Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. КРИМИНОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина: Криминология
   
Кафедра: уголовного права и криминологии (УПиК)
   

 

 

Специальность (направление)_021100 Юриспруденция_

 

Дата введения в учебный процесс УлГУ: « 11_ » _сентября_ 2012 г.

 

 

Сведения о разработчиках:

 

ФИО Аббревиатура кафедры Учёная степень, звание
Буранов Георгий Константинович УПиК к. ю. н., доцент

 

 

  Заведующий кафедрой
    Буранов Г.К. /__________________/ « 06 » ___09__ 2012 г.  

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ........................................................ 3

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.................................... 3

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.................................................................................................. 4

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы........................................................ 4

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы (по структурам юридического факультета и формам обучения)......................................................................................... 5

4. ПРОГРАММА КУРСА…………………………...………………………………………7

5. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ………………………………………………...15



6. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ .………….21

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

ДЛЯ ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ ………………………………………………………….22

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……..……….24

 

Приложение 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КРИМИНОЛОГИИ………..34

 


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Криминология в содержательном отношении представляет собой самостоятельную, общетеоретическую науку о преступности, причинах ее порождающих и условиях ей способствующих, личности совершивших преступление, а также методах и средствах предупреждения преступлений.

Дисциплина «Криминология» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как «Теория государства и права», «Уголовное право», «Административное право», «Правовая статистика» и др. Учебная дисциплина «Криминология» является обязательной общепрофессиональной дисциплиной (ОПД.Ф.22 ГОС по специальности 021100 – Юриспруденция) и устанавливает базовые знания для получения профессиональных знаний, навыков и умений.



Цели

Целями учебной дисциплины являются:

1. овладение подготавливаемыми юридическими кадрами высшей квалификации системой научных знаний и практических навыков в сфере профилактики преступности, применения правовых и ненормативных юридических средств при осуществлении данной деятельности;

2. развитие умения мыслить (овладевать такими мыслительными операциями, как классификация, анализ, синтез, сравнение, дедукция, индукция и др.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание.

Задачи

Основными задачами учебной дисциплины «Криминология» являются:

· формирование у будущих юристов комплексных знаний о преступности, ее детерминантах, системе мер и субъектов ее предупреждения; о правовом регулировании профилактики преступлений, типичных задачах и трудностях в этой области, способах и формах их преодоления;

· приобретение студентами навыков и умений по решению ситуационных задач на семинарских занятиях, в процессе которых должны быть закреплены и углублены теоретические знания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Криминология» студенты должны

иметь представление:

· о месте, задачах и роли криминологии в сфере предупреждения девиантного поведения;

знать:

· особенности преступности в современный период, ее качественные и количественные показатели, значение для развития общества;



· влияние и взаимосвязь криминогенных детерминант, их уровни и формы проявления;

· механизм преступного поведения и роль личности преступника в его реализации;

· цели, принципы и методы предупредительной деятельности, систему ее субъектов и их профилактические функции;

· организацию и порядок криминологического прогнозирования, планирования и координации;

· основы криминолого-профилактического правового регулирования;

· состояние, специфику детерминант и борьбы с отдельными видами преступности.

уметь:

· применять на практике нормы криминолого-профилактического характера;

· свободно оперировать юридическими категориями и понятиями;

· анализировать и решать юридические проблемы в сфере предупреждения преступлений;

· применять полученные теоретические знания при разрешении различных ситуационных задач.

владеть, иметь опыт:

· определения качественных и количественных показателей преступности;

· составления криминологических прогнозов.

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы Количество часов (форма обучения _очная_)
Всего по плану В т.ч. по семестрам
Аудиторные занятия: - -
лекции - -
практические и семинарские занятия - -
лабораторные работы (лабораторный практикум) - - - -
Самостоятельная работа - -
Всего часов по дисциплине - -
Текущий контроль (количество и вид: контр. работа, коллоквиум, реферат) - - - -
Курсовая работа по выбору студента   по выбору студента -
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) зачет   зачет -
Вид учебной работы Количество часов (форма обучения _заочная_)
Всего по плану В т.ч. по семестрам
Аудиторные занятия: -
Лекции -
практические и семинарские занятия - -
лабораторные работы (лабораторный практикум) - - - -
Индивидуальная работа - -
Самостоятельная работа - -
Всего часов по дисциплине -
Текущий контроль (количество и вид: контр. работа, коллоквиум, реферат) - - - -
Курсовая работа + - + -
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) экзамен   экзамен  

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы:

Форма обучения _____________ очная ______________

Название и разделов и тем Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самостоятельная работа
лекции практические занятия, семинар лабораторная работа
Раздел 1. Криминология (Общая часть)
1. Криминология как наука -
2. Методы криминологических исследований - -
3. История развития криминологии в России -
4. Преступность -
5. Причины преступности -
6. Причины индивидуального преступного поведения -
7. Личность преступника -
8. Предупреждение преступности -
9. Основные концепции причин преступности и борьба с нею - -
10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и ее предупреждение в зарубежных странах -
Раздел 2. Криминология (Особенная часть)
11. Криминологическая характеристика организованной преступности и ее предупреждение -
12. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности и ее предупреждение -
13. Криминологическая характеристика пенитенциарной преступности и ее предупреждение - -
14. Криминологическая характеристика женской преступности и ее предупреждение -
15. Криминологическая характеристика преступности военнослужащих и ее предупреждение -
16. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение  
17. Насильственная преступность и ее предупреждение -
18. Криминологическая характеристика экономической и общеуголовной корыстной преступности и ее предупреждение -
19. Криминологическая характеристика коррупционной преступности и ее предупреждение - -
20. Криминологическая характеристика неосторожной преступности и ее предупреждение - -
Итого  
                 

 

Форма обучения _____________ заочная ______________

 

Название и разделов и тем Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самостоятельная работа
лекции практические занятия, семинар лабораторная работа
Раздел 1. Криминология (Общая часть)
1. Криминология как наука - -
2. Методы криминологических исследований - -
3. История развития криминологии в России - - -
4. Преступность - -
5. Причины преступности - -
6. Причины индивидуального преступного поведения - -
7. Личность преступника - -
8. Предупреждение преступности - -
9. Основные концепции причин преступности и борьба с нею - - -
10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и ее предупреждение в зарубежных странах - - -
Раздел 2. Криминология (Особенная часть)
11. Криминологическая характеристика организованной преступности и ее предупреждение - -
12. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности и ее предупреждение - -   -
13. Криминологическая характеристика пенитенциарной преступности и ее предупреждение - - -
14. Криминологическая характеристика женской преступности и ее предупреждение - - -
15. Криминологическая характеристика преступности военнослужащих и ее предупреждение - - -
16. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение - -  
17. Насильственная преступность и ее предупреждение - - -
18. Криминологическая характеристика экономической и общеуголовной корыстной преступности и ее предупреждение - - -
19. Криминологическая характеристика коррупционной преступности и ее предупреждение - - -
20. Криминологическая характеристика неосторожной преступности и ее предупреждение - - -
Итого  
                 

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел 1. КРИМИНОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)

Тема 1: Криминология как наука

 

Понятие криминологии как социолого-правовой науки. Предмет криминологии и его основные составляющие. Общая характеристика четырех компонентов предмета криминологии.

Система криминологии (по предмету, по уровню обобщения научно-практической информации). Содержание Общей части криминологии; криминологическая классификация Особенной части криминологии и ее основания. Функции и задачи криминологии на современном этапе. Практизация криминологии. Криминолого-профилактическая отрасль права.

Взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права). Криминология в системе юридических наук. Взаимодействие криминологии с уголовным правом и процессом, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой и прокурорским надзором. Криминология и правовая статистика. Криминология и деликтология. Связь криминологии с общественными и естественными науками. Взаимосвязь криминологии с социологией, психологией, экономикой.

Тема 2: Методы криминологических исследований

 

Методология криминологической науки. Понятие методики криминологических исследований. Общенаучные и частнонаучные методы. Диалектический метод познания и его значение. Применение системного метода в анализе преступности, ее причин и условий, личности преступника и разработке мер борьбы с преступностью.

Статистический метод и статистические источники криминологической информации. Криминологический учет и отчетность. Статистическое наблюдение в криминологии и его виды. Формы сбора статистических сведений. Сводка и группировка материалов статистических наблюдений в криминологии. Статистические таблицы.

Социологические и психологические методы в криминологии и их роль. Опрос и его формы. Социологическое наблюдение и его виды. Экспертные оценки. Особенности использования метода эксперимента в криминологических исследованиях. Метод социометрии.

Использование логико-математических методов и их роль в криминологических исследованиях научно-теоретического и научно-прикладного характера. Психологические тесты как диагностические методики изучения личности правонарушителей.

Методика криминологической экспертизы нормативно-правовых актов. Виды экспертиз.

 

Тема 3: История развития криминологии в России

 

История отечественной криминологии. Социологическое и антропологическое направления криминологии в дореволюционной России, их роль в становлении науки и практики предупреждения преступности. Методы криминологических исследований.

Криминология в советский период. Криминологические кабинеты 20-х гг. как центры по изучению преступности. Значение создания и деятельности Государственного института по изучению преступности и преступленика для становления отечественной криминологии. Совещания и дискуссии 20 – 30-х годов по вопросам изучения преступности.

Причины сокращения научных криминологических исследований в конце 30-х – 40-х годах.

Развитие криминологии в 50 – 80-х гг. XX века. Создание научных учреждений криминологического направления деятельности. Введение криминологии в качестве обязательной дисциплины в юридических вузах. Завершение разработки теоретических основ отечественной криминологии как науки и учебной дисциплины. Сочетание теоретических и прикладных исследований, их координация.

Криминологические исследования в современной России. Совершенствование имеющихся и разработка новых методик предупреждения преступлений. Практизация криминологии. Создание новых криминологических учреждений и объединений, их роль в развитии криминологии.

 

Тема 4: Преступность

 

Понятие преступности и ее признаки. Социальный аспект преступности. Преступность как правовое явление. Вопрос о преступности как функциональной системе. Преступность и преступление.

Количественные и качественные характеристики (показатели) преступности. Состояние (уровень, объем) преступности и особенности его определения. Компоненты уровня преступности. Коэффициент (индекс) преступности и его значение при изучении преступности. Динамика преступности, виды факторов, влияющих на нее. Тенденции преступности. Структура преступности и ее основные показатели. Характер, география и цена преступности. Коэффициент поражаемости преступностью.

Понятие латентной преступности и ее виды. Причины латентных преступлений и методы их выявления.

Преступность в Российской империи. Основные изменения в состоянии, структуре, динамике преступности в СССР. Особенности современной преступности в России.

Тема 5:Причины преступности

 

Понятие причин и условий преступности. Философские положения о детерминизме как методологическая база познания причин и условий преступности. Свойства причинной связи, ее многоступенчатый, иерархический характер. Связь состояний, функциональная и статистическая связи и их криминологическое значение.

Классификация причин и условий преступности, ее основания. Изменение причин и условий преступности в ходе исторического развития. Экономический, политический, социальный и нравственно-психологический, правовой причинные комплексы преступности. Криминогенные фоновые явления и их роль в детерминации преступности. Самодетерминация преступности и ее формы.

Причины и условия преступности в современной России.

 

Тема 6: Причины индивидуального преступного поведения

 

Преступное поведение лица, его причины и условия. Совершение конкретного преступления как результат взаимодействия сформировавшихся негативных свойств личности и объективных обстоятельств криминогенной ситуации.

Механизм преступного поведения и его структура. Внутренние и внешние причины и условия криминального посягательства. Криминогенная мотивация, ее содержание и роль в совершении преступления. Понятие криминогенной ситуации. Виды ситуаций, их элементы.

Причины и условия формирования криминогенной мотивации и криминогенной ситуации. Криминогенные стереотипы поведения и их роль в регуляции деятельности человека. Совместимость, поле, внутригрупповая сплоченность, микроклимат и их значение для образования ситуации совершения преступления.

Повод к совершению преступления и его виды. Повод и предлог к совершению преступления. Преступления без повода.

Понятие криминологической виктимологии. Уровни виктимологических исследований. Виктимологический аспект механизма преступления. Виктимность и ее основные черты. Виктимизация. «Вина» потерпевшего.

 

Тема 7:Личность преступника

 

Понятие и значение изучения личности преступника, ее основные свойства. Диалектическое единство социального и психологического в личности человека. Общественная опасность личности преступника. Личность преступника и криминогенная личность. Криминологическое значение совести и стыда как регуляторов поведения человека. Личность преступника и субъект преступления. Пределы понятия личности в криминологии.

Структура личности преступника. Многоуровневая (плоскостная) модель личности преступника. Социально-демографическая, функционально-ролевая характеристика личности преступника, ее социально-психологическая направленность, мотивационная сфера. Ценностная и диспозиционная (диатаксисная) модели личности преступника.

Соотношение социального и биологического в личности преступника. Психофизиологические и генетические свойства человека в этиологии преступного поведения.

Личность преступника как социальный тип. Типология преступников, ее основания и отличие от классификации преступников. Классификация преступников, ее практическое значение.

Тема 8: Предупреждение преступности

 

Понятие предупреждения преступности. Основные направления и принципы предупреждения преступности, его цели, методы и средства. Система воздействия на преступность (система профилактики). Теория предупреждения преступности и ее предмет.

Классификация предупредительных мер. Общее и специальное предупреждение. Уровни специальной профилактики преступлений. Понятие об индивидуальном предупреждении, общие и особенные меры профилактики. Виды профилактики в зависимости от механизма воздействия на преступность.

Субъекты предупредительной деятельности (субъекты профилактики): система и функции. Роль частично-специализированных и специализированных субъектов профилактики в борьбе с преступностью. Особенности участия в профилактике преступности органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, управления государственным имуществом. Место суда в системе субъектов профилактики. Прокуратура, Следственный комитет, органы внутренних дел и службы безопасности, органы юстиции, таможенные и налоговые службы как субъекты предупредительной деятельности.

Организационные, социально-экономические и правовые основы предупреждения преступлений. Криминологическое прогнозирование, его виды и методы. Понятие криминологического планирования. Координация мер борьбы с преступностью, ее субъекты и формы.

Проблемы совершенствования правового регулирования системы воздействия на преступность.

 

Тема 9. Основные концепции причин преступности и борьбы с нею

 

Концепции причин преступности и ее предупреждения, их виды и значение.

Основные биологические криминологические теории, школы и направления. Генетические теории и психиатрические концепции причин преступности. Клиническая криминология. Их влияние на уголовное законодательство и программы предупреждения преступности.

Социологические теории причин преступности и ее предупреждения. Теории аномии и стигмы как концепции социологического направления криминологии. Теория дифференциальной ассоциации и радикальная криминология. Виктимологическое направление исследований причин преступности и его значение. Достоинства и недостатки социологического направления криминологии.

 

Тема 10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и ее предупреждение в зарубежных странах

 

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью, его формы, уровни, субъекты. Роль Организации Объединенных Наций в организации мер противодействия преступности. Международное криминологическое общество. Международная ассоциация уголовного права. Международная организация уголовной полиции (Интерпол), ее функции и значение. Взаимодействие государств – участниц Содружества Независимых Государств в вопросах профилактики преступлений.

Преступность в развитых зарубежных странах. Основные черты, структура, динамика. Международная преступность. Тенденции преступности в мире.

Основные черты и особенности систем предупреждения преступлений в зарубежных странах. Разработка национальных (государственных) и локальных программ по предупреждению преступности. Опыт борьбы с организованной преступностью в США и Италии. Специфика системы профилактики преступлений в Швейцарии и Японии как наименее криминогенных странах мира.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.