детских переживаний, восстановить в памяти время и обстоятельства, которые предшествовали этому переживанию. Затем в ходе группового или индивидуального обсуждения под­росток пытается связать некоторые эмоциональные или пове­денческие аспекты воспоминания события своего детства с тем, ' как он сейчас живет, взаимодействует со сверстниками, взрос­лыми людьми, как реагирует на ситуации, похожие' на те, о ко­торых вспоминал.

Можно организовать групповую и индивидуальную работу с
подростками по осознанию своего детского опыта через привле­чение предметов (зонты, шары, игрушки, фотографии и т. д.). Например, использование приема «Чудесные зонтики».Ведущий демонстрирует участникам занятия 2—3 зонта (чер­ный, красный, пестрый). Каждый участник, игры может рас­
крыть над собой любой из этих зонтов. Человек, выбравший
чёрный зонт, поделится печальными воспоминаниями прошлого,
тот, кто выбрал яркий пестрый зонт — радостными, светлыми
воспоминаниями, красный зонт же напомнит о тревожных мо­ментах детства. В ходе последующей групповой дискуссии орга­низуется обмен мнениями между участниками игры о причинах выбора того или иного зонта, причинах значимости для себя и других переживаний тех или иных событий детства.

В работе с младшими и средними подростками можно было бы предложить организовать общение с самой любимой в детстве игрушкой. Участники игры по очереди назы­вают, а может быть демонстрируют свою самую любимую иг­рушку, коротко описывают ее, рассказывают историю появле­ния игрушки в доме (кто и когда подарил, где купили). Уча­стники разбиваются на диады. Si — хозяин игрушки, получает возможность задать своей любимой игрушке любой вопрос (о •ее, своей жизни, интересующих его вопросах и т. д.). S2 — отве­чает от имени игрушки. Затем партнеры по общению меняются местами, игрушками (вариант игры «Мой любимый сказочный герой»). Предметом, опосредующим переживание своего детского опыта, может стать и детская фотография. Для орга­низации этого дела понадобится эпидиаскоп, учащиеся заранее готовят короткие рассказы «Я в детстве», «Самым главным для меня в детстве», «Мое детство для меня ...». На экран проеци­руется детская фотография одного из участников игры, показ сопровождается кратким рассказом. Затем сам автор или лю­бой другой участник игры может задать вопрос этой детской фотографии. Ответ «дает» фотографическое изображение. В свою очередь, фотография тоже может «задать вопрос» своему прототипу.

О важности для ребенка мыслительного и эмоционального контакта со своими пращурами, ушедшими в небытие предка­ми, говорили в своих произведениях известные писатели: Г.Мар­кес «Сто лет одиночества» и Рей Брэдбери «Марсианские хрони­ки». Великая ценность этого акта общения с прошлым своей семьи заключается в получении ребенком нового, значимого для него опыта проживания духовных усилий, необходимых для осознания себя частью большой семейной общности и принятия на себя ответственности за свои поступки перед членами семьи.

Дети заранее подбирают детские и юношеские фотографии своих .прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, пап и мам, тетей и дядей, собирают информацию о них, готовят корот­кие рассказы. Фотография проецируется на экран, сопровож­дается комментариями, музыкой, демонстрацией личных вещей {книги, награды, может быть в семье сохранились игрушки, ученические принадлежности члена семьи, дневники, аттестаты и т. д.). Организуется взаимный обмен вопросами.

Занятия по осознанию юношами и подростками своего дет­ского опыта проходят как индивидуально, так и с группой уча­щихся. Время проведения от 10—15 мин до 1,5 часа. Цель прак­тикума: преодоление подросткового эгоцентризма, выработка навыков эмпатийной поддержки активного слушания. От веду­щего требуется знание специфики семьи воспитанника, индиви­дуально-типологических особенностей воспитанников (реакция холерика на проживание фактов своего детства будет карди­нально противоположной, нежели реакция меланхолика или; флегматика). Ведущий подобного рода занятий должен обла­дать профессиональным тактом, умением корректного воздей­ствия на учащихся, терпением, коммуникативной направленно­стью своей личности. В ходе работы по «оживлению» детских воспоминаний можно использовать записи музыкальных про­изведений Вивальди, П. И. Чайковского, Ф. Шопена и др., ре­продукции с картин Ватто, О. Кипренского, П. Пикассо и др.

Техническое оснащение такого рода деятельности детей иг­рает немаловажную роль. Во-первых, технические аппараты [олжны быть удобны для пользования, так чтобы каждый ребенок, демонстрируя свои фотографии, легко и без натуги спра­влялся с моментом демонстрации, не;прибегая к помощи учи­теля. Во-вторых, тому, кто предъявляет фотографии, должно быть удобно и психологически комфортно: надо продумать, ку­да поставить стул для него, какова будет дистанция, отделяю­щая его от группы детей, куда он положит приготовленные фо­тографии и другое. В-третьих, учитель выступает как равный среди детей, он тоже приносит фотографии и тоже повествует о своем прошлом, но, разумеется, его время воспоминаний много меньше, чем предоставленное для ребенка; его выступление — это, скорее, некий дополнительный стимул для детей, чем содер­жательный элемент, важен сам факт участия учителя, чем мера этого участия. И учитель свободно и красиво должен работать с аппаратурой, приготовленной для такого разговора.

Проблемы и аргументы

«Проблемы и аргументы» — командная состязательная фор­ма, духовной деятельности детей. Сегодня она практикуется ча­ще всего в старших классах, реже — в подростковых, но не! ис­ключено использование этой формы и в работе со школьника­ми начальных классов.

Назначение данной формы деятельности в развитии способ­ности оценивать реальную действительность во всем многооб­разии ее проблем, свое место в этой реальности и свои отноше­ния к отдельным объектам раскрывающейся для школьника жизни. Момент осмысления выступает одним из факторов раз­вития у школьника способности к саморегулированию своего по­ведения. Побочным влиянием оказывается упражнение интел­лектуальных сил школьника.

Организуются две команды, две группы, иногда такими груп­пами могут стать классы в полном их составе. Поочередно вы­ступая то в роли «аналитиков», то в роли «прагматистов», ко­манды рассматривают один из жизненных вопросов с двух то­чек зрения: с точки зрения правомерности заявленной пробле­мы и с точки зрения ее решения. Представители команд выби­рают из «корзины проблем» карточку, на которой написаны сло­ва, обозначающие какую-то проблему сегодняшнего дня, напри­мер, «Духовное и материальное в жизни человека» или «Муж­чины и женщины», или «Иждивенчество детей в семье», или «Способности и талант человека». Команда «аналитиков» вы­двигает ряд аргументов в пользу предложенной им проблемы тем самым доказывая объективность явления. Команда «праг­матиков» («прагматистов») должна предложить ряд практичес­ких решений проблематичного вопроса.

Разумеется, как на всяком состязании, время для обдумы­вания строго ограничено, его отмеряет по часам «счетчик» (ино­гда шутливо это лицо получает имя «Хронос»), а если в школе имеются песочные минутные часы, то измерение времени ко­мандного обсуждения производится благодаря этому часовому прибору.

Главный арбитр жюри начисляет баллы за число и качество аргументов, а также за число и качество предложенных реше­ний. Конечно, такой подход кажется несправедливым, пока не вводится смена ролей команд. Первый тур состязания в своем завершении означает и смену названий команд: та, что выступала под именем «аналитиков», становится «прагматиком», и наоборот. Второй тур состязания сразу выравнивает условия, и принцип справедливости уже не вызывает сомнений.

В состязании могут принять участие и школьники из болель­щиков, из публики. По окончании каждого из туров им предлагается дополнить аргументы или решения в пользу какой-то команды. Разгорается негласное состязание и между болель­щиками.

Оценивает способности болельщиков один член жюри, и он же оглашает результаты, иногда останавливаясь на характери­стиках деятельности болельщиков. «Счетчик» ведет общие под-, счеты на большой доске или табло.

«Проблемы и аргументы» — очень гибкая форма, позволяю­щая беспредельно варьировать содержание деятельности. В эту форму можно «влить» любое проблемное содержание, как толь­ко педагоги фиксируют внимание детей на одном из явлений действительности. Например, если вдруг педагогов стало вол­новать поведение детей по отношению к людям неординарным или странным, по отношению ко всему нетрадиционному, непри­вычному, то они могут воспользоваться игрой «Проблемы и ар­гументы», развернув перед детьми палитру самых различных проявлений «странного» человека. Тогда игра приобретает осо­бое название, скажем, она может получить тему. «...А не стра­нен кто?»

Карточки предложат школьникам осмыслить с позиции аргу­ментов и решения, как относиться к «странному» человеку, са­мые неожиданные проявления «странных» людей, предположим, такие: «Старуха идет в детской панаме»; «Директор школы встре­чает учащихся в цыганском наряде»; «Муж истратил всю зарплату», «Мальчик идет по улице и поет», «Де-шка одна в лесу на поляне танцует»; «Человек, не будучи Шорником, метет улицу» и т. д.

Содержанием обсуждения могут стать й проблемы школь­ной жизни, тогда формулировки этих проблем записываются

карточках, и дети, их выбирая, последовательно ведут ос­мысление- трудностей школьной действительности. В ходе такой игры рождаются нередко интересные решения, которые не мо-чет не учитывать администрация школы. *

Методическая сложность игры, прежде всего, заключается в соблюдении темпа ритма. Четкий, не сбивающийся ритм обес­печит активность всех участников. Достаточно быстрый темп — несмотря на то, что мысль требует времени — предотвращает -утомляемость. Но соблюсти оптимальный темп ритма не так уж сложно: смена ролей команд, церемония изъятия из «корзины проблем» карточки с заданием, звучание музыкальной паузы для публики, пока команды ведут обсуждение, появление вре-1Я от времени на доске цифровых оценок жюри — все это спо­собствует сохранению веселего, живого ритма. Игра проходит 1егко, не утомляет детей. Число туров зависит от возраста участников. Старшеклассники могут проиграть от четырех до вось-1и туров. Подросткам же рекомендуется не более четырех ту­зов.

Следует тщательно продумывать формулировки проблем так, чтобы их лексическое содержание было понятно детям, не включать в формулировки термины малознакомые либо модные, но малопонятные.

. Не исключено, что карточки для игры заготовляют сами: учащиеся, но из числа болельщиков.

Свободный разговор

Данному разговору предшествует следующий эпиграф:

Поговорим?

О чем? . .

О разном и о прочем.

О том, что хорошо,

хорошо не очень его-то знаешь ты.

что-то мне известно. Поговорим?

Поговорим. Вдруг будет интересно. Тематика и содержание такого разговора почти не определяет московских газет. Каждый участник приносит с собой замысел темы и предложения по содержанию беседы, Но выбор вопросов для обсуждения непредсказуем: все зависит от настроения, положе­ния дел, взаимоотношений и намечающихся перспектив группо­вого содружества. .

Здесь многое зависит от педагога, как он поведет первое об­щение, сможет ли каждый из школьников раскрыться и выска­зать свое отношение к предлагаемому содержанию разговора. Но, конечно же, педагог всегда имеет наготове проект такой • свободной беседы, реализует свой замысел в случае, удобном психологически и этически.

Предположим, в начале беседы, когда еще нет решительных предложений и дети неуверенно произносят что-то и тут же от­вергают ими сказанное, педагог выдвигает идею: «...нарисуем жизнь, как мы себе ее представляем»... Он объясняет, что рису­нок может включать в себя символы, картинку, слова — все, с помощью чего можно было бы сказать о существенном в жизни. Дети поочередно подходят к доске или приближаются к боль­шому листу картона (чтобы никого рядом не было) и наносят на поверхность знак как одну из характеристик им представ­ляемой жизни. И само по себе «Мы рисуем ,нашу жизнь» могло бы стать отдельным групповым делом, но в контексте свобод­ного разговора это интересное и увлекательное дело выполнит свою большую роль в вовлечении их в свободную беседу о соб­ственной конкретной жизни с конкретными болями, горестями, радостями, недоумениями, открытиями.

Свободный разговор может со временем стать традицией. коллектива, а несколько позже все члены .коллектива приобре­тают право на объявление «свободного разговора»: если кому-то нужна помощь "в решении проблемы, но он не хочет обнаро­довать свои личные трудности, то вполне можно «спрятаться» за форму свободной беседы, попутно поставив свой личный и мучительный для тебя вопрос.

Смешинка

Когда человек начинает неожиданно и безудержно смеяться, говорят, что ему смешинка в рот попала.

Неожиданность, добрая, юмористическая направленность и сравнительная непродолжительность и являются основными характеристиками формы воспитательной работы, которая по­лучила название «Смешинка». Смешинка—это веселый сюрприз, который готовится втай­не одной группой ребят для других. Смешинку могут подарить учен

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.