Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование инновационных методов





Один из интерактивных методов обучения, связанный с выработкой навыков профессионального делового общения. Его смысл – в разработке коллективного решения какой-либо проблемной задачи, в обмене мнениями по поводу сформулированной проблемы и путей её решения.

Инновационный метод 1.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны понять сущность феномена личности, ознакомиться с основными подходами к анализу личности, провести соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», личность преступника», «индивидуальная личность».

Задание по группам, на которое отводится 15 минут. Студенты делятся на три небольшие группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями трех других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.

Постройте логическую (последовательную, параллельно-последовательную) цепочку, зафиксировав понятия:

 

       
   


Индивидуальность ЧЕЛОВЕК

Преступник

       
   
 




Индивидуум

       
   
 
 


Личность

преступника

       
   
 


Преступная

личность

 
 


Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

Подведение итогов.

 

Инновационный метод 2.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны ознакомиться с основными подходами к анализу личности преступника в криминологии, научиться изучать личность, применяя методы изучения и коррекции личности.

Задание по группам, на которое отводится 15 минут. Студенты делятся на три небольшие группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями трех других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.



Проанализируйте два исторических документа

 

Дата 29 ноября 1825 года 9 мая 1887 года
Место составления Село Тригорское, Опоческий уезд г. Бремен, полицейская дирекция
Вид документа Билет (паспорт- «подорожная») Отчет
Содержание документа Сей дан села Тригор-ского людямъ: Алексею Хохлову росту 2 арш. 4 верш., волосы темно-русыя, глаза голубыя, бороду бреетъ, летъ 29, да Архипу Курочкину росту 2 арш. 3 верш., волосы светло-русыя, брови густыя, глазом кривъ, рябъ, летъ 45, в удостоверении того, что они точно посланы оть меня и потому прошу господь командующих на заставах чинить им свободный пропускъ. Сего 1825 года, ноябрь 29 дня, село Тригорское, что в Опоческом уезде. Статская советница Прасковья Осипова Сигналемент: стан худощав, рост 1,75 метра, волосы светлые, нос обыкновенный, прибывающие усы, наречие верхнегерманское и английское. Одежда: темно-серое пальто с темным бархатным воротником на черной подкладке, черная твердая амушканская шапка, ботинки с резиной

Историческая справка: при определенных обстоятельствах А.С. Пушкин подделал «подорожную», дающую ему право на проезд в центр России - в Петербург, от имени своей соседки П. Осиповой, имение которой находилось рядом с селом Михайловским, где поэт находился в ссылке.

Известный ученый-криминолог XIX века Франц фон Лист возмущен такому описанию, по которому трудно найти преступника, и приводит пример: «N.N. 1,59. Рост малый, фигура слабоватая, цвет волос светлый, узкий лоб, светлые брови, голубые глаза, нос остроконечный, рот небольшой, зубы сохранившиеся, бороды нет, подбородок узкий, цвет лица бледный, очертание лица узкое».



Как видим, общие расплывчатые черты внешности, никаких особенностей, если, конечно, не считать столь малый росток.

Только по таким признакам, считал Ф. Лист, нельзя идентифицировать личность преступника, необходимо усовершенствование данного процесса.

Согласно теории Ч. Ломброзо, определите среди присутствующих вора, мошенника, насильника.

Но вначале внимательно прочитайте описание преступника, данное автором антропологического учения.

«... Преступник - субъект крупный и тяжеловесный, имеет длинные локтевые кости, он - нередко левша, череп выдается назад... Отвислые уши, глаза косые, нос кривой богатая растительность на голове, но жидка борода; ... болевые ощущения понижены, а отсюда - презрение к смерти, жестокий нрав, обычай татуироваться... В нравственном отношении прирожденный преступникоцепенел: он не знает чувства сострадания, не понимает раскаяния, нет у него совести. Он -... пустой, ... лентяй, непостоянный, легкомысленный, суеверный, любит женщин... придается картежной игре и пьянству; он - ... более хитрый, чем умный... выражается на своем особенном языке, имеет свою особенную литературу, пишет своим особым почерком, при том если он убийца, то иным, чем если же вор или мошенник!»?

Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

Подведение итогов.

 

Инновационный метод 3.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны понять, как возник феномен преступности, почему он так устойчив, какие недостатки социальной системы и культуры его обуславливают.

Задание по группам, на которое отводится 15 минут. Студенты делятся на три небольшие группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями трех других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.

Обобщите официальные данные уголовной статистики и публикаций о взяточничестве и назовите криминогенные условия формирования и совершения таких преступлений и определите вид их корыстной мотивации.

Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

Подведение итогов.

Инновационный метод 4.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны научиться вырабатывать криминологическое видение, умение обосновывать свою точку зрения.

Задание по группам, на которое отводится 60 минут. Студенты делятся на три небольшие группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями трех других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.

1. Конкурс на лучшее название и девиз команды на криминологическую тему (5 минут).

2. 1. Перечислите письменно всевозможные варианты видов преступности по различным аспектам (учитываются как количество, так и качество, в течение 5 минут).

2.2. Перечислите письменно криминальные профессии и поочередно произнести их (5 минут).

2.3. Назовите детерминанты жертв от уличных грабежей и карманных краж (5 минут).

2.4. Ответьте на следующие вопросы (в течение 10 минут).

Что значит «разноликий мир мошенников»? Какие виды мошенничества наиболее распространены в РФ? Почему? Обоснуйте выбор своего ответа.

К какой теме курса «Криминология» относится следующая пословица: «За дешевеньким погнался и с носом остался»? Назовите виды преступности.

Объясните с точки зрения криминологии, почему дорога (улица) полна неожиданностей.

Дайте несколько советов потенциальным жертвам (для конкретной жизненной ситуации: в силу каких-то обстоятельств вам предстоит идти по улице в темное время суток и...). Капитаны команд получают конкретные задания и отвечают на заданную тему.

3. Разрешите следующую ситуацию (в течение 10 минут).

3.1. Наташа многое бы сейчас отдала, если бы можно было навсегда вычеркнуть из жизни тот трагический вечер, безжалостно покалечивший ее девичью судьбу. Но время не обратишь вспять. Остается только горько сожалеть о случившемся. А тогда, когда ей позвонила школьная подруга Люся, с которой не виделась уже больше года, и проворковала в телефонную трубку: «Наташенька, нет ли у тебя желания весело провести вечерок? Будут мальчики и музыка», долго не раздумывая, согласилась.

Вечерок проводили на квартире одного из мальчиков, родители которого были в заграничной командировке. Наташу сразу же окружил вниманием молодой человек с замашками завсегдатая районной дискотеки, представившийся Бобом.

Для начала хозяин предложил гостям «причаститься», чем Бог послал. Потом слушали зарубежные записи, танцевали под «маг». В коротких перерывах еще «причащались» и снова танцевали. Наташа и вспомнить теперь не могла, как оказалась наедине с Бобом в соседней неосвещенной комнате.

Стыдно было возвращаться домой на рассвете. Страшно, оставаясь одной, осознавать, что случилось. Боб больше не объявился, хотя и обещал обязательно позвонить. Наташа жила, как и раньше, стараясь забыть о том, что случилось. И когда месяца через три у нее осип голос, на теле высыпала бледо-розовая сыпь, ей и в голову не пришло связать это с тем роковым вечером. Ангина, наверное, решила она, а вдобавок еще и аллергия.

В поликлинике, куда обратилась она за помощью, врач-терапевт срочно направил девушку в кожяо-венерологический диспансер...

Назовите вид(ы) преступности, причины и условия совершения Бобом преступлений. Почему Наташа стала жертвой преступления(й)? Какого(их)? Какова виктимологическая профилактика в конкретном случае?

3.2. Алле неожиданно позвонила давняя подруга Люба:

- Аллочка, выручай! Понимаешь, с юга приехал мой старинный приятель Рафик. Приглашает в ресторан гостиницы «Радость», в которой он остановился. Но он не один, а с братом. Составь мне компанию.

- Не хочется. Ведь яне знаю ни твоего приятеля, ни его

- Так узнаешь. Скоротаем вечерок, и уйдешь, когда наскучит. Выручи меня, а?

К восьми вечера подружки были в гостинице. Их уже поджидали Рафик и его брат Жора. Девушки оставили свои пальто в номере этих молодых людей, находившемся на 10-м этаже, и спустились на первый этаж в ресторан.

Ужин под звуки небольшого оркестра с певицей протекал весело и беззаботно. В разгар трапезы у их столика появился еще один брюнет, которого Жора отрекомендовал своим лучшим другом. Представившись девушкам Саидом, тот заказал шампанского «для первого знакомства». Потом на столе появился коньяк и... еще, еще... Часам к одиннадцати кавалеры заметно захмелели. Алла заявила, что ей пора домой, и попросила Рафика принести ее пальто.

- Твое пальто у... Забыл где, - сообщил тот.

- Как забыл? Мы же раздевались в вашем номере, удивилась Алла.

- Какая разница, где раздевались. Жора тебя сейчас проводит. А мы с Любой только рассчитаемся с официантами и тоже поднимемся к вам с шампанским и конфетами.

За Аллой и Жорой увязался Саид, сказав, что ему срочно нужно позвонить по телефону в их номере. В номере Жора стал дурачиться и потребовал от Аллы выкуп за пальто - секс.

- И мне выкуп за шампанское и конфеты, - заявил Саид, пытаясь насильно бросить девушку на диван.

- Ребята, мы так не договаривались. Выкуп как-нибудь в другой раз. Считайте меня должницей, - пыталась она отшутиться.

Ишь какая, ела-пила, а рассчитываться не собирается, наседал Саид.

Он по-зверски схватил Аллу за плечи и попытался тащить на кровать. А Алле пришлось хорошо поработать руками и ногами, вспомнив уроки самообороны, пока, изрядно помятая, в разорванной блузке и без золотой цепочки на шее, она, наконец, не вырвалась из цепких мужских «объятий» и не выскочила из номера. Дежурная по этажу, взглянув на ее растрепанный вид, тут же вызвала милицию.

Назовите вид(ы) преступности, причины и условия совершения Жорой и Саидом преступления(й). Стала ли Алла жертвой преступления(й)? Почему? Какова виктимологическая профилактика в конкретном случае?

4. Ответьте на следующие вопросы (в течение 10 минут).

Объясните смысл следующего сочетания: оружие, которое всегда с женщиной. Ваши советы женщинам – потенциальным жертвам для применения этого оружия (почему и когда?).

Как вор выбирает жертву? От чего это зависит?

5. Назовите поочередно (право выбора за той командой, которая лидирует) произведения о маргиналах русских классиков (5 минут).

6. За 5 минут придумайте предложения, где фигурировали бы слова «начальник», «подчиненный», «деньги», «удар» (на криминологическую тему).

Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

7. Конкурс капитанов. Оба задают друг другу вопросы и отвечают на них по теме: «Криминология - это сила!». Учитываются оригинальный вопрос и оригинальный ответ (15 минут).

Даются незнакомые криминологические слова и словосочетания, необходимо попытаться (с подсказкой) их объяснить.

Называют поочередно прилагательные - криминогенные качества лисицы из басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Ворона - жертва? (Высказать свою точку зрения.)

Какое напутствие дал отец своему сыну Гриневу (кто быстрее)? Как называется это произведение? Кто автор? Назовите фамилии государственных преступников.

Можно ли этот отцовский наказ назвать своего рода профилактическим аспектом? Почему?

Подведение итогов.

Инновационный метод 5.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны понять и объяснить появление феномена коррупционной преступности, дефинировать данный вид преступности, дать криминологическую характеристику личности преступников-коррупционеров, назвать и раскрыть меры предупреждения данного вида преступности.

Задание по группам, на которое отводится 20 минут. Студенты делятся на две группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями двух других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.

1. Выберите более четкую для сегодняшнего времени формулировку понятия «коррупция». Объясните свой выбор.

коррупция - сложный социальный феномен, порождения общества и общественных отношений;

коррупция - злоупотребление публичной властью ради частной выгоды (ЯМ. Гилинский);

коррупция - ?

2. Почему наиболее коррумпированы следующие страны: Россия, ряд стран бывшего СССР (?), Пакистан, Танзания, Нигерия ?

Наименее подвержены коррупции: Дания, Финляндия, Швеция, Новая Зеландия, Канада?

3. Ряд ученых утверждает, что коррупция в России, как социальное явление, находится в начальной стадии. Пока. Но так ли это? А как же в давние времена, к примеру, петровские, - царствование мздоимства и лихоимства?

4. Поясните эту схему:

 
 


ВЛАСТЬ

           
   
   
 


КОРРУПЦИЯ = Отмывание денег

       
   

 


ИЛИ


Что бы это значило?

       
 
 
   

 

 


ВЛАСТЬ

           
   
 
   
 
 

 


КОРРУПЦИЯ Отмывание денег

           
   
 
 
 
   

 


Кто…?

 
 


5. Какова роль Совета при Президенте российской Федерации по борьбе с коррупцией, образованного 24 ноября 2003 года.

6. Как по-другому называются взяточничество, лоббизм, протекционизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов…?

7. Почему областями криминализации последовательно становятся бизнес, экономика, политика:

большое количество бизнесменов вовлечено в формирование экономической политики страны;

кто платит - тот заказывает музыку;

так выгодно всем?:

8. В США действует закон с необычным названием «ПАТРИОТ США» («USA PATRIOT»), принятый после 11 сентября 2001 года - широкомасштабный законодательный акт, расширяющий права полиции, направленные на то, чтобы закрыть границы США для иностранных террористов. Закон устанавливает новые виды преступлений и новые наказания, применяемые в отношении внутренних и международных террористов. Закон дает сотрудникам федеральных органов более широкие полномочия по отслеживанию и перехвату сообщений и наделяет министра финансов полномочиями регулирующего органа в борьбе с коррупцией в финансовых учреждениях США для борьбы с отмыванием денег иностранными лицами.

Каким образом можно воспользоваться зарубежным опытом в рамках нашей страны?

Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

Подведение итогов.

 

Краткий словарь терминов

Антропологический подход к изучению преступности- одно из нетрадиционных направлений криминологии. В рамках антропологического подхода преступность определяется как болезнь. Преступность, по мнению сторонников этого подхода, - результат вырождения, дегенерации, следствие тех или иных психофизиологических аномалий, влекущих «нравственное помешательство». При этом понятия вменяемости и общей превенции уголовного наказания по существу утрачивают смысл. Основной метод воздействия на преступность, вырабатываемый данным направлением, - отделение здоровых от больных (изоляция и лечение либо уничтожение последних).

 

Архитектурная криминология- одно из направлений современной криминологии. Сущность данной концепции заключается в том, что между преступностью и характером застройки, расположением жилищ, планировкой населенных пунктов, их дизайном существует связь:

во-первых, посредством планировки городов и поселков можно уменьшать число так называемых «слепых зон», неконтролируемых территорий, «темных уголков», которые становятся источником ситуативной виктимности, где люди оказываются беззащитными, где им никто не приходит на помощь в случае преступных посягательств;

во-вторых, характер городской архитектуры может разрушать систему социального контроля;

в-третьих, бездарная, унылая архитектура оказывает негативное воздействие на психическое состояние людей, нередко оказывается фактором преступного поведения.

Виктимологическая профилактика преступлений- одно из перспективных направлений воздействия на преступность. Виктимология (от лат. victima - жертва) исследует аспекты преступности, связанные с жертвой.

 

Виктимностъ- особый феномен. С одной стороны, это специфические качества людей, повышающие их вероятность стать жертвой. С другой - это как бы зеркальное отражение преступности (все, что связано с ее отрицательными последствиями).

Предупреждение преступности- деятельность государственных и общественных органов, направленная на удержание граждан от совершения преступлений. Сущностью предупреждения преступности является предупреждение отдельных преступлений, т.е. предупреждение не всей преступности, а какой-то ее части.

Профилактика- термин медицинский, дословно означающий защиту от чего-либо. В рамках криминологической теории корректно исследовать два аспекта профилактики:

защиту от преступности потенциальных жертв (виктимологическая профилактика);

защита общества и отдельных людей от пораженностью преступностью (от заражения «вирусом», готовности совершить преступление), защита от втягивания граждан в криминальную сферу, в криминальный бизнес, криминальную деятельность; образно это направление можно назвать защитой людей от попадания в сети преступности.

Борьба с преступностьюпредполагает жесткие формы отрицания пре­ступности. Как правило, с борьбой ассоциируется розыск, задержание пре­ступников и привлечение их к ответственности, либо уничтожение их при сопротивлении. На сегодняшний день борьба является важнейшей компо­нентой любой стратегии воздействия на преступность.

Готовность к совершению преступления- это такое состояние субъекта, при котором он в любой момент (как только поступит пусковой импульс) может начать противоправную деятельность.

Дифференциальной ассоциации теория- одна из наиболее популярных современных зарубежных криминологических теорий. Теория дифферениальной ассоциации раскрывает механизмы, посредством которых социальная дезорганизация криминализирует население. Ее основоположником является профессор Иллинойского университета Эдвин Сатерленд (1883-1950).

Бихевиористы Р. Бюргесс и Р. Акерс дополнили теорию Э. Сатерленда концепцией оперантного поведения. На основании объяснения поведения по схеме «стимул-реакция» эти ученые модифицировали основные положения Э. Сатерленда следующим образом: преступному поведению обучаются в результате того, что эти формы поведения приводят подростка и тех, у кого он учится, к полезным и приятным для них результатам. Научение преступному поведению происходит тогда, когда оно подкрепляется более сильно, чем непреступное.

 

Зарубежные криминологические теории (современные)- система многообразных взглядов зарубежных ученых на преступность, ее причины и меры контроля. Анализ современной зарубежной практики воздействия на преступность показывает, что к числу работающих криминологических концепций относятся:

неоклассицизм (теории И. Бентама и П. Фейербаха с незначительными модификациями);

теория уголовной политики Ф. Листа;

психоаналитические концепции преступности;

социобиологическая теория деструктивности;

социологическая теория аномии (развитая на основе концепции Э. Дюркгейма);

концепция контроля преступности (разработанная Э. Сатерлендом на основе положений Э. Дюркгейма);

теория дифференциальной связи (предложенная Э. Сатерлендом и модифицированная его последователями);

виктимологические теории.

Изучение личности преступника- важнейшее направление исследования субъективных предпосылок преступного поведения и причин преступности. К фундаментальным методам изучения личности относятся опрос и наблюдение, промежуточной формой является психологическое тестирование (сочетающее в себе элементы первого и второго).

 

Клиническая криминология- одно из направлений зарубежной криминологии. Ее методологической основой является разработанная Э. Ферри и Р. Горафало концепция опасного состояния человека, суть которой заключалась в том, что преступника надо не карать, а выводить из состояния повышенной склонности к преступлению (и до тех пор пока это не сделано - изолировать).

Наиболее основательно методы клинического воздействия на преступников (реальных и потенциальных) разработал французский криминолог Жан Пинатель. Клиническое воздействие осуществляется последовательно в соответствии со следующими этапами: диагноз, прогноз, перевоспитание.

Количественные и качественные признаки преступности- показатели ее состояния, структуры и динамики. Преступность как явление может быть оценена и даже измерена в определенных количественных и качественных показателях, что очень важно для уяснения сущности этого явления, выявления его внутренних взаимосвязей, зависимости от внешних факторов. Без объективной оценки масштабов преступности невозможно адекватно приготовиться к борьбе с нею и разработать соответствующие меры эффективного воздействия на нее.

 

Коррекция отрицательных качеств личности- нейтрализация склонности к преступлению. Изменение качеств личности - один из мето­дов воздействия на человека и его поведение.

Можно выделить три уровня воздействия на личность:

1) жесткие меры воздействия (лоботомия, таламотомия и другие хирургические приемы изменения структуры мозга; насилие, лишение свободы, убийство);

2) мягкие меры (убеждение, принуждение, стимулирование, упражнение, изменение социальной ситуации развития, организация деятельности);

3) тонкий уровень воздействия (суггестия, биоэнергетическое воздействие, парапсихологические методики и т.п.).

Традиционными методами воздействия на личность являются убеждение, принуждение, упражнение. К комплексным методам относятся изменение социальной ситуации развития личности и организации деятельности.

 

Криминально-криминогенные феномены- негативные социальные явления: алкоголизация, наркомания, проституция, экстремизм, маргинальность. Многие из них являются тревожными симптомами деградации социальной сферы и национальной культуры, падения уровня нравственности и духовности в обществе, утраты людьми адекватных социальных ориентиров и смысла жизни.

Криминогенные качества личности- такие свойства личности, которые повышают вероятность совершения человеком преступления. Качествами личности обычно называют длительно существующие характеристики, проявляющиеся в поведении человека в различных ситуациях.

Криминогенные факторы- социальные явления, обуславливающие пре­ступность. К числу наиболее распространенных факторов, которые можно в той или иной степени наблюдать в любой стране, можно отнести следующие:

социальная дезорганизация, дисгармония (социальная несправедливость, социальное неравенство, общественная разобщенность, межнациональные и межрелигиозные противоречия);

недостатки системы воспитания (семейного, религиозного, школьного, общественного);

низкая эффективность позитивного информационного и идеологического воздействия;

дефекты функционирования системы правоохранительных и пенитенциарных органов.

 

Криминологическая характеристика преступности- раскрытие ее качественных и количественных признаков (состояния, структуры, динамики, характера).

 

Криминология- наука, связанная с юридическим анализом преступности и социологическим ее изучением. Термин «криминология» происходит от латинского слова crimen - преступление, и греческого logos - учение. Дословно - учение о преступлении, а в широком смысле - о преступности.

 

Личность преступника- совокупность криминологически значимых свойств человека, обусловивших совершение им преступления.

Ломброзианство в криминологии- учение о преступнике как особом человеческом типе (отклонении от нормы) и преступности как следствии вырождения. В основу данного учения положены принципы антропологии (науки об эволюции человека и нормальных вариантах его физического строения).

Методика выявления причин и условий преступления- алгоритм, определенная последовательность действий, выполнив которые, человек сможет получить информацию по следующим вопросам: какие криминогенные качества личности обусловили определенное преступление или правонарушение (либо могут привести к преступлению); каковы причины их образования; каковы условия их устойчивости; какие обстоятельства затрудняют правомерное поведение; какие обстоятельства делают возможным совершение преступления (в том числе препятствуют его пресечению).

Исследованию причин и условий преступления предшествует выдвижение соответствующих гипотез (версий). Для этого необходимо знать типичные причины и условия преступлений. Один из вариантов типичных, наиболее распространенных криминогенных обстоятельств оказывается реальной причиной или условием конкретного преступления.

 

Методы криминологических исследований- совокупность приемов изучения преступности, личности преступника, причин преступности и мер воздействия на нее.

 

Мотивация преступного поведения- внутренний процесс возникновения, формирования и осуществления преступного поведения. Мотивация преступного поведения включает следующие элементы: потребность, мотив, цель, выбор путей и способов ее достижения, вероятностное прогнозирование, принятие решения, контроль и коррекцию поведения, анализ совершенного, раскаяние или выбор защитного мотива.

Мотив преступного поведения - внутреннее побуждение к общественно опасному действию. Мотивационная сфера личности - совокупность потенциальных побуждений человека.

 

Правовой подход к анализу преступности- традиционная методология анализа криминального феномена. Сущность правового подхода за­ключается в рассмотрении преступности как собирательного понятия - совокупности или даже системы преступлений. Определяя преступность таким образом, авторы отталкиваются от отдельных преступлений. Вся их совокупность в обществе и образует преступность.

Преступность- основной объект криминологического изучения. Все, что исследует криминология, так или иначе связано с преступностью. Одновременно преступность - главный объект воздействия разрабатываемых криминологией мер. Все выводы криминологии, рекомендации и предложения, вырабатываемые в рамках этой науки, направлены на достижение главной цели - оказание разрушающего воздействия на это общественно опасное явление.

Причинность- это такая связь между явлениями, при которой одно порождает другое. Причинность в криминальной сфере имеет свои особенности: она носит опосредованный (информационный, вероятностный) характер.

 

Радикальные криминологические теории- концепции зарубежных криминологов, полагающих, что без коренных социальных изменений избавиться от преступности невозможно. Ученые, занимающиеся исследованиями в русле радикальной криминологии, исходят из фундаментального теоретического положения о том, что социальная дезорганизация - неотъемлемое свойство социальной системы, без радикального изменения последней ни избавиться от преступности, ни даже уменьшить ее уровень не удастся. Радикальное направление в криминологии развивается тем интенсивнее, чем меньше представители государственных структур прислушиваются к рекомендациям криминологов, чем чаще они на деле отказываются внедрять их предложения в социальную практику. В этих условиях у ученых не остается выбора. Им приходится самим становиться организаторами эффективного воздействия на преступность: организаторами и исполнителями при реализации собственных криминологических концепций.

 

Социальная дезорганизация (аномия)- кризисное состояние общества, для которого характерно отсутствие гармоничности и солидарности, с одной стороны, между отдельными гражданами, с другой - между обществом и государственными структурами. Аномия - состояние общества, при котором социальные механизмы, регулирующие поведение людей либо перестают функционировать вообще, либо функционируют неэффективно.

 

Социологический подход к исследованию преступности - одно из наиболее популярных направлений криминологии. Основная идея социологической криминологии заключается в том, что преступность - это болезнь социума, а преступления - симптомы (признаки) этой болезни. Характер и масштабы преступности не зависят напрямую от воли законодателя: какие деяния запрещены под угрозой уголовной репрессии (криминализация), а какие разрешены. Как свидетельствует история, в законодательной практике возможны и ошибки, и произвол, и лоббирование, и корыстная заинтересованность (конструирование правовой разрушать государственность). Преступность зависит от характера сложившихся в социуме общественных отношений. Ее объективной характеристикой является опасность (в этом смысле количество людей, испытывающих страх оказаться жертвой преступных посягательств, - характеристика преступности куда более объективная, чем число зарегистрированных преступлений).

Стигма- термин, положенный в название одной из популярных зарубежных криминологических теорий. Теория стигмы раскрывает один из важнейших факторов социальной дезорганизации - пороки в области социального реагирования на преступления и правонарушения, негативные аспекты соответствующих традиций и общественного мнения, дефекты социальных механизмов, функционирующих в данной области (органы полиции, правосудия, система исполнения наказания). Стигма в переводе с латинского означает «клеймо». Из истории мы знаем, что клеймение преступников делало их изгоями, и такая мера борьбы с преступностью нередко инициировала новые, самые тяжкие преступления как ответную реакцию на социальное отторжение. Этот факт был общепризнанным, и его брали за аксиому авторы данной теории.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.