Критерии и методы оптимизации бизнес-процессов
Утверждаю
Директор института
Магистратуры
___________Т.Г.Тумарова
Рег.№
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
Управление качеством услуг и работ
Направление подготовки: 100100 «Сервис».
Образовательная программа: основная образовательная программа магистра «Сервисная экономика: международные рынки услуг».
Код учебной дисциплины: М2.Б.3.
Цикл дисциплин: Профессиональный цикл. Базовая часть.
Язык преподавания: русский
Квалификация: магистр
Санкт-Петербург
Аннотация дисциплины
Рабочая программа дисциплины «Управление качеством услуг и работ» составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 – Сервис, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 796 от «22» декабря 2009 г. и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 100100 – Сервис, утвержденным ректором СПбГЭУ.
Предмет изучения – система менеджмента качества.
Объект изучения – принципы Total Quality Management (Всеохватывающего управления качеством) и их практическое применение в сфере услуг.
Методы освоения дисциплины ООП – лекции и практические занятия, самостоятельная работа студентов по темам, представляющим профессиональный интерес (темы согласуются индивидуально с каждым студентом) с последующим выступлением и дискуссией на практическом занятии, краткие эссе студентов на заданные темы с последующим собеседованием с преподавателем на консультации; усвоение дисциплины оценивается в соответствии с принятой в Университете балльно-рейтинговой системой (БРС); итоговый контроль - экзамен.
1.Организационно-методический раздел
1.1. Цели и задачи дисциплины.
Целями изучения дисциплины являются:
· Вооружение будущих магистров сервиса принципами TQM – Total Quality Management – эффективнейшего современного инструмента управления;
· Практическое освоение приёмов всеобъемлющего управления качеством.
Указанные цели достигаются путём решения следующего комплекса задач.
Получение студентами знаний:
- об эволюции менеджмента;
- о современной «философии» качества»;
- о системе международных стандартов ISO-9000 и о гармонизированных с ними российских стандартах;
- о процессном подходе к управлению и о концепции добавленной стоимости;
- о специфике менеджмента в условиях современного развития информационных технологий.
Приобретение умений и навыков:
- планирование качества;
- принятие решений, основанных на фактах;
- последовательность действий при аккредитации предприятия сервиса на соответствие системе стандартов качества;
- стратегическая ориентация на потребителя (усвоение концепции «удовлетворения потребителя»).
1.2. Место дисциплины в структуре ООП направления
Дисциплина «Управление качеством услуг и работ » представляет собой обязательную дисциплину базовой части профессионального цикла (М.2.Б.3) направления 100100 «Сервис».
При изучении данной дисциплины студенту будут полезны, а иногда и необходимы знания, полученные при изучении ряда других дисциплин учебного плана, таких как:
- «Методы и средства исследований объектов и систем сервиса»;
- «Экономический анализ деятельности предприятия»;
- «Стратегический и операционный менеджмент в сфере услуг»;
Знания принципов менеджмента качества и умение применять его методы необходимы для успешного усвоения таких дисциплин, как:
- «Бренд-менеджмент и креативные бизнес-технологии»;
- «Глобальная конкуренция и конкурентоспособность бизнеса»;
- «Лидерство в организации сферы услуг»,
а также для плодотворной работы над магистерской диссертацией и воплощения её результатов в последующей профессиональной деятельности.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины «Управление качеством услуг и работ» направлено на формирование следующих компетенций:
ПК 1 –готовность к совершенствованию и разработке новых методов проведения экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса;
ПК 3- готовность к организации и эффективному осуществлению сквозного контроля качества процесса сервиса,- параметров процесса сервиса, используемых материальных и нематериальных ресурсов;
ПК 4– готовность к деятельности по повышению качества обслуживания, формированию клиентурных отношений;
ПК 6 –способность к обоснованию и разработке технологии выбора ресурсов и технических средств для реализации процессов сервиса в условиях многокритериальности;
ПК 7– способность выявлять современные производственно-технологические проблемы функционирования предприятий сервиса, разрабатывать стратегию развития предприятия сервиса;
ПК 9– готовность к оценке и контролю качества процессов сервиса, услуг и работ;
ПК 12 –готовность к анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса, возможных траекторий его развития в зависимости от конъюнктуры рынка услуг.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные этапы эволюции менеджмента;
- принципы всеобъемлющего управления качеством;
- содержание международных стандартов ISO-9000 и гармонизированных с ними российских стандартов, применимых к сфере услуг;
Уметь:
- разрабатывать структуру системы менеджмента качества для предприятия сервиса, исходя из стратегической концепции «удовлетворение потребителя»;
- оценивать влияние приёмов управления качеством на эффективность работы предприятия сервиса.
Владеть:
- «процессным подходом» к анализу работы предприятия сферы услуг;
- быть убеждённым сторонником концепции о приоритете профилактики ошибок в работе предприятия сервиса над их устранением в ходе контроля качества.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1.Разделы дисциплины, темы и краткое содержание
Раздел 1
Эволюция менеджмента качества
Тема 1.1
Признаки, отличающие менеджмент качества от классического
менеджмента:
-преобладание профилактики над сквозным контролем;
- мотивация персонала;
- стратегия «ориентации на потребителя»;
- «процессный подход» к управлению;
- возрастающая роль инноваций (не только управленческих, но и продуктовых, технологических, маркетинговых) в успехе бизнеса;
- всеобъемлющий характер улучшений (все аспекты работы компании);
- всеобщее участие сотрудников предприятия сверху донизу в процессе улучшений – «партисипативный эффект».
Тема 1.2.
Стандарты ISO-9000
- стандарты качества и оптимизация бизнес-процессов;
- российские стандарты качества в сфере услуг, гармонизированные с международными стандартами;
- аккредитация предприятия на соответствие стандартам качества.
Раздел 2
Качество как инструмент конкурентной борьбы
Тема 2.1.
Всемирное поле конкуренции – война за потребителя
- Более 80% потребителей ориентируются на качество, а не на цену продукта/услуги;
- Корпоративные расходы «на качество» превышают 20%;
- От качества работы предприятия (в широком смысле) зависит его «кредитная история» и, как следствие, - доступ к инвестициям, банковским гарантиям, кредитам.
Тема 2.2.
Роль «человеческого капитала» (Human Resources) в системе
Менеджмента качества
Из всех ресурсов бизнеса «человеческий ресурс» самый важный.
Критерии «качества человеческого капитала»: профессионализм, опыт работы, мотивированность.
Взаимосвязь концепций «развития предприятия» и «развития персонала».
Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Тренинги и краткосрочные программы. Коучинг. Концепция непрерывного образования.
Материальные и статусные методы мотивации персонала. Карьерный рост. Ротация кадров. Программа подготовки «кадрового резерва».
Тема 2.3.
Критерии и методы оптимизации бизнес-процессов
(Business Process Improvement)
- сокращение издержек;
- уменьшение длительности процесса;
- снижение количества ошибок.
«Добавленная стоимость» - главное условие и показатель эффективности бизнес-процесса.
Бенчмаркинг (Benchmarking) – наиболее часто практикуемый метод оптимизации бизнес-процессов в сфере услуг.
2.2. Перечень тем для самостоятельной подготовки
1) Эдвардс Деминг и его семинар из 12-ти лекций в 1950г. в Японии, заложивший основы понятия «система управления качеством».Ежегодная международная премия им. Э.Деминга (Demings Prize).
2) Система менеджмента качества – частичная альтернатива контролю качества.
3) Управление качеством – пример инновационного подхода к менеджменту.
4) Качество и стандартизация услуг; система международных стандартов ISO-9000 и гармонизированные с ними российские стандарты качества.
5) Преодоление противоречий между стремлением к снижению издержек бизнеса и к повышению качества услуг; профилактика ошибок и перманентное внедрение улучшений в работу предприятия как альтернатива сквозному контролю.
6) Основные принципы TQM – Total Quality Management.
7) Особенности «философии качества» в сфере услуг и в производстве «интеллектуальной продукции».
8) Процессный подход к управлению предприятием; концепция «оптимизации бизнес-процессов» (Business Process Improvement).
9) Производственные и административные бизнес-процессы в системе функционирования Вашего предприятия.
10) Ценовая и неценовая конкуренция; система управления качеством как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия.
11)Качество и бренд фирмы; зависимость имиджевых параметров бизнеса от наличия в нём действующей системы менеджмента качества.
12) Роль информационного обеспечения в работе системы управления качеством; специализированные информационные технологии.
13) Информационные технологии в менеджменте качества (клиентские базы данных, мобильные приложения, «облачные технологии» и другие прикладные программные средства).
14) Аккредитация и сертификация предприятия сферы услуг на соответствие стандартам качества (напр., «Звёзды Мишлен» - для ресторана; «Голубой флаг» - для пляжа и т.п.)
15) Методы мотивации персонала; «партисипативный менеджмент».
16) Концепция непрерывного образования и её связь с качеством услуг.
17) Государственная политика в области управления качеством.
18) Влияние глобализации на распространение идей управления качеством и на конкуренцию между предприятиями сферы услуг разных стран.
19) «Экологический менеджмент» как следствие изменения требований потребителя к качеству продуктов/услуг.
20) Что эффективнее: сквозной контроль или организация работы, обеспечивающая профилактику ошибок?
21) Клиентоориентированный менеджмент (Customer Relationship Management).
2.3. Список кейсов, деловых ситуаций и других интерактивных форм обучения, используемых в дисциплине.
I. Лекции
1. Проблемная лекция с элементами эвристической беседы.
2. Лекция-презентация.
3. Лекция с обратной связью.
4. Лекция-дискуссия.
II. Семинары
1. Семинар-дискуссия.
2. Семинар-модерация.
3. Семинар-презентация.
4. Кейс-ситуация.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
3.1.Распределение часов дисциплины по темам и видам работ.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.
Семестр/модуль – 3/3, форма контроля – экзамен.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.
4.1. Формы текущего контроля успеваемости по дисциплине.
1. Выполнение домашнего задания.
2. Доклады и презентации на семинарских занятиях
3. Выполнение индивидуальных самостоятельных заданий.
4. Собеседования.
5. Рейтинговая система.
4.2. Формы промежуточного контроля успеваемости по дисциплине.
Две промежуточные формы контроля успеваемости в форме собеседования.
4.3.Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|